Russian Federation
The article reveals the leading provisions of the pedagogical concept of A.S. Makarenko on teaching and educational work with difficult and unsuccessful students, methodological recommendations for teaching and educational work are given.
connection between upbringing methods and methods of education (teaching); system of influence on the child; practical goals of teaching and educational work; the mental state of the student, his personality; parallel pedagogical action; the principle of the perspective of learning
Научные основы учительского опыта А.С. Макаренко ещё глубоко не исследованы, но можно с уверенностью сказать, что приобретенный дореволюционный опыт (1905−1916 гг.) в советский период его деятельности приобрел стройную педагогическую концепцию в колонии им. М. Горького и в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Учебно-воспитательная работа с трудными и неуспевающими учащимися имела у А.С. Макаренко свою методику и технологию. В основе этой методики был положен принцип: максимально активизировать и развивать творческие и познавательные силы учащихся, которые по разным причинам потеряли интерес к учебе.
Рассмотрим наиболее продуктивные рекомендации А.С. Макаренко по ликвидации педагогической запущенности учащихся. Положительное отношение школьников к получению знаний, прежде всего, обеспечивалось:
– созданием правильной системы влияния на ребенка (I);
– постановкой практических целей учебно-воспитательной работы (II);
– при помощи изучения психического состояния школьника и его индивидуальности (III);
–применением параллельного педагогического действия (IV);
–применением принципа перспективности обучения (V).
I. Создание правильной системы влияния на ребенка
Для работы с трудными и неуспевающими учащимися, прежде всего, необходимо создавать правильную систему влияния на ребенка в школе, а через неё – в семье. На правильную систему такого влияния оказывают действия «живого» (человеческого) и «мертвого» (материального) факторов. Любое влияние на ребёнка обязательно должно преследовать определенную учебно-воспитательную цель.
А.С. Макаренко считал, что в неуспеваемости учащихся, прежде всего, виновата среда: семья, школа, общественность, поэтому благополучную систему влияния на детей необходимо решать совместными усилиями.
Пробудить влечение к знаниям, повысить успеваемость, изжить второгодничество помогает авторитет учебного заведения. Внешняя общественная среда оказывает не всегда положительное влияние на ребенка (это касается и СМИ, и Интернета), поэтому первостепенная задача – поднять авторитет школы в глазах самих школьников, их семей и общественности.
Школа должна стать привлекательной и желанной для каждого школьника, а учителя должны осваивать педагогическое мастерство и педагогические технологии. Не случайно А.С. Макаренко добился права самому подбирать персонал, а свои требования к педагогу выражал словами: «Мне нужен в коммуне такой человек, как Весич: умный, умеющий замечательно ладить с ребятами и держать их в руках, много знающий и трудолюбивый» [3, с. 45-47].
Для создания правильной системы влияния на ребенка педагогический коллектив должен придерживаться следующих принципов:
1) вера в «неиспорченность» каждого ребенка и заинтересованность в его судьбе;
2) уважение к личности ученика и высокая требовательность к нему;
3) педагогический оптимизм и проектировка личности;
4) взгляд на воспитанника не как на объект воспитания, а как на полноправного гражданина.
II. Постановка практических целей учебно-воспитательной работы
Начинать учено-воспитательную работу учитель должен с постановки ясной практической цели: «сделать из этого мальчика или девочки настоящего грамотного и культурного человека, умственно развитого, умеющего работать в команде, полезного гражданина, политически образованного и воспитанного, здорового физически и психически. Эту цель учитель-воспитатель никогда не должен забывать.
Сегодня в проектах национальной программы передовых стран цели и задачи образования определяются следующими критериями (параметрами): «три вида здоровья человека: а) физическое, б) психическое, в) социальное (способность работать в команде, уметь одновременно быть разумным и жестким начальником и дисциплинированным подчиненным); два вида интеллекта: а) формально-логический (критическое мышление), б) живой (творческий); потенциал компетентности ("практичности" или социальной ответственности, т.е. способности доводить до конца начатое дело)» [4, с.38].
Подобные критерии мы находим и в целевых установках А.С. Макаренко.
Как видим, в национальных программах передовых зарубежных стран приоритет «знаниевой школы» не является единственным критерием, так как главная установка сделана на всестороннее развитие личности (т.е. «развитие человеческого потенциала и капитала»). К сожалению, в современной российской школе приоритет отдается «знаниевой школе» и, естественно, образуется огромный разрыв между учебной и воспитательной работой.
В основе учебно-воспитательной методики А.С. Макаренко лежит принцип: максимальная активизация и развитие творческих и познавательных сил подростков, особенно к тем учащимся, которые по разным причинам потеряли интерес к учебе.
Воспитание и обучение является единым процессом и подчиняется практическим целям. Поэтому необходимой частью методики учебного процесса на каждом уроке должно стать учение А.С. Макаренко об организации завтрашней радости (радостные перспективы), учение о педагогике параллельного действия, о воспитании чувства ответственности, о детской самодеятельности, о воспитании в коллективе и через коллектив и т.д.
III. Изучение психического состояния школьника, его индивидуальности
А.С. Макаренко и его соратники придерживались педагогической заповеди К.Д. Ушинского о том, что учитель, прежде всего, должен знать ребенка во всех отношениях.
Изучая детей, учитель должен:
– выявить, какие дети не успевают в результате физических дефектов (зрение, слух и др.) и общего замедленного развития;
– знать о перенесших заболеваниях ребенка;
– уметь видеть психически и физически здоровых школьников, к которым можно повысить требования;
– знать личность каждого своего ученика, его индивидуальные особенности, интересы, увлечения, уровень усвоенных им на уроках знаний;
– не подходить к детям как к трудным, социально запущенным и не делить учащихся на способных, средних и «трудных».
Знание индивидуальных особенностей каждого школьника, его психической структуры, внешней среды его жизни и развития в семье позволяет найти верные методы преодолевать психическое сопротивление ребенка (например, нежелание учиться), помогает успешному развитию его творческих способностей и обеспечивает успех школьного обучения и воспитания.
Создавая творческую атмосферу созидания на уроке, поддерживая доброжелательный мажорный тон отношений в классе, учитель улучшает общее психическое состояние школьников.
Каждый педагогический прием должен характеризоваться созданием новой стимулирующей ситуации, которая порождает в отстающем школьнике новые чувства и мысли, заставляет его измениться к лучшему, по-новому взглянуть на неудачи в учебе. Педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы каждый школьник смог под его руководством воспринять, осмыслить и крепко усвоить новые знания. Нельзя недооценивать учебный труд ребёнка, нужно учитывать, что, успешно обучая, учитель и воспитывает гражданина Отечества.
А.С. Макаренко наблюдал у неуспевающих воспитанников тяжелые и опасные проявления характера, вредные привычки, которые, как показала практика, можно было исправить только при помощи крепкого коллектива. Лучшим воздействием на такого воспитанника является не прямое (косвенное) воздействие на него, а через коллектив, т.е. через параллельное педагогическое действие.
IV. Параллельное педагогическое действие
А.С. Макаренко считал, что педагогика должна быть не прямого, а параллельного педагогического действия.
Педагог-воспитатель должен помнить два правила.
Первое правило: учащиеся понимают, что в школе их учат и воспитывают, но они «не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам и тем более не любят, когда с ними бесконечно говорят о пользе воспитания, морализируя каждое замечание».
Второе правило: «Сущность педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников и не выступать на первый план. Воспитатель, бесконечно преследующий воспитанников явно специальными беседами, надоедает воспитанникам и почти всегда вызывает некоторое противодействие» [3, с. 323].
Согласно этим правилам, каждый ученик и каждый педагог-воспитатель (как старший товарищ), являясь членами общешкольного коллектива, борются за авторитет и процветание школы.
Замечая недостатки ребенка и трудности в учебе, педагог-воспитатель должен немедленно помочь ему практическим действием и советом. Но постоянное морализирование опасно, так как это наиболее кустарные педагогические приемы. Педагог должен действовать не в форме прямого обращения к трудному ребенку или к опасной группировке в школе, а создавать параллельную операцию в самом классе. Именно всему классу говорит он об успехах и неудачах, «о пассивности некоторых товарищей, о вредном влиянии группировки». Тем самым мобилизуется внимание всего класса на этой группировке или по какой-нибудь другой проблеме. «Беседа с самими воспитанниками должна принимать форму спора и убеждения не по прямому вопросу (воспитания), а по вопросу о жизни учреждения, о его работе» [3, с.324].
Учитель-воспитатель вместе с классом борется за отличную успеваемость и выступает как заинтересованный член классного коллектива во всех случаях, когда со всеми учащимися отстаивает правильную общественную позицию. Но если класс «сбивается на неправильный путь», учитель-воспитатель ведет борьбу в самом классе, опираясь на лучших его членов и защищая при этом «не свои педагогические позиции, а, прежде всего, интересы воспитанников и всего учреждения».
Такие действия учителя оказывают сильное влияние на неуспевающих и трудных учеников. Отстающий ученик, совершая агрессивный поступок или нарушая общие интересы, в требованиях классного коллектива не видит каких-либо воспитательных целей.
Такое воздействие на учащегося через коллектив воспитывает и сам коллектив. Этот прием параллельного действия является сложной инструментовкой воздействия на личность школьника. Здесь действенно общественное мнение, так как справедливые замечания и требования одноклассников оказывают более сильное воздействие, чем замечания, идущие от учителя. Здесь требуется систематическая работа учителя-воспитателя по организации классного коллектива, забота о его непрерывном развитии и совершенствовании.
V. Принцип перспективности обучения
А.С. Макаренко считал, что такие ценности человека, как красота и сила, определяются по типу его отношения к близкой, средней и дальней перспективе. Хрестоматийными стали слова Антона Семеновича о значении перспективы в воспитании личности: «Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше…» [3, с. 311].
Технология перспективных линий находит своё применение в преподавании учебных предметов. Она должна приносить ребенку радость познания нового. Неслучайно А.С. Макаренко неоднократно повторял: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворить более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга» [3, с. 311].
«Воспитать человека – писал А.С. Макаренко, – значит воспитать у него перспективные пути». Методика этой работы проста:
1) организация новых перспектив;
2) использование уже имеющихся перспектив;
3) постепенная постановка более ценных перспектив.
Сегодня учителю необходимо овладеть технологией перспективности обучения и, прежде всего, пробудить у учащегося радость познания учебного предмета.
Воспитанники А.С. Макаренко не только были увлечены познанием сложных для них предметов, но и видели в этом перспективные пути своей будущей профессии. Бывший коммунар И.Д. Токарев вспоминал:
«Хорошие у нас были учителя. Иногда даже спорил с преподавателями. Изучаем тригонометрию: синус альфа, косинус бета. Начинаем решать задачки − не получается целое число, а, допустим, четыре и три в периоде. Я спрашиваю: что это за наука? Прибавляем, отнимаем, умножаем — всегда целые числа, а тут… Учительница мне: оставайтесь после занятий. Начинает объяснять: "Вот доска. Вы будущий командир. Здесь течёт речка. Вы на этой стороне, противник — на другой. Вам нужно артиллерией поразить эту цель. Какой прицел? Какое расстояние до цели? Вы же не пойдёте измерять расстояние? А с помощью тригонометрии мы измерим это расстояние". Я спрашиваю: "Как же вы измерите?". Она: "Проведём базу на вашей стороне. Теодолитом измерим этот угол и по одной стороне и углу определим расстояние до цели". Тогда я и понял эту науку, тригонометрию. Вечером, уже в темноте, я залез на телеграфный столб, опустил катушку ниток, мы с Мишей замерили расстояние, а днём измерили тень. И всё подтвердилось. Я увлёкся этой наукой. Нам задавали по три задачки из учебника, а я решал все от начала до конца» [1, с.116-117].
Таким образом, опыт А.С. Макаренко доказывает, что успешность учебно-воспитательной работы с трудными и неуспевающими учащимися, прежде всего, обеспечивается созданием правильной системы влияния на ребенка, постановкой ясных практических целей, знанием психического состояния школьника и его индивидуальности, использованием параллельного педагогического действия и закона перспективных линий (принцип перспективности обучения).
1. Vospitanniki A.S. Makarenko. Ivan Tokarev / V.M. Opalihin. - Chelyabinsk: Izd-vo Chelyabinskogo IRPO, 2014. - 313 s.
2. Makarenko A.S. Pedagogicheskie poemy: «Flagi na bashnyah», «Marsh 30 goda», «FD-1» / Sost., vstup. st., primech. S.S. Nevskaya. - Moskva: Izdatel'stvo ITRK, 2013. - 656 s.
3. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya. - Moskva: Pedagogika, 1983-1986.
4. Nevskaya S.S. Vklad M.N. Skatkina, S.T. Shackogo, A.S. Makarenko v razvitie i formirovanie chelovecheskogo i social'nogo kapitala / Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2015. - №6. - S.36-52.