St Peterburg, Russian Federation
he article conducted a study of the innovative development of the economic system in the Russian Federation. Research methods: overview method, induction, analytical method. Over the past 7 years, the GDP of the Russian economy has grown by only 4%. Key words: innovative development, innovation, intellectual capital, economic development, human needs, knowledge economy, economy of the country. The commodity economy is not able to further pay economic dividends and increase the well-being of the country's citizens. Under these conditions, it is necessary to quickly restructure and modernize the economy and produce competitive products, including abroad. The novelty of the findings of the study lies in the complex systematization of those problematic aspects of the Russian economy that impede innovative development. Problems of economic innovation, such as lack of R&D financing, have been identified and differentiated; underdeveloped innovative infrastructure (a small number of business incubators, technology parks and other objects of an innovative economic environment); obsolete fixed assets unsuitable for the use of information technology production; the weak orientation of enterprises towards the "knowledge economy" and "intellectual capital"; dependence on imports of innovations due to the small turnover of their production within the country. Streamlining the problems of innovative development of the national economy made it possible to offer recommendations in this area and outline priority ways of developing the Russian economy on an innovative basis.
innovative development, innovation, intellectual capital, economic development, human needs, knowledge economy, national economy
На каждом этапе социально-экономического развития человеческого общества практически всегда были какие-то ключевые, доминирующие экономические факторы и ресурсы. Следовательно, ведется большая конкурентная борьба в обществе между социальными группами за доступ и контроль над этими факторами и ресурсами [1]. Монопольное владение этими активами дает существенную экономическую власть и, соответственно, обеспечивает доминирующее социально-экономическое положение в стране или даже в регионе стран. На сегодняшний момент очевиден тот факт, что из всей совокупности факторов и ресурсов экономически значимым становится интеллектуальный капитал, т.е. вся совокупность знаний, навыков, умений и творческих способностей индивида, обеспечивающая генерацию новых идей и создание принципиально новых инновационных продуктов. Необходима ориентация на экономику знаний [2, 3, 4, 5]. Реализация этих идей и продуктов может обеспечить стабильное получение интеллектуальной ренты компаниями. В данном случае интеллектуальный капитал выступает как исключительный специфический актив, дающий огромное преимущество в конкурентной борьбе [2].
В настоящее время характерными чертами современного мирового развития будет попытка перехода ведущими странами к построению инновационного общества, инновационных направлений в экономике, которые, в первую очередь, должны основываться на знаниях человека. Всему вышеперечисленному способствуют такие условия, как глобальные ресурсные ограничения и безграничность потребностей человека в целом. Основными направлениями решения данных проблем в Российской Федерации являются разработки новых парадигм, направленных на социально-экономическое развитие страны и инновационную ориентированность.
Благодаря работе в данном направлении, Россия постепенно трансформируется в технологически развитое государство и постепенно отойдет от экспорта сырьевых продуктов.
Главной проблемой, с которой сталкивается на сегодняшний день государство и весь мир, является ограниченное количество ресурсного потенциала, с помощью которого можно поддерживать определенные отрасли производства.
Исходя из этого, главными приоритетными направлениями в мировом развитии будет постепенная перестройка развитых государств к формированию инновационной общественности, постройки новых моделей экономики, которые, в первую очередь, будут основываться на экономике знаний и интеллектуальном капитале [6]. Из опыта развитых стран можно заметить, что стратегическими моделями роста экономики в стране будет интенсивность в проведении ряда исследований и дальнейшее внедрение новых технологий в производство.
При этом предприятие может выходить на международные рынки с исключительно новым, инновационным продуктом высокого качества. Это будет влиять на повышение конкурентоспособности организации и позволит ей держать позиции лидера в данной исследуемой отрасли. Следует отметить тот факт, что интеллектуальный ресурс является стимулом для роста хозяйственной деятельности предприятия. Благодаря данному ресурсу в стране повышается уровень благосостояния и экономической независимости.
Многие печатные издания трактуют термин «инновация» как процесс, обеспечивающий научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, которая берет свои начала от изобретения новых продуктов до внедрения данной технологии в повседневный технологический процесс. Инновацию можно также назвать знанием, которое воплощается в коммерческом продукте. Основной ее целью будет экономический эффект от внедрения той или иной технологии.
Основными признаками инновационной экономики будут:
− рамки открытости экономических процессов и общества, получение возможности в выступлении на международном рынке новых технологических образцов в качестве проверенного и признанного обществом партнера;
− активность государства в разработке инновационных продуктов и инновационного развития отраслей народного хозяйства;
− государство обретает высокие показатели конкурентоспособности производства. Все это достигается за счет отработки механизмов, управляющих интеллектуальной собственностью;
− государство развивает высокотехнологичные сектора экономики, в которых представляются все отрасли на высшем уровне;
− создание инновационной системы, имеющей высокую конкурентоспособность во всех регионах, включая экономически отстающие [7].
Экономические показатели России в 2018–2020 гг. обладали явно выраженными ресурсно-сырьевыми формами. Реализация за рубеж сырья в эти годы считалась основным преимуществом в конкурентной борьбе. Но были сильно изношены основные фонды.
При всем этом сырьевую экономику Российской Федерации можно назвать неким буфером в безопасности государства. Благодаря многочисленным исследованиям видно, что в сырьевом сегменте рынка занятость населения страны составляет всего лишь около 11%. Заметим также, что в отрасли высокая производительность труда.
Этот аспект обозначает, что необходимо развивать и другие отрасли. Основной долей сырьевого экспорта можно назвать минеральные ископаемые, изделия из металла и топливно-энергетический ресурс. Простыми словами за два года (период с 2018 по 2020 г.) четко просматриваются значительные увеличения экспортирования сырьевых материалов и импортирования технологий.
Исходя из этого, главной задачей для страны будет определить область наук и технологий, которые наделены значительным потенциалом для развития экономики государства. Достичь существенного прироста экономики и повысить качество уровня жизни людей в России не получится без решения сложнейшей социально-экономической задачи, которая заключается в реформировании, модернизации технологических процессов и обеспечения товаров производства высокой конкурентоспособностью, в том числе и за рубежом.
Следующим важнейшим аспектом при формировании инновационной экономики будет преодоление проблем с вузовской наукой. Ведь учебные заведения обладают в России значительным инновационным потенциалом. Благодаря общим стремлениям государства и научных сотрудников происходит возрождение вузовской науки как важной части потенциала инновационной направленности государства.
Вторым аспектом является подготовка высококвалифицированных работников для всех отраслей экономики. Так сложилось, что инновации в России тесно взаимосвязаны с высшими учебными заведениями. Основными направлениями в данной работе являются:
− внедрение в жизнь различных программ инновационного характера;
− распространение структур организационного и научно-технического характера.
К сожалению, на сегодняшний день инновации российских компаний проявляются в весьма малом количестве.
Российское государство обрело путь по устойчивому развитию и переходу к инновационной экономике. Все это обусловлено обеспечением производств качественными и доступными продуктами населения страны (продукты питания, сфера строительства дорог, строительство жилого фонда и т.д.), ведь многие инновационные аспекты, в первую очередь, крайне необходимы для того, чтобы страна развивалась, а не для гармонизации экономики.
Наряду с вышеперечисленными фактами, правительство Российской Федерации в 2018 разрабатывает инновационную стратегию вплоть до 2020 г. Главной целью данной стратегии является постепенный переход экономики государства до 2020 г. на инновационную.
При таком пути развития долевой показатель государства на глобальном рынке высокотехнологических товаров и предоставляемых услуг в таких отраслях, как авиационное строительство, энергетика, космические науки и атомостроение, промышленная постройка судов, должна обрести показатели в размере 6−11%, а долевое участие организаций, ведущих инновационный вид деятельности, вырасти до уровня 50%.
Одними из главных направлений в развитии экономики в эти годы является налаживание производства авиакосмических устройств, развитие нанотехнологий, продолжение изучения вопросов атомной энергетики и водородных систем.
Также в данные годы обретают популярность такие направления экономики, как развитие биомедицинских технологий, дающих жизнеобеспечение и защиту от заражения вирусами людей и животных. Особо популярным аспектом в экономических подвижках страны будет комплексное развитие в экологическом вопросе и соблюдение главных вопросов природопользования.
Исходя из плана, который излагается в стратегическом развитии, Россия должна переходить на путь инновационного развития в несколько этапов. Первый этап заключается в повышении лояльности коммерческих структур и экономики страны в целом к инновационным процессам. Рассчитывается, что первый путь страна пройдет за три года (период с 2015 по 2018 г.). Начиная с 2018 г. должна быть повышена доля в частном финансировании общего обьема внутренних затрат. Окончание второго этапа предполагалось в 2020 г.
Основным критерием в развитии социально-экономического аспекта Российской Федерации являются темпы роста внутреннего валового продукта. Это общепринятый показатель в мировой практике. На сегодняшний день Россия в значительной степени отстает от передовых государств по данному показателю. Ведь в западных странах подавляющим показателем прироста ВВП являются научные разработки. В дальнейшем подобного рода разработки воплощаются в новейшие технологии, разработку систем и оборудования.
Расходы на НИОКР в процентах от ВВП являются наиболее ярко используемым показателем для оценки и сравнения инновационного развития в различных государствах. Показатели людских ресурсов (например, количество выпускников научно-технических вузов и количество исследователей, занятых в НИОКР), амортизационные отчисления по задействованным в работах основных средствах и активов нематериального типа, а также оплата счетов по различным договорам на выполнение НИОКР отражают один из главных ресурсов затрат материального характера для экономического роста и социального развития. В настоящее время очевидно, что электронная торговля и НИОКР оказывают положительное и существенное влияние на ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, причем электронная коммерция имеет более сильный стимул развития, чем НИОКР, по данным аналитиков НИУ ВШЭ, Россия занимает десятое место в мире по объему расходов на НИОКР-$39,9 млрд в 2016 г. США возглавляют рейтинг с $511 млрд, Китай ($451,2 млрд и Япония ($168,6 млрд)) [8].
Значимые успехи в развитии науки и технологических аспектов могут определять не только лишь динамические составляющие в экономическом росте страны или региона, но и показатель конкурентности государства на мировой арене. Российской Федерации еще много нужно работать в данном направлении. К огромному сожалению, на сегодняшний день долевой показатель по отношению к мировому рынку составляет по наукоемкой продукции около 0,4%. Инновационная продукция приравнивается к доле в 6% от всего объема выпускаемых по стране товаров.
Нестабильна и ситуация с инвестициями: от года к году чистый приток прямых и портфельных инвестиций сменяется чистым оттоком и наоборот, что объясняется опасениями крупных инвесторов и примерно соответствует изменениям в санкционном давлении на нашу экономику. Хотя российская экономика сохраняет привлекательность для иностранного капитала, текущая ситуация не позволяет рассматривать его в качестве ресурса безопасного развития в ближайшее время. Потенциал отечественного фондового рынка существенен.
В данной сложившейся ситуации важные предпосылки по реализации развития экономики России в «инновационном мире» будут развитие НИОКР, техническое перевооружение предприятий, проведение реформирования области управления кадрами, которые будут в дальнейшем работать в инновационной деятельности [6].
Условия российской действительности ставят под вопрос решение целого ряда сложностей перед поступающим инновационным развитием регионов, что связано с их высокой социально-экономической дифференциацией [9]. Это связано с разным уровнем административного управления конкретным регионом.
Необходимо развивать бизнес-инкубаторы для выращивания малых инновационных фирм, причем во всех федеральных округах РФ.
По подсчетам «Huawei» совместно с «Oxford Economics», цифровая экономика растет в два с половиной раза быстрее мирового ВВП и к 2025 г. она достигнет 23,3% глобального ВВП и составит порядка 23 трлн долл. При эффективном развитии по всему миру, цифровизация промышленности только за 2020–2030 гг. обеспечит всемирной экономике дополнительные денежные средства в размере свыше 30 трлн долл. [10].
Также стране следует задуматься над разработкой и улучшением промышленного развития предприятий, их технологических секторов. Все это должно проводиться на межрегиональном уровне. Также потребуется реструктуризировать промышленный сектор [11].
Следует отметить тот факт, что федеральным бюджетом страны на развитие инновационных аспектов в 2018 г. выделено порядка 87,9 млрд руб. В 2019−2020 гг. данный показатель немного поднялся до отметки в 88,4 млрд. Многие специалисты, исследующие развитие новейших технологий в стране, утверждают, что если сохранить нынешние темпы развития технико-экономических и инновационных показателей (по сравнению с 2018−2020 гг.), то Россия попадет в фазу зрелости примерно в 2042 г. При этом 2020 г. был удачным для государства в плане развития научно-технических трудов многих авторов.
Если полагаться на теорию долгосрочных моделей развития экономики, то в ядро пятого уклада попадают такие отрасли, как ядерное строительство, современные ИТ-технологии, создание и постройка роботов, оптоволоконный вид деятельности, ряд направлений, касающийся развития биотехнологий.
Биотехнологии могут быть актуальными только лишь при условии индивидуализации технологических процессов предприятий и соблюдении ключевых ролей экологии. Следует напомнить, что четвертым укладом является автомобилестроение, разработка синтетических материалов, развитие цветной металлургии, органической химии и нефтегазопереработка.
Если сопоставить экономику США, то в настоящее время там просматривается долевое соотношение пятого уклада в пределах шестидесяти процентов. При этом четвертый уклад в Америке составляет всего лишь 20%. Первые шаги страны к шестому укладу составляют около 5%.
Для обеспечения инновационного роста российских организаций следует предпринять следующий комплекс мер их финансовой поддержки:
1. Повысить требования к соблюдению системы перечисления финансовых средств Российским научным фондом по выигранным грантам. Задержки перечисления являются следствием ведомственной несогласованности в принятии решений по выделению грантовых средств между Министерством финансов, Министерством образования и науки и Российским научным фондом. Так, Российский научный фонд, одной из функций которого является распределение финансов на проведение перспективных исследований, в 2019 г. задерживает инвестирование 550 научных проектов в сумме 7,3 млрд руб. на исследования молодых ученых и лабораторий мирового уровня [12; 13].
2. Сформировать рациональный баланс между государственным финансированием науки и инвестициями бизнес-структур. На реализацию нацпроекта «Наука» в 2019−2024 гг. выделено 636 млрд руб. Финансирование будет нарастать в течение запланированного периода, что позволит постепенно наращивать существенный научный потенциал и расходовать ресурсы рационально, с учетом предыдущего опыта [12; 13].
Благодаря вышесказанному, следует сделать вывод, что Россия должна в ближайшие десять лет постараться перешагнуть четвертый и пятый уклады и максимально приблизиться к развитым в технологическом аспекте странам. Ведь интеллектуальный потенциал, который сконцентрировался в Российской Федерации, позволяет пройти данный путь на протяжении 10−15 лет.
Но для государства приоритетной задачей в настоящее время является старт инновационного развития, заключающего в своем понимании создание мощной экономики, способной генерировать инновационные проекты. Для достижения данной цели государство должно провести грамотную работу по развитию производственного сектора и реализации предпринимательского потенциала.
Страна при этом должна обладать рядом институциональных структур, концентрирующих в своих руках сферу науки. Она должна быть готовой и способной к решению ряда архиважных задач национального характера по инновационному развитию. По мнению ряда специалистов, у России есть реальная возможность побороться за 18 макротехнологических видов, которые способны определить потенциал всей страны.
1. Kohanovskiy V.P. Filosofiya [Tekst] / V.P. Kohanovskiy: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedeniy. 1-e izd. Rostov-na-Donu: "Feniks", 1999.
2. Bykovskaya E.N. Analiz istochnikov i mehanizmov finansirovaniya innovacionnoy deyatel'nosti v usloviyah cifrovoy ekonomiki [Tekst] / Bykovskaya E.N. i dr. // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. - 2020. − № 2. − S. 36-41.
3. Gur'yanov P.A. Intellektual'nyy kapital kak osnova innovacionnogo razvitiya ekonomicheskogo potenciala Rossii. [Tekst] / P.A. Gur'yanov V sbornike: Rol' intellektual'nogo kapitala v ekonomicheskoy, social'noy i pravovoy kul'ture obschestva HHI veka. sbornik nauchnyh trudov uchastnikov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Sankt-Peterburg. − 2016. − S. 633-637.
4. Gur'yanov P.A. Razvitie intellektual'nogo kapitala v Rossii. [Tekst] / P.A. Gur'yanov V sbornike Innovacionnye podhody razvitiya ekonomiki i upravleniya v XXI veke. III Nacional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii Federal'noe agentstvo zheleznodorozhnogo transporta, federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet putey soobscheniya imperatora Aleksandra I»Sankt-Peterburg. - 2020. − T. 1. − S. 8-11.
5. Dmitriev N.D. Formirovanie innovacionnyh kadrov s cel'yu postroeniya ekonomiki znaniy //Modelirovanie i konstruirovanie v obrazovatel'noy srede. [Tekst] / Dmitriev N.D. Sbornik materialov V Vserossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoy, metodologicheskoy konferencii dlya nauchno-pedagogicheskogo soobschestva. Pod redakciey I.A. Artem'eva, V.O. Belevcovoy, N.D. Dudinoy, I.P. Rodionovoy. − Moskva, 2020. S. 123-126.
6. Alekseeva I.A. Metodicheskie aspekty innovacionnogo upravleniya chelovecheskim kapitalom sistemy vysshego obrazovaniya [Tekst] / I.A. Alekseeva, N.N. Trofimova // Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya. − 2017. − № 2. − S. 29−33.
7. Rahmeeva I.I. Ekonomicheskaya effektivnost' ocenki reguliruyuschego vozdeystviya v regionah Rossii [Tekst] / I.I. Rahmeeva // Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. − 2019. − T. 8. − № 1 (26). − S. 273-278.
8. Zimenkov S.Yu. Innovacionnoe razvitie rossiyskoy ekonomiki [Tekst] / S.Yu. Zimenkov, O.I. Osipova // Molodoy uchenyy. - 2020. − № 25. − S. 170-172.
9. Trofimova N.N. Vliyanie cifrovizacii ekonomiki na modernizaciyu promyshlennosti [Tekst] / N.N. Trofimova // Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya. − 2020. − № 2. − S. 50-54.
10. Dmitriev N.D. Innovacionnoe razvitie ekonomiki s pomosch'yu povysheniya intellektual'noy renty [Tekst] / Dmitriev N.D i dr. // Upravlencheskiy uchet. - 2021. − № 7. − S. 62-74.
11. Vinokurov S.S. Model' modernizacii dlya Rossii: ot dogonyayuschey k innovacionnoy [Tekst] / S.S. Vinokurov, P.A. Gur'yanov // Obschestvo i ekonomika. − 2020. − № 12. − S. 37-55.
12. Sokolova A.P. Finansovye problemy innovacionnogo razvitiya ekonomiki [Tekst] / A.P. Sokolova, D.V. Bondareva // Colloquium-journal. − 2019. − № 7 (31). - C. 75-78.
13. Trubilin A.I. Teoriya, metodologiya i rezul'taty obosnovaniya napravleniy innovacionnogo razvitiya agroekonomiki Krasnodarskogo kraya: monografiya [Tekst] / A. I. Trubilin, Yu. I. Bershickiy, K. E. Tyupakov [i dr.]. - Krasnodar: KubGAU, 2018. - 310 s.