REVIEW OF THE ARTICLE BY PROFESSOR A.V. TEBEKIN "A TOP-DOWN VIEW OF THE DEVELOPED STRATEGY FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY"
Text
Publication text (PDF): Read Download

Вновь вызывает интерес и приковывает внимание статья проф. Тебекина А.В. «Взгляд "сверху" на разрабатываемую стратегию социально-экономического развития национальной экономики», опубликованная в журнале Транспортное дело России №4 за 2021 г. [7].

Надо отметить, что автор не первый раз обращается в своих трудах к прикладному использованию системы «зрения» как инструментов стратегического мышления научной школы предпринимательства Й. Шумпетера [1], достаточно упомянуть работы [3−6].

Возвращаясь к статье «Взгляд "сверху" на разрабатываемую стратегию социально-экономического развития национальной экономики» [7], необходимо отметить, что в ее содержании серьезное внимание вызывает неопровержимая важность постановки вопроса, а именно, речь идет о стратегических целях, т.е. важнейшей характеристике, имманентно присущей системам управления, без которой их существование бессмысленно.

Еще одна важная деталь рецензируемой статьи [7] заключается в том, что автором подробно исследуются национальные цели развития РФ на период до 2030 г., определенные Указом Президента страны [9]. Эти цели выделены, четко систематизированы и указаны автором на рис. 1 [7].

Такое представление целей (рис. 1) не только усиливает понимание сущности и важности предмета разговора, но и является хорошей иллюстрацией к изучению стратегического менеджмента как учебно-научной дисциплины, бесспорно актуальной и изучаемой в вузах, в рамках бакалавриата и магистратуры, а также являющейся неизбежной составляющей при формировании тематики исследований, проводимых студентами в рамках дипломного проектирования.

Автор, профессор Тебекин А.В., хорошо понимая значимость диалектики научных подходов, формирует состав групп семейства научных школ стратегического менеджмента [8], без изучения которых любое проводимое исследование в этом направлении теряет свои ориентиры и необходимый методический инструментарий. Хочу здесь отметить, что именно этим отличаются опубликованные работы проф. Тебекина А.В., а именно, своей  фундаментальностью и четким логическим построением. Неслучайно автор выделяет группу описывающих школ стратегического менеджмента, в которых за основу принимается школа предпринимательства Й. Шумпетера, которая рассматривает стратегию как процесс предвидения [1].

Следующая важная ступень исследования заключается в том, что автор раскрывает содержание национальных целей, что создает возможность проводить анализ каждой конкретной цели, определить картину их развития, перспективы развития и, соответственно, прогноз их выполнения.  При этом здесь отсутствуют фразеологизмы. Автор подробно исследует и опирается на информацию о содержании формируемой в настоящее время Правительством РФ «Стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 года» [2], что само по себе требует пристального внимания и изучения. Говоря о перспективах достижения национальных целей, автор указывает пять стратегических направлений развития, заложенных в стратегии, формируемой Правительством РФ (рис. 2) [7].

Анализируя литературные источники, посвященные использованию инструментов «зрительной системы» процесса стратегического мышления научной школы предпринимательства Й. Шумпетера [1], автор выбирает взгляд «сверху» [7], который позволяет увидеть насколько полно предлагаемые мероприятия для разрабатываемой Правительством «Стратегии – 2030» [2] покрывают заданные (национальные) цели, определенные Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [9]. А в основе все тот же анализ направлений развития, представленный на рис. 3 [7], который еще раз убеждает нас в том, что выбранный автором взгляд «сверху» не случаен.

 

Свои предварительные выводы проф. Тебекин А.В. подтверждает результатами (предварительными результатами), сведенными в табл., где показывает в процентном отношении результаты покрытия ключевыми направлениями разрабатываемой Правительством «Стратегии-2030». Оценку уровня покрытия автор проводит с использованием экспертных оценок (во всех публикациях автора мы замечаем активное использование методического инструментария) по шкале связей национальных целей и ключевых направлений стратегии. Считаю уместным для лучшего восприятия привести здесь шкалу оценок.

«0» − связь отсутствует;

«1» − крайне слабая связь;

«2» − слабая связь;

«3» − умеренная (средняя) связь;

«4» − сильная связь;

«5» − очень сильная связь.

Как показал проведенный автором предварительный анализ [7], выявленный уровень покрытия составляет около одной трети (34,4%) от требуемого уровня. То есть, указывает автор, «почти две трети потенциала фактически потеряно уже на этапе формирования стратегии» [7]. 

Результаты предварительного анализа проф. Тебекина А.В. заставляют глубоко задуматься и искать ответы на вопросы: «почему», «каковы причины», «где корень проблемы?». Как увидим в заключение статьи [7], автор дает исчерпывающие ответы на эти вопросы.

Несомненный интерес вызывает и более детальный анализ, проведенный автором по ключевым направлениям:  «Агрессивная инфраструктурная политика», «Новая высокотехнологичная экономика», «Новый общественный договор». Данные приводятся в табл., по которым автор делает обоснованное заключение по поводу того, какие национальные проекты близки к прорывным, а какие таковыми не являются [7].

Таким образом, «разбирая» статью [7], можно заключить следующее:

а) проведенное на основе технологии «взгляд «сверху»» научной школы предпринимательства Й. Шумпетера исследование представляет собой важное и оригинальное рассмотрение поступательного развития и исполнения формируемой Правительством «Стратегии 2030», а, следовательно, и перспективы преодоления глобального экономического кризиса 2020-х годов;

б) формируемые Правительством РФ ключевые направления стратегического развития Российской Федерации являются важными и не вызывают сомнений, но слишком слабо связаны с потребностями достижения  национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., что подтверждается результатами, представленными автором в табличной форме;

в) при внимательном рассмотрении приведенных табличных данных можно увидеть, что средняя оценка достижения по всем национальным целям составляет лишь 15,08%. При этом автор раскрывает проблемы, сопровождающие формирование «Стратегии 2030», которые носят объективный и доказательный характер. Решение этих проблем должно  осуществляться не только на федеральном уровне (там они должны быть сведены к минимуму),  но закладываться и разбираться  на стадии системного изучения проблем управления в вузах страны. Автор, описывая подробно причины столь длительного и «буксующего» формирования «Стратегии 2030», позволяет нам сформулировать центральную причину: «Отсутствие механизмов реализации целей, намеченных в Указах Президента страны» [7]. В нашем случае, это Указ Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [9];

г) описывая взгляд «сверху», автор показывает нам не только важность и приоритетность такого анализа, но и понимания системного подхода в управлении вообще. Недаром система управления как таковая выстраивается сверху. Это еще одно важное понимание, которое формируется и укореняется, когда знакомишься с публикациями проф. Тебекина А.В.

References

1. Schumpeter, J. A. The Creative Response in Economic History. Journal of Economic History (November 1947: 149-159).

2. Perechen' porucheniy po itogam rabochego soveschaniya u Predsedatelya Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii po voprosam razrabotki strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii 26 yanvarya 2021 goda. Predsedatel' pravitel'stva Rossiyskoy Federacii. Moskva. 26.01. 2021.

3. Tebekin A.V. Vzglyad "vpered" kak osnova strategicheskogo razvitiya nacional'noy ekonomiki. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2021. − T. 7. − № 3. − S. 3-11.

4. Tebekin A.V. Vzglyad "nazad" kak fundament strategicheskogo razvitiya upravlyaemyh social'no-ekonomicheskih sistem. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2021. − № 2 (54). − S. 123-137.

5. Tebekin A.V. Vzglyad "snizu" na razrabatyvaemuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 g. v chasti perspektiv dostizheniya nacional'noy celi "sohranenie naseleniya, zdorov'e i blagopoluchie lyudey". // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2021. − T. 7. − № 3. − S. 3-21.

6. Tebekin A.V., Horeva A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V. Vzglyad «snizu» na razrabatyvaemuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 g. v chasti perspektiv dostizheniya nacional'noy celi «dostoynyy, effektivnyy trud i uspeshnoe predprinimatel'stvo». // Epomen. − 2021. − № 59. − S. 72-92.

7. Tebekin A.V. Vzglyad «sverhu» na razrabatyvaemuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya nacional'noy ekonomiki. // Transportnoe delo Rossii. - 2021. − №4.

8. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Vliyanie shkol strategicheskogo menedzhmenta i marketinga na sovremennoe razvitie podhodov k upravleniyu. // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. − 2019. − № 3. − S. 14-23.

9. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 “O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

Login or Create
* Forgot password?