from 01.01.2021 until now
Russian Federation
VAC 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
OKSO 40.04.01 Юриспруденция
BBK 67 Право. Юридические науки
BBK 60 Общественные науки в целом
BISAC LAW000000 General
in this article, the author examines the nature of the constitutional human right to health protection through its philosophical and legal interpretation. In this study, the consideration is carried out from the point of view of the concepts of natural law and historical materialism. As a result of the conducted research, the author comes to the conclusion that the human right to health protection has a materialistic nature, arises and exists as a result of the need for the ruling class to regulate public relations related to health protection by expressing its will in the law.
the right to health protection, health, natural rights, historical materialism, the nature of law
Вопрос анализа философско-правового понимания природы конституционного права на охрану здоровья проявляет свою особую значимость в период распространения новой короновирусной инфекции. При этом, в начале мировой пандемии наиболее важными являлись вопросы, касающиеся более узкого права – права на медицинскую помощь. В настоящее время, после устранения непосредственной угрозы человечеству в целом, и жизням людей в частности, вопрос о более широком праве – праве на охрану здоровья выходит на первый план.
Право на охрану здоровья закреплено в конституциях ряда стран во всем мире, например, России [1], Албании, Македонии, Словении [2], Италии [3], и многих других.
В связи с вышеизложенным, наиболее актуальным становится вопрос философско-правового понимания природы конституционного права на охрану здоровья, как составной части общего понимания данного субъективного права.
При этом стоит учесть, что на сегодняшний день, в правовой науке отсутствуют работы в должной степени раскрывающие тему настоящего исследования.
Понимание природы определенного субъективного права в каком-либо аспекте невозможно без понимания его понятия, то есть того, что оно под собор подразумевает и что в себе содержит.
На наш взгляд, в российском законодательстве, а именно в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [4] (далее – ФЗ № 323), даны достаточно полные определения понятий здоровье и охрана здоровья. Согласно ФЗ № 323, здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
В соответствии с тем же ФЗ № 323, охрана здоровья – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Мы считаем, что исследование природы права на охрану здоровья стоит начать с рассмотрения ее с точки зрения концепции естественного права. Как и любое основополагающее субъективное право, например, право на жизнь, право на свободу и т.д., природа права на охрану здоровья подлежит естественно-правовой оценке.
С позиции естественного права размышление на тему природы права на охрану здоровья является достаточно интересным. Для начала стоит сказать, что с данной точки зрения, право на охрану здоровья можно охарактеризовать, как право неотъемлемое, в силу того, что из самой природы человека следует необходимость иметь здоровье, как минимум в том его смысле, в котором оно изложено в ФЗ № 323. При этом, положения естественного права в данном вопросе не отрицаются тем фактом, что в настоящее время примера действительно полноценного здоровья, то есть отсутствия у человека какого-либо заболевания, в мире не существует. Это объясняется тем, что концепция естественного права не предполагает соблюдения естественных прав как таковых в полном объеме. Наоборот, содержание концепции указывает на внутреннее стремление каждого человека к реализации своих естественных прав в максимально возможном объеме, вне зависимости от социальных, экономических и других общественных институтов, а именно в силу своего природного начала.
В данном аспекте исследуемого вопроса также примечательно то, что нельзя говорить о природе человека и природе в целом, как о детерминантах возникновения и развития права на охрану здоровья. Сторонники естественно-правовой концепции отмечают, что законы природы не есть порождение человеческой воли, они объективны. В то же время, вполне понятно и ясно, что за весь период, по крайней мере известной человеческой истории, понимание природы и взгляды на нее менялись неоднократно и соответственно эпохе исторического развития [5]. В эпоху античности, в частности в греческой цивилизации, под природой понимался весь космос как таковой, вселенная целиком. В более поздний период средневековья, с началом распространения и популяризации христианского учения, под природой стало подразумевается божественной провидение. В этот период, под объективными законами природы понимали законы божьи [6].
Таким образом, понимание объективных прав природы, к числу которых, с точки зрения концепции естественного права, стоит относить и право на охрану здоровья, становится в зависимость от исторического этапа развития общества, от действующих в этот период в обществе воззрений относительно объективной природы прав человека.
В результате рассмотрения вопроса о философско-правовом осмыслении природы права человека на охрану здоровья с позиции концепции естественного права и сделанных в соответствии с этим выводом, представляется необходимым рассмотреть названный вопрос с точки зрения исторического материализма, как концепции, базирующейся как раз на сменяется общественных формаций, а соответственно и общественных воззрений, о которых упоминалось ранее.
С точки зрения исторического материализма право на охрану здоровья, как субъективное право человека, является продуктом деятельности общества, а не естественным природным стремлением личности. При этом, стоит отметить, что исторически обусловленное изменение взглядов человечества, относительно сущности природы в целом и природы человека в частности, с точки зрения исторического материализма, только подтверждает верность подхода, выбранного для изучения, поставленного в настоящем исследовании вопроса.
Мы склонны считать, что возникновение права на охрану здоровья обусловлено сменой общественно-экономических формаций, а именно переходом от феодализма к капиталистической форме организации общества. Исторически обусловленное нивелирование земли как фактора производства, и рост класса капиталистов, сыграли главную роль в создании образа жизни людей, при котором на них воздействовали вредные факторы труда и окружающей среды. В итоге, смена общественно-экономических формаций, стала причиной возникновения такой угрозы для здоровья человека, какой в более ранние этапы исторического развития человечества не существовало.
Известно, что право возникло и существует как средство урегулирования наиболее важных общественных отношений. В виду этого, логичной реакцией на увеличивающуюся угрозу для здоровья человека, стала потребность общества в создании правовых институтов, предоставляющих охрану здоровья человека.
С точки зрения исторического материализма, право – это возведенная в закон воля господствующего класса [7]. Развитие и популяризация социалистических идей способствовали становлению и продвижению идеи признания и нормативного закрепления права человека на охрану здоровья. При этом стоит пояснить, почему до популяризации идей социализма, признание права на охрану здоровья как высшей ценности не имело своего развития. В данном случае, мы выделяем две основные причины. Одна из таких причин уже была описана в настоящем исследовании, это воздействие вредных факторов окружающей среды и труда на здоровье человека. Такое воздействие появилось в силу преимущественно экстенсивного развития промышленного производства, при котором капиталист-собственник, делал выбор в пользу снижения издержек для максимизации прибыли, пренебрегая при этом безопасностью труда и нейтрализацией вредных отходов производства.
Второй причиной мы выделяем наличие у правящего класса (феодалов и иных привилегированных классов в феодальный период и владельцев капитала в капиталистический) средств для самостоятельного формирования такой окружающей среды, в которой риск для здоровья минимален. Также, у названных классов имелась возможность обратиться за квалифицированной медицинской помощью, являющейся составным элементом охраны здоровья, в случае, если состояние здоровья ухудшалось или возникала угроза такого ухудшения. Вышеназванное свидетельствует о локальном характере разрешения общественных проблем, связанных с охраной здоровья, что в свою очередь, являлось недостаточным для формирования соответствующей воли господствующего класса. Отсутствие сформированной воли явилось базисом для отсутствия необходимости возведения права на охрану здоровья в закон.
Таким образом, анализируя все вышеназванное в рамках настоящего исследования, можно прийти к выводу о том, что конституционное право на охрану здоровья с позиции философско-правового осмысления имеет материалистическую природу. Право на охрану здоровья является позитивным и возникает только тогда, когда общественные отношения, связанные с влиянием окружающей среды и воздействием ряда других вредных факторов, обостряются до тех пор, пока в интересы правящего класса не войдет необходимость в создании нормативных механизмов, позволяющих обеспечить соответствующую охрану здоровья человека.
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru / (accessed: 09/15/2021);
2. Simkina Irina Viktorovna. Constitutional regulation of the right to health protection and medical care in Southern Europe // Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University. 2016. No.2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-regulirovanie-prava-na-ohranu-zdorovya-i-meditsinskuyu-pomosch-v-yuzhnoy-evrope (date of application: 09/15/2021);
3. Constitutions of foreign states. Moscow: BECK, 2000. Il codi-cecostituzionale. A cura di A. Mattioni. Secondaedizione. Casa editrice la tribuna. Piacenza, 2001. URL:http./www.senato.it/funz/cost./c._costit.html (date of application: 09/15/2021);
4. Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011 (as amended on 02.07.2021) "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 01.10.2021) // "Rossiyskaya Gazeta", N 263, 11/23/2011;
5. Tuck R. Natural rights theories: Their origin and development. Camb., 1979;
6. Zhukov V. N. Russian Philosophy of Law: The Natural Law School of the first half of the twentieth century, Moscow, 2001;
7. K. Marx and F. Engels, Manifesto of the Communist Party, Gospolitizdat, 1958, p. 55.