Moskva, Moscow, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
BISAC PSY039000 Developmental / General
BISAC PSY002000 Developmental / Adolescent
The age psychology of minors is considered as a factor determining the features of the preliminary investigation of criminal cases involving them. The article deals with issues related to the age psychology of minors, the object of which are the laws, patterns and trends of change in the human psyche, his behavior, life and personality throughout his life. At the same time, it is noted in the legal literature that most crimes committed by minors are due to age-related motivational specifics, committed on the basis of mischief, a misinterpreted sense of camaraderie and romance, the desire for self-affirmation, imitation of both adults and peers who enjoy authority. The behavioral basis of juvenile offenders is formed under the influence of a number of factors, knowledge of which can be important when making tactical and procedural decisions by an investigator during pre-trial proceedings in a criminal case. The behavior of adolescents is largely related to their age characteristics, which largely determine their behavior, which can be observed, including during the preliminary investigation of criminal cases involving them. Thus, knowledge of the peculiarities of age psychology can make it possible to determine the most effective measures of educational work aimed at correcting behavior, correcting and re-educating juvenile offenders. It is these goals that the legislator takes into account, establishing the specifics of the proceedings both in cases of crimes committed by minors and the regulation of investigative actions involving minor victims and witnesses. The peculiarities of the age psychology of minors must also be taken into account when choosing the tactics of investigative actions carried out with their participation, since this is one of the necessary conditions for achieving the goal of the investigative action and the preliminary investigation as a whole.
Age psychology, minor, preliminary investigation, criminal case, investigator, patterns and trends of changes in the human psyche, behavior of minors, crime, age motivation, behavioral basis, age characteristics, specialist, psychologist, psychology
Актуальность. Возрастная психология несовершеннолетних является объектом изучения ряда наук, прежде всего, собственно возрастной психологией, объектом которой являются законы, закономерности и тенденции изменения психики человека, его поведения, жизнедеятельности и личности на протяжении всей его жизни. Вместе с тем, в юридической литературе отмечается, что большинство преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обусловлено возрастной мотивационной спецификой, совершаются на почве озорства, ложно понятого чувства товарищества и романтики, стремления к самоутверждению, подражанию как взрослым, так и сверстникам, пользующимся авторитетам. Поведенческая основа несовершеннолетних правонарушителей формируется под воздействием психологической ломки переходного возраста, несформированности устойчивых нравственных позиций, неправильной трактовки различных явлений, подверженность в значительной степени групповым воздействиям, импульсивности в принятии решений [8, с.154]. Вместе с тем, исследуя поведение несовершеннолетних правонарушителей О.Х. Галимов сделал вывод о том, что поведение подростков в значительной степени связано с их возрастными особенностями, которые и определяют во многом их поведение, что мы можем наблюдать, в том числе и в ходе предварительного расследования по уголовным делам с их участием.
Таким образом, знание особенностей возрастной психологии может позволить определить наиболее эффективные меры воспитательной работы, направленные на коррекцию поведения, исправление и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей [1, с.112]. Именно эти цели принимает во внимание законодатель, устанавливая особенности производства как по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, так и регламентации следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Особенности возрастной психологии несовершеннолетних необходимо учитывать и при выборе тактики следственных действий, производимых с их участием, так как это является одним из необходимых условий достижения цели следственного действия и предварительного расследования в целом.
Проблема. На протяжении всей жизни организм человека постоянно изменяется, при этом процесс развития осуществляется по этапам, которые называются возрастными и сменяют друг друга. Физиологи установили, что, развиваясь, человек преодолевает три критические фазы: в возрасте 3-4 лет, вторая в 7-8 лет и третья в 14-18 лет. Как правило, в процессе расследования следователи сталкиваются с несовершеннолетними потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми и обвиняемыми, находящимися в третьей критической фазе развития, однако в качестве свидетелей и особенно потерпевших нередко выступают и малолетние, то есть лица, не достигшие 14-летнего возраста.
Психологические подходы к возрастным особенностям несовершеннолетних, влияющих на предварительное расследование по уголовным делам с их участием. С.Л. Рубинштейн указывает, что с точки зрения психологии, оценивая поступки человека, необходимо учитывать, что истоки тех либо иных поступков следует искать в связанной воедино совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, причем в эти внутренние условия включаются и психические явления, то есть психические свойства и состояния личности [10, с.88]. Социально-психологическая характеристика личности несовершеннолетнего включает общие типологические черты несовершеннолетних, свойственные всем лицам соответствующего возраста, особенные, то есть индивидуальные черты воспитания. Таким образом, психологические особенности личности несовершеннолетнего представляют собой многогранную и сложную совокупность процессов, свойств, состояний, качеств, которые проявляются по-разному не только в поведении несовершеннолетнего в быту, в обычных для него условиях, но и в экстраординарных ситуациях, связанных с вовлечением его в среду уголовного судопроизводства.
Психологи отмечают, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется ориентация на общие особенности отношений людей, на объективные свойства предметного мира, формируется знание о возможном несоответствии свойств предмета и отношения людей к этому предмету. Причиной глубоких переживаний ребенка нередко становится замеченное им несоответствие между словом и делом в поведении взрослых, что негативно влияет на развитие его психики и проявляется впоследствии в виде делинквентного поведения, то есть не только асоциального, но и противоправного, связанного с совершением действий, которые наносят вред обществу, угрожают жизни других людей, в связи с чем являются уголовно-наказуемыми.
Так у обучающихся начальных классов, в возрасте около 7-8 лет, только начинают формироваться общие способы ориентирования в отношении определенных вещей, явлений, в то время как более юные малолетние еще только учатся отличать случайные события от определенных закономерностей в сфере человеческой жизнедеятельности, взаимоотношениях между личностями, пытаются вырабатывать определенные для себя критерии оценивания как себя, так и других участников взаимоотношений.
Несовершеннолетние в силу возраста и психологических особенностей, отличаются несобранностью, рассеянностью, неумением длительно концентрировать внимание на одном и том же событии или явлении, быстрым переключением внимания с одного предмета на другой, который в настоящее время представляется им более интересным, в связи с чем они чаще, чем взрослые, не замечают либо не запоминают важного и необходимого в конкретных ситуациях и обстоятельствах.
На формирование личностных качеств несовершеннолетних оказывает влияние проявляющаяся в подростковом возрасте акселерация, то есть ускоренное психофизиологическое развитие последующего поколения по сравнению с предыдущими, причем как общее развитие подростков, так и индивидуальное ускоренное развитие отдельных из них [6, с.4]. В этот период происходит не только более интенсивные гормональные изменения, связанные с половым созреванием, но и нарастает связанная с этими процессами определенная психолого-физиологическая дисгармония. Развитие головного мозга и сердечно-сосудистой системы отстает от физического развития, что, в свою очередь, приводит к неуравновешенности нервной системы и чувств малолетних. В.Н. Мясищев по этому поводу отмечает, что «особенности типа нервной деятельности в соотношении с систематичностью, последовательностью и объективной обоснованностью или противоположными особенностями воздействия также влекут за собой образование различных свойств характера как особенностей отношения и способа реакции на различные обстоятельства» [9, с.251].
Психика подростков, их умственное развитие не поспевают за их физическим развитием. В силу процессов акселерации нарастает разрыв между половой зрелостью, физической, психологической и социальной.
Как отмечают исследователи подростковых поведенческих деструкций: «Переход из мира детства во взрослый мир - сложнейший этап. Подросток не осознает свой новый социальный статус. От ближайших агентов социализации (прежде всего, родителей, но также и от воспитателей, учителей, школьных психологов, педагогов-кураторов) в первую очередь зависят волевые установки подростка, его моральные и нравственные ценности, которые он впоследствии передаст своим будущим поколениям» [4, с.200].
Период взросления подростков зачастую сопровождается присущими данному возраста кризисными явлениями и состояниями как правило связанными с достаточно сильными личностными изменениями, отношением к восприятию окружающих событий, явлений.
Развитие каждого человека индивидуально, поэтому у некоторых подростков может наблюдаться явление инфантилизма, когда уровень его психического развития не соответствует физическому развитию и возрасту, в связи с чем 14-летний несовершеннолетний, не страдая каким-либо психическим заболеванием, находится на уровне развития 10-12-летнего, а, соответственно, не понимает или не до конца понимает значение своих действий и не может ими руководить. Данное явление должно учитываться следователем не только в ходе производства следственных действий, но и при подготовке к нему.
Отметим, что в психологии переход к подростковому возрасту оценивается в качестве самого критического периода. На этом этапе развития у несовершеннолетних изменяется качество общения с окружающими, появляется и начинает развиваться потребность в общении как в форме деятельности, при этом главным ее содержанием становятся другие подростки, как личности, обладающие определенными качествами, что проявляется во всех формах деятельности и характеризуется следованию в отношениях чувству.
Несовершеннолетние в этот период времени могут строить отношения как на основе уважения, так и полного доверия, придерживаясь общности внутренней жизни. При этом поступки несовершеннолетних нередко диктуются необходимостью соблюдать солидарность с друзьями, и по этому критерию оценивать свои и чужие поступки. Кроме того, на выбор линии поведения несовершеннолетних значительное влияние оказывает поведение членов микрогруппы, являющейся для них референтной, служащей своеобразным стандартом для себя и других, а также ложно понимаемое чувство товарищества. В.Е. Горбачева отмечает, что в силу того, что жизненный опыт подростка, его волевые качества отличаются от соответствующих качеств взрослых, в силу чего несовершеннолетние не в состоянии правильно оценить поступки сверстников, с которыми он общается в микрогруппах, что порождает конфликты в сложных жизненных обстоятельствах [2, с. 6], к которым, по нашему мнению, относится и участие в уголовном судопроизводстве.
Не достаточно глубокие, а порой и поверхностные правовые, нравственные представления несовершеннолетних об окружающих их отношениях, подкрепленные внутренней противоречивостью эмоциональных переживаний, волевых свойств, оказывают сильное влияние на психологическую основу их поведения, что периодически приводит к отсутствию реальных жизненных планов на будущее.
В основе же направленности личности несовершеннолетнего в этот период лежит устойчивая система доминирующих мотивов, в которой ведущая роль принадлежит тем, которые образуют мотивационную сферу поведения.
Е.Б. Кириллова по этому поводу отмечает, что у несовершеннолетних преобладают импульсивные и ситуативные мотивы, обусловленные желанием развлечься, самоутвердиться, привлечь внимание, выделиться среди других подростков, заработать авторитет в группе. Под воздействием этих мотивов несовершеннолетние не только совершают преступления, но и избирают определенную линию поведения в уголовном процессе [4, с.201]. Недостаток жизненного опыта приводит к тому, что несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые не способны правильно оценить серьезность ситуации, влияние привлечения к уголовной ответственности на их последующую жизнь, и более того, к совершению в процессе расследования других преступлений.
По мнению некоторых ученых, поведение несовершеннолетних на данном этапе их психического развития с учетом в определенной степени малоизменяющейся обстановки приводит к возникновению у них потребностей выйти за рамки повседневной рутины. У них появляются стремления начать взрослую жизнь, все более им подражая, выйти за рамки школы, что сопровождается желанием самоутвердиться, доказать окружающим что они достаточно самостоятельные, взрослые чтобы совершать определенные поступки, в том числе заведомо наперекор мнению взрослых или противоположные сложившимся традициям в отношениях.
В подростковом периоде организм несовершеннолетних находится в постоянном физиологическом развитии. Изменяется впечатлительность, эмоциональность, появляется необходимость в самовыражении, публичной демонстрации своих душевных переживаний. В этот период преобладают процессы демонстрирующие силу чувств и недостаточное умение их сдерживать, в ряде случаев это приводит к неумению справиться с своим состоянием, что сопровождается грубостью, дерзостью, неуравновешенностью по отношению к окружающим. Это поведение может проявляться у несовершеннолетних и в ходе общения с правоохранительными органами.
Поведение несовершеннолетних может быть достаточно импульсивным, диктоваться принятием сиюминутных решений, под влиянием внезапно возникшего состояния раздражения или иного эмоционально возбужденного состояния.
Для несовершеннолетних в возрасте от 14 лет и старше характерны ряд противоречий: непримиримость к несправедливости, с одной стороны, и несправедливые поступки, совершенные в связи с неумением разобраться в сложностях жизни, с другой; стремление к совершенствованию и негативное отношение к воспитательным процессам, призванным помочь им достичь этой цели; сознание необходимости поддержки и помощи взрослых и нежелание обратиться к ним за этой помощью и советом; разнообразие желаний и ограниченность сил, не позволяющих их исполнить, стремление самоутвердиться и незнание каким образом это правильно сделать, стремление к знаниям и отрицание авторитетов.
В.К. Комаров по этому поводу указывает, что незначительный жизненный опыт, недостаточная объективность впечатлений, суждений и убеждений приводит к тому, что потребности несовершеннолетних становятся своеобразными, а интересы неустойчивыми. Своеобразным является и их отношение к идеалу. Уровень умственного развития еще не позволяет им оценить всю сложность социально-психологических черт личности идеала, которым нередко становятся взрослые с асоциальной направленностью личности [5, с.143].
Отсутствие у несовершеннолетних настоящих интересов и положительных идеалов, узость личного правового опыта, ограниченность правовых переживаний, специфический набор ценностей, стандартов, образцов поведения, эмоциональная незрелость, низкий уровень внутреннего самоконтроля и ответственности, являются основой их негативизма и правового нигилизма [3, с. 60]. Это нередко побуждает их к необдуманному, спонтанному принятию решения о совершении преступления или участии в его совершении, а также и легкомысленному отношению к предварительному расследованию, избранию меры пресечения и т.п.
Обусловленная особенностями психофизиологического развития эмоциональная неустойчивость несовершеннолетних приводит к частой смене настроений, к тому, что подростки становятся упрямыми, самолюбивыми и обидчивыми.
Для несовершеннолетних характерно такое качество, как конформность, податливость влиянию сверстников или взрослых, пользующихся у них авторитетом, поведению которых они стремятся подражать. Несформированность нравственных ценностей отражают отношение несовершеннолетних к окружающим, а также способность учитывать интересы других [14, с. 181]. Именно это качество нередко лежит в основе ложных показаний несовершеннолетних участников процесса, причем не только подозреваемых и обвиняемых, но и потерпевших и свидетелей.
Несовершеннолетних также характеризует подверженность таким психологическим состояниям как болезненное самомнение, хвастовство, рисовка перед сверстниками и особенно взрослыми. Кроме того, им присуща полярность суждения, быстрая смена настроения, зависимость от окружающих, слабость самоконтроля [13, с. 79].
Названные психофизиологические особенности проявляются у несовершеннолетних в различной степени, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. К объективным относят тип высшей нервной деятельности, наследственность, условия жизни несовершеннолетних, к субъективным – влияние микрогрупп, особенно референтных, в которых вращается подросток вне семьи.
Знание следователем психологических особенностей несовершеннолетних, в том числе подозреваемых, обвиняемых может дать ему профессиональную возможность применения более эффективных мер профилактики, предотвратить совершение более тяжких преступлений, своевременно оказав коррекцию на их поведение, а также установить необходимый психологический контакт в ходе производства предварительного расследования.
Полагаем, что психофизиологические особенности несовершеннолетних необходимо учитывать и при производстве следственных действий, на что указывают многие ученые, изучавшие поведение несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
В ходе анализа проведенных исследований было установлено, что несовершеннолетние приблизительно в два раза, в отличие от взрослых, полностью или частично умышленно искажают свои показания, вводя в заблуждение следователя и более эмоционально открыто реагируют на все события с которыми сталкиваются в ходе предварительного расследования.
Основываясь на воззрениях Д.Н. Узнадзе, отметим, что когда несовершеннолетний решает, как себя вести при производстве следственных действий, он из всех возможных вариантов выбирает тот, который соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности [15, с. 196]. Н.Ш. Сафин подчеркивает, что несовершеннолетние ведут себя в процессе расследования и дают показания, ориентируясь на систему своих основных потребностей, с позиций которых они дают оценку происходящему [11, с.98].
На наш взгляд следует учитывать и тот факт, на который указывает Т.В. Мальцева: «в цифровом мире личность несовершеннолетнего подвержена отрицательным влиянием на организм и психику, трансформацией социального пространства. Дело осложняется тем, что старые варианты адаптивного поведения невозможно использовать в новой реальности…» необходимы меры «…ослабления любых негативных последствий, связанных с использованием цифровых технологий, системой психологической саморегуляции в цифровом пространстве, методов проработки внутренних смыслов и установок у несовершеннолетних, связанных с цифровым пространством» [8, с. 154].
Знание психофизиологических особенностей несовершеннолетних также необходимо следователю для того, чтобы, во-первых, правильно определить линию своего поведения, быть готовым к возможным проявлениям грубости, дерзости, способы предотвращения либо пресечения подобного поведения и приемы оказания воспитательного воздействия на несовершеннолетнего, без чего невозможно установление с ним психологического контакта. С другой стороны, знание особенностей развития несовершеннолетних необходимо для выбора наиболее оптимальных тактических приёмов производства следственного действия.
Вместе с тем, как отмечают Н.Ю. Скрипченко, Н.В. Машинская, анализ правоприменительной практики показывает, что в ходе предварительного расследования в силу служебной, процессуальной загруженности, отсутствия специфических знаний в области подростковой психофизиологии, следователи зачастую не осуществляют достаточного всестороннего исследования психологического развития и состояния несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого [7, с. 45].
Изучение следователем психологических особенностей личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, в ходе анализа ряда уголовных дел, проводилось достаточно формально. Содержащиеся в материалах уголовных дел характеристики, как правило, малоинформативны, в них содержатся сведения об отношениях несовершеннолетнего к учебе, к труду, к общественной работе, об отношениях несовершеннолетнего к учителям, реже к одноклассникам. Причем характеристика, как правило, отражает мнение одного лишь человека – классного руководителя, мнение других педагогов не учитывается. Не более информативными являются допросы в качестве свидетелей и законных представителей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Одной из причин совершения преступлений несовершеннолетними является недостаточное внимание родителей к его воспитанию или его полное отсутствие в семьях, где сами родители ведут антиобщественный образ жизни в связи с чем сообщить сведения о личности своих детей, которые бы помогли в организации и производстве с ними следственных действий, родители просто не в состоянии.
Если УПК РФ обязывает следователя изучать личность обвиняемого (ст. ст. 73, 421 УПК РФ), то в отношении несовершеннолетних потерпевших и свидетелей изучение их личности законодатель оставил на усмотрение следователя и в материалах дела, характеризующие этих участников процесса данные практически отсутствуют. Это нередко приводит к даче несовершеннолетними свидетелями и потерпевшими ложных показаний, отказу от дачи показаний, изменению ранее данных правдивых показаний на очной ставке с другими несовершеннолетними при неправильной ее организации и т.п.
В условиях, когда у следователя, особенно в дежурные сутки, не всегда есть возможность изучить личность несовершеннолетних, знание общих психофизиологических особенностей несовершеннолетних является практически единственным ориентиром, способным помочь следователю правильно определить свою линию поведения и тактические приемы производства следственных действий на подготовительном этапе, а также при необходимости скорректировать их на рабочем этапе.
Вывод. Подводя итог рассмотрению вопроса о возрастной психологии несовершеннолетнего отметим, что несовершеннолетним, в силу особенностей их возраста и обусловленного этим психофизиологического развития свойственны специфические личностные качества, требующие особого подхода к организации и производству с ними следственных действий. Знание общих психологических особенностей несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства позволяет использовать закономерности развития их личности для создания наиболее оптимальных для производства следственного действия условий: определения наиболее эффективной линии поведения следователя; правильного определения круга участников, времени и продолжительности следственного действия, выбора тактических приемов, способных гарантировать достижение его цели. Полагаем, что целесообразно чаще привлекать психолога к следственным действиям с участием несовершеннолетних, а также который ранее уже знаком и работал с несовершеннолетним лицом. Им может быть психолог, приглашенный из школы в которой обучается несовершеннолетний или из какой-либо частной организации, к которому ранее обращался несовершеннолетий. Это связано с тем, что указанному психологу уже могут быть известны психологические особенности конкретного несовершеннолетнего, оказывающие влияние на даваемые им показания, либо возможные психологические затруднения их дачи. Кроме того, приглашенный специалист может позволить преодолеть трудности установления психологического контакта между несовершеннолетним и следователем, более правильно понять процесс мышления, восприятия и реакций несовершеннолетнего. Что в результате поможет следователю более правильно выбрать конкретные тактические приемы при проведении следственных действий в условиях конкретной следственной ситуации.
1. Galimov O.H. Maloletnie lica v ugolovnom sudoproizvodstve [Minors in criminal proceedings]. - SPb: Piter Publ., 2001. - 220 p. In Russia
2. Gorbacheva E.V. Viktimologicheskie aspekty v ugolovnom sudoproizvodstve po delam nesovershennoletnih: Avtoref. dis… kand. yurid. nauk.[Victimological aspects in juvenile criminal proceedings] - L., 1981.In Russia
3. Zhukovskaya N.Yu., Kazarova D.S. Pravosoznanie i pravovaya kul'tura nesovershennoletnih: ponyatie, osobennosti i psihologo-pedagogicheskie aspekty formirovaniya // Pravovaya kul'tura.[Legal culture] - 2017. - № 4 (31). - pp. 60. (56-62).In Russia
4. Ivanov R. S., Ivanova L. A. Mal'ceva T.V. Problema suicidal'nogo povedeniya v podrostkovom vozraste // Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy]. 2021. №. 4. pp. 200-208. DOI: https://doi.org/10.12737/2500-0543-2021-6-4-200-208 In Russia
5. Kirillova E.B. Psihologicheskie predposylki formirovaniya protivopravnogo povedeniya podrostkov // Nauchnoe obespechenie psihologo-pedagogicheskoy i social'noy raboty v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme: sb. trudov konferencii [Scientific support of psychological, pedagogical and social work in the penal system]. - Ryazan', 2017. - pp. 659 (656-665). In Russia
6. Komarov V.K. Psihologicheskie i takticheskie osobennosti rassledovaniya prestupleniy nesovershennoletnih: Avtoref. dis… kand. yurid. nauk. [Psychological and tactical features of the investigation of juvenile crimes] - Sverdlovsk, 1972. In Russia
7. Leve G. Akseleraciya i nekotorye problemy detskogo i podrostkovogo vozrasta // Sovetskaya pedagogika. [Soviet pedagogy]- 1966. - № 6. - p. 153. In Russia
8. Mal'ceva T.V. Cifrovizaciya i psihologicheskoe zdorov'e nesovershennoletnih // Protivodeystvie pravonarusheniyam v otnoshenii nesovershennoletnih: problemy i puti resheniya [Countering offenses against minors: problems and solutions]: mat. mezhd. nauch.-prakt. konf. (19.05 2021 g.). - Almaty Publ.:, 2021. - 292 s.In Russia
9. Myasischev V.N. Lichnost' i nervozy [Personality and neuroses]. L., Izd-vo Leningr. un-ta Publ., 1960. 426 p.In Russia
10. Rubinshteyn S. L. Bytie i soznanie.[Being and consciousness] - SPb.: Piter Publ., 2012. - 288 s. In Russia
11. Safin N. Sh. Dopros nesovershennoletnego podozrevaemogo v sovetskom ugolovnom sudoproizvodstve [Interrogation of a minor suspect in Soviet criminal proceedings]: (Processual. i kriminalist. aspekty probl.) / N. Sh. Safin. - Kazan' : Izd-vo Kazan. un-ta Publ. , 1990. - 158 s. In Russia
12. Skripchenko N.Yu., Mashinskaya N.V. Sovremennye sposoby izucheniya lichnosti nesovershennoletnego podozrevaemogo (obvinyaemogo) // nauchnaya shkola ugolovnogo processa i kriminalistiki Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta i sovremennaya yuridicheskaya nauka [Scientific School of Criminal Procedure and Criminalistics of St. Petersburg State University and modern legal science]: sb. trudov konferencii. - Krasnoyarsk-2016. - S. 146. (144-152).In Russia
13. Teregulova O.A. K voprosu o psihologicheskih osobennostyah formirovaniya delinkventnogo povedeniya nesovershennoletnego // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied Legal Psychology]. 2019. №4. In Russia
14. Teregulova O.A. Social'no-psihologicheskiy status sem'i nesovershennoletnego pravonarushitelya // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies]. 2020. №2 (81) In Russia
15. Uznadze D.N. Eksperimental'nye osnovy psihologii ustanovki [Experimental foundations of installation psychology] / Akad. nauk Gruz. SSR. In-t psihologii im. D. N. Uznadze. - Tbilisi : Izd-vo Akad. nauk Gruz. SSR Publ. , 1961. - 210 p. In Russia
16. Shalamov V.V., Bechkan-Zarif R.A. Psihologicheskaya harakteristika nesovershennoletnego pravonarushitelya // Razvitie sovremennoy nauki: psihologicheskie i prikladnye aspekty. [Development of modern science: psychological and applied aspects] - 2017. - № 15. - pp. 137 (137-138). In Russia