employee
Moscow, Russian Federation
graduate student
UDK 15 Психология
The problem of state protection of the individual, its protection and security has a very urgent status. Ensuring personal safety in the Russian Federation is implemented by the adopted federal laws, special state programs, and other regulatory documents, which are subsequently implemented in practice by special units to ensure the safety of persons subject to state protection. When implementing the duties assigned to the security divisions of persons subject to state protection, the question of the need for psychological support in relation to the protected persons arises quite sharply. In the course of the theoretical analysis, it was concluded that the scientific problem has not been sufficiently studied as a psychological support for persons subject to state protection. The article attempts to consider a topical scientific problem in the aspect of social and psychological support. In the article, psychological support is considered as one of the basic components of social and psychological support, taking into account the peculiarities of law enforcement practice. The article analyzes the need for psychological support in relation to protected persons, highlights the main components of this area, and analyzes the psychological characteristics of the impact of psychological support on the entire process of applying state protection measures.
social and psychological support, psychological support; persons subject to state protection; persons in need of psychological assistance; crisis conditions; adaptive personality characteristics; psychological support; states of maladjustment
Осуществляя анализ развития государственной системы в целом, в современной России можно выявить основные направления обширного преобразования многих сфер государственной и общественной жизни, проведение целенаправленной работы по законодательному закреплению гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан [1]. Построение правового государства, его развитие на уровне, необходимом для противодействия преступности, невозможно без совершенствования судебной и следственной системы в том числе. Выделенный аспект находит свое отражение во взаимодействии с участниками уголовного судопроизводства, когда вопрос о сохранении жизни, здоровья и имущества участников уголовного судопроизводства, должностных лиц, контролирующих и правоохранительных органов имеет прямое влияние на результаты деятельности органов предварительного следствия и судебной системы. Важно отметить, что именно страх за жизнь, здоровье, за сохранность имущества у защищаемых лиц, не всегда позволяет предоставить органам предварительного следствия и представителям судебной системы в полном объеме информацию, которая позволит правосудию свершить свою основную задачу – привлечь виновное лицо, нарушившее законодательство государства к уголовной ответственности.
Необходимо отметить, что проблема государственной защиты личности, ее охраны и обеспечения безопасности имеет весьма актуальна. Обеспечение безопасности личности в Российской Федерации отражается в принятии федеральных законов, в различных государственных программах, в иных нормативно-правовых актах. Так, федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 119 – З «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [3], Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45- З «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [2] определили систему комплекса мер государственной защиты различных категорий лиц уголовного судопроизводства, а также ряда должностных лиц. Выделенными законами установлены меры безопасности и социальной поддержки, определены основания и порядок особенностей их применения, т.к. реализация функций, указанных в принятых нормативно-правовых актах, возложена на правоохранительные органы. С целью эффективного развития государственной политики в области обеспечения безопасности личности, в 2008 году было сформировано подразделение по государственной защите участников уголовного судопроизводства, которое в 2011 году включено в перечень оперативных подразделений ОВД [8].
Важно отметить, что лица, в отношении которых применяются меры безопасности, имеют значимые психологические характеристики. Соответственно, лица, имеющие основания для реализации мер безопасности, подвергаются воздействию ряда факторов, которые имеют психотравмирующий характер и деструктивное эмоциональное влияние. В качестве основных факторов, как правило, выделяются: включенность в уголовное судопроизводство, при этом статус участника имеет негативную эмоциональную окраску; наличие выраженной угрозы жизни и здоровью со стороны криминальных лиц, что оказывает значимое влияние на эмоциональное состояние защищаемого лица, в частности, наличие состояния паники и страха. Исследуя влияние факторов, которые оказываю деструктивное воздействие на защищаемое лицо, было определено, что при применении мер безопасности в большинстве случаев защищаемое лицо меняет свой привычный уклад жизни. Например, в случае использования определенных мер, защищаемое лицо может длительное время находится в замкнутом пространстве, а в ряде случаев значительно изменяется уклад жизни защищаемого лица и близких лиц. Защищаемое лицо в процессе применения мер государственной защиты оказывается в новых социально-психологических условиях. Важно отметить, что эффективность реализации мер безопасности взаимосвязана с изоляцией защищаемого лица, разрывом связей с привычным социальным окружением, т.е. избираются меры, не позволяющие защищаемому лицу поддерживать привычный образ жизнедеятельности. Защищаемые лица попадают в новые условия их жизнедеятельности, причем этот процесс происходит незапланированно, спонтанно. Изменяются условия взаимодействия с семьей, привычным кругом общения, выполнение профессиональных задач.
Из рассмотренной нами выше проблематики вполне обоснованно возникает вопрос о необходимости осуществления психологического сопровождения в отношении указанной категории лиц, об основных компонентах данного направления, о влиянии психологического сопровождения на процесс применения мер государственной защиты.
Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России, в пределах своей компетенции организуют, обеспечивают и осуществляют психологическое сопровождение защищаемого лица [3, п.7 ст.18 и п.5 ч.4 ст.24]. Особенности деятельности отражены в нормативно-правовых актах, реализация которых на практике позволяет в необходимой мере осуществлять психологическое сопровождение и минимизировать риск возникновения факторов, которые затрудняли бы применение мер государственной защиты, снижали успешность реализации функций, возложенных на подразделения государственной защиты.
Психологическое сопровождение закреплено следующими федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации: федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [3, п.7 ст.18 и п.5 ч.4 ст.24], федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [2, п.5 ст.15]; приказ МВД России от 28 мая 2013 г. № 297 «Об утверждении типового положения о подразделении по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите территориального органа МВД России на региональном уровне».
Исходя из представленной законодательной базой, можно выделить особенности государственной защиты участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а так же иных защищаемых лиц.
В процессе обеспечения мер безопасности защищаемых лиц, психологическая работа является одной из основных составляющих. С целью повышения эффективности применения мер государственной защиты и формирования психологической компетентности лиц, осуществляющих государственную защиту, целесообразно подробно исследовать особенности психологического сопровождения защищаемых лиц.
Важно отметить, что особенности социального – психологического обеспечения исследовали многие ученые, в частности, В.А. Ершов, И.А. Толмачев. Ученые, исследуя особенности социально-психологического обеспечения в целом, интерпретируют данную категорию, как «…совокупность относящихся к разным отраслям права и образующих комплексную отрасль правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу предоставления гражданам в порядке социального обеспечения предусмотренных законом материальных благ» [17, С.24]. В работах многих ученых социальное обеспечение рассматривается в аспекте экономической, финансовой составляющей. В работах Р.Г. Бакиева отмечается, что «сущность социального обеспечения наиболее четко проявляется в его экономической функции. Она заключается в частичном возмещении трудового дохода или содержания, утраченного в связи с определенными обстоятельствами, а также в оказании минимальной денежной и натуральной поддержки для конкретной категории граждан» [10, С.345-347]. Проанализировав научные подходы, исследующие проблему социального обеспечения, было определено, что социальное обеспечение – специально сформированная и организованная государственной системой форма помощи для определенной социальной категории лиц в результате наступления юридических оснований, для ее оказания с целью стабилизации социальной ситуации определенного гражданина. Таким образом, социальное обеспечение охватывает не только финансовую составляющую, но и социальные функции, которые законодательно закреплены, обеспечивают возможность реализации гражданских прав.
Важно выделить особенности системы психологической работы по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства. Психологическое обеспечение не отражается в получении какого-либо материального блага либо реализации сформированных и юридически закрепленных правах. Психологическое обеспечение имеет выраженную субъект – субъектную направленность, имеет основную составляющую, выражающуюся в восстановлении психического ресурса, психологического потенциала личности. При этом, психологическое здоровье является составляющей психологической безопасности, являясь основой благополучия человека и эффективного функционирования общества [35, С. 235-239].
Ученые И. В. Белашева, И. Н. Польшакова, М. Л. Есаян [11, С.22-23] исследовали психологический ресурс как категорию комплексную. Так, ряд авторов в своих научных исследованиях подчеркивают, такой немаловажный аспект, что главным пунктом в обосновании системы психологического обеспечения является постижение психологического ресурса [11, С.21]. Ученые предлагают изучать психологический ресурс личности, как критерий оценки эффективности деятельности индивида. Психологический ресурс личности может быть рассмотрен в качестве решающего условия, которое влияет на формирование жизненной позиции. Ученые исследуют ресурс с позиции определенного источника психической энергии, либо как ресурсное состояние индивида.
Таким образом, социально-психологическое обеспечение является обширным и многомерным процессом, который включает процессы, обеспечивающие эффективное функционирование индивида, как социальную единицу. Социально-психологическое обеспечение позволяет реализовывать цель непосредственно социально-психологического обеспечения.
Важно выделить особенности психологического сопровождения защищаемых лиц, как базисного составляющего процесса социально-психологического обеспечения, но при этом не являющегося тождественным.
Важно отметить, что понятие «сопровождать» трактуется как: «сопроводить кого-то, провожать, сопутствовать, идти вместе с кем…» [31, С.227], «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». Таким образом понятие «сопровождать» предполагает параллельное нахождение при взаимодействии определенными способами и выполняя при этом определенную деятельность. Термин «сопровождение» является дополнительным, способствует более эффективному осуществлению чего-либо. По этимологической характеристике понятие «сопровождение» тождественно понятию «содействие», «совместное передвижение». Сопровождение предусматривает возможность одного человека, в частности специалиста, оказывать помощь, поддержку на определенном этапе жизнедеятельности. Соответственно, ученые рассматривают психологическое сопровождение в качестве основного метода, который необходим для формирования специальных условий, способствующих принятию решений в особых жизненных ситуациях [8, С. 29-32].
В психологической науке категория «сопровождение» исследовалась многими учеными, в частности: Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Ю.В. Слюсарев, Л.М. Шипицина, И.С. Якиманская, которые рассматривали сопровождение как систему с включенным комплексом профессиональной деятельности, позволяющей оказать психологическую помощь, как способ ее успешной реализации.
Наиболее часто используемым термином является «сопровождение», возможно это обусловлено смысловым совпадением слова «сопровождение» и сущностью социально-психологической помощи личности, находящейся в трудной жизненной ситуации, в кризисном периоде жизни и иных кризисных состояниях. Если проанализировать различные справочные источники [15, С. 227], можно прийти к выводу о том, что понятие «сопровождение» находится на одной этимологической составляющей с такими понятиями, как помощь, совместная деятельность, вместе, содействие. При этом синонимичность психологического сопровождения позволяет нам выделить наряду с ним процесс оказания психологической помощи определенному лицу. В процессе анализа понятия «путь» в справочных системах [15, С. 229], очевидно, что это значимое средство достижения цели, прогресс, движение, что не характеризует положительную динамику.
Понятие «психологическое сопровождение» впервые было введено учеными Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Середниковой в начале 90-х годов 20 века в рамках развития концептуального подхода, особо выделяя процесс сохранения естественных, природных механизмов развития без возможного искажения. В дальнейшем учеными: М.Р. Битянова, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Т.М. Чурекова наполнялись содержательными характеристиками понятия «сопровождение» и «поддержка». В работах А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, А.В. Мудрика, И.Ю. Шустова «сопровождение» и «поддержка» трактовались учеными как синонимичные понятия, с целью обозначения системы деятельности психолога, как особого вида оказания психологической помощи.
Важно отметить, что в результатах исследования ученых Т.В. Шеломовой, Е.А. Козыревой по проблеме психологического сопровождения отмечается, что сопровождение – интегрированный процесс всех субъектов психологической деятельности; система профессиональной деятельности специалиста, направленная на формирование условий для эффективного развития субъектов деятельности.
По мнению Н. С. Глуханюк, психологическое сопровождение является одним из методов профессиональной деятельности специалиста [14, С. 27], т.к. данный метод позволяет обеспечить создание психологических условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора. По мнению Р. В. Овчарова, психологическое сопровождение целесообразно воспринимать и использовать в качестве психотехнологического процесса профессиональной деятельности психолога [30, С 161]. Рассматривают сопровождение как первооснову и поддержку естественных реакций, процессов и состояний личности такие ученые, как Н.В. Куренкова, Р.В. Овчарова, Т.Г. Яничева, которые отмечают, что сопровождение это целенаправленная работа. Учеными определена модель сопровождения, которая выраженные этапы: психологическое просвещение, профилактика, пропедевтика, психодиагностика, психологическое консультирование, просвещение, психокоррекция, экспертиза, т.е. сопровождение является системой организационных, диагностических, развивающих мероприятий [38].
Таким образом, психологическое сопровождение можно определить как системную, комплексную социально-психологическую помощь личности в определенных условиях. В общем значении понятие «сопровождение» подразумевает совместное прохождение какого-либо общего отрезка пути, имеющая субъект-субъектную структуру. Психологическое сопровождение защищаемого лица может реализовываться на методологической основе одного или нескольких концептуальных подходов: системно-деятельностного, экзистенциального, гуманистического, акмеологического и других.
Сформировала критерии понимания основных характеристик личности культурно-историческая психология в рамках системно-деятельностного подхода, основываясь на теоретических положениях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Она раскрывает основные психологические закономерности процесса воспитания и обучения, рассматривает общие закономерности онтогенетического возрастного развития личности, ориентирует на использование потенциала зрелой личности и механизмы психической саморегуляции.
Формулирует механизмы первичного бытия человека экзистенциальный подход, который проводит анализ возникновения феноменов возрастного онтогенеза личности как «Я», жизнь и смерь, общение и одиночество, любовь и счастье, свобода и ответственность, выбор и поступок, признание и долг, смысл жизни, чувство вины и стыда и другие характеристики личности, которые становятся значимыми и осмысленными в период взрослой жизни современного человека.
В современной системе педагогического и психологического развития в рамках гуманистического подхода так же рассмотрено психологическое сопровождение. При этом, потребность развития ряда важных процессов (поддержка, защита, помощь) явилась тем самым фактором, который сформировал выделенное направление.
Основываясь на теоретических положениях А. Маслоу, К. Рождерса, Г Олпорта, гуманистическая психология сформировала принцип целостного подхода к личности человека, обосновала психические феномены самоактуализации и самосовершенствования личности. По мнению представителей данного психологического подхода, сущность личности предполагает поиск оптимальных взаимоотношений с окружающим социумом, ближайшим кругом значимых людей и формированию «Я-концепции». Позитивная «Я-концепция» позволяет успешно адаптироваться к окружающему социуму, негативная же «Я-концепция» проявляется внутренними конфликтами, эмоциональной нестабильностью, личностным диссонансом, что ограничивает адаптационные свойства человека, блокируя механизмы саморазвития.
Основываясь на работах И.А. Зимней, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской компетентностный подход определяет «комплекс» личностных качеств, характерных способов деятельности, включая смысл и ценность результатов труда, реализуемых в профессиональной деятельности. Данный подход позволяет личности повышать профессиональную эффективность, конкурентноспособность специалиста, обновлять методологию образовательной среды.
Формулирует принципы и методы личностного и профессионального психологического сопровождения на различных этапах психолого-акмеологического развития индивида акмеологический подход, который рассматривает феноменологию, закономерности и механизмы онтогенетического развития человека. Акцентирует внимание на непрерывности самосовершенствования личности, поступательного профессионального развития. Раскрывает сущность таких психологических феноменов как субъектность, субъектная позиция, субъектная регуляция деятельности, творческое самоопределение, природных возможностей человека, аутопсихологическая компетентность [27, С.9-12].
В процессе создания и развития теоретической и методологической основы сопровождения, анализировалась включенность системного и личностно-ориентированного подходов, т.к. развитие происходит за счет освоения субъектом новых, ранее не воспринимаемых и не рассматриваемых базисных составляющих. С этой позиции поддержка понимается как стремление индивида к формированию ориентирующего поля развития, ответственность за действия, в которых он сам несет. Таким образом, психологическое сопровождение становится важным условием развития субъектных свойств личности.
В современной психологической практике парадигма сопровождения является одной из самых распространенных и часто применяемых в оказании помощи личности с различными психологическими проблемами. Базовой составляющей данного процесса является выработка и практическая реализация специалистами комплекса мероприятий, которые эффективны и приводят к положительному результату. Нами психологическое сопровождение рассматривается как компонентарное целостное составляющее, его структурные компоненты формируются в процессе работы специалиста-психолога. В результате психологической работы происходит самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений личности, т.е. психологическое сопровождение может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Ученые Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына [28] полагают, что сопровождение – это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Сопровождение рассматривается как система в деятельности профессионального характера с целью сопровождения в работах Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой, М.Р. Битяновой, Т.В. Дворецкой, Н.Л. Коноваловой, Ю.В. Слюсарева, т.к. данная система имеет выраженную направленность на создание психологических условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности.
По мнению И.А. Липского, психологическое сопровождение на уровне всеобщего, проявляется в вовлеченности определенного индивидуума в социальную среду и даст предпосылки к развитию процессов, возможность получить положительный результат в рамках психологического сопровождения [26, С.39-47]. Такое сопровождение носит индивидуальный характер, так как каждая личность проходит свой индивидуальный путь в данном направлении.
Сопровождение как «психологическое содействие» определяет Э.Ф. Зеер, формулируя главную его цель на стадии профессионализации как обеспечение взаимосогласованности, что определяет психологическое [18, С.124].
Вычленяет в социальном сопровождении основные особенности характерологического плана Л.В. Мардахаев, к ним ученый относит взаимодействие и совместную деятельность субъекта и объекта психологического сопровождения; выработку и дальнейшее прогнозирование субъектом действий в ходе социально-психологического сопровождения [28, С.4-10].
В качестве комплекса психодиагностических и психокоррекционных мероприятий, которые направлены на оптимизацию состояний военнослужащих в процессе выполнения ими служебных обязанностей А.Г. Маклаков, который рассматривает сопровождение в контексте медико-профессиональной направленности профессиональной деятельности [27, С.29].
По мнению М.Р. Битяновой, целью психологического сопровождения является формирование субъектной позиции у личности при наличии соответствующей среды и мира взрослых, выстраивающих данную систему отношений. Наличие или отсутствие позиции отражает психическую зрелость или незрелость личности, показывает наличие (отсутствие) сложившегося мировоззрения и способности человека реализовывать свои цели и желания. Субъективная позиция личности включает: систему ценностей; умение ставить цели на основе системы ценностей; рефлексировать свои действия; занимать принципиальную позицию в отношении трудной жизненной ситуации [16, С.18-19].
Таким образом, под психологическим сопровождением понимается личностно ориентированный, дифференцированный подход оказания психологической помощи, психологической поддержки человеку. Целью психологического сопровождения является активизация психологическими способами и средствами мобилизационных способностей личности и оптимизации психологических состояний, помощь в адаптационных процессах, минимизация возникновения дезадаптивных и деструктивных проявлений, реабилитации, возможности преодоления сложных и тяжелых психологических состояний, негативно влияющих на процесс жизнедеятельности индивида.
Соответственно, организация психологического сопровождения является обязательным условием становления личности, в котором особое внимание уделяется формированию среды, началом этого процесса является адаптация к особым условия, а завершающей фазой - формирование подготовленности к предстоящей деятельности [30, С.33-40].
Социально-психологическое сопровождение поликомпонентно, что позволяет рассматривать его в рамках различных структур, это может быть целостная и комплексная система социальной поддержки и психологической помощи; может быть представлено в виде интегрированной психотехнологии. Базис данной технологии составляет формирование ряда психологических условий с целью восстановления потенциала развития и саморазвития семьи или личности, успешного выполнения своих основных функций. Данный подход не ограничивает круг рассмотрения проблем психологического сопровождения, определяет парадигму дальнейшего исследования.
Важно отметить, что психологическое сопровождение защищаемого лица, рассматривается как комплекс мер, осуществляемых психологом (сотрудником полиции, выполняющего его функции или рекомендации), направленный на разрешение психологических проблем защищаемого лица; для оказания психологической помощи или социальной поддержки. Процесс психологического сопровождения основывается на адекватной самооценке, свойствах личности защищаемого лица, позволяющих восстановить уверенность в себе и собственные возможности. Психологическое сопровождение позволяет сформировать устойчивость личности защищаемого лица к дестабилизирующим факторам внутреннего и внешнего характера, в частности, готовность брать личную ответственность за принятие решений. Психолог, осуществляющий психологическое сопровождение, учитывает особенности ценностно-смысловой сферы защищаемого лица, его интересы, так как предложения по стабилизации психоэмоционального состояния, оптимизации реальнодействующих мотивов носят рекомендательный характер.
Процесс психологического сопровождения направлен на актуализацию психологического потенциала личности защищаемого лица, способствует восстановлению психологических ресурсов индивида. В результате психологического сопровождения повышается психологическая устойчивость личности к дестабилизирующим факторам внутреннего и внешнего характера, минимизируется риск возникновения состояния дезадаптации.
Лица, включенные в нормативно-правовые акты как лица, подлежащие государственной защите, можно объединить в определенные категории. Лица, подлежащие государственной защите, могут быть дифференцированы на три категории: представители органов власти, исполняющие свои профессиональные функции; участники уголовного судопроизводства: свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые, подсудимые; близкие лица.
Таким образом, категории лиц, объединённых в подгруппы, имеют особые психологические характеристики, акцентированные особенности. В зависимости от особенностей психологических характеристик защищаемого лица, выстраивается программа психологического сопровождения защищаемых лиц.
Программа психологического сопровождения индивидуально сформирована, позволяет получить положительный результат в процессе взаимодействия с различными категориями защищаемых лиц. Например, лица, имеющие различный интеллектуальный и образовательный уровень, имеющие различные социальные статусы, проявления дезадаптации в анамнезе, имеющие психические заболевания, различные зависимости.
С целью выстраивания психологически грамотного, результативного взаимодействия с защищаемыми лицами, необходимы психологические мероприятия, которые проводятся в рамках психологического сопровождения.
Специфика психологического сопровождения в рамках защиты состоит в создании определенных психологически благоприятных условий, в которых защищаемое лицо может самостоятельно осуществлять выбор своей профессиональной деятельности.
Психолог находится радом с защищаемым лицом как друг или помощник. Защищаемое лицо, обращаясь к психологу за помощью информируется, что в процессе психологического сопровождения не все его «проблемы» будут решены. Функции психолога в парадигме психологического сопровождения схожа с задачей телохранителя, его нет пока он не понадобится. Основной задачей психолога является создание «благоприятных условий» защищаемого лица для самостоятельного принятия решения по возникшим трудностям. При определенных обстоятельствах, психолог осуществляющий сопровождение «вмешивается», предостерегает, останавливает защищаемого лица, чтобы исключить драматичное развитие событий, помочь пережить «навалившиеся» проблемы.
Оказание психологической помощи (содействия, поддержки) предполагает следующие пять основных направлениях этой деятельности:
– психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) защищаемого лица в процессе осуществления мер безопасности, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата, осуществление мероприятий по предупреждению и снижению психологической перегрузки у защищаемого лица;
– психодиагностика, целью которой является получение достаточный объем психологической информации о защищаемого лица, его окружении, «конкретных знаний о конкретном лице», полученных на основе научного исследования;
– психологическая коррекция, комплекс мер, целенаправленное воздействие на определенные сферы психики защищаемого лица, ориентированное на нормализацию его показателей в соответствие с возрастными, гендерными, психосоциальными и иными показателями психической нормы;
– психологическое консультирование, целью которого является обеспечение защищаемого лица необходимой психологической информацией и (или) создание специфических условий в процессе общения с психологом для преодоления возникших жизненных трудностей или продуктивного существования в данных кризисных обстоятельствах;
– психотерапия, в рамках реализуемой психологической модели, направленной на продуктивное изменение личности защищаемого лица, на фоне возникших психологических проблем, не являющихся проявлением психического расстройства [9, С.11-12].
Выделенные направления психологического сопровождения (психологической помощи, поддержки) защищаемого лица реализуются психологом последовательно. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами, решаемыми психологом в процессе психологического обеспечения защищаемого лица. Психологическое сопровождение защищаемого лица представляет собой динамическим процессом, предполагающий целостного понимания психологом имеющейся проблемы защищаемого лица и необходимых (достаточных) действий для разрешения кризисной ситуации. Психологическая поддержка защищаемого лица включает пять взаимосвязанных компонентов: динамическое наблюдение клинико-психологического статуса защищаемого лица; создание социально-психологических условий для комфортного психического состояния защищаемого лица в социуме, с учетом особенностей складывающейся кризисной ситуации; системная психологическая помощь защищаемого лица в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки и других форм; оказание психологической помощи родственникам защищаемого лица; организацию жизнедеятельности защищаемого лица в социуме с учетом трудной жизненной ситуации, а также психических и физических возможностей защищаемого лица [9, С.21].
В настоящее время психологическое сопровождение защищаемого лица представляет собой своеобразную форму осуществления длительной социальной и психологической помощи. При этом, отличительным ядром данного процесса является то обстоятельство, что оно не предполагает «исправление недостатков» и «переделку личности», а является комплексом мер, направленных на активизацию личностных ресурсов защищаемого лица, опору на потенциальные возможности, создание условий для адаптации человека, а при определенных условиях и личного роста. На этой основе создаются условия для «перехода» личности защищаемого лица от психологической помощи к самопомощи. В качестве критериев эффективного психологического сопровождения защищаемого лица в процессе осуществления мер безопасности, выступают: рост адаптивности личности, актуализация способности к самостоятельному достижению «комфортного» равновесия в отношениях с собой и другими значимыми для него людьми, снижение уровня тревожности, агрессивности, стабилизация эмоционально-волевой сферы, минимизация риска аддиктивных форм поведения.
Психологическое сопровождение может осуществляться как в относительно благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях защищаемого лица. Психологического сопровождения защищаемого лица, его результаты достигаются посредством: использование системы диагностики, обучения (развития) и блок контроля результатов; персонифицированный характер мер психологического сопровождения, учитывающий индивидуальные особенности защищаемого лица, его возможности, предполагаемые затруднения и личностные или социальные «проблемы»; формирование адекватного содержания психологического сопровождения, которое соответствует с одной стороны требованиям условий содержания, реализуемых мер государственной защиты, а с другой – психологическому портрету адресата; применения комплекса информационных, психодиагностических, консультативных, тренинговых и психокоррекционных процедур; ориентации на «изменения-Я», рост личностной адаптационной компетентности, для минимизации психологических и физических страданий защищаемого лица, обусловленной ситуацией потенциальной опасности; направленность всего комплекса мер системы психологического сопровождения защищаемого лица на достижение определенного результата [16, С. 5].
В современных условиях выделяются понятия, обозначающие социально-психологическую помощь и поддержку: «содействие» (К. Гуревич, И. Дубровина; Э. Верник, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда); «со-бытие» (В. Слободчиков); «со-работничество» (С. Хоружий); «психологическое или социально-психологическое сопровождение» (М. Битянова, Ю. Слюсарев, Г. Бардиер, А. Волосников, А. Деркач, В. Мухина).
Сформулированные В.С. Басюком условия, способствуют эффективной реализации психологического сопровождения [37, С.197]: социально-психологические, реализуемые психологом, другими специалистами, заинтересованными в физическом, психическом, социальном и ином развитии индивида; учет генотипических особенностей личности; внутренняя позиция человека, ориентированного на самостоятельность (стремление к самостоятельности), социальную (гражданскую, правовую) активность, готовность личности реализовывать свои права и обязанности, брать на себя ответственность, за себя, за своих близких.
Таким образом, основными принципами специалиста, осуществляющего психологическое сопровождение должны быть: побуждение к личностному росту, готовности к безусловному принятию, понимание и сопереживание лицу, оказываемому психологическую поддержку. Профессиональная позиция психолога основывается на вневременном, неформальном общении, готовности «погрузиться» в сферу отношений, переживаний, чувств, прав и обязанностей человека нуждающемся в психологической помощи.
Важно отметить, наиболее значимые характеристики личности защищаемого лица, позволяющие добиться ожидаемого эффекта: уровень адаптации и адекватности, степень адаптированности, идентичности и зрелости личности. Выделенные характеристики выступают критериями не только социализированности личности, но и эффективности применяемых психологических технологий [16, С.20].
Таким образом, можно говорить о том, что социально-психологическое сопровождение процесс обширный и многоаспектный. Он включил в себя ряд особенностей. Это единая и комплексная система социальной и психологической помощи, при чем именно в контексте своей взаимосвязи между собой. Так же это своеобразная технология, имеющая перед собой цель в создании адаптационных и восстановительных условий. Кроме этого, социально-психологическое сопровождение рассмотрен как специфичный процесс субъектных отношений между защищаемым и представителем правоохранительной системы.
Основными характеристиками психологического сопровождения являются: процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в жизнь защищаемого лица, особые отношения между участниками этого процесса, что в психоанализе называется «положительным переносом».
В процессе психологического сопровождения защищаемого лица происходит адаптация к существующим или новым условиям жизни, необходимыми экзистенциальными изменениями восприятия жизни.
Психологическое сопровождение включает в себя комплекс психологических мероприятий, направленных на недопущение возникновения факторов, препятствующих надлежащему применению мер государственной защиты. Комплекс мероприятий включает: диагностику (как первоначальную, так и профилактическую); выработку и подготовку заключения и рекомендаций для взаимодействия с защищаемым лицом; подготовку программы психопрофилактики и психокоррекции с учетом психологических особенностей защищаемого лица; взаимодействие с лечебными организациями (при необходимости медикаментозной терапии);осуществление регулярного психологического наблюдения за психологическим состоянием защищаемого лица, с целью мониторинга актуального психологического состояния, недопущения регресса в состоянии, либо появления негативных психологических качеств, отрицательно влияющих на процесс государственной защиты; повышение психологической компетентности сотрудников подразделений государственной защиты, для улучшения выполнения возложенных функциональных обязанностей.
Таким образом, психологическое сопровождение это комплекс мероприятий, направленных на выявление «слабой составляющей» защищаемого лица, того звена, отклонив работу с которым, может разорвать всю личностную «цепь». Так же комплекс включает в себя постоянную работу с защищаемыми лицами, с их личностной структурой, механизмами регуляции их поведения и психологического состояния, работу с адаптационными возможностями. При этом, комплекс мероприятий психологического сопровождения не ограничивается только этими функциями и включает множество других аспектов [13, С.47-49]. Но в целом, это системный процесс профессиональной оценки результатов психодиагностических исследований, подготовка рекомендаций для взаимодействия, разработка комплексной программы психокоррекции и психопрофилактики. Психологическое сопровождение направлено на полноценную реализацию функций по применению мер государственной защиты.
По результатам проведенного эмпирического анализа данных, полученных в ходе психодиагностики в течение первых десяти суток у лиц, взятых под государственную защиту, были выявлены факторы, влияющие на психологическое состояние защищаемого лица. Эмпирические данные свидетельствуют о наличии факторов, которые в дальнейшем могут негативно отражаться на психологическом состоянии защищаемого лица.
По результатам проведенных нами исследований в период с 2017 года по 2020 год из выборки исследования в количестве 52 защищаемых лиц, выявлен ряд факторов (см. рис.1), влияющих на психологическое состояние защищаемых лиц и имеющих негативную тенденцию влияния на весь процесс применения мер безопасности.
Рис.1 Частота встречающихся негативных факторов
Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что достаточно распространены факторы, имеющие негативную характеристику, препятствующие защищаемому лицу в процессе адаптации, затрудняющие органам, осуществляющим меры безопасности, эффективно выполнять возложенные на них задачи по сохранности жизни, здоровья и собственности граждан. Кроме этого, по результатам проведенного эмпирического исследования выявлена тенденция усиления эмоционально-нестабильного состояния защищаемого лица, обусловленное участием в уголовном судопроизводстве, наличием негативных эмоциональных состояний, что определяет необходимость психологической работы с защищаемыми лицами. Морально-психологическое состояние защищаемых лиц может характеризоваться наличием шокового состояния, острого стрессового состояния, психологическая дезадаптацией, проявлением различных аффективных реакций.
В процессе психологического сопровождения психологом проводится первоначальная экспресс диагностика и коррекция психо-эмоционального состояния; осуществляется систематический контроль за состоянием защищаемого лица, а при возникновении острого состояния - экстренное оказание специализированной помощи. Проведение коррекционных мероприятий, оказание психологической помощи на этапе адаптации определяет дальнейшее направление психологических консультаций у специалиста.
Таким образом, защищаемые лица могут находиться в различных негативных психологических состояниях, при которых целесообразно оказание квалифицированной психологической помощи в рамках психологического сопровождения. Психологическое сопровождение рассматривается нами в качестве составляющей комплексной целостной системы психологической поддержки и помощи, а так же в качестве интегрированной психотехнологии, предназначенной для создания условий восстановления личностного потенциала, самоактуализации и самореализации личности, в-третьих, как процесс взаимодействия и взаимоотношений между защищаемым лицом, который нуждается в психологической помощи и лицами, ее оказывающими, т.е. сотрудниками органов внутренних дел.
Направлениями работы по психологическому сопровождению являются профилактика, диагностика, консультирование, поддерживающая терапия, коррекционная работа, психологическое образование (в частности повышение уровня психологической компетентности как самого защищаемого лица, так и лиц, реализующих функции психологического сопровождения) формирование психологической культуры и развитие психологической компетентности.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что становление и развитие государственной системы обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите в Российской Федерации в последние годы развивается достаточно быстро, с учетом текущих требований окружающей действительности. Законодатель комплексно и всеобъемлюще рассмотрел особенности осуществления социально-психологического обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите и закрепил нормативно. Важно отметить, что институт государственной защиты развивается, совершенствуется, в разных регионах темп и уровень развития различен, что находит свое отражение на процессе применения мер безопасности [36, С.133-138].
В настоящее время органы, обеспечивающие государственную безопасность, осуществляют деятельность в соответствии с действующим законодательством и достаточно эффективно реализуют должностные обязанности. В результате проведенного исследования установлено, что в законодательстве выделено направление, которое способствующее эффективному обеспечению психологического сопровождения лиц, подлежащих государственной защите и наличию у защищаемого лица права обратиться за психологической помощью.
В результате анализа научных источников, было определено, что психологическое сопровождение – неотъемлемый, значимый и результативный процесс. Психологическое сопровождение является основой, базисной составляющей социально-психологического обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Социально-психологическое обеспечение – процесс комплексный, обширный, включающий в себя многообразие различных видов деятельности, различных составляющих компонентов. Психологическое сопровождение является специализированным процессом, являющимся фундаментом для построения всего процесса социально-психологического обеспечения. При психологическом сопровождении защищаемое лицо рассматривается как субъект, на который направлены определенные психологические манипуляции с целью реализации значимых целей в контексте основных направлений психологической работы.
В аспекте социально-психологического обеспечения защищаемое лицо выбирает позицию индивида, представленного в качестве определенной социальной ценности; представлен как член определенной социальной группы, при этом, одно лицо может одновременно быть представителем различных социальных общностей, т.е. комплексный подход к рассматриваемой проблеме позволяет исследовать психологические особенности к лицу, подлежащему государственной защите, что будет способствовать более эффективным результатам профессиональной деятельности.
1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii, s izmeneniyami, odobrennymi v hode obscherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020 [Elektronnyy resurs]-Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/constitution (data obrascheniya: 02.08.2021) [The Constitution of the Russian Federation, with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020 [Electronic resource] - Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/constitution (accessed: 02.08.2021) ]
2. O gosudarstvennoy zaschite sudey, dolzhnostnyh lic pravoohranitel'nyh i kontroliruyuschih organov: Federal'nyy zakon ot 20 aprelya 1995 N 45-FZ. [ On State protection of judges, officials of law enforcement and supervisory bodies: Federal Law No. 45-FZ of April 20, 1995.]
3. O gosudarstvennoy zaschite poterpevshih, svideteley i inyh uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva: Federal'nyy zakon ot 20 avgusta 2004 N 119-FZ. [ On state protection of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings: Federal Law No. 119-FZ of August 20, 2004.]
4. Ob operativno-rozysknoy deyatel'nosti: Federal'nyy zakon ot 12.08.1995g № 144-FZ. [On operational investigative activities: Federal Law No. 144-FZ of 12.08.1995. ]
5. O bezopasnosti : Federal'nyy zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ. [On security : Federal Law No. 390-FZ of 28.12.2010. ]
6. O nekotoryh voprosah Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 06.09.2008 goda № 1316. [About some questions of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation from 06.09.2008, No. 1316. ]
7. O nekotoryh voprosah organizacii operativno-rozysknoy deyatel'nosti v sisteme MVD Rossii: prikaz MVD Rossii ot 15.08.2011g № 938. [About some questions of the organization of operational and investigative activities in the Russian interior Ministry: the Ministry of internal Affairs order of 15.08.2011 g № 938. ]
8. Aleksandrovskaya E. M. Psihologicheskoe soprovozhdenie shkol'nikov: Ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / E. M. Aleksandrovskaya, N. I. Kokurkina, N. V. Kurenkova [Psychological support of students: Textbook. a manual for students in higher. PED. proc. institutions / E. M. Alexandrovskaya, N. I. Kokurkina, N. V. Kurenkova. ] . - M.: Akademiya Publ., 2002 . - 206 p. (in Russia)
9. Aleshicheva, A. V. Psihologicheskoe zdorov'e lichnosti: monografiya/ A. V. Aleshicheva, N. G. Samoylov [ Psychological health of the individual: a monograph/ A.V. Alyoshicheva, N. G. Samoilov] . - Moscow : Kogito-Centr Publ., 2019.-216 p. (in Russia)
10. Bakieva, G. R. Social'noe obespechenie i ego vidy / G. R. Bakieva, S. A. Gorazov, A. V. Bannova// Molodoy uchenyy [A young scientist ] . - 2019. - № 52 (290). (in Russia)
11. Belasheva I.V. Psihologicheskoe obespechenie sluzhebnoy deyatel'nosti : kurs lekciy / Belasheva I.V., Pol'shakova I.N., Esayan M.L.. [Psychological support of official activity : a course of lectures / Belasheva I. V., Polshakova I. N., Yesayan M. L. ] - Stavropol' : Severo-Kavkazskiy federal'nyy universitet, 2018. - 178 p. (in Russia)
12. Bodrov V. A. Psihologiya professional'noy deyatel'nosti. Teoreticheskie i prikladnye problemy [Psychology of professional activity. Theoretical and applied problems.] . M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN» Publ., 2006. - 623 p. (in Russia)
13. Vahnina V.V., Bobkova I.E. Psihologicheskoe soprovozhdenie rukovoditeley strukturnyh podrazdeleniy territorial'nyh organov MVD Rossii na nachal'nom etape upravlencheskoy kar'ery: uchebnoe posobie [ Psychological support of heads of structural divisions of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the initial stage of a managerial career: a textbook. ] . - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2013. - 118 p. (in Russia)
14. Gluhanyuk N. S. Psihodiagnostika: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy [ Psychodiagnostics: textbook. manual for higher education students. studies. institutions.] .- S.: Akademicheskiy proekt Publ. , 2005. - 230 p. (in Russia)
15. Dal', V.I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka : V 4 t. / V. Dal'.[Explanatory dictionary of the living Great Russian language : In 4 volumes / V. Dal. ] - Repr. vosproizv. izd. 1912-1914. - M. : Citadel' Publ..-1998.- T.3-576 p. (in Russia)
16. Dugarova T.C. Tehnologii psihologicheskogo soprovozhdeniya lichnosti v zrelom vozraste : uchebno-metodicheskoe posobie / Dugarova T.C. [ Technologies of psychological support of the individual in adulthood : an educational and methodological manual / Dugarova T. Ts..] - M. : Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet, 2021. - 88 p. (in Russia)
17. Ershov V.A., Tolmachev I.A. Pravo social'nogo obespecheniya [tekst] : uchebnoe posobie / V. A. Ershov, I. A. Tolmachev [ A. The law of social security [text]: textbook / V. A. Yershov, I. A. Tolmachev.] - M. : GrossMedia Ferlag Publ.: Rossiyskiy Buhgalter, 2009. - 311 p. (in Russia)
18. Zeer, E.F. Psihologiya professional'nyh destrukciy / E.F. Zeer, E.E. Symanyuk [ Psychology of professional destructions / E. F. Zeer, E. E. Simanyuk] . M. : Delovaya kniga : Akademicheskiy proekt Publ. , 2005. -239 p. (in Russia)
19. Kabachenko T. S. Psihologiya v upravlenii chelovecheskimi resursami [ Psychology in human resource management]. SPb.: Piter Publ. , 2003. -400 p. (in Russia)
20. Kazakova E.I., Tryapicyna A.P. Dialog na lestnice uspeha [Dialogue on the ladder of success ] . - SPb.: Peterburg - XXI vek Publ., 1997. - 160 p. (in Russia)
21. Kalashnikova S. A. Lichnostnye resursy kak integral'naya harakteristika lichnosti // Molodoy uchenyy [ Young scientist] . 2011. № 8. T. 2. - PP. 84-87. (in Russia)
22. Karayani A. G. Psihologicheskoe obespechenie boevyh deystviy voysk kak tehnologiya upravleniya celevym psihologicheskim resursom [ Psychological support of military operations of troops as a technology for managing a target psychological resource] // Materialy 3 s'ezda RPO . SPb., 2003.-128 p. (in Russia)
23. Kozhevnikova E. Yu. Lichnostnye resursy preodoleniya situacii social'no-ekonomicheskoy deprivacii: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk.[ Personal resources for overcoming the situation of socio-economic deprivation: abstract. dis. ... cand. psychological sciences] Krasnodar, 2006. -41 p. (in Russia)
24. Leont'ev D. A. Psihologicheskie resursy preodoleniya stressovyh situaciy: k utochneniyu bazovyh konstruktov // Psihologiya stressa i sovladayuschego povedeniya v sovremennom rossiyskom obschestve: Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Psychology of stress and coping behavior in modern Russian society: Materials of the II International Scientific and Practical Conference ] . Kostroma, 2010. T. 2. - PP. 40-42. (in Russia)
25. Leus E.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie i osobennosti ego osuschestvleniya v ispravitel'nom uchrezhdenii [Elektronnyy resurs] // Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik [International Student Scientific Bulletin ]. - 2018. - № 3-6. - Rezhim dostupa- http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18581 (data obrascheniya: 02.08.2021). (in Russia)
26. Lipskiy I.A. Social'no-pedagogicheskaya situaciya: suschnost', struktura, upravlenie // Nauchnye trudy Gosudarstvennogo nauchno-issledovatel'skogo instituta sem'i i vospitaniya [Scientific works of the State Research Institute of Family and Upbringing. ] . M., 2004. T.1. (in Russia)
27. Maklakov, A.G. Osnovy psihologicheskogo obespecheniya professio¬nal'nogo zdorov'ya voennosluzhaschih : avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk : 19.00.03 / A.G. Maklakov [ Fundamentals of psychological support of professional health of military personnel : author. dis. ... d-RA psikhol. science : 19.00.03 / A. Maklakov.] . SPb., 1996.- 37 p. (in Russia)
28. Mardahaev, L. V. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie i podderzhka cheloveka v zhiznennoy situacii [tekst] / L. V. Mardahaev // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science ] . - 2010. ˗ №6. (in Russia)
29. Marischuk L.V., Bantyukova E.M. K voprosu o psihologo-pedagogicheskom soprovozhdenii kursantov v processe obucheniyana voennyh fakul'tetah // Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa [Psychological support of the educational process ] T.2- № 10(2).2020. (in Russia)
30. Ovcharova R. V. Spravochnaya kniga shkol'nogo psihologa: ucheb. posobie dlya studentov ped. un-tov i uchiteley [Reference book of a school psychologist: textbook. manual for students of ped. univ and teachers] .- M.: Prosveschenie Publ. , 1993. - 254 p. (in Russia)
31. Ozhegov S. I., Shvedova I. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [ Explanatory dictionary of the Russian language] .- M.: Azbukovnik Publ. , 1999. - 344 p. (in Russia)
32. Ozhegov, S.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka / S. I. Ozhegov ; pod obsch. red. L. I. Skvorcova. - 28-e izd., pererab [ Explanatory dictionary of the Russian language / S. I. Ozhegov ; under the general editorship of L. I. Skvortsov. - 28th ed., reprint] . - M. : Mir i Obrazovanie Publ.: ONIKS.- 2012.-P. 458. (in Russia)
33. Petuhov E. V. Psihologicheskaya pomosch' sotrudnikam // Enciklopediya yuridicheskoy psihologii / pod obsch. red. prof. A. M. Stolyarenko [encyclopedia of legal psychology / under the General editorship of Professor A. M. Stolyarenko ] . M.: YuNITI-DANA Publ. , 2003.- PP. 478-479. (in Russia)
34. Psihologicheskaya rabota v organah vnutrennih del: uchebnoe posobie. V.V. Vahnina i dr. [Psychological work in the internal Affairs bodies: a tutorial. V. V. Vakhnina, etc. ] - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2019. - 108 p. (in Russia)
35. Skosyrskaya Yu.A. Psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti, kak odna iz sostavlyayuschih processa obespecheniya bezopasnosti lic, podlezhaschih gosudarstvennoy zaschite// Social'naya bezopasnost' i social'naya zaschita naseleniya v sovremennyh usloviyah. -Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy 30-letiyu social'noy raboty v Rossii (Ulan-Ude, 04.06.2021g.) / otv. red. N. S .Antonova [ Social security and social protection of the population in modern conditions. - Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 30th anniversary of social work in Russia (Ulan-Ude, 04.06.2021) / ed. N. S.Antonov] .- Ulan-Ude: Izdatel'stvo Buryatiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021-304 p. (in Russia)
36. Skosyrskaya Yu.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy izucheniya sistemy obespecheniya bezopasnosti lichnosti v ugolovnom sudoproizvodstve // Chelovecheskiy kapital [ Human capital] , 2021-№6 (150). (in Russia)
37. Cvetkov V. L. Psihologiya sluzhebnoy deyatel'nosti: uchebnik dlya studentov vuzov, obuch. po spec. «Psihologiya sluzhebnoy deyatel'nosti» [Psychology of official activity: a textbook for university students, obuch. according to spec. "Psychology of official activity" ] . M.: YuNITI-DANA Publ. , 2016. - 367 p. (in Russia)
38. Yanicheva T. G. Vospriyatie i ocenivanie situaciy mezhlichnostnogo vzaimodeystviya: diss. … kand. psihologicheskih nauk: 19.00.05. [ Perception and evaluation of situations of interpersonal interaction: diss. ... cand. of Psychological Sciences: 19.00.05. ]- Sankt-Peterburg, 1991. - 205 p.: il. (in Russia)