YOUTH INTERNET MEDIA AS A TOOL OF INFORMATION ON THE PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the experience of developing a social project "Youth Internet media as a tool for informing about the problems of employment of graduates" for graduates of higher and secondary educational institutions of Kaluga by students of the Institute of Social Relations of Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky. The main goal of the project is to increase the level of awareness of young people about employment in the specialty through Internet resources. The project contributes to the awareness of graduates of higher and secondary educational institutions for employment in their field, meeting new and relevant vacancies in the labour market, increase of motivation of graduates for employment and finding them jobs, as well as psychological support of young people.

Keywords:
employment, career, youth, Internet-media
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время выпускники учебных заведений сталкиваются с проблемами трудоустройства, с безработицей или уходом из профессии в другую сферу деятельности, туда, где удалось найти подходящую работу. Низкая заинтересованность в молодых специалистах со стороны работодателей обусловлена тем, что этой категории работников присущи такие черты, как отсутствие стажа, неустойчивость интересов, отсутствие опыта работы и низкий профессиональный статус в глазах работодателя. Однако, не сформировавшись как полноценный субъект трудовой деятельности, молодежь сохраняет высокую восприимчивость к новым знаниям, современным технологиям и созданию креативных проектов развития и модернизации сферы, в которой задействована.

В условиях формирования рыночных взаимоотношений в России все более важное место занимает карьера, которая позволяет на уровне организации более полно раскрывать и использовать профессиональный потенциал работников, а специалисту дает возможность удовлетворить профессиональные и социальные потребности. В настоящее время в социально-экономической деятельности индивида на первый план выходит его конкурентоспособность на рынке труда, продвижение по ступеням профессиональной, должностной, статусной иерархии. Основным фактором успешности жизни становится достижение индивидом высокого положения в обществе и профессиональное карьерное становление. Карьера в настоящее время является показателем профессионального успеха и стабильного социального статуса в современном обществе. Карьера рассматривается как процесс самореализации человека в профессиональной деятельности, процесс развития его знаний, навыков и личностных качеств, приводящих к переходу к новому социальному и профессиональному статусу [4].

По мнению О.Л. Панченко, объективные потребности рынка труда имеют как количественную, так и качественную сторону. В количественном отношении это заказ общества на определенные виды профессиональной деятельности, имеющие принципиальное значение для развития общественной системы. В качественном отношении это соответственно заказ общества на производство качественных интеллектуально-профессиональных ресурсов, способных создать и развить конкурентоспособную экономику государства [2].

Студентами 2-го курса Института социальных отношений Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского разработан социальный проект «Молодёжные интернет-медиа как инструмент информирования по проблемам трудоустройства выпускников», основной целью которого является повышение уровня осведомлённости молодых людей о трудоустройстве по специальности через интернет-ресурсы в Калужской области.

Проект направлен на реализацию следующих задач:

1.       Изучить причины возникновения проблем в области трудоустройства молодых людей.

2.       Выявить уровень знаний выпускников об устройстве рынка труда.

3.       Изучить мотивы, побуждающие выпускников работать не по своей специальности.

4.       Использование ресурсов интернет-медиа для организации просветительской работы среди молодых людей о трудоустройстве по специальности (разработка гайда по эффективному поиску рабочего места в соответствии со своими предпочтениями для выпускников высших и средних учебных заведений; создание сайта на просторах интернета для выпускников высших и средних учебных заведений).

Проект направлен на формирование у студентов мотивации преодоления трудностей на пути к достижению цели, информирование выпускников о требованиях, которые предъявляются при устройстве на рынке труда, формирование активной жизненной позиции, помощь в поиске работы, повышение мотивации к поиску рабочих мест по специальности, а также информирование о рынке труда.

В рамках проекта в конце 2020 г. был проведен социологический опрос, направленный на выявление проблем выпускников в области трудоустройства и актуализацию проведения мероприятий, нацеленных на помощь в их разрешении.

Опрос был проведен с помощью Google Форм. Опросник по проблемам трудоустройства выпускников             вузов размещен по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/135s--aQFJZHBIDLK-kfwrqxc2vbFStb9-N-XYA-WSxI/edit.

В опросе приняли участие 25 студентов КГУ им. К.Э. Циолковского, обучающихся на разных направлениях подготовки.

В ходе опроса мы выяснили, что наибольшее влияние на формирование  трудовой мотивации оказывает СМИ и интернет. Одной из причин такой ситуации можно назвать своего рода «узконаправленность» средств массовой информации. Все-таки, в основном, они привлекают внимание к довольно небольшому набору профессий. Довольно редко можно встретить сюжет или хотя бы просто анализ таких нужных профессий, как столяр, слесарь, строитель любой специальности и т.п. Наряду с этим, наиболее яркие и броские (модель, артист, спортсмен) встречаются постоянно.

Следует обратить внимание на то, что у молодежи значительную роль в формировании трудовой мотивации играет семья. Это может быть обусловлено тем, что в семье вырабатываются основные социальные установки, имеющие решающее влияние на выбор профессии. Родители хотят видеть своего ребенка на престижном месте работы, поэтому не всегда поощряют его желание пойти зарабатывать деньги туда, где ему хочется, что соответствует его личным интересам и предпочтениям.

Проблеме трудового воспитания детей в семье, частью которого является выбор будущей профессии (самопрогнозирование в профессии, профессиональный выбор), большое внимание уделял выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Ученый подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье: «Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому подготовлен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни» [1].

Выбирая профессию, человек учитывает множество факторов. Помимо привычных критериев: «хорошо оплачиваемая», «востребованная на рынке труда» и «престижная», немалую роль играет и тот факт, насколько выбранная профессия соответствует его личностным качествам.

По мнению респондентов, наиболее важными качествами для достижения профессионального успеха являются: трудолюбие (73%), уверенность (42%) и коммуникабельность (38%).

Раскрывая данные качества, стоит сказать, что устное и письменное общение важны везде: встречаетесь ли вы с клиентами лично или нет. Высокий уровень коммуникативных навыков − ключ к личному и карьерному успеху. Они помогут чётко выразить свои идеи, а также максимально наладить контакт с коллегами и руководителями. Уверенность в себе позволяет положительно и реалистично оценивать себя и свое поведение.

Наиболее важными предпочтениями в работе, по мнению опрошенных, являются возможность карьерного роста, интерес, неоднообразность. Работа должна иметь возможность обучения и развития, работа должна быть творческой и должна приносить какую-либо пользу обществу.

Респонденты не отдают явное предпочтение одной характеристике. Они считают, что окончательное решение о трудоустройстве зависит от ряда факторов, которые отражают разные стороны деятельности организаций. Все предпочтения при выборе места работы, отраженные молодыми специалистами в ходе исследования, довольно весомы, и для разных респондентов имеют свое значение разные критерии.

Из участников опроса 40% респондентов работают в настоящее время. Это свидетельствует о том, что немалое количество студентов после получения диплома начинает трудовой путь не «с чистого листа», а имея за плечами определенный опыт, который зачастую частично связан с профессией.

Должность, по которой работают молодые люди, не связана с руководящей деятельностью, в основном это работники разных сфер промышленности. С помощью работы студенты стараются финансово не зависеть от родителей.

Среди того, что мешает построить свою карьеру у студентов на первом месте – отсутствие опыта работы, далее – завышенные требования работодателей, отсутствие вакансий на рынке труда по имеющейся профессии.

Всё это, так или иначе, сказывается на дальнейшей самореализации молодого человека как высококлассного специалиста в своей области профессиональной деятельности.

Наличие портфолио, грамот, положительной характеристики с места учебы не способствует трудоустройству, по мнению опрошенных.

В целом, ситуация в области трудоустройства молодежи в России, как высказались опрашиваемые, стоит очень остро.

Сложность трудоустройства молодых специалистов, по мнению респондентов,  обусловлена тем, что у молодежи зачастую нет стажа работы, имеется неустойчивость интересов, низкий профессиональный статус в глазах работодателя.

Выводы:

  1. Молодежь, являясь частью производительной силы общества, в трудоспособном возрасте, благодаря своим нерастраченным и все возрастающим психофизиологическим и интеллектуальным качествам, способна активно и плодотворно участвовать в общественно-полезной деятельности, производя материальные и духовные блага и услуги. Молодые специалисты вносят свой вклад в формирование субстанции экономического пространства региона, совокупности отношений и взаимодействий между социальными группами населения.
  2. Рассматриваемая тема является актуальной, поскольку проблемы трудоустройства молодёжи и необходимость совершенствования соответствующих мер в этой области обусловлены развертыванием в современном российском обществе социального противоречия, на одном полюсе которого − стремление молодых людей занять свою нишу на рынке труда, а на другом − отсутствие объективных условий для реализации этого стремления. Одним из элементов, способных внести свой вклад в  решение этого противоречия, может стать создание сайта, выступающего средством координации и регулирования процесса трудоустройства молодежи, преодоления молодежной безработицы.
  3. Реализация проекта «Молодёжные интернет-медиа как инструмент информирования по проблемам трудоустройства выпускников» поможет молодым людям выявить свои интересы и предпочтения, сформирует у студентов мотивацию преодоления трудностей на пути к достижению цели. С помощью этого проекта выпускники будут проинформированы о требованиях, которые предъявляются при трудоустройстве, а также получат реальную помощь в поиске работы по специальности в регионе.
References

1. Makarenko A.S. Kniga dlya roditeley [Elektronnyy resurs]. «ITRK». 2014 URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/05/11602435.a4.pdf (data obrascheniya: 26.01.2021).

2. Panchenko O.L. Professional'noe trudoustroystvo molodyh specialistov s vysshim obrazovaniem v sovremennom obschestve kak social'naya problema: na materialah Respubliki Tatarstan. [Elektronnyy resurs]: avtoreferat k.sociol.n. Kazan', 2005 URL: https://www.dissercat.com/content/professionalnoe-trudoustroistvo-molodykh-spetsialistov-s-vysshim-obrazovaniem-v-sovremennom-(data obrascheniya: 26.01.2021).

3. Slepcova E.V., Ishhanyan A.G. Sovremennye problemy trudoustroystva molodezhi: regional'nyy i professional'nye aspekty [Elektronnyy resurs] // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. − 2019. − №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-trudoustroystva-molodezhi-regionalnyy-i-professionalnye-aspekty (data obrascheniya: 20.12.2020).

4. Turarova O.S. Problema trudoustroystva molodyh specialistov [Elektronnyy resurs] // Molodoy uchenyy. − 2016. − № 6 (110). − S. 567-570. URL: https://moluch.ru/archive/110/26668/ (data obrascheniya: 18.12.2020).

Login or Create
* Forgot password?