DIRECTIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF HEADS OF GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article different directions of professional training of heads of general educational organizations are considered.

Keywords:
management, professional training, teaching staff, general educational organization
Text
Text (PDF): Read Download

Руководство общеобразовательной организацией представляет собой управленческую деятельность по реализации государственной политики в сфере образования. Профессиональная деятельность директора XXI в. как управленца разновозрастным сообществом с разнонаправленными интересами требует новых умений и навыков. Для достижения целей национального проекта «Образование» – обеспечения глобальной конкурентоспособности и вхождения российского общего образования в десятку лучших мировых систем – необходимо поставить управление образовательными системами на соответствующий уровень, ввести постоянно обновляемую систему стандартных требований к профессиональной компетентности директоров [3]. Впервые оценка результативности системы осуществляется не по отдельным достижениям одаренных обучающихся, а по повышению качества массового образования до высоких общемировых стандартов. Директора образовательных комплексов разного уровня несут основную нагрузку по реализации этой задачи. Их подготовка и уровень компетентности должны соответствовать современным требованиям и профессиональным задачам.

Традиционная система дополнительного профессионального образования, являющаяся базисом механизма поддержки профессионального развития руководителей, на сегодняшний день уже не справляется с этой задачей. Неформальное образование в насыщенной культурно-образовательной среде с массированными информационными потоками, специализированными информационными базами, активное социальное партнерство образовательных организаций, культурных центров, научных организаций, различные профессиональные ассоциации в значительной мере расширяют профессиональный кругозор руководителей организаций. Определить, как эти элементы влияют на профессиональное развитие действующих руководителей, выявить направления образования, востребованные ими на современном этапе, представляется особенно актуальным в свете реализации задачи 1.5 федерального проекта «Учитель будущего»: «должны быть сформированы дистанционные программы повышения квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций на основе лучших практик, а также с привлечением ведущих работодателей, организаций среднего профессионального и высшего образования» [3]. Лабораторией профессионального развития руководителей образования ФГБНУ «ИУО РАО» было проведено социологическое исследование среди действующих руководителей школ для выявления дефицита личностно-профессиональных компетенций директоров. Для этого была разработана анкета руководителя общеобразовательной организации и проведены интервью, в которых респонденты отмечали трудовые действия, вызывающие затруднения, дефициты умений, знаний и навыков, как профессиональных, так и общих («мягких»).

Действия, умения, знания и «мягкие» навыки рассмотрены в разрезе обобщенных трудовых функций, представленных в проекте профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации», подготовленного Минтрудом России в 2016 г.: руководство образовательной деятельностью, руководство развитием организации, управление ресурсами, представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями [4].

В опросе приняли участие руководители / заместители образовательных организаций, а также руководители научно-исследовательских институтов и отделов органов управления образованием в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное развитие руководителей образовательных организаций», проводимой ФГБНУ «ИУО РАО» в течение 2016–2018 гг. Всего в опросе участвовало  625 респондентов из 24 субъектов РФ, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Саратовской, Самарской, Ярославской, Волгоградской,  Кировской областей, Республики Саха (Якутия) и т.д. [1].

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что выявленные направления профессиональных дефицитов и способы их компенсации образовывают взаимосвязи со временем нахождения в должности. Характер этих взаимосвязей определяет варианты (модели) профессионального развития руководителя образовательной организации в современных условиях.

По результатам факторного анализа выявлены два фактора. Первый фактор может быть обозначен как «Опытные директора», находящиеся в должности более двух лет. Сопутствующими характеристиками являются: средний возраст – 47 лет, педагогический стаж – 24 года, стаж работы на руководящей должности – 12 лет, респондентами являются в основном представители поколения беби-бумеров и поколения X. Для этой категории характерны:

  • ориентация на собственное развитие и делегирование полномочий, являющиеся элементами стандартной управленческой модели;
  • предпочтение традиционных методов обучения в сложившейся системе дополнительного профессионального образования и удобного формата быстрой компенсации дефицитов (вебинары);
  • выявленные дефициты компетенций – управление внешними коммуникациями образовательной организации в реальном и виртуальном пространстве, «мягкие» навыки.

Второй фактор можно охарактеризовать как «Молодой руководитель», опыт работы до двух лет. Сопутствующие характеристики: средний возраст – 36 лет, педагогический стаж – 9 лет, стаж работы на руководящей должности – 1,5 года, респондентами являются представители поколений X и Y. Для этой категории характерны:

  • ориентация на собственный рост и развитие управленческой команды;
  • предпочтение дистанционных и неформальных форм получения образования, отработка навыков на тренингах, ориентация на лучшие образцы педагогических и управленческих практик через обучение на открытых онлайн-курсах в российских и зарубежных учебных заведениях, а также непосредственное практико-ориентированное обучение через стажировки и наставничество;
  • выявленные дефициты компетенций – руководство образовательной деятельностью и управление ресурсами образовательной организации [6].

В соответствии с исследованием по выявлению дефицитов в аспекте управленческой функции «Руководство образовательной деятельностью» опрашиваемые испытывают затруднения в управлении образовательными результатами с учетом достижения стратегических целей, а также испытывают сложности в управлении разработкой образовательных программ. Наибольшие затруднения вызывает практический процесс формирования системы мониторинга образовательной деятельности: отсутствует понимание предназначения данной системы, отмечаются незнание инструментов и методов осуществления мониторинговой деятельности, не хватает системного подхода.

Кроме того, респонденты отмечают нехватку умений в области реализации методов анализа внутреннего и внешнего мониторинга с последующей корректировкой образовательных программ, оценки результативности и эффективности деятельности образовательной организации, координации деятельности участников образовательных отношений по реализации планов и программ. Не хватает практического опыта в создании и участии в деятельности профессиональных педагогических сообществ по вопросам обучения, воспитания, медиации. В отношении нехватки знаний респондентами был сделан акцент на вопросах практической психологии, психологии профессиональной деятельности, методах эффективной коммуникации. Не хватает современных знаний об образовательных технологиях и средствах обучения и воспитания, о методах мониторинга и оценки образовательных достижений обучающихся, о процедурах независимой оценки качества.

По трудовой функции «Руководство развитием образовательной организации» можно отметить невысокий уровень знаний основ стратегирования, навыков использования измерительных инструментов маркетинга и методов стратегического менеджмента.  Отсутствие навыков стратегирования не дает возможности грамотно выстроить стратегию развития, применять современные методы и технологии управления.

Выявлен дефицит в умениях эффективно реализовывать национальную и региональную образовательную политику, адаптировать государственные приоритеты в стратегические решения в программах развития образовательных организаций. Как следствие – неумение управлять изменениями в организации, а также мотивировать подчиненных на достижение стратегических целей. Выявлен управленческий дефицит в выделении специфики организации, умении оценивать ее конкурентную позицию, применять методы мониторинга реализации и оценки программ, планов, проектов и результатов деятельности, владении методами анализа внешней и внутренней среды, что, как уже обозначено ранее, является отсутствием знаний и навыков в области основ маркетинга и стратегического менеджмента [8].

По функции «Управление ресурсами образовательной организации» в действиях выявлены затруднения в мониторинге, анализе, оценке, контроле, формировании отчетов по эффективности и результативности использования ресурсов и управления ими. Планирование и обеспечение сбалансированного распределения всех видов ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, информационных ресурсов), определение возможных рисков, связанных с изменением объема и перераспределением ресурсов.

В управлении кадровым ресурсом выявлены сложности в формировании и реализации системы отбора, аттестации кадров, средств мотивации и стимулирования с учетом специфики учреждений, оценки эффективности деятельности педагогических и иных работников, сложности с выявлением профессиональных дефицитов и потребностей работников, использованием современных форм непрерывного развития кадрового потенциала.

Отмечена нехватка умений в области управления финансовыми ресурсами в формировании финансовых и управленческих документов, в согласовании статей бюджета в соответствии со стратегией организации, оценке рисков, осуществлении контроля выполнения обязательств. Также, согласно опросу, вызывают затруднения действия, связанные с реализацией положений Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обеспечением порядка заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров (контрактов), с реализацией локальных актов, регулирующих деятельность организации [7]. Также обнаружен важный пробел в знаниях принципов и способов построения информационного пространства образовательной организации, технологий и каналов внутренней коммуникации, а также способов защиты информации.

По функции «Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями» вызывает сложность организация процесса по определению партнеров, субъектов и форматов взаимодействия с ними. Выявлен недостаток навыков выстраивания конструктивных отношений, устных и письменных коммуникаций с различными субъектами, взаимодействия с органами государственной власти, участниками образовательных отношений, социальными партнерами и местным сообществом, с органами управления образованием. Выявлена дефицитарность знаний нормативной составляющей и алгоритмов внешней коммуникации, методологии претензионной работы. Отсюда, как следствие, невозможность грамотно отстоять свои интересы при взаимодействии с контрагентами. Недопонимание принципов, методов, механизмов и технологий взаимодействия (в том числе сетевого), требований к взаимодействию образовательной организации с органами государственной власти, а также основных принципов государственно-общественного управления образовательной организацией.

Последнее направление исследования – выявление дефицитов «мягких» навыков (общих компетенций) у директоров школ. В списке недостающих общих компетенций несомненным лидером является знание иностранных языков – этот пункт отметила почти половина респондентов. За ним с отставанием следуют навыки стратегического и системного мышления, предпринимательские навыки, знание основ самоменеджмента и умение применять их на практике, далее следуют так называемые менеджерские способности: навыки делегирования полномочий, способность сформировать эффективную команду единомышленников, знания в сфере планирования, IT-грамотность. Также были особо отмечены несовершенство личностных качеств, таких как стрессоустойчивость, гибкость, способность предвидеть развитие событий, объективно и реалистично их оценивать [2].

На основании выявленных предпочтительных форм компенсации дефицитов компетенций и направлений профессионального развития можно сделать следующие выводы:

  • более опытные директора с накопленным профессиональным багажом нуждаются в постоянном апгрейде в соответствии с новыми социально-экономическими вызовами. Формы получения образования, предпочитаемые в этой когорте респондентов, не отвечают данной потребности в быстрой компенсации локальных дефицитов. Переход к новым информальным и неформальным формам – открытым курсам, вебинарам, тренингам, профессиональному интернет-общению – произойдет самостоятельно, но для катализации процесса, возможно, потребуются стимулирующие мероприятия со стороны органов управления образованием через систему аттестации и финансовые механизмы;
  • директора с опытом работы до двух лет принадлежат к другим поколениям, они сами предпочитают быстрые активные формы компенсации дефицитов, но для них больше востребована базовая подготовка по нормативному и финансовому обеспечению деятельности образовательной организации, по стратегическому менеджменту, управлению персоналом, что реализуемо через обучение в кадровом резерве, систему входной аттестации на должность директора.

По итогам проведенного исследования была разработана программа профессиональной переподготовки «Руководитель-профессионал» – экспресс-курс на 260 часов и стандартный курс на 520 часов, после прохождения которых слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение нового вида деятельности. Программа представлена на информационно-аналитическом портале «КУРСОБР»: https://learn.kursobr.ru/request/head-professional/. Программа состоит из модулей, составленных в соответствии с выявленными дефицитами, и охватывает все выявленные направления профессионального развития. Авторами разработанных модулей являются ведущие эксперты в области управления образованием и образовательными системами, педагогики, оценки качества образования, юриспруденции.

Модуль «Управление финансовыми ресурсами образовательной организации» направлен на повышение квалификации и совершенствование профессиональных компетенций в области применения современных методик и технологий управления финансами, доходами и расходами образовательной организации с учетом изменения действующего законодательства. В модуле рассмотрены модели финансового обеспечения образовательных организаций различных организационно-правовых форм, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, организация и планирование приносящей доход деятельности, форматы использования имущества организации и различные формы привлечения финансовых ресурсов. Трудовая функция «Управление финансовыми ресурсами» входит в блок С обобщенных трудовых функций с кодом С/01.7 проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации».

Обучающий модуль «Мониторинг и экспертиза качества образования в образовательной организации» направлен на совершенствование профессиональных компетенций по вопросам оценки качества общего образования и проведения экспертизы в области оценки качества образования и состоит из двух направлений.

В первом рассматриваются многоуровневая система общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), действующие региональные и муниципальные системы оценки качества образования (РСОКО), независимая система оценки качества образования (НОКО) и международные исследования (PIRLS, TIMSS, PISA, CIVIC, ICILS и др.) [5].

Во втором рассматриваются проблематика проектирования внутришкольных систем оценки качества (ВШСОКО) и технологии оценки качества предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, внутриклассное и внутришкольное оценивание.

Модуль «Разработка и экспертиза образовательных программ» направлен на повышение квалификации в области разработки и экспертизы образовательных программ в соответствии с ФГОС общего образования. Программа курса содержит два раздела (блока):

  • теоретические и методологические основы разработки и экспертизы образовательных программ, нормативные и правовые основания разработки основных общеобразовательных программ, описана процедура утверждения образовательных программ в условиях действующих ФГОС общего образования;
  • сопровождение образовательных организаций в области разработки и экспертизы основной образовательной программы, анализ основных проблем и затруднений, с которыми сталкиваются образовательные организации, рекомендации по составлению и разработке образовательных программ. Представлена процедура организации экспертизы, содержатся экспертные листы по основным компонентам программы, представлены материалы по общественно-профессиональной экспертизе.

Следующий модуль «Управление результативностью и эффективностью деятельности образовательной организации» направлен на совершенствование профессиональных компетенций в области применения современных методик и технологий управления образовательной организацией, результативностью и эффективностью ее деятельности.

В модуле рассмотрены:

  • механизмы оценки деятельности образовательных организаций и их руководителей на основании показателей эффективности деятельности;
  • система показателей эффективности и результативности и их мониторинг;
  • проблематика эффективного контракта и формирование показателей KPI сотрудников и управленческой команды образовательной организации;
  • экономическая составляющая управления эффективностью и результативностью образовательной организации;
  • проблематика оценки эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств;
  • достижение плановых показателей результата оказания бюджетной услуги.

В проекте профессионального стандарта данное направление представлено в трех обобщающих трудовых функциях: управление образовательной деятельностью, управление ресурсами и развитием образовательной организации.

Модуль «Система мотивации персонала в образовательной организации. KPI и эффективный контракт» направлен на совершенствование профессиональных компетенций в области мотивации и стимулирования труда сотрудников образовательной организации.

Модуль «Управление ресурсами образовательной организации» содержит теоретические и практические аспекты управления всеми видами ресурсов: материальными, финансовыми, кадровыми и информационными. Умения и навыки в данной сфере позволяют определять потребности и приоритетные направления использования финансовых средств образовательной организации, распределять их между статьями бюджета; обеспечивать сбалансированное распределение ресурсов по направлениям деятельности; планировать процессы распределения финансово-экономических, материальных, нематериальных, кадровых, методических и информационных ресурсов образовательной организации; решать вопросы системы оценки качества кадрового ресурса и формирования внутреннего информационного пространства, поиска ресурсов, требующихся для эффективной деятельности образовательной организации. Грамотное управление ресурсами образовательной организации также позволит проводить успешную политику обеспечения охраны труда, здоровья и безопасности образовательной среды.

Модуль «Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями» направлен на повышение квалификации и совершенствование профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций в области применения современных методик и коммуникативных технологий, организации взаимодействия с участниками образовательных отношений и внешним окружением с учетом действующего законодательства. В содержании программы  нашли отражение следующие аспекты управленческой проблематики:

  • правовые основы взаимодействия администрации образовательной организации и родителей обучающихся;
  • GR- и PR-технологии;
  • работа с запросами органов власти, от юридических и физических лиц;
  • предупреждение и преодоление конфликта интересов администрации и педагогических работников;
  • создание ключевых событий для формирования положительного имиджа образовательной организации;
  • выстраивание долгосрочных отношений с местным сообществом, другими образовательными и иными организациями.

Обобщенная функция «Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями» представляет блок D ОТФ  с кодом D/01.7 проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации».

Модуль «Проектный менеджмент в образовательной организации» направлен на совершенствование профессиональных управленческих компетенций руководителя образовательной организации в использовании эффективных методик и инструментов проектного менеджмента. В проекте профессионального стандарта данное направление представлено в обобщающей трудовой функции «Руководство развитием образовательной организации», но также имеет отношение ко всем остальным трудовым функциям.

Модуль «Управление развитием и инновационной деятельностью образовательной организации» направлен на совершенствование профессиональных компетенций в области разработки стратегии развития общеобразовательной организации, а также управления инновационной и маркетинговой деятельностью. Рассматриваются такие темы, как основы стратегического планирования деятельности образовательной организации, принципы системного управления, алгоритмы разработки программы развития с ее последующей реализацией, различные области управления развитием организации (основы маркетинговой деятельности, основы управления командой в условиях реализации программ развития, основы педагогической инноватики). Функция «Руководство развитием образовательной организации» входит в блок B обобщенных трудовых функций с кодом B/01.7 проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации».

Таким образом, разработанная программа является ответом на выявленные дефициты компетенций руководителей общеобразовательных организаций обоих типов – с опытом руководства до двух лет и более. Программа выстроена в дистанционном формате быстрой компенсации дефицитов из наиболее востребованных модулей.

Более подробная информация о программе:

https://learn.kursobr.ru/request/head-professional/

 

References

1. Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Professional'noe razvitie rukovoditeley obrazovatel'nyh organizaciy» [Elektronnyy resurs] // iuorao.com: [sayt]. URL: http://iuorao.com/konferentsii/anonsy-konferentsij.html?id=348 (data obrascheniya: 06.04.2019).

2. Ivanenko I.A. Podgotovka rukovoditeley shkol'nyh organizaciy v sovremennoy situacii modernizacii professional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. <…> d-ra ped. nauk: 13.00.2008. - Sankt-Peterburg, 2015. - 42 s.

3. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Rossii ot 07.05.2018 № 204 [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt pravitel'stva RF: [sayt]. URL: http://government.ru/projects/selection/741/35675/ (data obrascheniya: 06.04.2019).

4. Ob utverzhdenii proekta professional'nogo standarta «Rukovoditel' obrazovatel'noy organizacii»: proekt prikaza Ministerstva truda i social'noy zaschity RF (podgotovlen Mintrudom Rossii 23.06.2016)// [Elektronnyy resurs]: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56574265/#ixzz5lYj5q4aW (data obrascheniya: 06.04.2019).

5. Rossiyskie pedagogi v zerkale mezhdunarodnogo sravnitel'nogo issledovaniya pedagogicheskogo korpusa (TALIS 2013) / pod red. E. Lenskoy, M. Pinskoy; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2015. 36 s.

6. Fedorchuk Yu.M. Koncepciya professional'nogo stanovleniya i razvitiya rukovoditelya OO v usloviyah innovacionnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF / Yu.M. Fedorchuk, S.S. Neustroev, Yu.A. Chekulaeva, Yu.V. Polyaninova, M.V. Komarova, A.V. Bazhilina, V.S. Il'ina // Uchenye zapiski IUO RAO. - 2017. - № 3 (36). - S. 100-114.

7. Fedorchuk Yu.M., Polyaninova Yu.V., Chekulaeva Yu.A. Organizacionnye formy i tehnologii osuschestvleniya podderzhki professional'nogo razvitiya rukovoditeley obrazovatel'nyh organizaciy // Chelovek i obrazovanie. - 2017. - №1(50). - S. 30-35.

8. Chechel' I.D. Direktor shkoly i ego komanda: strategiya i taktika kollektivnogo professional'nogo razvitiya. - Moskva: Nacional'nyy knizhnyy centr, IF «Sentyabr'», 2016.

Login or Create
* Forgot password?