Abstract and keywords
Abstract (English):
This article analyzes the complexity of modern information processes, the emergence of new values and the possibilities of virtual activity of the subject, the construction of a new beingness. The process of rethinking the former fundamental ideological orientations of European culture necessarily requires careful and deep reflection on the underlying Christian values.

Keywords:
ideological meanings, information processes, virtual activity, traditionalism, information wars
Text
Publication text (PDF): Read Download

       В предыдущих статьях мы рассматривали основные духовные константы, смыслы и ценности личностного бытия «Принципы бытия – принципы мировоззрения (на примере христианской мировоззренческой программы)», здесь же мы изложили базовые установки христианства, в совокупности образующие особую мировоззренческую философскую программу. Всю полноту христианской философской и мировоззренческой мысли охватить довольно сложно. Это не просто религиозная доктрина, не просто богословское учение, а широкий пласт философской мысли, содержащий в себе все основополагающие проблемы и их рациональные решения. Это и учение о бытии, и особая гносеология (причем как религиозного, так и научного познания), и философия языка, особая социальная философия и философия истории, антропология и осмысление места человека в мире [1].

Христианская мировоззренческая программа представлена как теоретической концепцией, так и особой мировоззренческой технологией из этой теории вытекающей. Особенностью этой программы является то, что она сохраняет свою конкурентоспособность и до нашего времени, продолжая соперничать как с чисто теоретическими, так и с идеологическими программами. Европейская цивилизация своим нынешним состоянием как раз таки обязана именно христианскому мировоззрению, именно оно является базисом той европейской идентичности, которая существует до сих пор [2].  «История проходит через дом человека, через его частную жизнь, не титулы, ордена и царская милость, а "самостоянье человека" превращает его в историческую личность» и ещё «История, отраженная в одном человеке в его жизни, быте, жесте изоморфно истории человечества, они отражаются в друг друге и познаются друг через друга». При подобном ракурсе сущность и сущее индивида являются неразрывно связанными  [3].

Мировоззренческая программа в своей сути всегда имеет определенные мировоззренческие смыслы, которые составляют ее ядро, ее сущность. Но для репрезентации и реализации этих смыслов необходимые особые механизмы воздействия – социальные технологии. В условиях нашей действительности воздействие на сознание субъекта осуществляется через СМИ, внедряя негативные, неконструктивные дезинтегрирующие ценности. [4]. Отчетливо прослеживаемый деструктивный подтекст воздействия на массовое сознание и его мировоззрения, существует потому, что имеет место быть явление информационных войн. Последние являются определенным способом распространения необходимой идеологии и поддержание авторитета и ценностей определенной социальной группы. Естественно подлинные интересы скрываются за более благопристойными идеалами всеобщего равенства и справедливости для всех и каждого. В качестве такой идеи мы можем рассмотреть «американскую демократию». Ряд явлений, таких как глобализация (по сути, на базе американской самости) и экономическая, и общекультурная − нуждаются в информационной поддержке для своего продвижения [5]. Явление широко развернутой информационной войны стало доступно только в наше время, так как если до 20-го века это была прямая агитация и отдельные публикации, сейчас это хорошо организованная общая сеть, вовлекающая в себя все больше людей.

Важно отметить, что при анализе культуры мы можем опираться в первую очередь на самую доступную и объективную ее часть – экономику. В современной мировой экономике произошел ряд важных определенных трансформаций, одно из которых это переход на цифровую экономику [6]. В наше время ей пользуются практически во всех странах мира и со временем число пользователей все растет. Особенность цифровой экономики в том, что все финансы, а иногда и некоторые покупки, существуют лишь в виртуальном пространстве. Сам факт виртуальных покупок не является чем-то негативным, так как определенные услуги всегда стоили денег и не всегда давали взамен нечто осязаемое и вещественное. А вот международная валютная система виртуальных денег вещь куда более сомнительная. В истории мировой экономики был уже прецедент, принципиально изменивший отношение к деньгам [7]. Переход на купюры и деньги из более дешевых металлов чем драгоценные, которыми они обеспечиваются, был в свое время тоже отчаянным шагом, имеющим большие последствия, и если переход к бумаге был первый шаг, то виртуализация – это есть не что иное, как второй необходимый и закономерный шаг. Так же, как и бумажные деньги, – виртуальные средства не являются сами по себе вашей ценностью, а являются лишь обязательством банка перед вами, как перед держателем валюты. Подчеркнем, что и с бумажными деньгами, и с электронными банк или любая сторона вам и дающая в обмен на ценности может нарушить обязательства [8, 9].

Классическая экономика, сформированная Адамом Смитом и Давидом Рикардо, дополненная множеством авторов в современных условиях, уже не может применяться. В нынешних условиях, когда рынок разросся до глобальных размеров, и капитал продолжает концентрироваться − говорить о рольном соотношении производства, стоимости и т.д. уже нельзя. В мире существует одна «реальная» стоимость товара – это виртуальная стоимость [10, 11]. Экономика сейчас находится в сильной зависимости от биржевых игр, различных финансовых махинаций, и все это в рамках мировой экономической машины. У современных вещей и ресурсов нет настоящей стоимости, объективно вытекающей из условий производства и реализации товара. На самом деле, по сути, реальной стоимости товара в принципе не существует [12]. Еще Публий Сир писал: «Всякая вещь стоит столько, сколько за неё заплатит покупатель». Разница лишь в том, что в античности механизмы влияния на стоимость, а следовательно, на покупателя были гораздо слабее развиты и не так оторваны от реальной действительности [13]. В настоящее же время технологии воздействия так стремительно развиваются, что позволяют коррелировать стоимость и убеждать в её «объективности» покупателя [14, 15].

            Проблема виртуальных денег и виртуальной стоимости становится еще более острой если вспомнить, что доллар США не обеспечивается золотовалютным запасом только страны производителя, а следовательно, его подсчет дело крайне затруднительное. И если раньше печатный станок был в чем-то ограничителем увеличения денег, то сейчас в виртуальном виде этот процесс занимает совершенно минимальное количество времени.

References

1. Kos'kov S.N. Ot nauchnogo inpersonalizma k religioznomu personalizmu // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. − 2009. − № 3 (33). − S. 59-64.

2. Kos'kov S.N. Poznanie i mirovozzrenie: nigilizm i poiskovaya situaciya // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. − 2010. − № 1 (35). − S. 81-86.

3. Bibliya. Knigi Svyaschennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zaveta. // Sinodal'nye izdaniya 1876. − Moskva: Rossiyskoe Bibleyskoe Obschestvo,1995.-1372. Sinodal'nye izdaniya 1876.

4. Lebedev S.A., Lebedev K.S., Kos'kov S.N. Vidy nauchnogo znaniya: razlichie i edinstvo // Vestnik severo-vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. − 2017. − № 2 (06). − S. 57-66.

5. Kos'kov S.N. Vzaimodopolnyaemost' semanticheskih konvenciy i metafor v yazyke nauki // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. − 1991. − № 6.

6. Kant I. Traktaty i pis'ma. − Moskva: Nauka, 1980.

7. Kos'kov S.N. Gumanizaciya znaniya i poznaniya // Bulgakovskie chteniya. − 2008. − № 2. − S. 123-130.

8. Kos'kov S.N. Konvenciya i metafora v yazyke nauki: epistemologicheskiy podhod // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. − 2009. − № 2. − S. 3-18.

9. Kos'kov S.N. Mirovozzrencheskaya programma i filosofiya nauki // Srednerusskiy vestnik obschestvennyh nauk. − 2014. − № 3 (33). − S. 14-18.

10. Lebedev S.A., Kos'kov S.N. Gnoseologicheskie korni vozniknoveniya konvencionalizma // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. − 1980. − № 5. − S. 17-23.

11. Kos'kov S.N. Mirovozzrencheskaya programma, metodologicheskaya programma i razvitie epistemologii // Srednerusskiy vestnik obschestvennyh nauk. − 2013. − № 2 (28). − S. 31-37.

12. Lebedev S.A., Kos'kov S.N. Ontologiya nauchnyh teoriy // Izvestiya Rossiyskoy akademii obrazovaniya. − 2017. − № 1 (41). − S. 20-40.

13. Kos'kov S.N., Lebedev S.A. Edinstvo mirovozzreniya i metodologii - teleologicheskiy podhod // Srednerusskiy vestnik obschestvennyh nauk. − 2012. − № 4-2 (26). − S. 13-19.

14. Kos'kov S.N. Racional'noe i neracional'noe v yazyke nauki s pozicii epistemologicheskogo podhoda // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. − 2009. − № 2. − S. 185-189.

15. Lebedev S.A., Lebedev K.S., Kos'kov S.N. Pozitivno-dialekticheskaya programma filosofii nauki // Izvestiya Rossiyskoy akademii obrazovaniya. − 2016. − № 4 (40). − S. 5-36.

Login or Create
* Forgot password?