Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
From a discussion point of view, the results of the study and assessment of the prospects for the implementation of 42 initiatives for the strategic development of the Russian Federation until 2030, approved by the Government of the Russian Federation, are presented, united in six blocks, including: the state for citizens, the social sphere, construction, technological breakthrough, digital transformation, ecology. The presented initiatives for the strategic development of the Russian Federation in terms of ensuring sustainable growth in the population of the Russian Federation are analyzed from a critical point of view. Using the universal verbal-digital scale H.D. Harrington assesses the possibilities of achieving the national goal of ensuring sustainable growth in the population of the Russian Federation for the period up to 2030 through the strategic initiatives of the Government of the Russian Federation. Proposals are formulated to improve the effectiveness of the implementation of strategic initiatives of the government in terms of ensuring sustainable growth in the population of the Russian Federation.
assessment of prospects, implementation of strategic initiatives, socio-economic development, 2030, ensuring sustainable growth, the population of the Russian Federation
Введение
Обеспечение эффективного социально-экономического развития Российской Федерации в современных условиях во многом определяется способностью достижения национальных целей развития до 2030 г., определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35], состав которых представлен на рис. 1.
Рис. 1. Структура национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35]
Учитывая неудовлетворительные результаты реализации предыдущего стратегического этапа развития национальной экономики в рамках «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [22], кратко именуемой «Стратегия-2020» [24, 29], а также затяжные и неудачные попытки Правительства РФ сформировать «Стратегию-2030» [3, 28], призванных обеспечить достижение национальных целей, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35], представляет интерес рассмотрение появившегося взамен «Стратегии-2030» Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. [14].
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является оценка перспектив реализации стратегических инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р [14], с позиций возможностей достижения национальных целей, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35] в части обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации.
Методическая база исследований
Методическую базу представленных исследований составили положения Указа Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [35], материалы Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. No 2816-р [14], а также экспертные мнения о стратегических инициативах Правительства РФ, опубликованные в изданиях Ведомости [20], Известия [12], Интерфакс [10], Коммерсант [7], Независимая газета [19], Парламентская газета [36], РБК [13, 18], Smart-lab [21], ТАСС [11], Эксперт [26] и др.
Основное содержание исследований
В связи с тем, что в известных литературных источниках не получила достаточного отражения комплексная оценка эффективности обеспечения стратегическими инициативами Правительства Российской Федерации [14], состав которых приведен на рис. 2, национальных целей, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35], в данной работе решалась указанная задача с учетом ранее проведенных авторских исследований [28, 29, 30, 31, 32, 33] с использованием методов матричного и сопоставительного анализа.
Рис. 2. Состав стратегических инициатив Правительства Российской Федерации [14]
На первом этапе исследований был проведен матричный анализ покрытия блоками стратегических инициатив Q, W, E, R, T, Y (рис. 2) групп национальных целей А, Б, В, Г, Д (рис. 1). Результаты проведения указанного матричного анализа приведены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты матричного анализа покрытия блоками стратегических инициатив групп национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г.
Блоки стратегических инициатив |
Группы национальных целей |
||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
Q |
|
|
|
|
|
W |
|
|
|
|
|
E |
|
|
|
|
|
R |
|
|
|
|
|
T |
|
|
|
|
|
Y |
|
|
|
|
|
Таким образом, на первый взгляд по результатам проведенного матричного анализа (табл. 1) блоки стратегических инициатив Правительства РФ [14] покрывают группы потребностей в достижении национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., определенные Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35].
В то же время для более точной оценки покрытия стратегическими инициативами Правительства РФ (рис. 2) национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. (рис. 1) необходимо провести качественную и количественную оценку по каждой из национальных целей.
В данном рассмотрении подробно остановимся на оценке возможностей достижения с помощью стратегических инициатив Правительства РФ [14] национальных целей группы А − сохранение населения, здоровье и благополучие людей (рис. 1), предварительный анализ по которым был представлен в работе [31], в частности на обеспечении устойчивого роста численности населения Российской Федерации.
На достижение национальной цели обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации (рис. 1) направлен целый ряд стратегических инициатив правительства [14] из группы «социальная сфера», в первую очередь – «Санитарный щит страны», «Первичное звено для каждого» и «Россия − привлекательная для учебы и работы страна» (рис. 2).
С точки зрения качественной оценки перспективы достижения данной цели с помощью предлагаемых стратегических инициатив правительства представляются достаточно низкими.
Конечно, формально можно говорить о том, что сокращение численности населения России в последние годы связано с пандемией коронавируса (рис. 3) [6] и в этой связи можно ожидать, что в ближайшие годы ситуация вновь стабилизируется.
Рис. 3. Динамика численности населения России по годам [5]
Но, как было показано в ранее проведенных исследованиях [31], развал СССР (термин «развал» представляется более точным, чем термин «распад»), целенаправленно осуществляемый на протяжении длительного времени, а интенсивно проводимый со второй половины 1980-х годов, привел к тому, что в 1998 г. естественный прирост населения в Российской Федерации перешел из области положительных значений в область отрицательных (рис. 4) [23]. При этом если в 2012 г. естественный прирост населения в Российской Федерации вернулся в область нулевых значений (рис. 4) [23], то в 2016 г. он вновь ушел в область отрицательных значений (рис. 4) [23], где и находится по настоящее время причем со все более ухудшающимися показателями [2].
Рис. 4. Динамика естественного прироста населения России с 1950-го по 2019-й год по данным Росстата [23]
Так, по оценкам Росстата число россиян за 2021−2022 гг. сократится на 1 млн чел. за счет ускорения вдвое убыли населения и роста смертности на 18,5%. При этом натурализация мигрантов лишь на 31,4% восполнит естественную убыль населения страны [17].
Кроме того, согласно прогнозным данным Росстата до 2035 г. [6], даже при среднем варианте прогноза, рассматриваемом в качестве реалистического сценария (рис. 5) [6], естественная убыль населения (с ожидаемым максимумом потерь населения в 2026−2027 гг.) не будет покрываться миграционным приростом (с ожидаемым максимумом прироста мигрантов в 2035 г.), сохраняя общую убыль населения на всем интервале прогнозирования (с ожидаемым максимумом потерь населения в 2026−2027 гг.) со средним темпом потерь − минус 268,05 тыс. чел. в год (рис. 6) [6].
Рис. 5. Средний (реалистичный) вариант прогноза Росстата по динамике изменения численности населения России в период с 2021 по 2035 г. [6]
Рис. 6. Высокий, средний и низкий варианты прогноза Росстата по динамике численности населения России в период с 2021 по 2035 г. [6]
Пока же реализуется скорее низкий (пессимистичный) вариант прогноза по динамике изменения численности населения России в период с 2021 по 2035 г., при котором естественная убыль населения никоим образом не покрывается миграционным приростом (рис. 7) [6], демонстрируя общую убыль населения на всем интервале прогнозирования со средним темпом потерь − минус 833,77 тыс. чел. в год (рис. 6) [6].
Рис. 7. Низкий (пессимистичный) вариант прогноза Росстата по динамике изменения численности населения России в период с 2021 по 2035 г. [6]
Согласно прогнозным данным Росстата до 2035 г. [6], только при высоком (оптимистичном) сценарии ожидается рост населения со средним темпом 201,36 тыс. чел. в год (рис. 6) [6]. Но и при этом варианте прогноза общий прирост населения будет обеспечиваться исключительно миграционным приростом, покрывающим естественную убыль населения (рис. 8) [6].
Рис. 8. Высокий (оптимистичный) вариант прогноза Росстата по динамике изменения численности населения России в период с 2021 по 2035 г. [6]
Таким образом, даже ориентируясь на высокий вариант прогноза динамики изменения численности населения России (рис. 8), правительство, в первую очередь, ориентируется на покрытие естественной убыли коренного населения миграционным приростом, о чем, собственно, свидетельствуют и изменения в национальном законодательстве, например [37], а также включение в перечень стратегических инициатив правительства [14] проекта «Россия − привлекательная для учебы и работы страна» (рис. 2).
Учитывая, что, согласно данным ООН, Российская Федерация в международном рейтинге темпов роста населения занимает 185-е место в мире из 216-ти стран, охваченных рейтингом [5], можно заключить, что потенциал роста численности населения России за счет мигрантов из стран с еще более худшими социально-экономическими показателями явно невелик. Это, с одной стороны.
С другой стороны, масштабный приток мигрантов в Россию (равно как и в любую другую страну – прим. автора) имеет помимо позитивных и негативные последствия, и по оценкам Секретаря Совета безопасности России «может привести к росту преступности, этнических конфликтов и к массовым беспорядкам» [15].
Если анализировать возможности достижения национальной цели обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации (рис. 1) за счет стратегических инициатив правительства «Санитарный щит страны» и «Первичное звено для каждого» (рис. 2), содержание которых представлено на рис. 9 [25], то можно заключить следующее.
Рис. 9. Основное содержание стратегических инициатив правительства «Санитарный щит страны» и «Первичное звено для каждого» [25]
Во-первых, необходимо обратить внимание на отрицательную динамику процессов развития здравоохранения, пример результатов «оптимизации» которого за период с 2004 по 2020 г. приведен на рис. 10 [8] и рис. 11 [8].
Рис. 10. Динамика числа больничных организаций в России в период с 2004 по 2020 г. [8]
Рис. 11. Динамика больничных коек в России в период с 2004 по 2020 г. [8]
Во-вторых, обращаясь к ранее проведенным оценкам процессов развития здравоохранения в России [27], следует сделать акцент на том, что в России за последние 30 лет, согласно данным Росстата [9], число больничных организаций сократилось в 2,5 раза, а число больничных коек в 1,75 раза.
Также показательной является зеркальная зависимость роста заболеваемости населения России в допандемийный период (рис. 12) [9] по мере сокращения числа больничных организаций в России (рис. 13) [9], выявленная на предыдущих этапах исследований [27].
Рис. 12. Рост заболеваемости населения России в период с 2000 по 2018 г. [9]
Рис. 13. Сокращение числа больничных организаций в России за период с 2000 по 2018 г. [9]
В этой связи невозможно себе представить, что создание «санитарного щита страны», который по заявлению зампреда правительства Т. Голиковой предполагает создание к 2024 г. 15-ти лабораторий, «где будет осуществляться работа с вирусами и бактериями, приводящими к летальному исходу» против 3-х лабораторий, существующих сегодня [4], сможет радикально изменить положение дел в здравоохранении страны, а тем более позитивно повлиять на обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации.
Еще меньше оптимизма вызывает ожидаемый эффект от реализации в рамках стратегических инициатив правительства проекта «Первичное звено для каждого» (рис. 9).
Анализируя сегодняшнее состояние дел в здравоохранении [27], а также растущие объемы той отчетности, которую приходится сегодня заполнять медицинским работникам (в первую очередь, врачам), можно ожидать, что этот проект безбумажного офиса в медицине так и останется на бумаге. И уж тем более проект «Первичное звено для каждого» (рис. 2) не сможет позитивно повлиять на обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации (рис. 1).
В целом, с учетом ранее проведенных исследований [31], приходится констатировать, что для обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации, в первую очередь, необходимо обеспечить высокий (выше среднемирового) и одновременно устойчивый темп роста экономики страны.
В качестве индикатора текущего уровня экономического развития страны в данном рассмотрении можно использовать уровень валового национального дохода на душу населения, по которому Россия, согласно данным Всемирного Банка, занимает сегодня 69-е место в мире [1], со значением ниже среднемирового уровня ($ 10 690 против $ 11 057).
Обсуждение результатов и выводы
Таким образом, проведенный анализ возможностей достижения национальной цели обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации на период до 2030 г. за счет стратегических инициатив правительства из группы «социальная сфера», в первую очередь, за счет проектов «Санитарный щит страны», «Первичное звено для каждого» и «Россия − привлекательная для учебы и работы страна», показал, что вероятнее всего обеспечение достижения указанной национальной цели будет связано с реализацией проекта «Россия − привлекательная для учебы и работы страна», предполагающего компенсацию естественную убыль коренного населения миграционным приростом, призванным обеспечить общий прирост населения в рассматриваемый период.
Для обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации, в первую очередь, необходимо обеспечить высокий (выше среднемирового) и одновременно устойчивый темп роста экономики страны, чему в стратегических инициативах Правительства РФ [14] уделено недостаточно внимания.
Проведенная оценка возможностей достижения национальной цели обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации на период до 2030 г. за счет стратегических инициатив правительства, проведенная с использованием таблицы коэффициентов Х.Д. Харрингтона [34], соответствует очень низкому уровню реализуемости (вероятность достижения цели – менее 0,2).
1. Gross National Income. https://gtmarket.ru/ratings/gross-national-income-ranking (data obrascheniya 01.12.2021)
2. Artem'ev M. Na grani katastrofy: pochemu Rossiya snova teryaet naselenie? https://www.forbes.ru/obshchestvo/379483-na-grani-katastrofy-pochemu-rossiya-snova-teryaet-naselenie (data obrascheniya 01.12.2021)
3. Vederina E. Ekonomisty raskritikovali novuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/05/13/869660-ekonomisti-raskritikovali (data obrascheniya 01.12.2021)
4. Golikova raskryla podrobnosti proekta «sanitarnyy schit» v Rossii. https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/09/03/885108-golikova-raskrila-podrobnosti-proekta-sanitarnii-schit (data obrascheniya 01.12.2021)
5. Gumanitarnyy portal. https://gtmarket.ru/ (data obrascheniya 01.12.2021)
6. Demografiya https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (data obrascheniya 01.12.2021)
7. Zabeg po napravlyayuschim. https://www.kommersant.ru/doc/5020038 (data obrascheniya 01.12.2021)
8. Zdravoohranenie. https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (data obrascheniya 01.12.2021)
9. Zdravoohranenie. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. https://rosstat.gov.ru/folder/13721?print=1 (data obrascheniya 01.12.2021)
10. Kabmin utverdil 42 iniciativy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii. https://www.interfax.ru/business/795846 (data obrascheniya 01.12.2021)
11. Kabmin utverdil 42 strategicheskie iniciativy razvitiya Rossii. https://tass.ru/ekonomika/12602127 (data obrascheniya 01.12.2021)
12. Minek sformiroval perechen' iniciativ dlya frontal'noy strategii. https://iz.ru/1175661/2021-06-08/minek-sformiroval-perechen-initciativ-dlia-frontalnoi-strategii (data obrascheniya 01.12.2021)
13. Novye iniciativy pravitel'stva - ot gennoy terapii do bespilotnyh mashin. https://www.rbc.ru/economics/07/10/2021/615ed54e9a79474410dea55e (data obrascheniya 01.12.2021)
14. Perechen' iniciativ social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 goda. Utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 6 oktyabrya 2021 g. № 2816-r. http://government.ru/docs/43451/ (data obrascheniya 01.12.2021)
15. Patrushev zayavil ob ugroze rosta prestupnosti iz-za pritoka trudovyh migrantov. https://russian.rt.com/russia/news/922009-patrushev-prestupnost-trudovye-migranty?utm_medium=referral&utm_source=infox.sg&utm_campaign=exchange (data obrascheniya 01.12.2021)
16. Perechen' iniciativ social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 goda. Utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 6 oktyabrya 2021 g. No 2816-r. http://government.ru/docs/43451/ (data obrascheniya 01.12.2021)
17. Pravitel'stvo zhdet, chto naselenie Rossii sokratitsya na 1 mln chelovek k koncu 2022 goda. https://kapital-rus.ru/articles/article/pravitelstvo_jdet_chto_naselenie_rossii_sokratitsya_na_1_mln_chelovek_k_kon/?nw=1634293990000 (data obrascheniya 01.12.2021)
18. Pravitel'stvo obnarodovalo strategicheskie iniciativy za ₽4,6 trln. https://www.rbc.ru/economics/07/10/2021/615ec97e9a79473dd7bf8c24 (data obrascheniya 01.12.2021)
19. Pravitel'stvo ob'yavilo novyy spisok svoih iniciativ. Obilie strategicheskih planov poka ne uluchshaet kachestvo zhizni. https://www.ng.ru/economics/2021-10-11/1_8274_government.html (data obrascheniya 01.12.2021)
20. Pravitel'stvo raspredelilo pervye den'gi na strategicheskie iniciativy. https://www.vedomosti.ru/press_releases/2021/11/29/pravitelstvo-raspredelilo-pervie-dengi-na-strategicheskie-initsiativi (data obrascheniya 01.12.2021)
21. Razobral vse 42 strategicheskie iniciativy, kuda Pravitel'stvo RF vlozhit 4,6 trln rub. v blizhayshie 10 let. https://smart-lab.ru/blog/730620.php (data obrascheniya 01.12.2021)
22. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018)
23. Rozhdaemost', smertnost' i estestvennyy prirost naseleniya v Rossii po godam (Tablica). https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/784-rozhdaemost-smertnost#hcq=Rz1STzs (data obrascheniya 01.12.2021)
24. Strana nesbyvshihsya programm: Pochemu provalilas' Strategiya-2020? https://www.kp.ru/daily/27053.7/4119288/ (data obrascheniya 01.12.2021)
25. Strategicheskie iniciativy. http://static.government.ru/media/files/zysfY960208YoOGVHbs7fscvLyNwU5tT.pdf (data obrascheniya 01.12.2021)
26. Strategiya 2030: kak ni sadis'… https://expert.ru/2021/05/17/strategiya-2030-kak-ni-sadis/ (data obrascheniya 01.12.2021)
27. Tebekin A.V. Analiz problem razvitiya naselennyh punktov rossiyskoy federacii. // Teoreticheskaya ekonomika. − 2021. − № 6 (78). − S. 82-93.
28. Tebekin A.V. Vzglyad "vpered" kak osnova strategicheskogo razvitiya nacional'noy ekonomiki. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2021. − T. 7. − № 3. − S. 3-11.
29. Tebekin A.V. Vzglyad "nazad" kak fundament strategicheskogo razvitiya upravlyaemyh social'no-ekonomicheskih sistem. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2021. − № 2 (54). − S. 123-137.
30. Tebekin A.V. Vzglyad "sverhu" na razrabatyvaemuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya nacional'noy ekonomiki. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 4. − S. 11-20.
31. Tebekin A.V. Vzglyad "snizu" na razrabatyvaemuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 g. v chasti perspektiv dostizheniya nacional'noy celi "sohranenie naseleniya, zdorov'e i blagopoluchie lyudey". // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2021. − T. 7. − № 3. − S. 3-21.
32. Tebekin A.V. Integral'nyy vzglyad na formirovanie strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 goda. // Teoreticheskaya ekonomika. − 2021. − № 10. − S. 13-26.
33. Tebekin A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Horeva A.V. Vzglyad "snizu" na razrabatyvaemuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 g. v chasti perspektiv dostizheniya nacional'noy celi "dostoynyy, effektivnyy trud i uspeshnoe predprinimatel'stvo". // Epomen. − 2021. − № 59. − S. 72-92.
34. Tebekin A.V. Upravlenie kachestvom: uchebnik dlya vuzov / A. V. Tebekin. - 2-e izd., pererab. i dop. − Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020. − 410 s.
35. Ukaz Prezidenta Rossii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 “O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda”. http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (data obrascheniya 01.12.2021)
36. Utverzhden spisok iniciativ social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii do 2030 goda. https://www.pnp.ru/politics/kabmin-utverdil-spisok-iniciativ-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-do-2030-goda.html (data obrascheniya 01.12.2021)
37. Federal'nyy zakon "O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "O grazhdanstve Rossiyskoy Federacii" v chasti uproscheniya procedury priema v grazhdanstvo Rossiyskoy Federacii inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva" ot 24.04.2020 N 134-FZ (poslednyaya redakciya) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351146/ (data obrascheniya 01.12.2021)