The issues related to transition to the new educational standards are considered in this paper. The author characterizes two of new standards’ key concepts, such as competence and competence approach. The problems of assessment system as one of education’s important components functioning as feedback are revealed. The assessment system is a kind of education system’s regulator. The author considers the students’ assessment problem taking into account the competence approach. The traditional system of students’ knowledge assessment that was formed even in the Soviet school, has undoubtedly rich experience, but by virtue of its organizational and technological particularities can’t meet the requirements of modern society. The information society development has led to emergence of such notions as “education monitoring” and “evaluation”, the main point of which is revealed by this paper’s author. These notions, including all education areas, are connected even with the problems of pedagogical measurements, in particular, with the studies related to test problematics. The tests in its development have gone from their total negation till the becoming of graduates’ state exam form. The author considers the test technologies, particularly the computer ones, as an eff ective assessment mean of educational competencies’ formation level.
competence approach, competencies, modern education, monitoring, education quality assessment, test, test technologies.
Развитие образования в России на современном этапе определяется многими факторами, наиболее важными из которых являются включение России в Болонский процесс, информатизация образования, переход к компетентностному подходу. Эти процессы приводят к необходимости создания новой модели обучения, что в свою очередь предполагает масштабное реформирование образования.
Современные приоритеты образования нашли свое отражение в разработке федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования. Ключевым понятием в новых стандартах, наряду с системно-деятельностным подходом к процессу образования, выступает «компетентностный подход».
ФГОС определяют компетенцию как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [5].
Следовательно, подготовка компетентного выпускника - приоритетное направление современного образования. Более четкая и полная формулировка требований к результатам освоения общеобразовательных программ представлена в проекте Федерального стандарта общего образования — это описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями [8].
Отметим тот факт, что компетентность неразрывно связана с личностью, с его способностями. Она определяется не только накопленными знаниями, умениями, навыками, а прежде всего усвоением способов деятельности, приобретением опыта. Выпускников необходимо не только снабдить знаниями, но и научить самим их добывать. Традиционно сложившая тенденция «образование на всю жизнь» вытесняется новой - «образование через всю жизнь».
В отечественной педагогике проблемы компетентностного подхода широко освещали в своих трудах В.И. Байденко, А.А. Кузнецов, Н.А. Менчинская, Ю.Г. Татура, А.В.Хуторской, Т.И. Шамова.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ включают в себя оценку личностных, метапредметных и предметных результатов на всех ступенях школьного образования. В новых федеральных государственных образовательных стандартах они объединены понятием «планируемые результаты», достижение которых должны быть гарантированы всеми образовательными учреждениями, независимо от расположения, вида и организационно-правовой формы.
1. Avanesov V.S. Ot zadaniy v testovoy forme - k testovym zadaniyam / V.S. Avanesov // Shkol'nye tekhnologii. - 2011. - № 2. - S. 167.
2. Zvonnikov V.I. Sovremennye sredstva otsenivaniya rezul'tatov obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof.obrazovaniya / V.I. Zvonnikov, M.B. Chelyshkova. - 4-e izd., ster. - M. : Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2011. - 224 s.
3. Igoshev B.M. Sovremennoe obrazovanie: problemy i resheniya / B.M. Igoshev // Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). - 2011. - № 10. - S. 6.
4. Kadnevskiy V.M. O zdorov'esberegayushchey funktsii EGE i nemnogo bol'she / V.M. Kadnevskiy, N.B. Grebennikova // Narodnoe obrazovanie. - 2008. - № 8. - S. 111.
5. Matyash N.V. Proektnaya kompetentnost' kak rezul'tat obrazovaniya / N.V. Matyash // Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). - 2011. - № 4. - S. 32.
6. Osipova S.I. Integrativno-bazisnyy podkhod v formirovanii matematicheskoy kompetentnosti studentov / S.I. Osipova, S.M. Butakova // Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). - 2011. - № 2. - S. 46.
7. Sirenko S.N. Mesto testirovaniya v sisteme metodov kontrolya i otsenki znaniy / S.N. Sirenko // Shkol'nye tekhnologii. - 2011. - № 2. - S. 171.
8. Chudinskiy R.M. Metodologicheskie podkhody k proektirovaniyu i organizatsii sistemy kontrolya i otsenki obshchikh i predmetnykh kompetentsiy uchashchikhsya / R.M. Chudinskiy, A.A. Volodin // Shkol'nye tekhnologii. - 2011. - № 1. - S. 140.