INTERACTIVE FORMS OF SOCIETAL CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF STATE AUTHORITIES IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the analysis of interactive forms of public control over the activities of public authorities in subjects of the Russian Federation and analysis of the main problems of their realization. The author comes to a conclusion that the efficiency of the public control in the interactive forms based on activity of subjects of the Russian Federation on building dialogue with citizens, on the use of modern information technologies, as well as on the willingness of the society to participate in the decision-making for State. The author proposes to continue the work on the automation of the processes of realization of public control, to expand the range of public actions of public authorities in subjects of the Russian Federation, in the case of it is possible to conduct control in interactive forms, to construct mechanisms of monitor the activities of public authorities of subjects of the Russian Federation on the problems solving during the process of public control, to guarantee a opportunity of assessment of the citizens timely "response" of the government on such problems.

Keywords:
Public control, interactive forms of public control, information technologies, electronic reception room, open letter, observation with the use of the Internet.
Text

На современном этапе активного развития информационных технологий, сетевой коммуникации и в конечном счете формирования нового «цифрового» пространства результаты научных достижений в области информатизации все активнее внедряются во все сферы жизни общества. Новейшие технологии призваны как можно более эффективно служить гражданам, способствовать созданию современных действенных инструментов для реализации гражданами своих конституционных прав. Одним из наиболее актуальных вопросов становится построение такой формы организации общественно-политической деятельности граждан, которая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий обеспечивает качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами. 

Предметом особого внимания исследователей становится внедрение информационных технологий в сферу контроля общества за деятельностью публично-правовых образований, которые также не являются статичными и подвержены изменениям под влиянием процессов информатизации. В связи с этим в настоящей статье предпринята попытка рассмотреть наиболее активно используемые формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ, реализация которых сегодня осуществляется с использованием электронных ресурсов и сети Интернет (далее — интерактивные формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ), а именно обращение в орган государственной власти субъекта РФ в электронной форме, публикацию открытых писем и осуществление наблюдения (мониторинга) за деятельностью указанных органов с использованием сети Интернет. 

Наиболее распространенной на сегодняшний день формой общественного контроля, способом участия граждан и их объединений в управлении делами государства  является обращение в органы государственной власти. Механизм его реализации установлен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно ст. 4 этого Закона обращение может быть направлено в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа. Также граждане имеют право устно обращаться в указанные органы. Для обеспечения возможности подачи обращения в форме электронного документа в субъектах РФ на официальных сайтах высших исполнительных органов государственной власти созданы специальные разделы — электронные приемные (интернет-приемные, общественные интернет-приемные и проч.). Как правило, они содержат формы, заполнение которых необходимо для направления обращения. По завершении процедуры подачи обращения с использованием электронной приемной оно либо передается модератору официального сайта, а затем в систему электронного документооборота органа государственной власти субъекта РФ, либо сразу направляется в указанную систему для последующего рассмотрения. При этом в некоторых субъектах РФ, в частности в республиках Башкортостан и Карелия, существуют «единые» электронные приемные, предоставляющие гражданам возможность подачи обращения в любой орган государственной власти региона, что делает процедуру подачи обращения более удобной и быстрой.

 

References

1. Tikhomirov Yu. A. Grazhdanskoe obshchestvo v fokuse prava. Zhurnal rossiyskogo prava. 2013. № 10.

2. Khokhlova E. A. Otkrytoe pis´mo kak konstitutsionno-publichnyy institut vyrazheniya mneniya. Konstitutsionnoe i munitsipal´noe pravo. 2012. № 11.

3. Chebotarev V. E., Konovalova E. I. Elektronnoe gosudarstvo, elektronnoe pravitel´stvo, elektronnaya demokratiya na sovremennom etape razvitiya Rossiyskoy Federatsii. Yuridicheskiy mir. 2012. № 7.

Login or Create
* Forgot password?