DEVELOPMENT OF PRACTICAL APPROACHES TO GROWTH STRATEGIES IN COMPANIES’ ACTIVITY IN THE STRATEGIC PERSPECTIVE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The willingness of market-leading companies to have sustainable growth over the past few decades has been significantly complicated by the increasing level of uncertainty of the overall impact of environmental factors in all spheres of economic activity. Macroeconomic instability, sharp fluctuations in the raw material markets, intense industries’ competition, political instability, the multidirectional dynamics of social processes, unpredictable natural and climatic cataclysms of global proportion - all these have significantly impact that complicate the possibilities of forming market development strategies, based on traditional planning approaches that take into account mainly retrospective dynamics. Moreover, the economic instability of the last decade, caused by environments, has shown to significant part of international companies the instability of the chosen strategies for the development of the firm. The dilemma of choosing the direction of strategy is relevant for most companies of Russian and foreign business – managers face the question of choosing the direction of the corporate strategy development of the company, taking into account all the components of the business portfolio. The author studies the evolutionary development of the theory of strategic growth, presents a variety of approaches to the classification of organizational growth strategies, identifies their similarities and contradictions, and give arguments for the traditional growth strategies classification. Strategies of intensive growth, vertical integration, and diversification are attractive for development, but at the same time require certain efforts and resources. In the course of the study, the author conducted research to identify and choose the most optimal growth strategy when the company reach a certain level of stability for dynamic development, identified the basic criteria for choosing the strategic vector of the company's development.

Keywords:
growth strategies, integrative growth, concentration, intensive growth, vertical integration, diversification, internationalization, effectiveness.
Text

Введение

Стратегии роста занимают центральное место в системе маркетинговых стратегий организации, так как менеджмент связывает успешное развитие компании в первую очередь с ростом, нежели с эффективностью, что подтверждается многочисленными исследованиями. По результатам окончания экономических потрясений первых двух десятилетий XXI века был проведен опрос 100 топ-менеджеров – слушателей программы МВА на предмет выявления наличия стратегий в компаниях и качества приоритетных стратегических целей и задач компаний [10, c. 69-70], в результате чего выяснилось, что почти все руководители (98% опрошенных) понимают значимость стратегии как таковой, однако только 13% утверждают, что имеют стратегию развития компании, 32% – лишь определенные направления развития, а 55% – отрицают факт наличия стратегии. Опираясь на данные приведенного опроса, приоритетность стратегических целей и задач была расставлена следующим образом: 71% респондентов стремится к увеличению доли на рынке, 58% – к росту продаж, 50% – к увеличению рентабельности, 47% – росту прибыли, 37% – росту стоимости бизнеса, 34% – формированию рынка. Таким образом, автора выдвигает гипотезу, что преимуществом при расстановке стратегических акцентов компании у топ-менеджмента пользуются показатели роста компании, при этом индикаторам эффективности деятельности уделяется второстепенное значение. Данное предположение вполне объясняется тем, что рост компании увеличивает её рыночную стоимость, от чего напрямую зависят показатели эффективности деятельности непосредственно топ-менеджмента, которая оценивается сквозь призму экономических и финансовых индикаторов, отражающих динамику изменения стоимости компании, увеличения сети филиалов или дочерних компаний, входящих в корпорацию, роста выручки и пр.

Исследования успешности бизнес-стратегий регулярно подтверждают данное предположение автора – стоимость бизнеса на 78% зависит от роста компании [3]. Стратегии роста являются ключевым направлением развития компании как способа получения наиболее эффективных результатов по увеличению стоимости и прибыли компании и, соответственно, достижения корневой цели коммерческой деятельности. Стратегии роста осуществляются в разных направлениях и основаны на наиболее приемлемых для конкретной компании управленческих решениях. Обобщенный терминологический анализ стратегий роста в работах выдающихся специалистов по маркетингу-менеджменту представлен в таблице 1.

References

1. Aaker D. Strategicheskoe rynochnoe upravlenie / Devid Aaker ; [per. s angl. E. Vinogradova pod red. S. G. Bozhuk]. - 7-e izd. - Sankt-Peterburg [i dr.] : Piter, 2011. - 495 s. : il., tabl.; 22 sm.; ISBN 978-5-459-00581-3

2. Ansoff I. Novaya korporativnaya strategiya. - SPb.: Izdatel'stvo «Piter», 1999. - 416 s.

3. Borisova A. Kak upravlyat' stoimost'yu kompanii // Finansovyy direktor. - 2020. - № 7. [Elektronnyy resurs] - URL: http://fd.ru/articles/16946.

4. Garrett B., Dyussozh P. Strategichekie al'yansy: Per. s angl. - M.: INFRA-M, 2002

5. Grant R. Sovremennyy strategicheskiy analiz. 7-e izd. SPb.: Piter, 2016, s.386.

6. Dan'ko, T. P. Upravlenie marketingom : uchebnik i praktikum dlya vuzov / T. P. Dan'ko. - 4-e izd., pererab. i dop. - Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2020. - 521 s. - (Vysshee obrazovanie). - ISBN 978-5-534-01588-1. - Tekst : elektronnyy // URL: https://urait.ru/bcode/450105 (data obrascheniya: 09.09.2021).

7. Doyl' P. Marketing-menedzhment i strategii. 3-e izd. / Per. s angl. pod red. Yu.N. Kapturevskogo. - SPb.: Piter, 2003. - 544 s. - (Seriya «Marketing dlya professionalov»)

8. Kotler F., Keller K. Marketing menedzhment. 15-e izd. - Izd.: Yupiter, 2020. - 848 s.

9. Lamben Zh.Zh. Menedzhment, orientirovannyy na rynok Perev. S angl. Pod red. V.B. Kolchanova. - SPb.: Piter, 2006. - 800 s.: il. - (Seriya «Klassika MVA»), s.438

10. Komissarova T.A. Rossiyskie kompanii predpochitayut rasti, a ne razvivat' biznes // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2016. - №6 (92). - S. 69-70

11. Malenkov Yu.A. «O klassifikaciyah strategiy kompanii» // Zhurnal «Emitent. Suschestvennye fakty, sobytiya, deystviya». Edinoe informacionno-analiticheskoe obespechenie promyshlennosti i predprinimatel'stva Severo-Zapadnogo regiona RF. N42(173) 2006

12. Porter M. Konkurentnaya strategiya. Metodika analiza otrasley i konkurentov. 4-e izd. Moskva: Al'pina Pablisher, 2011 s.454

13. Fathutdinov R.A. «strategicheskiy marketing. 5-e izd. - SPb.: Piter, 2008. - 368 s.

14. Huley G., Sonders Dzh., Pirsi N. Marketingovaya strategiya i konkurentnoe pozicionirovanie / Per. s angl. - Dnepropetrovsk: Balans Biznes Buks, 2005. - 800 s.

15. Chandler A.D., Jr. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise. Cambridge: MIT Press, 1962. 463 p.

16. Reyting rossiyskogo biznesa RBK «500 krupneyshih po vyruchke kompaniy Rossii» // URL: https://www.rbc.ru/rbc500/

17. https://fortune.com/franchise-list-page/visualize-the-fortune-500-2020/

18. https://www.retail-index.com/Countries.aspx


Login or Create
* Forgot password?