TRENDS AND PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF RELATIONSHIPS BETWEEN STATE AND BUSINESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article analyzes some important trends and issues in the development of legal regulation of relations between the state and business. The article noted the main negative trends and challenges in the development of legislation at the present stage: the increasing instability of legal regulation; lack of priorities and evidence-based forecast, the consistency of decisions etc. These trends are accompanied by comments and examples from recent changes in the civil law. It is noted that the General result of all these negative trends is the increasing uncertainty of legal regulation, reducing its effectiveness. It is noted that the shortcomings of our legal system in part of state relations and business at the present stage amplified two significant external challenges: the creation of a Eurasian economic Union (EEU) and participation in the WTO; the adoption of a number of States sanctions against Russia in connection with the known events in Ukraine.

Keywords:
Government, business, civil law reform, affiliation, the balance of interests.
Text

Государство и бизнес имеют много граней взаимодействия. Это сложная система, сопряженная с конфликтами, поисками компромиссов, привлечением государством бизнеса к решению государственных общенациональных задач и привлечением бизнесом государства для решения вопросов защиты его интересов во внешней среде, а также в кризисные годы. Однако все эти грани взаимодействия имеют одно общее: средством достижения результата и для бизнеса, и для государства выступает право. 

Именно право есть то поле, система координат, где взаимодействуют бизнес и государство. Именно право в конечном счете (в нормативном правовом акте или в акте правоприменения)  проводит границу между допустимой свободой и общим благом, эффективностью и справедливостью.  

Через правовые средства мы пытаемся найти оптимальный баланс государственных, общественных и частных интересов при регулировании различных граней взаимодействия государства и бизнеса. Такой баланс достижим в том числе и тогда, когда само право системно, определенно и ясно; когда оно понятно участникам отношений; когда они (участники) понимают, что те институты, которые это право составляют и обеспечивают его реализацию и применение, гарантируют им реализацию своих интересов, защищают их права; когда соблюдается справедливость. 

Государство должно в своей политике руководствоваться балансом конституционных принципов свободы экономической деятельности и социального государства.

В практической плоскости (при закреплении целей политики в тех или иных сферах, при законодательных решениях, в правоприменительной деятельности) это означает, что, с одной стороны, государство должно обеспечить реализацию  права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это предполагает в том числе устранение для бизнеса излишних барьеров; развитие институтов, создающих благоприятную среду для ведения бизнеса. С другой стороны, государство, исходя из принципа социального государства, обязано обеспечить: а) заботу о благополучии, сохранение условий для нормального существования; б) минимизацию негативных последствий принимаемых экономических решений; в) предоставление государственной социальной помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; г) защиту слабой стороны в экономических отношениях (потребителей, пенсионеров и проч.) и т. д.

В свою очередь, бизнес-сообщество должно не только создавать национальное богатство, но и обеспечивать приемлемый уровень социальной солидарности. 

Дисбаланс интересов в сферах взаимодействия государства и бизнеса может повлечь развитие различных негативных сценариев:

если со стороны государства будет иметь место избыточное и (или) неэффективное администрирование, недостаточное качество предоставляемых государственных услуг, мы получим ограничение развития предпринимательства, «бегство» участников в другие юрисдикции, серую и черную зоны бизнеса, которые не поддаются никакому налоговому администрированию. Результат понятен: отсутствие развития экономики, возрастание социальной напряженности, нагрузки на бюджет, коррупционных факторов;

если, напротив, государственные механизмы будут недостаточны, возникает опасность другой крайности — социального расслоения, снижения качества экономического развития, деиндустриализации экономики.

 

References

1. Bratus´ S. N. Rol´ prava v razvitii sovetskoy ekonomiki. M., 1971.

2. Cherdantsev A. F. Logiko-yazykovye fenomeny v yurisprudentsii. M., 2012.

Login or Create
* Forgot password?