FORECAST OF EXPECTED CHANGES IN THE ACTIVITY OF IMPLEMENTING VARIOUS ECONOMIC FUNCTIONS OF THE STATE IN THE CONTEXT OF OVERCOMING THE CRISIS OF THE 2020S BY THE NATIONAL ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The results of the analysis and predictive estimates of expected changes in the activity of implementing various economic functions of the state in the context of overcoming the global crisis of the 2020s by the national economy, accompanied by the development of scientific and technological progress and subsequent socio-economic changes, are presented. The prospects for the development of such economic functions of the state as: legislative regulation of the economy, protection of consumers' interests, protection of the country's economic interests, ensuring economic stability, ensuring economic growth, providing public goods and implementing social policy are assessed. It is predicted that in the coming years, an increase in activity will be observed in the implementation of such economic functions of the state as ensuring economic stability and protecting the interests of consumers, while in the implementation of other economic functions of the state, there will be a decrease in activity in their implementation.

Keywords:
forecast, expected changes, implementation activity, economic functions of the state, overcoming the crisis of the 2020s, national economy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Глобальные технологические трансформации, к каковым мы в полной мере относим происходящую смену технологических укладов [29], неизменно связаны с существенными изменениями в экономических, социальных и политических аспектах развития общества [9].

При этом вынужденное изменение производственных отношений под влиянием развития производительных сил [19], неизменно требует изменения состава и содержания экономических функций, которые берет на себя государство или, по меньшей мере, изменения уровней активности в реализации каждой из существующих экономических функций.

Изменение же состава и содержания экономических функций, которые берет на себя государство под влиянием необходимости изменения производственных отношений, неизменно влечет за собой перераспределение экономических функций между государством и гражданским обществом.

Цель исследования

Целью представленного исследования является прогноз ожидаемых изменений в составе, содержании и активности реализации различных экономических функций государства в условиях преодоления национальной экономикой кризиса 2020-х годов.

Методическая база исследований

Методическую базу исследований составили известные научные труды, посвященные рассмотрению вопросов трансформации экономических функций государства в условиях развития экономики таких авторов, как Булгаров М.А., Кондакова Л.Д., Мурашкина А.А. [3], Жук И.Н. [12], Канавцев М.В., Попова А.Л. [16], Любашевский В.Б. [18], Павленко Ю.Г. [21] и др.

Методическую базу исследований также составили авторские наработки по теме, получившие отражение в трудах [10, 11, 20, 22, 32].

Основные результаты исследований

Исследование процессов трансформации экономических функций государства и гражданского общества в условиях прогресса ассоциированных форм в экономике НИО.2 и в ноономике в данном рассмотрении на аналитическом этапе было разделено на три составляющих.

Во-первых, это анализ вероятных сценариев формирования нового индустриального общества второго поколения.

Во-вторых, это исследование возможных вариантов трансформации экономических функций государства.

В-третьих, это оценка перспектив развития гражданского общества в условиях прогресса ассоциированных форм в экономике.

Проведенные исследования по анализу вероятных сценариев формирования нового индустриального общества второго поколения показывают, что наиболее вероятными из них могут быть следующие.

Первый сценарий – это отказ от реализуемой на протяжении последних десятилетий модели государственного квазимонополистического капитализма в пользу модели «государственное регулирование плюс свободный рынок» при преобладании свободного рынка, с одной стороны, и наличии политической воли (государственного регулирования) нового индустриального общества второго поколения путем государственного стимулирования развития на конкурентной основе производств на базе технологий шестого технологического уклада [9].

Второй сценарий – это формирование точек роста производств на базе технологий шестого технологического уклада при сохранении модели государственного квазимонополистического капитализма.

Третий сценарий – это сценарий, при котором, несмотря на переход мировой экономики к шестому технологическому укладу [30], в рамках модели государственного квазимонополистического капитализма сохранится экспортно-ориентированная направленность отечественной экономики, как это уже было в отечественной экономике при смене четвертого технологического уклада пятым в 1970-е годы [35].

С учетом того, что в настоящее время наиболее крупными из отечественных компаний реального сектора экономики являются экспортно-ориентированные сырьевые компании (рис. 1), вероятнее всего в отечественной экономике будет реализован третий сценарий.

Исследуя возможные варианты трансформации экономических функций государства, обратимся к их составу и содержанию, представленному на рис. 2.

Проведенные исследования показывают, что серьезные проблемы существуют в части реализации такой экономической функции государства, как законодательное регулирование экономики (см. блок 1, рис. 2).

Так, если обратиться к международным рейтингам институционального развития, то Россия в нем занимает [14]:

− по индексу восприятия коррупции – 129-е место в мире (по версии Transparency International);

по индексу верховенства закона – 93-е место в мире (по версии World Justice Project);

по уровню защиты прав собственности – 88-е место в мире (по версии The Property Rights Alliance);

по уровню несостоятельности (слабости власти) – 76-е место в мире (по версии Fund for Peace);

по индексу противодействия отмыванию денежных средств – 52-е место в мире (по версии Basel Institute on Governance);

по уровню финансовой секретности – 44-е место в мире (по версии Tax Justice Network).

Если говорить о восприятии коррупции, то необходимо отметить, что Россия как государство, ратифицируя в 2006 г. [41] Конвенцию ООН против коррупции [17], не включила в № 40-ФЗ статьи Конвенции, касающиеся [41]:

− незаконного обогащения (ст. 20 Конвенции ООН [17]);

− ответственности юридических лиц (ст. 26 Конвенции ООН [17]);

изъятия имущества при международном сотрудничестве в деле конфискации (ст. 54 Конвенции ООН [17]);

− возвращения активов предыдущим законным собственникам и распоряжение ими (ст. 54 Конвенции ООН [17]).

Кроме того, у экспертов есть претензии к выполнению Россией ст. 7 «Публичный сектор» Конвенции ООН против коррупции, предусматривающей использование применительно к государственным гражданским служащим объективных критериев (безупречность работы, способности, справедливость) и принципов оценки деятельности – эффективность и прозрачность [17].

Рассматривая вопросы обеспечения верховенства закона в Российской Федерации, эксперты не без оснований выделяют следующие серьезные проблемы [28].

Во-первых, (и, по нашему мнению, это главное – прим. авторов) при принятии законов не соблюдается основной принцип – регулирование наиболее важных сфер общественной жизни (в данном случае касающихся экономической деятельности).

Указанное неумение выделить главное, сопровождающее принятие законов, свидетельствует об отсутствии в национальной экономике эффективной системы управления.

Во-вторых, еще одной проблемой обеспечения верховенства закона в стране, обусловленной отсутствием эффективной системы управления национальной экономикой, является несовершенство технологий применения законов.

В-третьих, серьезной проблемой обеспечения верховенства закона в Российской Федерации является внутренняя несогласованность самого законодательства, когда закон, обрастая многочисленными подзаконными актами (в том числе, под влиянием лоббистских тенденций), по сути, теряет свой первоначальный смысл или искажает его в интересах тех или иных стейкхолдеров.

Говоря об уровне защиты прав собственности, уместно вспомнить принятие в конце 2020 г. Федерального Закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» [39], который под эгидой всероссийской реновации, по мнению многих экспертов [1, 7, 13], фактически отменяет в стране право частной собственности на недвижимость.

Представляется, что в связи с принятием Федерального Закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» [39] рейтинг России по  уровню защиты прав собственности еще больше упадет.

О том, в какой мере в России экономическая функция государства, связанная с законодательным регулированием экономики, обеспечивает поддержку малого и среднего бизнеса в международном сопоставлении наглядно свидетельствуют данные Всемирного Банка, представленные на рис. 3.

Безусловно, существуют и другие проблемы реализации такой экономической функции государства, как законодательное регулирование экономики (см. блок 1, рис. 2).

Ожидается определенная положительная динамика в развитии такой экономической функции государства, как защита интересов потребителей (см. блок 2, рис. 2). В первую очередь, это касается предоставления права на информацию и на здоровую окружающую среду. Хотя следует признать, что рост количества предоставляемой информации во многих случаях не подкрепляется соответствующим ростом качества.

В сегодняшних реалиях сложно говорить и об эффективности защиты экономических интересов страны (см. блок 3, рис.2 ), находящейся на 111-м месте в мире по уровню вовлеченности в международную торговлю из 136 стран, охваченных рейтингом [14].

Судя по тому, что государству на протяжении десятилетий не удается решить задачу обеспечения экономического роста (блок 5, рис. 2) с темпом выше мировых [24, 37] и, более того, эксперты не без оснований утверждают, что период стагнации продлится еще как минимум десятилетие [2, 6, 33] с высокой долей вероятности государство (в первую очередь, в лице правительства) будет сосредоточено на обеспечении экономической стабильности (блок 4, рис. 2).

При этом следует обратить внимание на то, что в международном сопоставлении в российской экономике достаточно много болевых точек (рис. 4) [14], основными из которых являются:

− уровень вовлеченности в международную торговлю;

− уровень экономической свободы;

− уровень занятости;

− валовой национальный доход на душу населения.

При этом обратим внимание на то, что ни по одному из ключевых показателей экономического развития, оцениваемого международным сообществом [14], Россия далека от пятерки крупнейших экономик мира, целевые указания о вхождении в которую перманентно фигурировали в документах стратегического развития (пусть и в части ВВП по паритету покупательной способности [24, 38]), и, по словам представителей власти, она снята с повестки дня [37], потому что якобы уже в «этом (2020-м году) Россия будет пятой экономикой мира» [26]. Хотя все прекрасно видят, что этого не произошло и не могло произойти в силу отсутствия объективных предпосылок.   

            Характерным примером сегодняшней неготовности государства интенсивно развивать экономики, конкурентоспособной на мировом рынке, является принятие Правительством РФ в конце августа 2021 г. запрета на закупку импортной электроники (интегральных микросхем, компьютеров, ноутбуков, планшетов, светотехнической продукции, серверов, смарт-карт и т.п. весом до 10 кг), а также правила «второй лишний» в отношении остальной электроники и электронной медицинской техники [15].

            С одной стороны, вполне понятно стремление государства защитить отечественного производителя, а также повысить уровень национальной безопасности.

            С другой стороны, практика последних десятилетий показывает, что в условиях колоссального разрыва между мировым и отечественными рынками электроники по качеству, цене и объемам предложение с высокой долей вероятности может привести к:

            − к росту в стране рынка серой электроники;

− к развитию черного рынка;

− к дальнейшей деформации условий справедливой конкуренции (когда, например, профильное министерство, в соответствии с избранными критериями, селективно признает электронику, поставляемую отдельными российскими предприятиями в качестве отечественной («условно отечественной»));

− к росту цен на б/у электронику и на электронику в целом;

− к сокращению возможности работать отечественным IT-специалистам в стране на самой передовой технике (на лучших мировых образцах);

− и т.д.    

Было бы объяснимо, если бы решение правительства о запрете на закупку импортной электроники [15] принималось при сформировавшемся базисе конкурентоспособного на международном уровне производстве отечественной электроники, или если бы такое решение сопровождалось интенсивным инвестированием в развитие отечественной микро- и наноэлектроники. Но поскольку этого не произошло и не происходит, риски реализации принятого запрета для национальной экономики достаточно высоки.

Рассматривая экономическую функцию государства, связанную с предоставлением общественных благ (см. блок 6, рис. 2), необходимо отметить, что она носит все более селективный характер. И если национальная оборона традиционно остается в приоритете, то обеспечение здравоохранения и образования во многом перестали ассоциироваться с понятием экономической функции государства, и все более приобретают функцию частного бизнеса. Об этом наглядно свидетельствует 120-е место России в мире по уровню расходов на образование (по информации The World Bank) [14] и 121-е место России в мире по уровню расходов на здравоохранение (по информации World Health Organization) [14]. В результате Россия по уровню продолжительности здоровой жизни занимает 103-е место в мире (по информации World Health Organization) [14] и 109-е место в мире по продолжительности жизни (по информации United Nations) [14].

Сложно ожидать прогресса и в реализации социальной политики как экономической функции государства (см. блок 7, рис. 2). Отправной точкой локализации социальной политики как экономической функции государства явилось принятие в России в 2018 г. пенсионной реформы [40], в результате которой пенсионный возраст как у мужчин, так и у женщин поднимается на 5 лет.

Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на то, что реформа пенсионной системы рассчитана на десять лет (2019−2028 гг.) [40], Фонд национального благосостояния начал быстро наращиваться не после присоединения к нему  Резервного фонда РФ в 2018 г., а после того, как заработал механизм пенсионной реформы в 2019 г. (рис. 5).

 

Кроме того, по состоянию на 1 июля 2021 г. Росстат отчитался о рекордном за всю историю ведения статистики сокращении числа пенсионеров в России за год (с 1 июня 2020 г.) – почти два миллиона (1,999 млн) чел. в год или примерно на пять с половиной тыс. чел. в день [27]. 

В целом, следует отметить, что по качеству реализуемой социальной политики как экономической функции государства Россия в международном сопоставлении ни по одному показателю не входит даже в первые пятьдесят стран мира (рис. 6) [14].

Говоря о реализации социальной политики как экономической функции государства, следует также отметить выделяемую многими экспертами, например [5], неадекватность реалиям жизни на протяжении десятилетий минимального размера оплаты труда (МРОТ). Причем в решении этой проблемы намечается вариант, построенный по перефразированному сталинскому принципу – «нет МРОТ – нет проблемы» (по крайней мере, объекта для критики власти) [4].

Большие вопросы в части реализации экономических функций государства в России связаны и с уровнем обеспечения занятости и безработицей.

Тот факт, что Россия в международных рейтингах, по информации International Labour Organization, демонстрирует уровень занятости в 59,0% (86-е место в мире) [14] и безработицы в 4,6% (103-е место в мире) [14] (для сравнения у лидирующего по этим показателям в мире Катара соотношение 86,7 и 0,1% соответственно) [14] свидетельствует о существенном разрыве в 36,4% трудоспособного населения, относимых либо к категории самозанятых (2,7 млн чел., по данным ФНС, на 1 августа 2021 г.) [43], либо занятых в растущей теневой экономике [8, 31, 34], где по данным Росстата трудятся более 13 млн чел., а по данным независимых экспертов – более 22 млн чел. При этом, если Росфинмониторинг оценивает долю теневой экономики в России в 20% ВВП, то МВФ считает, что доля теневой экономики в России практически вдвое больше (38,42%) [36].

При этом из обращающихся в службы занятости безработных только 6% находят работу с ее помощью [23].

Еще один показатель, интегрально характеризующий качество реализуемых в России экономических функций государства является темп роста населения в стране, где Россия занимает 185-е место в мире [14].

В целом, в условиях продолжающейся стагнации отечественной экономики в обозримой перспективе не приходится рассчитывать на прогресс ассоциированных форм в экономике, а значит и на созидательные перспективы развития гражданского общества.

Обсуждение результатов и выводы

Анализ перспектив формирования нового индустриального общества второго поколения показал, что вероятнее всего будет реализован сценарий, при котором, несмотря на переход мировой экономики к шестому технологическому укладу, в рамках модели государственного квазимонополистического капитализма сохранится экспортно-ориентированная направленность отечественной экономики, как это уже было в отечественной экономике при смене четвертого технологического уклада пятым в 1970-е годы.

Анализ перспектив трансформации экономических функций государства показывает, что в ближайшие годы рост активности будет наблюдаться в реализации таких экономических функций государства, как обеспечение экономической стабильности и защита интересов потребителей. В то же время прогнозируется снижение активности государства при реализации таких экономических функций, как: законодательное регулирование экономики, защита экономических интересов страны, обеспечение экономического роста, предоставление общественных благ и реализация социальной политики.

С учетом прогнозируемых изменений экономических функций государства ожидается, что в условиях продолжающейся стагнации отечественной экономики в обозримой перспективе не приходится рассчитывать на прогресс ассоциированных форм в экономике, а значит и на созидательные перспективы развития гражданского общества.

References

1. Ban'ko A.A. Otmena chastnoy sobstvennosti - novaya real'nost'. https://www.9111.ru/questions/7777777771261028/

2. Buzgalin A.V. Stagnaciya Rossii: «Oschuschenie tryasiny ne otpuskaet» https://www.mk.ru/economics/2021/01/25/stagnaciya-rossii-oshhushhenie-tryasiny-ne-otpuskaet.html.

3. Bulgarov M.A., Kondakova L.D., Murashkina A.A. Rol' gosudarstva v ekonomike: Evolyuciya vzglyadov/ M.A. Bulgarov// Epomen. − 2019. − №24.

4. V Gosdume prizvali okonchatel'no otkazat'sya ot MROT. https://lenta.ru/news/2021/08/27/ne_mrot/

5. V strane nazrevaet skandal s minimal'nym razmerom oplaty truda. https://www.ng.ru/economics/2020-10-15/4_7991_scandal.html

6. VShE predskazala Rossii esche 15 let besprosvetnoy stagnacii. https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/vshe-predskazala-rossii-eshche-15-let-besprosvetnoy-stagnacii-1030317780

7. Delyagin: V Rossii fakticheski otmenyaetsya pravo chastnoy sobstvennosti na kvartiry i inuyu nedvizhimost'. https://news.rambler.ru/politics/45503042-delyagin-v-rossii-fakticheski-otmenyaetsya-pravo-chastnoy-sobstvennosti-na-kvartiry-i-inuyu-nedvizhimost/

8. Egorova A.A., Tebekin A.V. Strukturalistskie faktory rasprostraneniya "seroy" tenevoy ekonomiki. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2019.

9. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Strategicheskoe vliyanie shestogo tehnologicheskogo uklada na nauchno-proizvodstvennye, ekonomicheskie, social'nye i politicheskie aspekty razvitiya mirovogo i nacional'nogo hozyaystva. // Epomen. − 2020. − № 49. − S. 85-100.

10. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Tehnologicheskie transformacii XXI veka kak induciruyuschiy vektor perehoda k novomu kachestvu proizvodstva. // Teoreticheskaya ekonomika. − 2021. − № 1 (73). − S. 42-53.

11. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Formirovanie shkoly upravleniya chelovecheskim kapitalom kak novyy etap v razvitii sovremennogo menedzhmenta. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 1. − S. 87-93.

12. Zhuk I.N. Transformaciya funkciy gosudarstva v usloviyah globalizacii / I. N. Zhuk // Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. − 2006. − N 1. − S. 23-29.

13. Zaharchenko A. Rossiyanam obnulili chastnuyu sobstvennost' na zhil'e. https://svpressa.ru/realty/article/286001/

14. Indeks global'noy konkurentosposobnosti. https://gtmarket.ru/countries/russia

15. Kabmin utverdil zapret na goszakupki importnyh integral'nyh mikroshem i noutbukov. https://tass.ru/ekonomika/12265601?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

16. Kanavcev M.V., Popova A.L. Transformaciya ekonomicheskih funkciy gosudarstva v usloviyah strukturnyh izmeneniy ekonomiki. // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Innovacionnaya nauka». − №7. - 2015. − S. 114-115.

17. Konvenciya Organizacii Ob'edinennyh Naciy protiv korrupcii. Prinyata rezolyuciey 58/4 General'noy Assamblei ot 31 oktyabrya 2003 goda. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

18. Lyubashevskiy V.B. Ekonomicheskaya transformaciya: soderzhanie, faktory izmeneniya roli i funkcii gosudarstva v processe preobrazovaniya ekonomicheskoy sistemy // Vestnik NGU. Ceriya: Cocial'no-ekonomicheskie nauki. - 2005. - T. 5. − №1. − S. 59-70.

19. Marks, K. K kritike politicheskoy ekonomii // K. Marks, F. Engel's. Soch. - 2-e izd. -T. 13. − Moskva: Gospolitizdat, 1959.

20. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Petrov V.S., Horeva A.V. Trendy transformacii menedzhmenta v postkoronavirusnyy period razvitiya ekonomiki. // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 4. − S. 77-87.

21. Pavlenko Yu.G. Instituty gosudarstva i obschestva v formirovanii novoy ekonomiki. // Genezis noonomiki: NTP, diffuziya sobstvennosti, socializaciya obschestva, solidarizm. Tom 2 / Sbornik plenarnyh dokladov Ob'edinennogo mezhdunarodnogo kongressa SPEK-PNO-2020 / Pod obsch. red. S.D. Bodrunova. − Moskva: INIR, 2021. − 608 s., s.72-80.

22. Petrov V.S., Tebekin A.V. Vozmozhnosti cifrovoy transformacii dlya povysheniya effektivnosti upravleniya denezhnymi raschetami v Rossii. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2021. − T. 7. − № 2. − S. 48-53.

23. Pochemu sluzhby zanyatosti ploho pomogayut nayti rabotu. https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/09/02/838498-sluzhbi-zanyatosti

24. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) (vmeste s "Koncepciey dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda") http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

25. Reyting krupneyshih kompaniy Rossii 2020. https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-krupnejshix-kompanij-rossii.html

26. Rossiya uzhe v etom godu stanet pyatoy ekonomikoy mira, poetomu eta zadacha ne voshla v celi do 2030 goda - Oreshkin. https://ru.investing.com/news/economy/article-1995586

27. Rosstat soobschil o rekordnom sokraschenii pensionerov v Rossii: minus 5 tysyach starikov v den'. https://argumenti.ru/society/2021/08/735064

28. Sabirova L.L. Realizaciya idey verhovenstva zakona v sovremennoy Rossii. // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. − 2016. − №1. − S. 163-165.

29. Seryakov G.N., Tebekin A.V. Ocenka haraktera differenciacii i preemstvennosti etapov i faz tehnologicheskih ukladov. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2018. − № 3. − S. 8-17.

30. Seryakov G.N., Tebekin A.V. Teoretiko-metodicheskie osnovy issledovaniya tehnologicheskih ukladov ekonomiki. Moskva, 2017.

31. Tebekin A.V. Institucional'nye faktory rasprostraneniya seroy tenevoy ekonomiki v Rossii. // Teoreticheskaya ekonomika. − 2021. − № 4 (76). − S. 49-65.

32. Tebekin A.V. Problemy razvitiya znanieemkogo proizvodstva v Rossii i potencial'nye puti ih resheniya. V sbornike: Proizvodstvo, nauka i obrazovanie v epohu transformaciy: Rossiya v [de]globaliziruyuschemsya mire (PNO-VI). Sbornik materialov VI Mezhdunarodnogo kongressa. Pod obschey redakciey S.D. Bodrunova. − 2020. − S. 273-281.

33. Tebekin A.V. Prognoz razvitiya rossiyskoy ekonomiki na period do 2030-go goda. // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 6. − S. 45-50.

34. Tebekin A.V. Teoriya firm: evolyuciya i sovremennye problemy razvitiya. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2020. − № 4 (52). − S. 218-244.

35. Tebekin A.V. Uroki kosyginskih reform: nauchnye podhody k upravleniyu innovacionnym razvitiem ekonomiki. // Innovacii. − 2017. − № 3 (221). − S. 11-17.

36. Tenevaya ekonomika v Rossii. http://fincan.ru/articles/94_tenevaja-ekonomika-v-rossii/

37. Ukaz Prezidenta Rossii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 “O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda”. http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

38. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07.05.2018 № 204 "O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038

39. Federal'nyy Zakon «O vnesenii izmeneniy v Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii v celyah obespecheniya kompleksnogo razvitiya territoriy» ot 30.12.2020 №494-FZ. Consultant.ru

40. Federal'nyy zakon ot 03.10.2018 № 350-FZ "O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii po voprosam naznacheniya i vyplaty pensiy". pravo.gov.ru

41. Federal'nyy zakon ot 8 marta 2006 g. N 40-FZ O ratifikacii Konvencii Organizacii Ob'edinennyh Naciy protiv korrupcii. https://rg.ru/2006/03/21/konvencia-korrupcia-dok.html

42. Fond nacional'nogo blagosostoyaniya. Statistika. https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/

43. Chislo zaregistrirovannyh samozanyatyh v Rossii prevysilo 2,7 milliona. https://ria.ru/20210818/samozanyatye-1746195937.html

Login or Create
* Forgot password?