SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF THEORY AND PRACTICE OF PRIMARY EDUCATION AT MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article gives an overview of research and teaching activities of the Department of Theory and Practice of Primary Education at Moscow State Pedagogical University.

Keywords:
department of the theory and practice of primary education, primary education, teaching in higher education
Text
Publication text (PDF): Read Download

Кафедра теории и практики начального образования (до 2014 г. – кафедра педагогики начального обучения) была основана в 1958 г. и входила в состав педагогического факультета МГПИ им. В.И. Ленина. Инициатором создания первой в стране кафедры, направленной на освещение проблем развития, воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, был академик АПН СССР, д-р пед. наук, профессор Иван Фомич Свадковский.  Деятельность воспитанников научной школы И.Ф. Свадковского заложила принципы развития кафедры и содержание педагогики начального образования как самостоятельной учебной дисциплины, способствовала ее учебно-методическому оснащению, обеспечила широкую подготовку педагогических кадров для аналогичных кафедр нашей страны. С 1985 г. кафедра относится к факультету начальных классов, а с 2014 г. – факультету начального образования Института детства МПГУ.

В разные годы кафедру возглавляли известные ученые: академик РАО, д-р пед. наук, профессор Виталий Александрович Сластенин; профессор Сергей Петрович Баранов; доценты, канд. пед. наук Татьяна Васильевна Воликова и Петр Константинович Холмогорцев. Почетный профессор МПГУ, д-р пед. наук Александр Егорович Дмитриев руководил кафедрой более 25 лет. С 2013 г. кафедрой заведует д-р пед. наук, профессор Елена Николаевна Землянская.

Среди преподавателей кафедры – авторы учебников и программ по педагогике и истории педагогики для отечественного среднего профессионального и высшего педагогического образования. Научно-педагогическая деятельность и труды В.А. Сластенина, С.П. Баранова, Д.И. Латышиной широко известны не только в России, но и за рубежом – Болгарии, Японии, Иране, Италии, Кубе, а их ученики сегодня составляют основной педагогический корпус преподавателей педагогики начального образования в вузах современной России.

В числе преподавателей кафедры были: академик РАО, д-р пед. наук, профессор Борис Тимофеевич Лихачев; д-р пед. наук, профессор Юрген Петрович Сокольников; д-р пед. наук, профессор Елена Григорьевна Силяева; канд. пед. наук, профессор Иван Алексеевич Соловков; член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, д-р психол. наук, профессор Александр Ильич Савенков; д-р психол. наук, профессор Александр Иванович Савостьянов; канд. пед. наук, профессор, член Союза писателей России Нина Александровна Опарина; канд. пед. наук, профессор Диляра Исмаиловна Латышина. На кафедре также преподавали Александра Николаевна Рык, Антонина Петровна Демидова, Лидия Васильевна Шишкина, Надежда Ильинична Фатеева, Мария Владимировна Школьникова и мн. др. У каждого из этих людей – разные годы работы на кафедре и разные судьбы, но всех их объединяло беззаветное служение педагогической профессии.

Кафедра теории и практики начального образования сегодня успешно продолжает более чем 60-летний путь развития. Коллектив кафедры активно включился в инновационный процесс по модернизации и обновлению содержания учебного курса педагогики начального образования и внедрению практико-ориентированной модели подготовки современного учителя. В традициях кафедры – тесное взаимодействие со школами, сотрудничество с ведущими специалистами в области начального образования, партнерство с аналогичными кафедрами педагогических вузов России и Ближнего Зарубежья, профессиональное самосовершенствование и обновление преподавательского состава из числа выпускников факультета.

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры теории и практики начального образования являются:

− совершенствование профессиональной подготовки учителя начальных классов;

− инклюзивное образование в начальном образовании;

− поликультурное образование;

− сравнительная педагогика;

− воспитание в общеобразовательной школе;

− развитие метапредметных образовательных результатов младших школьников;

− внедрение в практику новейших педагогических технологий (отечественных и зарубежных, в том числе авторских);

− формирование учебной деятельности младших школьников;

− обучение и воспитание школьников с особыми образовательными потребностями;

− сетевое взаимодействие в подготовке учителя начальных классов;

− развитие магистерской подготовки;

− преемственность дошкольного и начального образования;

− информационная поддержка образовательного процесса в начальной школе и высшем образовании.

Научная школа кафедры: Инновации и традиции в начальном образовании. Руководители: член-корреспондент РАО, профессор А.Н. Джуринский и профессор Е.Н. Землянская.

Преподаватели кафедры – это дружный коллектив единомышленников, работающих на факультете долгие годы, осознающий миссию Первого Учителя и стремящийся своей деятельностью обеспечить высокое качество его подготовки.

Сегодня состав кафедры теории и практики начального образования – 21 чел. В том числе: академик РАО Джуринский Александр Наумович, д-р наук, профессор; профессора, д-ра наук Землянская Елена Николаевна, Безбородова Людмила Александровна, Веретенникова Людмила Кузьминична, профессор, канд. наук Ситниченко Марина Ярополковна. Преподавателями кафедры являются доценты, кандидаты наук: Аксючиц С.А., Безбородова М.А., Борисова Е.В., Дементьева О.М., Кольтинова В.В., Олейникова М.А., Рыдзе О.А., Стародубова Е.А., Чечеткин Ю.В., Яковлев С.В.

Тенденции развития научной школы кафедры теории и практики начального образования определяются направлениями модернизации педагогики начального образования. Деятельность научной школы кафедры направлена на подготовку профессионала в области начального образования (бакалавра, магистра, кандидата наук), способного осваивать, реализовывать, распространять и проектировать инновационные образовательные проекты. При этом в основе лежит идея, что инновационная деятельность в сфере образования будет эффективной, только если она основывается на глубоком понимании субъектом основ классической педагогики, уважении к традициям научной школы и существующему образовательному опыту. Поэтому значительное внимание ученых кафедры уделяется развитию историко-педагогического знания, изучению научного наследия и опыта как  отечественных, так и зарубежных педагогов, аксиологических основ воспитания – работы А.Н. Джуринского, Е.В. Борисовой, М.А. Олейниковой, С.В. Яковлева [4; 7; 8; 9, 20].

Кафедрой теории и практики начального образования разработана и внедрена в программы подготовки учителей уникальная система педагогических учебных и производственных практик студентов, в основе которой – наработанные научной школой кафедры подходы к организации практик, обоснованные в ряде трудов М.Я. Ситниченко, Е.Н. Землянской [10; 16; 17].

Заслуженное признание со стороны педагогических вузов России, республики Казахстан, республики Беларусь и др. получили учебники для бакалавриата и магистратуры, подготовленные профессорами кафедры теории и практики начального образования: Сравнительная педагогика Поликультурное образование, История педагогики и образования (А.Н. Джуринский [7; 8; 9]), Теория и методика воспитания младшего школьника, Педагогика начального образования (Е.Н. Землянская [7; 8]), История педагогики (Д.И. Латышина) и др. Эти учебники, а также ряд учебно-методических пособий, авторами которых являются преподаватели кафедры, широко используются в учебном процессе педагогических вузов [1; 3; 5; 6; 13; 14; 15; 18; 19; 21].

References

1. Aksyuchic S.A. Zadachnyy podhod i ego vliyanie na professional'nyy rost uchitelya nachal'nyh klassov // Shkola buduschego. − 2018. − №1. − S. 168-182.

2. Baranov S.P. Suschnost' processa obucheniya. - Moskva: Prosveschenie, 1981. - 143 s.

3. Bezborodova L.A., Bezborodova M.A. Emocional'nyy intellekt kak vazhnyy faktor kommunikativnogo vzaimodeystviya prepodavatelya i studentov // Nauka i shkola. − 2018. − № 3. − S. 52-57.

4. Borisova E.V., Oleynikova M.A. Vzaimosvyaz' tradiciy i innovaciy v prepodavanii disciplin pedagogicheskogo cikla (pamyati professorov MPGU // Shkola buduschego. − 2017. − № 5. − S. 9-14.

5. Veretennikova L.K. Razvitie tvorcheskogo potenciala mladshih shkol'nikov. Uchebnoe posobie. − Moskva, Izdatel'stvo Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet, 2020.

6. Dement'eva O.M. Vliyanie principa sub'ektivnosti na formirovanie social'no-professional'noy mobil'nosti studentov // Srednee professional'noe obrazovanie. − 2008. − № 12. − S. 27-28.

7. Dzhurinskiy A.N. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya v 2 ch. Uchebnik. − Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020.

8. Dzhurinskiy A.N. Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonacional'nom sociume. Uchebnik i praktikum / Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020.

9. Dzhurinskiy A.N. Sravnitel'naya pedagogika. Uchebnik / Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020.

10. Zemlyanskaya E.N., Bezborodova M.A. Modelirovanie prakticheskoy podgotovki studentov-pedagogov v usloviyah shkol'no-universitetskogo partnerstva // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki Pedagogy. Theory & Practice ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print) 2021. Tom 6. Vypusk 1. S. 123-128 | 2021. Volume 6. Issue 1. P. 123-128 https://doi.org/10.30853/ped210018

11. Zemlyanskaya E.N. Pedagogika nachal'nogo obrazovaniya: uchebnik i praktikum dlya vuzov / E.N. Zemlyanskaya. − Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020. - 247 s. - (Vysshee obrazovanie). - ISBN 978-5-534-13271-7. - Tekst : elektronnyy // EBS Yurayt [sayt]. - URL: https://urait.ru/bcode/457366 (data obrascheniya: 07.06.2020). Seriya Vysshee obrazovanie.

12. Zemlyanskaya E.N. Teoriya i metodika vospitaniya mladshih shkol'nikov : uchebnik i praktikum dlya vuzov / E. N. Zemlyanskaya. − Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020. - 406 s. - (Vysshee obrazovanie). - ISBN 978-5-534-12059-2. - Tekst : elektronnyy // EBS Yurayt [sayt]. - URL: https://urait.ru/bcode/450191 (data obrascheniya: 29.11.2020).

13. Kol'tinova V.V. Social'no-pedagogicheskaya kompetentnost' uchitelya nachal'nyh klassov vo vzaimodeystvii s roditelyami obuchayuschihsya // Shkola buduschego. − 2017. − № 5. − S. 92−98.

14. Rydze O.A. Kurs «Matematika vokrug nas»: razvitie samostoyatel'nosti mladshego shkol'nika sredstvami uchebnogo predmeta // Nachal'noe obrazovanie. − 2017. − T. 5. − № 2. − S. 45-52.

15. Ryabova I.G. Formirovanie gotovnosti uchitelya k social'no-ekonomicheskomu vospitaniyu shkol'nikov v kontekste tradicionnoy kul'tury regiona // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. − 2012. − № 4 (12). − S. 38-42.

16. Sitnichenko M.Ya. Vospitatel'nyy potencial muzeynoy pedagogiki // Shkola buduschego. − 2019. − № 2. − S. 76-85.

17. Sitnichenko M.Ya. Modelirovanie pedagogicheskoy praktiki studentov: problemno-istoricheskiy analiz: Monografiya / M.Ya. Sitnichenko. - Moskva: MPGU, 2016. - 180 s.

18. Starodubova E.A., Makarova I.A. O razvitii moral'nogo samosoznaniya mladshih shkol'nikov sredstvami iskusstva // Nachal'noe obrazovanie. − 2008. − № 4. − S. 46-49.

19. Chechetkin Yu.V. Formirovanie professional'nyh kompetenciy u studentov fakul'teta nachal'nogo obrazovaniya // Shkola buduschego. − 2014. − №1. − S. 43-46.

20. Yakovlev S.V. Aksiologicheskie osnovy vospitaniya nravstvennoy kul'tury lichnosti v sisteme obschego obrazovaniya. Monografiya. - Moskva: INFRA-M, 2016. Ser. Nauchnaya mysl'. - 137 s.

21. Yakovlev S.V. Obrazovatel'nyy potencial sovremennyh standartov i uchebnyh programm podgotovki pedagogicheskih kadrov po voprosam semeynogo vospitaniya // Obrazovatel'nye tehnologii (g. Moskva). − 2019. − № 3. − S. 65-76.

Login or Create
* Forgot password?