Russian Federation
This article gives an overview of research and teaching activities of the Department of Theory and Practice of Primary Education at Moscow State Pedagogical University.
department of the theory and practice of primary education, primary education, teaching in higher education
Кафедра теории и практики начального образования (до 2014 г. – кафедра педагогики начального обучения) была основана в 1958 г. и входила в состав педагогического факультета МГПИ им. В.И. Ленина. Инициатором создания первой в стране кафедры, направленной на освещение проблем развития, воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, был академик АПН СССР, д-р пед. наук, профессор Иван Фомич Свадковский. Деятельность воспитанников научной школы И.Ф. Свадковского заложила принципы развития кафедры и содержание педагогики начального образования как самостоятельной учебной дисциплины, способствовала ее учебно-методическому оснащению, обеспечила широкую подготовку педагогических кадров для аналогичных кафедр нашей страны. С 1985 г. кафедра относится к факультету начальных классов, а с 2014 г. – факультету начального образования Института детства МПГУ.
В разные годы кафедру возглавляли известные ученые: академик РАО, д-р пед. наук, профессор Виталий Александрович Сластенин; профессор Сергей Петрович Баранов; доценты, канд. пед. наук Татьяна Васильевна Воликова и Петр Константинович Холмогорцев. Почетный профессор МПГУ, д-р пед. наук Александр Егорович Дмитриев руководил кафедрой более 25 лет. С 2013 г. кафедрой заведует д-р пед. наук, профессор Елена Николаевна Землянская.
Среди преподавателей кафедры – авторы учебников и программ по педагогике и истории педагогики для отечественного среднего профессионального и высшего педагогического образования. Научно-педагогическая деятельность и труды В.А. Сластенина, С.П. Баранова, Д.И. Латышиной широко известны не только в России, но и за рубежом – Болгарии, Японии, Иране, Италии, Кубе, а их ученики сегодня составляют основной педагогический корпус преподавателей педагогики начального образования в вузах современной России.
В числе преподавателей кафедры были: академик РАО, д-р пед. наук, профессор Борис Тимофеевич Лихачев; д-р пед. наук, профессор Юрген Петрович Сокольников; д-р пед. наук, профессор Елена Григорьевна Силяева; канд. пед. наук, профессор Иван Алексеевич Соловков; член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, д-р психол. наук, профессор Александр Ильич Савенков; д-р психол. наук, профессор Александр Иванович Савостьянов; канд. пед. наук, профессор, член Союза писателей России Нина Александровна Опарина; канд. пед. наук, профессор Диляра Исмаиловна Латышина. На кафедре также преподавали Александра Николаевна Рык, Антонина Петровна Демидова, Лидия Васильевна Шишкина, Надежда Ильинична Фатеева, Мария Владимировна Школьникова и мн. др. У каждого из этих людей – разные годы работы на кафедре и разные судьбы, но всех их объединяло беззаветное служение педагогической профессии.
Кафедра теории и практики начального образования сегодня успешно продолжает более чем 60-летний путь развития. Коллектив кафедры активно включился в инновационный процесс по модернизации и обновлению содержания учебного курса педагогики начального образования и внедрению практико-ориентированной модели подготовки современного учителя. В традициях кафедры – тесное взаимодействие со школами, сотрудничество с ведущими специалистами в области начального образования, партнерство с аналогичными кафедрами педагогических вузов России и Ближнего Зарубежья, профессиональное самосовершенствование и обновление преподавательского состава из числа выпускников факультета.
Основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры теории и практики начального образования являются:
− совершенствование профессиональной подготовки учителя начальных классов;
− инклюзивное образование в начальном образовании;
− поликультурное образование;
− сравнительная педагогика;
− воспитание в общеобразовательной школе;
− развитие метапредметных образовательных результатов младших школьников;
− внедрение в практику новейших педагогических технологий (отечественных и зарубежных, в том числе авторских);
− формирование учебной деятельности младших школьников;
− обучение и воспитание школьников с особыми образовательными потребностями;
− сетевое взаимодействие в подготовке учителя начальных классов;
− развитие магистерской подготовки;
− преемственность дошкольного и начального образования;
− информационная поддержка образовательного процесса в начальной школе и высшем образовании.
Научная школа кафедры: Инновации и традиции в начальном образовании. Руководители: член-корреспондент РАО, профессор А.Н. Джуринский и профессор Е.Н. Землянская.
Преподаватели кафедры – это дружный коллектив единомышленников, работающих на факультете долгие годы, осознающий миссию Первого Учителя и стремящийся своей деятельностью обеспечить высокое качество его подготовки.
Сегодня состав кафедры теории и практики начального образования – 21 чел. В том числе: академик РАО Джуринский Александр Наумович, д-р наук, профессор; профессора, д-ра наук Землянская Елена Николаевна, Безбородова Людмила Александровна, Веретенникова Людмила Кузьминична, профессор, канд. наук Ситниченко Марина Ярополковна. Преподавателями кафедры являются доценты, кандидаты наук: Аксючиц С.А., Безбородова М.А., Борисова Е.В., Дементьева О.М., Кольтинова В.В., Олейникова М.А., Рыдзе О.А., Стародубова Е.А., Чечеткин Ю.В., Яковлев С.В.
Тенденции развития научной школы кафедры теории и практики начального образования определяются направлениями модернизации педагогики начального образования. Деятельность научной школы кафедры направлена на подготовку профессионала в области начального образования (бакалавра, магистра, кандидата наук), способного осваивать, реализовывать, распространять и проектировать инновационные образовательные проекты. При этом в основе лежит идея, что инновационная деятельность в сфере образования будет эффективной, только если она основывается на глубоком понимании субъектом основ классической педагогики, уважении к традициям научной школы и существующему образовательному опыту. Поэтому значительное внимание ученых кафедры уделяется развитию историко-педагогического знания, изучению научного наследия и опыта как отечественных, так и зарубежных педагогов, аксиологических основ воспитания – работы А.Н. Джуринского, Е.В. Борисовой, М.А. Олейниковой, С.В. Яковлева [4; 7; 8; 9, 20].
Кафедрой теории и практики начального образования разработана и внедрена в программы подготовки учителей уникальная система педагогических учебных и производственных практик студентов, в основе которой – наработанные научной школой кафедры подходы к организации практик, обоснованные в ряде трудов М.Я. Ситниченко, Е.Н. Землянской [10; 16; 17].
Заслуженное признание со стороны педагогических вузов России, республики Казахстан, республики Беларусь и др. получили учебники для бакалавриата и магистратуры, подготовленные профессорами кафедры теории и практики начального образования: Сравнительная педагогика Поликультурное образование, История педагогики и образования (А.Н. Джуринский [7; 8; 9]), Теория и методика воспитания младшего школьника, Педагогика начального образования (Е.Н. Землянская [7; 8]), История педагогики (Д.И. Латышина) и др. Эти учебники, а также ряд учебно-методических пособий, авторами которых являются преподаватели кафедры, широко используются в учебном процессе педагогических вузов [1; 3; 5; 6; 13; 14; 15; 18; 19; 21].
1. Aksyuchic S.A. Zadachnyy podhod i ego vliyanie na professional'nyy rost uchitelya nachal'nyh klassov // Shkola buduschego. − 2018. − №1. − S. 168-182.
2. Baranov S.P. Suschnost' processa obucheniya. - Moskva: Prosveschenie, 1981. - 143 s.
3. Bezborodova L.A., Bezborodova M.A. Emocional'nyy intellekt kak vazhnyy faktor kommunikativnogo vzaimodeystviya prepodavatelya i studentov // Nauka i shkola. − 2018. − № 3. − S. 52-57.
4. Borisova E.V., Oleynikova M.A. Vzaimosvyaz' tradiciy i innovaciy v prepodavanii disciplin pedagogicheskogo cikla (pamyati professorov MPGU // Shkola buduschego. − 2017. − № 5. − S. 9-14.
5. Veretennikova L.K. Razvitie tvorcheskogo potenciala mladshih shkol'nikov. Uchebnoe posobie. − Moskva, Izdatel'stvo Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet, 2020.
6. Dement'eva O.M. Vliyanie principa sub'ektivnosti na formirovanie social'no-professional'noy mobil'nosti studentov // Srednee professional'noe obrazovanie. − 2008. − № 12. − S. 27-28.
7. Dzhurinskiy A.N. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya v 2 ch. Uchebnik. − Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020.
8. Dzhurinskiy A.N. Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonacional'nom sociume. Uchebnik i praktikum / Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020.
9. Dzhurinskiy A.N. Sravnitel'naya pedagogika. Uchebnik / Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020.
10. Zemlyanskaya E.N., Bezborodova M.A. Modelirovanie prakticheskoy podgotovki studentov-pedagogov v usloviyah shkol'no-universitetskogo partnerstva // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki Pedagogy. Theory & Practice ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print) 2021. Tom 6. Vypusk 1. S. 123-128 | 2021. Volume 6. Issue 1. P. 123-128 https://doi.org/10.30853/ped210018
11. Zemlyanskaya E.N. Pedagogika nachal'nogo obrazovaniya: uchebnik i praktikum dlya vuzov / E.N. Zemlyanskaya. − Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020. - 247 s. - (Vysshee obrazovanie). - ISBN 978-5-534-13271-7. - Tekst : elektronnyy // EBS Yurayt [sayt]. - URL: https://urait.ru/bcode/457366 (data obrascheniya: 07.06.2020). Seriya Vysshee obrazovanie.
12. Zemlyanskaya E.N. Teoriya i metodika vospitaniya mladshih shkol'nikov : uchebnik i praktikum dlya vuzov / E. N. Zemlyanskaya. − Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020. - 406 s. - (Vysshee obrazovanie). - ISBN 978-5-534-12059-2. - Tekst : elektronnyy // EBS Yurayt [sayt]. - URL: https://urait.ru/bcode/450191 (data obrascheniya: 29.11.2020).
13. Kol'tinova V.V. Social'no-pedagogicheskaya kompetentnost' uchitelya nachal'nyh klassov vo vzaimodeystvii s roditelyami obuchayuschihsya // Shkola buduschego. − 2017. − № 5. − S. 92−98.
14. Rydze O.A. Kurs «Matematika vokrug nas»: razvitie samostoyatel'nosti mladshego shkol'nika sredstvami uchebnogo predmeta // Nachal'noe obrazovanie. − 2017. − T. 5. − № 2. − S. 45-52.
15. Ryabova I.G. Formirovanie gotovnosti uchitelya k social'no-ekonomicheskomu vospitaniyu shkol'nikov v kontekste tradicionnoy kul'tury regiona // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. − 2012. − № 4 (12). − S. 38-42.
16. Sitnichenko M.Ya. Vospitatel'nyy potencial muzeynoy pedagogiki // Shkola buduschego. − 2019. − № 2. − S. 76-85.
17. Sitnichenko M.Ya. Modelirovanie pedagogicheskoy praktiki studentov: problemno-istoricheskiy analiz: Monografiya / M.Ya. Sitnichenko. - Moskva: MPGU, 2016. - 180 s.
18. Starodubova E.A., Makarova I.A. O razvitii moral'nogo samosoznaniya mladshih shkol'nikov sredstvami iskusstva // Nachal'noe obrazovanie. − 2008. − № 4. − S. 46-49.
19. Chechetkin Yu.V. Formirovanie professional'nyh kompetenciy u studentov fakul'teta nachal'nogo obrazovaniya // Shkola buduschego. − 2014. − №1. − S. 43-46.
20. Yakovlev S.V. Aksiologicheskie osnovy vospitaniya nravstvennoy kul'tury lichnosti v sisteme obschego obrazovaniya. Monografiya. - Moskva: INFRA-M, 2016. Ser. Nauchnaya mysl'. - 137 s.
21. Yakovlev S.V. Obrazovatel'nyy potencial sovremennyh standartov i uchebnyh programm podgotovki pedagogicheskih kadrov po voprosam semeynogo vospitaniya // Obrazovatel'nye tehnologii (g. Moskva). − 2019. − № 3. − S. 65-76.