SOURCES AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE EMERGENCE OF PUBLIC OPINION ABOUT POLICE OFFICERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the criteria for evaluating the society of police actions. Police officers take an active part in ensuring the security of the individual, society as a whole, and the state, performing difficult tasks in various parts of the country. Evaluation of the activities of police officers is manifested in public opinion, which is laid down and formed in childhood. The formation of public opinion occurs as a result of its development both in the social framework as a whole and in certain communities: social, regional, professional, political and others. The process of forming public opinion consists of three main stages: the origin, the direct formation, as well as the functioning of public opinion. It is necessary to build new programs based on the analysis of the results of the activities of previous years, develop methods that will help to increase the level of trust of citizens in police officers, point out the most problematic aspects of police activity, improve the quality of its activities. The relevance of this topic is primarily due to the fact that the assessment of the activities of police officers is manifested in public opinion, which is laid and formed in childhood. Scientific and educational literature does not contain data on how exactly the emergence of public opinion in the child's mind about the activities of law enforcement agencies occurs, therefore this work is an important stage in the study of the evaluation of the activities of police officers. Ideas about the level of protection of society from crimes, as well as the level of trust of citizens towards employees of internal affairs bodies is determined primarily by their interaction in the process of resolving various situations, depending on the damage caused, as well as the quality of assistance provided by the police. All this requires high moral training, effective communication with colleagues, as well as citizens in various situations.

Keywords:
society, public opinion, police, police actions, childhood, adolescence, social group
Text

Мнение членов общественного пространства как в прошлом, так и в текущем периоде, имеет весомое значение при оценивании деятельности сотрудников полиции. Основная функция и цель деятельности полиции обеспечение безопасности и сохранности как общества, так и конкретной личности. Сотрудники полиции ежедневно несут службу и поддерживают общественный порядок, охраняют частную собственность граждан, ведут превентивную работу. Конечно полиция коммуницирует не только с законопослушными гражданами, но и с криминальными элементами общества. Как демонстрирует отечественный и зарубежный опыт [3-5], наиболее важным фактором в работе полиции является степень восприятия обществом. Впечатление, которое полиция производит на людей, можно характеризовать, как оценка, которую полиция может получить от членов социума. Эта оценка может быть положительной и может помогать полиции при осуществлении ее деятельности, а может оказаться негативной. Тогда общество не будет иметь доверия к полиции. Этот кредит доверия является очень весомым в службе полицейских. В зарубежных источниках существует мнение, что полиция является другом, и любое незаконное действие должно быть заявлено в полиции.    Само собой оценка, предоставленная обществом, может отличаться в зависимости от субъекта.

Актуальность данной темы заключается в оценке действий и образа полицейского, которая складывается с раннего детства. Научная и учебная литература не содержит данных о том, как именно происходит зарождение общественного мнения в сознании ребенка о деятельности правоохранительных органов, поэтому данная работа является важным этапом в исследовании оценки деятельности сотрудников полиции.

Представления об уровне защищенности общества от преступлений, а также уровень доверительного отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел определяется, прежде всего, при их взаимодействии в процессе разрешения различных ситуаций, в зависимости от нанесенного ущерба, а также качества оказания помощи полицейскими. Все это требует высокой моральной подготовки, эффективного общения с коллегами, а также гражданами в различных ситуациях.

Общественное мнение вызывало интерес еще в Античности. Интерпретации данного понятия можно встретить уже в работах Платона, Аристотеля, Сократа и других философов. Именно они делали первые попытки осознания роли данного понятия, а также в жизни всего общества. В процессе исторического развития общественное мнение рассматривалось по отношению к вопросам власти и определяется возможной социальной силой, выражающей общие блага, а также и как маловажные суждения народа, как толпы. В настоящее время Российские исследователи рассматривают феномен общественного мнения в процессе его функционирования в обществе, а также взаимодействие с социальными институтами.  Процесс построения общественной оценки происходит в результате ее развития как в общественных рамках в целом, так и в определенных общностях: социальной, региональной, профессиональной, политической и других. Исходя из этого можно делать соответствующие выводы об общественном мнении как мнении, например, целой страны, а также его части: жителей определенного района, представителей одной профессии и т.д. Так, составляющие части групп высказывают свое мнение относительно каких-либо вопросов, в результате чего образуется большинство голосов.  Исходя из этих результатов можно говорить о единодушии, плюрализме, ряде несовпадающих точек зрения общества. Источником, основой формирования общественного мнения может выступать форма общественного опыта, научное знание, средства массовой информации, пропаганда. Каждый из перечисленных источников по-своему может оказывать воздействие на интересы социального развития, формируя реальные или иллюзорные взгляды.

Процесс формирования общественного мнения состоит из трех основных этапов: зарождения, непосредственного формирования, а также функционирования общественного мнения. Для первого характерно возникновение источника формирования и интереса в какой-либо области общественной жизни, к какому-либо явлению или процессу. Образуется определенная группа, проявляющая общий интерес и происходит оценка выбранного объекта. Ее представители стремятся к получению 0знаний об интересующего источника информации. На втором этапе происходит непосредственное формирование общественного мнения, в ходе которого субъектами общественных отношений производится обмен полученных мнений. Для третьего этапа характерен переход мнений общества в оценку какого-либо явления, что образует суждение большинства людей. Субъекты общественных отношений используют полученные знания, переходя от словесной к поведенческой форме действий.

Особой областью психологических знаний является возрастная психология. В процессе рассмотрения развития ребенка возможно определить характеристику определенных возрастных периодов, устанавливая взаимосвязь между понятиями «возраст» и «детство» [1-2]. Возрастным периодом признается цикл в развитии ребенка, который имеет определенную структуру и динамику. Следует учитывать, что бывают случаи, когда хронологический возраст человека, указанный в официальных документах, не совпадает с его психологическим возрастом. Младший школьный возраст относится к вершине детского развития человека, на котором еще сохраняются наивность, легкомыслие. Однако непосредственность поведения утрачивает свою значимость, образуется новая логика мышления, появляются новые интересы и ценности. Момент времени, когда ребенок начинает ходить в школу, является для него кризисным. Такой перелом может проявляться в возрасте от 6 до 8 лет, что связано с субъективными изменениями жизненной ситуации. Для данного периода большое значение имеет социальная среда развития, которая должна сопровождаться стабильными отношениями в окружающей среде. Как считает отечественный психолог  Лидия Ильинична  Божович, а также ряд других исследователей, кризис 7 лет является периодом рождения у ребенка социального «Я». Изменения в самосознании приводят к переоценке ценностей человека. Приходят на смену старым новые мотивы, интересы. Более важным становится деятельность, связанная с обучением, игровые виды оказываются менее важными. В связи с этим происходят глубокие изменения в переживаниях человека, образующие устойчивость аффективных комплексов.

Дифференциацию внутренней и внешней жизни человека в данном возрасте связывают с изменением в структуре его поведения. Тот интеллектуальный момент, который позволяет ребенку адекватно оценивать поступки с учетом последующих результатов и последствий. Также данный момент является и эмоциональным, в ходе которого устанавливается личностный смысл действия. Смысловая ориентировка становится наиболее важной, исключает детскую импульсивность в поведении ребенка. Именно поэтому теряется детская непосредственность, ребенок действует, скрывая свои переживания, эмоции, пытается скрыть это от других.

Таким образом, вступая в школьную жизнь, ребенком приобретается собственная внутренняя позиция, совершенствуется теоретическое мышление, происходит получение большого количества новых знаний и умений, что является необходимой базой для их дальнейшего обучения. В данный период жизни ребенка происходит влияние на его внутренний мир со стороны учебной деятельности, а также со стороны социального взаимодействия.

В настоящее время с целью оценки эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов используют метод опроса, заключающийся в установлении общественной позиции относительно вопроса о доверии граждан к представителям данной профессии. Для того, чтобы рассмотреть данный вопрос, обратимся к данным исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который является основополагающим исследовательским институтом в сфере социальных, политических и маркетинговых опросов. В целях изучения общественного мнения о работе сотрудников полиции, 9 ноября 2021 года ВЦИОМ предоставляет результаты проведенного исследования, приуроченного к Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.  Согласно полученным данным, 67 % россиян выражают к сотрудникам полиции свое доверие. Увеличилось количество граждан, указывающих на положительную оценку полиции в своем регионе, что составляет 46 %, что почти в два раза выше прошлогоднего показателя (в 2016 году - 24 %). Общественное мнение об образе полицейского в настоящее время такое: сотрудник полиции – опрятен (на что указывает 77 % жителей нашей страны), вежлив в общении (по мнению 66 % населения), дружелюбен (66 %), порядочен (65 %), храбр (65 %), компетентен (64 %), а также готов к оказанию необходимой помощи (64 %). Данные показатели значительно увеличились в сравнении с предыдущими исследованиями. Уровень готовности оказания помощи сотрудникам полиции в случае необходимости, также высок, и составляет 90 % в случае пояснений подробностей происшествия, очевидцами которого они стали и 74 % россиян не отказались бы от участия в следственных действиях в качестве понятых.

Как отмечает  ВЦИОМ, в деятельности МВД 2021 год является наиболее значимым. Резкий рост доверия к сотрудникам, постепенное улучшение представления о полицейских, говорит о качественных изменениях в работе правоохранительных органов. Общество утверждает, что полиция стала гораздо ближе к народу, уровень их взаимодействия превысил все ранее полученные результаты. В системе МВД также проводятся исследования, касающиеся вопросов оценки деятельности полиции. Так, Всероссийским научно-исследовательским институтом МВД России был произведен анализ общественного мнения в 85 субъектах России во втором и четвертом квартале 2020 года. В данном опросе принимало участие 94 000 россиян. Граждане Российской Федерации считают, что их безопасность и интересы достойно защищаются сотрудниками полиции. В целом по России такой показатель достиг 38,6 %. В области защиты прав граждан эффективной деятельность полиции считает 37 % граждан страны.

Анализируя полученные данные, можно с уверенностью утверждать, что главным итогом изучения общественного мнения на настоящий момент, является то, что уровень доверия граждан к полиции в обществе в последние годы практически достигает 50 %. Качеством работы сотрудников полиции довольно более двух третей россиян. Можно утверждать о положительных тенденциях, которые стоит не только поддерживать на таком высоком уровне, а также стараться улучшать качество, эффективность деятельности сотрудников правоохранительных органов, с учетом статистических данных прошлых лет. Необходимо на основе анализа результатов деятельности прошлых лет выстраивать новые программы, разрабатывать методики, которые будут способствовать повышению уровня доверия граждан к сотрудникам полиции, указывать на наиболее проблемные моменты деятельности полицейских, улучшат качество ее деятельности.

References

1. Venger A.L. Psihologicheskoe konsul'tirovanie i diagnostika. Prakticheskoe rukovodstvo. Chast' 1. [Psychological counseling and diagnostics. Practical guide. Part 1. ] . M.: Genezis Publ., 2001. - p. 60. (in Russia)

2. Rean A.A. Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti [Human psychology from birth to death]. - Sankt-Peterburg. 2000. (in Russia)

3. Bashlueva N.N. Vliyanie osobennostey motivacii formirovaniya mirovozzreniya na uroven' ego razvitiya u kursantov i studentov.// Formirovanie nravstvenno - mirovozzrencheskih tradiciy u kursantov vysshih obrazovatel'nyh uchrezhdeniy. Materialy nauchno-teoreticheskoy konferencii 28 aprelya 2011 [Formation of moral and ideological traditions among cadets of higher educational institutions. Materials of the scientific and theoretical conference on April 28, 2011] - Ruza: Moskovskiy oblastnoy filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2011. PP. 63-66. (in Russia)

4. Bashlueva, M.A. Suschnost', struktura i soderzhanie processa podgotovki kursantov vuzov MVD Rossii k pedagogicheskoy profilaktike narkoticheskogo povedeniya/ M.A. Bashlueva, F.K. Zinnurov // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire [World of education - education in the world]. - 2017. - № 4 (68). - PP. 162-168. (in Russia)

5. Maltseva T.V., Kutepova M.V. The identity of the perpetrator: the psychological aspect - Ruza, 2014. (in Russia)

Reviews
1. Sources and theoretical foundations for the emergence of public opinion about police officers Authors: Gorach Nikolay


Login or Create
* Forgot password?