ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются некоторые ключевые проблемы в развитии правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса. К числу негативных тенденций автор относит усиление несистемности и нестабильности правового регулирования, неопределенность многих нормативных решений, к позитивным — рост активности участия бизнес-сообщества в процессе правотворчества. Недостатки отечественной правовой системы в сфере взаимоотношений государства и бизнеса проявляются на фоне создания Евразийского экономического союза и участия России во Всемирной торговой организации, а также применения против России экономических санкций.

Ключевые слова:
Государство, бизнес, реформирование гражданского законодательства, аффилированность, баланс интересов.
Текст

Государство и бизнес имеют много граней взаимодействия. Это сложная система, сопряженная с конфликтами, поисками компромиссов, привлечением государством бизнеса к решению государственных общенациональных задач и привлечением бизнесом государства для решения вопросов защиты его интересов во внешней среде, а также в кризисные годы. Однако все эти грани взаимодействия имеют одно общее: средством достижения результата и для бизнеса, и для государства выступает право. 

Именно право есть то поле, система координат, где взаимодействуют бизнес и государство. Именно право в конечном счете (в нормативном правовом акте или в акте правоприменения)  проводит границу между допустимой свободой и общим благом, эффективностью и справедливостью.  

Через правовые средства мы пытаемся найти оптимальный баланс государственных, общественных и частных интересов при регулировании различных граней взаимодействия государства и бизнеса. Такой баланс достижим в том числе и тогда, когда само право системно, определенно и ясно; когда оно понятно участникам отношений; когда они (участники) понимают, что те институты, которые это право составляют и обеспечивают его реализацию и применение, гарантируют им реализацию своих интересов, защищают их права; когда соблюдается справедливость. 

Государство должно в своей политике руководствоваться балансом конституционных принципов свободы экономической деятельности и социального государства.

В практической плоскости (при закреплении целей политики в тех или иных сферах, при законодательных решениях, в правоприменительной деятельности) это означает, что, с одной стороны, государство должно обеспечить реализацию  права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это предполагает в том числе устранение для бизнеса излишних барьеров; развитие институтов, создающих благоприятную среду для ведения бизнеса. С другой стороны, государство, исходя из принципа социального государства, обязано обеспечить: а) заботу о благополучии, сохранение условий для нормального существования; б) минимизацию негативных последствий принимаемых экономических решений; в) предоставление государственной социальной помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; г) защиту слабой стороны в экономических отношениях (потребителей, пенсионеров и проч.) и т. д.

В свою очередь, бизнес-сообщество должно не только создавать национальное богатство, но и обеспечивать приемлемый уровень социальной солидарности. 

Дисбаланс интересов в сферах взаимодействия государства и бизнеса может повлечь развитие различных негативных сценариев:

если со стороны государства будет иметь место избыточное и (или) неэффективное администрирование, недостаточное качество предоставляемых государственных услуг, мы получим ограничение развития предпринимательства, «бегство» участников в другие юрисдикции, серую и черную зоны бизнеса, которые не поддаются никакому налоговому администрированию. Результат понятен: отсутствие развития экономики, возрастание социальной напряженности, нагрузки на бюджет, коррупционных факторов;

если, напротив, государственные механизмы будут недостаточны, возникает опасность другой крайности — социального расслоения, снижения качества экономического развития, деиндустриализации экономики.

 

Список литературы

1. Братусь С. Н. Роль права в развитии советской экономики. М., 1971.

2. Черданцев А. Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции. М., 2012.

Войти или Создать
* Забыли пароль?