Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the problem of communicative competency in educational theory and practice, considers communicative competence, and its components. The essence of «communication skills» and «communicative competency» concepts are analysed through the views of various authors; communicative peculiarities are revealed.

Keywords:
competency, communication, interaction, personality, communication skills, communicative competency.
Text

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан де Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков, и эта тема остается актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основанием для различия является обычно психологическая дистанция между партнерами, это контакт «я – ты».

Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнеру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей. 

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстраненной, и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и ее реализацией повсеместно, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

References

1. Bim I.L. Teoriya i praktika obucheniya nemetskomu yazyku v sredney shkole [Theory and practice of learning the German language in high school]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988, p. 40.

2. Petrovskogo A.V. Kratkiy psikhologicheskiy slovar´ [Short psychological dictionary]. Rostov-na-Donu, Feniks Publ., 1998.

3. Lomov B.F., Surkov E.N. Antitsipatsiya v strukture deyatel´nosti [Anticipation in the structure of activity]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980.

4. Passov E.I. Kommunikativnye metody obucheniya inoyazychnomu govoreniyu [Communicative teaching methods foreign language speaking]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988.

Login or Create
* Forgot password?