с 01.01.2021 по настоящее время
Россия
ВАК 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.04.01 Юриспруденция
ББК 67 Право. Юридические науки
ББК 60 Общественные науки в целом
BISAC LAW000000 General
в настоящем исследовании автор рассматривает вопрос природы конституционного права человека на охрану здоровья путем ее философско-правового осмысления. В рамках данного исследования рассмотрение проводится с точек зрения концепций естественного права и исторического материализма. По итогу проведенного исследования автор приходит к выводу, что право человека на охрану здоровья имеет материалистическую природу, возникает и существует в результате необходимости у правящего класса урегулировать общественные отношения, связанные с охраной здоровья, путем своего волеизъявления, выражающего в законе.
право на охрану здоровья, здоровье, естественное права, исторический материализм, природа права
Вопрос анализа философско-правового понимания природы конституционного права на охрану здоровья проявляет свою особую значимость в период распространения новой короновирусной инфекции. При этом, в начале мировой пандемии наиболее важными являлись вопросы, касающиеся более узкого права – права на медицинскую помощь. В настоящее время, после устранения непосредственной угрозы человечеству в целом, и жизням людей в частности, вопрос о более широком праве – праве на охрану здоровья выходит на первый план.
Право на охрану здоровья закреплено в конституциях ряда стран во всем мире, например, России [1], Албании, Македонии, Словении [2], Италии [3], и многих других.
В связи с вышеизложенным, наиболее актуальным становится вопрос философско-правового понимания природы конституционного права на охрану здоровья, как составной части общего понимания данного субъективного права.
При этом стоит учесть, что на сегодняшний день, в правовой науке отсутствуют работы в должной степени раскрывающие тему настоящего исследования.
Понимание природы определенного субъективного права в каком-либо аспекте невозможно без понимания его понятия, то есть того, что оно под собор подразумевает и что в себе содержит.
На наш взгляд, в российском законодательстве, а именно в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [4] (далее – ФЗ № 323), даны достаточно полные определения понятий здоровье и охрана здоровья. Согласно ФЗ № 323, здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
В соответствии с тем же ФЗ № 323, охрана здоровья – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Мы считаем, что исследование природы права на охрану здоровья стоит начать с рассмотрения ее с точки зрения концепции естественного права. Как и любое основополагающее субъективное право, например, право на жизнь, право на свободу и т.д., природа права на охрану здоровья подлежит естественно-правовой оценке.
С позиции естественного права размышление на тему природы права на охрану здоровья является достаточно интересным. Для начала стоит сказать, что с данной точки зрения, право на охрану здоровья можно охарактеризовать, как право неотъемлемое, в силу того, что из самой природы человека следует необходимость иметь здоровье, как минимум в том его смысле, в котором оно изложено в ФЗ № 323. При этом, положения естественного права в данном вопросе не отрицаются тем фактом, что в настоящее время примера действительно полноценного здоровья, то есть отсутствия у человека какого-либо заболевания, в мире не существует. Это объясняется тем, что концепция естественного права не предполагает соблюдения естественных прав как таковых в полном объеме. Наоборот, содержание концепции указывает на внутреннее стремление каждого человека к реализации своих естественных прав в максимально возможном объеме, вне зависимости от социальных, экономических и других общественных институтов, а именно в силу своего природного начала.
В данном аспекте исследуемого вопроса также примечательно то, что нельзя говорить о природе человека и природе в целом, как о детерминантах возникновения и развития права на охрану здоровья. Сторонники естественно-правовой концепции отмечают, что законы природы не есть порождение человеческой воли, они объективны. В то же время, вполне понятно и ясно, что за весь период, по крайней мере известной человеческой истории, понимание природы и взгляды на нее менялись неоднократно и соответственно эпохе исторического развития [5]. В эпоху античности, в частности в греческой цивилизации, под природой понимался весь космос как таковой, вселенная целиком. В более поздний период средневековья, с началом распространения и популяризации христианского учения, под природой стало подразумевается божественной провидение. В этот период, под объективными законами природы понимали законы божьи [6].
Таким образом, понимание объективных прав природы, к числу которых, с точки зрения концепции естественного права, стоит относить и право на охрану здоровья, становится в зависимость от исторического этапа развития общества, от действующих в этот период в обществе воззрений относительно объективной природы прав человека.
В результате рассмотрения вопроса о философско-правовом осмыслении природы права человека на охрану здоровья с позиции концепции естественного права и сделанных в соответствии с этим выводом, представляется необходимым рассмотреть названный вопрос с точки зрения исторического материализма, как концепции, базирующейся как раз на сменяется общественных формаций, а соответственно и общественных воззрений, о которых упоминалось ранее.
С точки зрения исторического материализма право на охрану здоровья, как субъективное право человека, является продуктом деятельности общества, а не естественным природным стремлением личности. При этом, стоит отметить, что исторически обусловленное изменение взглядов человечества, относительно сущности природы в целом и природы человека в частности, с точки зрения исторического материализма, только подтверждает верность подхода, выбранного для изучения, поставленного в настоящем исследовании вопроса.
Мы склонны считать, что возникновение права на охрану здоровья обусловлено сменой общественно-экономических формаций, а именно переходом от феодализма к капиталистической форме организации общества. Исторически обусловленное нивелирование земли как фактора производства, и рост класса капиталистов, сыграли главную роль в создании образа жизни людей, при котором на них воздействовали вредные факторы труда и окружающей среды. В итоге, смена общественно-экономических формаций, стала причиной возникновения такой угрозы для здоровья человека, какой в более ранние этапы исторического развития человечества не существовало.
Известно, что право возникло и существует как средство урегулирования наиболее важных общественных отношений. В виду этого, логичной реакцией на увеличивающуюся угрозу для здоровья человека, стала потребность общества в создании правовых институтов, предоставляющих охрану здоровья человека.
С точки зрения исторического материализма, право – это возведенная в закон воля господствующего класса [7]. Развитие и популяризация социалистических идей способствовали становлению и продвижению идеи признания и нормативного закрепления права человека на охрану здоровья. При этом стоит пояснить, почему до популяризации идей социализма, признание права на охрану здоровья как высшей ценности не имело своего развития. В данном случае, мы выделяем две основные причины. Одна из таких причин уже была описана в настоящем исследовании, это воздействие вредных факторов окружающей среды и труда на здоровье человека. Такое воздействие появилось в силу преимущественно экстенсивного развития промышленного производства, при котором капиталист-собственник, делал выбор в пользу снижения издержек для максимизации прибыли, пренебрегая при этом безопасностью труда и нейтрализацией вредных отходов производства.
Второй причиной мы выделяем наличие у правящего класса (феодалов и иных привилегированных классов в феодальный период и владельцев капитала в капиталистический) средств для самостоятельного формирования такой окружающей среды, в которой риск для здоровья минимален. Также, у названных классов имелась возможность обратиться за квалифицированной медицинской помощью, являющейся составным элементом охраны здоровья, в случае, если состояние здоровья ухудшалось или возникала угроза такого ухудшения. Вышеназванное свидетельствует о локальном характере разрешения общественных проблем, связанных с охраной здоровья, что в свою очередь, являлось недостаточным для формирования соответствующей воли господствующего класса. Отсутствие сформированной воли явилось базисом для отсутствия необходимости возведения права на охрану здоровья в закон.
Таким образом, анализируя все вышеназванное в рамках настоящего исследования, можно прийти к выводу о том, что конституционное право на охрану здоровья с позиции философско-правового осмысления имеет материалистическую природу. Право на охрану здоровья является позитивным и возникает только тогда, когда общественные отношения, связанные с влиянием окружающей среды и воздействием ряда других вредных факторов, обостряются до тех пор, пока в интересы правящего класса не войдет необходимость в создании нормативных механизмов, позволяющих обеспечить соответствующую охрану здоровья человека.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.09.2021);
2. Симкина Ирина Викторовна. Конституционное регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Южной Европе // Вест-ник юридического факультета Южного федерального университета. 2016. №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-regulirovanie-prava-na-ohranu-zdorovya-i-meditsinskuyu-pomosch-v-yuzhnoy-evrope (дата обращения: 15.09.2021);
3. Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000. Il codi-cecostituzionale. A cura di A. Mattioni. Secondaedizione. Casa editrice la tribuna. Piacenza, 2001. URL:http./www.senato.it/funz/cost./c._costit.html (дата обращения: 15.09.2021);
4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // «Российская газета», N 263, 23.11.2011;
5. Tuck R. Natural rights theories: Their origin and development. Camb., 1979;
6. Жуков В. Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины ХХ в. М., 2001;
7. К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Госполитиздат, 1958, стр. 55.