The article dwells upon a strategy of professional training of students – Orientalists in European languages, defines specifics of teaching a European language to students-orientalists, as well as works out new approaches meeting new requirements, new methodological aims and objectives. A new educational complex, aiming at developing communication in all language spheres, serves as an example of applying new strategies.
professional training in European languages, communicative methodology, language and cultural competences in training studentsorientalists.
Новый образовательный стандарт для высшей школы предполагает развитие профессионально ориентированных компетенций и их применение в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность востоковедов связана с решением широкого круга задач в самых разных сферах деятельности – работа в МИДе, международных организациях, государственных корпорациях, торговых представительствах, бизнесе и транснациональных корпорациях. Профессиональная подготовка – это приобретение компетенций (языковых и неязыковых), необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности. Основой является коммуникация как письменная, так и устная во всех сферах деятельности. Поэтому знание западного языка наряду с восточным, владение приемами ведения дискуссий, переговоров, знание основных риторических приемов и менталитета партнеров является принципиально значимым при подготовке востоковедов.
Сфера применения западного языка у будущих востоковедов не определена заранее: это и экономика, и политика, и право, и научные исследования, и реклама, и журналистика. Обучить языку во всевозможных сферах его применения невозможно.
Поэтому определение приоритетов и акцент на коммуникативную направленность курса, формирование коммуникативных навыков, а не только изучение языковых структур, являются принципиальными при определении задач и содержания курса.
Основными особенностями курса западного языка для востоковедов является относительно небольшое количество часов (6 ч в неделю в течение 8 семестров, всего около 750 ч). Другой особенностью является то, что это второй иностранный язык для востоковедов. Поэтому, с одной стороны, есть опыт изучения иностранного языка, достаточно развита память, но, с другой стороны, у студентов мало времени для домашних заданий, поэтому основная нагрузка ложится на аудиторные занятия. Студенты-востоковеды в достаточной степени мотивированы. Эти особенности позволяют поставить и решить достаточно сложную задачу – практически полного овладения западным языком в профессионально значимых ситуациях.
1. Vorontsova M.V. Communicative Method as a Basis for Effective Teaching of Foreign Languages. Moscow, Progress-Tradition Publ., 2006. (in Russian)
2. Vorontsova M.V., Basova S.V., Klyukina E.V., Sagoyan K.P. The English Language Syllabus for the Students of the College of African and Asian Studies, Lomonosov Moscow State University. Moscow, Maska Publ., 2012. (in Russian)
3. Klyukina E.V., Frolova M.P. Discuss and Debate. Some Aspects of the British Political System Discussed and Debated. Мoscow, VART Publ., 2012.
4. Klyukina E.V., Frolova M.P. Discuss and Debate. Some Social and Political Issues Discussed and Debated. Мoscow, VART Publ., 2013.
5. Klyukina E.V., Frolova M.P. Discuss and Debate. Some Aspects of Law Discussed and Debated. Мoscow, VART, 2013.