Abstract and keywords
Abstract (English):
The article contains a consideration of the concept of "leisure", the pedagogical experience of leisure activities of student youth (in particular, A.S. Makarenko, V.A. Sukhomlinsky), on the analysis of literature. As recommendations for social teachers, organizers of work with youth, the features of the organization of leisure are highlighted.

Keywords:
leisure pedagogy, institution of secondary vocational education, Rosmolodezh, leisure
Text
Publication text (PDF): Read Download

Особой общественной прослойкой учащихся подростков и молодёжи в России в Калужском регионе являются студенты средних специальных учебных заведений.  «В России в системе среднего профессионального образования работает около 3,5 тысяч колледжей и техникумов, в них обучаются 2,8 миллиона студентов. При этом интерес выпускников девятых классов к среднему профессиональному образованию повышается» [11].

В Калужском регионе функционирует 28 образовательных организаций системы средне-профессионального образования [16].

В документах государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 г. молодёжь определяется как отдельная «социально-демографическая группа, соответствующая определенным возрастным особенностям, социальному положению и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях … до 35 лет и более …». В 2014 г. насчитывалось «33,22 миллиона граждан в возрасте от 14 до 30 лет» [14]. В Калужском регионе данная группа насчитывает 241,9 тыс. чел. (21,3% от общей численности населения) [2].

Возможную организацию досуговой деятельности молодежи рассматривают и анализируют Г.А. Аванесова, Р.И. Азарова, А.Д. Жарков, И.В. Иванова, И.Ю. Исаева, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, Л.В. Серебрянная, В.А. Сухомлинский, И.И. Шульга и др.  Они отмечают, что отдых обучающейся молодежи зависит не только от интереса, но и от возрастных особенностей, выделяя студентов младшего звена, среднего и старшекурсников. Особая роль в этом вопросе отводится традициям, которые, благодаря студентам, обучающимся на старших курсах, сохраняются в истории образовательной организации.

Важная роль в организации досуговой деятельности отведена системе дополнительного образования [19], организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях социального взаимодействия между образовательными организациями разных видов и типов, вовлечение обучающихся в различные творческие объединения, общественные движения, о чем пишут в своих научных и методических работах Г.Д. Алехина, И.В. Иванова, Н.Г. Иванов, В.А. Макарова, С.Н. Шепелева [3−10]. По окончанию школы досуг подростков занимает важное место в их социальной жизни. Отдых формирует жизненные правила, поведение, моральные ценности. На первое место выходят индивидуальные особенности личности, которая сталкивается с первыми проблемами, которые усугубляются тем, что многие студенты живут самостоятельно, отличной жизнью от привычной среды обитания. Им приходится не только самостоятельно реализовывать свои потребности, но и финансировать их. Студенческий отрезок жизни с его проблемами и перспективами подробно рассматривают Е.И. Исаев, А.В. Мудрик, Е.Е. Сапогова, В.И. Слободчиков и др. В исследованиях этих авторов центральной линией представлены интегрированные действия со стороны образовательных организаций и общественных институтов, таких как семья, дополнительное образование, спорт.

Досуг, как явление социологическое, является категорией таких наук, как социальная психология, социальная педагогика, социология, философия, культурология. В последнее время быстро развивается «досуговая педагогика», которая изучает проблемы организованного отдыха современной молодёжи и подростков.

В теории можно увидеть несколько определений понятия «досуг».

Так, в «Советском энциклопедическом словаре» понятие «досуг» представлено как «часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учёбу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, посещение кино и т.д.); спорт и т.п. …» [15, с. 1191].

В «Педагогическом словаре» эта категория представляется как «разнообразная деятельность»: «Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам – отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество» [13, с. 77].

Наука педагогика характеризует досуг, как отдых, как возможность человека выбирать те виды различной деятельности, которые совершенствуют интересы, любопытство, индивидуальные увлечения каждого человека (хобби).

Общественное положение в России на сегодняшний момент отмечается отрицательными процессами и тенденциями, существующими в духовно-культурной жизни – смещены нравственные ориентиры, происходит отчуждение от классического искусства, от организации и проведения правильного личного досуга. И, в основном, это происходит в пространстве молодёжи, старшеклассников, студентов. Необходимо помнить, что  досуговая деятельность  является воспитывающим элементом в просвещении молодежи от 15 до 20 лет, когда они осознанно демонстрируют способность к творческой деятельности, самостоятельность от старших, меняя форму учебной деятельности – происходит  сближение с профессией, привыкание, построение новых  взаимодействий в новом коллективе, самовыражение, поиск личной позиции, анализ своего «Я». Потому, студентами первого курса, проходившими адаптацию в образовательной организации, выделена проблема по организации самостоятельной учебной деятельности и проведении своего свободного времени. Используя свое свободное время, молодёжь показывает своеобразное отражение собственной внутренней культуры, круга духовных интересов и моральных эталонов.

Через организацию досуговой деятельности специалисты могут способствовать положительному раскрытию молодежных интересов, выявлению творческих способностей. Если организация культурного досуга отсутствует, то усиливается отрицательное влияние на студента, улицы, СМИ, сомнительных компаний, всевозможных увеселительных заведений. Ещё А. Шопенгауэр определял: «Досуг является, так сказать, венцом человеческого существования…. Что стоит человек, то стоит для него его досуг…» [18, с. 17].

В связи с этим по-прежнему актуален опыт деятельности великих педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

А.С. Макаренко важную роль отводил именно организации свободного времени. В его системе воспитания воспитанники ежедневно занимались зарядкой и гимнастикой, играли в футбол, волейбол, теннис, крокет на специально оборудованных площадках. Спорт преобладал в стенах образовательной организации после официальных занятий. 

Воспитанники ходили в летний и зимний походы, путешествовали по разным городам.

После уроков в интернате работали разнообразные кружки по предпочтениям учеников – художественной самодеятельности, музыкальные, изобразительные, технические, проводились конференции, диспуты, сократовские беседы. Все это формировало досуговый интерес ребят, который направлялся на развитие каждой личности.

В.А. Сухомлинский также был сторонником организованного отдыха, выделяя такие варианты проведения досуга, как лагерь, туристические походы, чтение книг, выступления с сообщениями перед друзьями, занятия в театре, художественном или научном кружке [17, с. 158–160].

У учащихся и студентов обязательно должен быть выбор того, как провести свое свободное время и где – посетить организацию дополнительного образования, найти кружок в центре свободного времени или после учёбы остаться в колледже и заняться интересным делом. По словам В.В. Путина: «Главное, у ребёнка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование на базе школы, или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно, и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты» [13].

Также важно, чтобы досуг отвечал удовлетворению образовательных запросов молодежи [20].

Учебная организация среднего профессионального образования способна обеспечить и качественные и количественные показатели увлекательных и познавательных сфер по интересам молодёжного отдыха, который повышает эрудицию студента. Отдых может способствовать реализации идеологической миссии, приобщающих студентов к общественным моральным эталонам и ценностям, к культурному наследию через индивидуальное развитие, его духовного отсчета, через толерантное общение со сверстниками, через воспитание обязательности за те духовные, культурные наследия, которые были сохранены и приумножены старшими поколениями на благо России. Эта проблема может быть решена через взаимодействие поколений, через взаимный контакт образовательного учреждения и семьи, через поощрение учащейся молодёжи в успешной учёбе, в поисковых и познавательных проектах, в личной активности, через совершенствование культуры поведения в стенах образовательного учреждения, через контакт с родителями и организаторами работы с молодёжью во время досуга, которые предлагают разнообразные виды отдыха:

− волонтёрство: создание отрядов из активных студентов-лидеров;

− творчество: организация концертов; проведение мастер-классов по игре на музыкальных инструментах, по вокалу для желающих участников;

− инновация: развитие проектной деятельности; создание групп в социальных сетях; проектов, где можно информировать участников о новых мероприятиях; фотоотчётах о прошедших мероприятиях. Все это привлекает молодёжь к решению проблемы организации досуговой деятельности;

− самоуправление: учет мнения студентов при планировании учебной деятельности и часов общения;

− здоровый образ жизни: участие студентов в ежедневной зарядке, организация занятий в спортивном клубе;

− патриотическое воспитание: посещение музеев, выставок, концертов, встречи с ветеранами и участниками войн;

− толерантность, профилактика агрессии и развитие межнациональных отношений: продолжение светского знакомства с религиозной культурой и проведение экскурсий в храмах города; проведение психологических тренингов;

− грантовая поддержка: привлечение талантливых студентов к участию в профессиональных студенческих конкурсах, к написанию проектных работ, их защите.

Используя это в практике, следует учитывать некоторые особенности:

− психологические особенности студенческого отрезка жизни;

− первостепенное использование инноваций (более привлекательных для молодёжи технологий организации досуговой деятельности);

− специфику учебного процесса в колледже – средне-специальное учебное заведение ориентировано больше на обучение профессии (специальности), чем на воспитательно-этический процесс как таковой. Обучение на первом курсе предполагает изучение образовательного объёма 10-11 классов общеобразовательной школы. При этом происходит усвоение новых видов деятельности, таких как сессия, большая загруженность домашним заданием, новые виды общения, в результате чего режим дня становится другим, более напряжённым. Студенту необходимо усвоить новые виды деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой. Некоторые студенты живут в общежитии, хотят познакомиться с достопримечательностями города, историей региона;

− необходимость создания личностно-развивающей индивидуальной, творческой среды;

− семьи, которая обеспокоена проблемой отдыха своих детей – в познавательных и рекомендательных целях;

− участников проектной деятельности, направленной на решение задач по организованному отдыху по их выбору, обусловленному их заинтересованностью данной темой и желанием получить новые знания о досуге.

Таким образом, можно сделать вывод: проект о молодежном отдыхе может быть использован в деятельности организаторов работы с молодёжью в средних специальных учебных заведениях при организации досуга студентов, фрагменты проекта можно использовать в образовательных организациях для молодёжи.

References

1. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskiy enciklopedicheskiy slovar'. − Moskva: Bol'shaya ros. encikl., 2002. − 527 s.

2. V Kaluzhskoy oblasti dolya molodezhi edva prevyshaet 21% [Elektronnyy resurs] // Kaluzhskaya sluzhba novostey / http://kalugastat.old.gks.ru. (data obrascheniya: 11.01.2021)

3. Ivanova I.V. Avtorskie programmy vneurochnoy deyatel'nosti kak osnova setevogo vzaimodeystviya mezhdu osnovnym i dopolnitel'nym obrazovaniem v osvoenii FGOS NOO// Vospitanie shkol'nikov. − 2015. − №7. − S. 20−28.

4. Ivanova I.V. Vneurochnaya deyatel'nost' kak sfera social'no-pedagogicheskogo partnerstva v sisteme vzaimodeystviya obschego i dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyah vvedeniya FGOS // Standarty i monitoring v obrazovanii. − 2017. - T.5. - №2. - S. 28-34.

5. Ivanova I.V. Tvorcheskoe samorazvitie lichnosti v detskih ob'edineniyah: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov napravleniya podgotovki 39.03.03 (040700.62) Organizaciya raboty s molodezh'yu. - Kaluga: KGU im. K.E. Ciolkovskogo, 2015. - 176 c.

6. Ivanova I.V., Ivanov N.G. Organizaciya tehnicheskogo tvorchestva podrostkov v usloviyah setevogo obrazovatel'nogo vzaimodeystviya: uchebno-metodicheskoe posobie s prilozheniem na elektronnom nositele. - Kaluga: KGU im. K.E. Ciolkovskogo, 2017. - 230 s.

7. Ivanova I.V., Ivanov N.G., Vlasov Yu.A. Rol' razvitiya tehnicheskogo tvorchestva v reshenii problemy dosugovoy zanyatosti i profilaktiki deviantnogo povedeniya sovremennyh podrostkov // Nauchnye trudy Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.E. Ciolkovskogo. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014. - Kaluga: Izd-vo KGU imeni K.E. Ciolkovskogo, 2014. - 599 s. - S. 546-550.

8. Ivanova I.V., Makarova V.A. Detskie ob'edineniya i dvizheniya kak prostranstvo socializacii i tvorcheskogo samorazvitiya podrastayuschego pokoleniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2016. − №1 (166). - S. 33-37.

9. Ivanova I.V., Shepeleva S.N. Vozmozhnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya v samorazvitii uchaschihsya // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2015. − №3. - S. 11-16.

10. Ivanov N.G., Ivanova I.V., Alehina G.D. Organizaciya tehnicheskogo tvorchestva starsheklassnikov v usloviyah setevogo obrazovatel'nogo vzaimodeystviya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2016. − №12 (177). - S. 20-23.

11. Matvienko V.I. Den' znaniy i umeniy // Rossiyskaya gazeta. 2015. 31 avg. 2015.

12. Rosmolodezh'. Napravleniya deyatel'nosti [Elektronnyy resurs]: https://myrosmol.ru (data obrascheniya: 11.01.2021)

13. Poslanie Putina V.V. Federal'nomu Sobraniyu RF ot 4 dekabrya 2014 g. [Elektronnyy resurs] // Garant.ru - informacionno-pravovoy portal / http://www.kremlin.ru/acts/bank/39443(data obrascheniya: 12.01.2021)

14. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 N 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda». [Elektronnyy resurs] // Konsul'tantPlyus / URL: http://docs.cntd.ru/document/420237592 (data obrascheniya: 12.01.2021)

15. Sovetskiy enciklopedicheskiy slovar' / pod red. A. M. Prohorova. − Moskva: Sovetskaya enciklopediya, 1981. − 1599 s.

16. SPO Kaluzhskoy oblasti [Elektronnyy resurs] // 11-klassniki. − Moskva, 2021. https://college.edunetwork.ru/40/ (data obrascheniya: 12.01.2021)

17. Suhomlinskiy V.A. Pavlyshskaya srednyaya shkola. Obobschenie opyta uchebno-vospitatel'noy raboty v sel'skoy sredney shkole // Suhomlinskiy V.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya v 3 t. T. 2. / sost. O.S. Bogdanova, V.Z. Smal'. − Moskva: Pedagogika, 1980. − 384 s.

18. Shopengauer A. Aforizmy dlya usvoeniya zhiteyskoy mudrosti. − Moskva: Astrel', 2012. − 240 s.

19. Ivanova I.V. Non-formal Education Investing in Human Capital // Russian Education & Society. 2016. - Issue 11. Vol.58. Pp.718-731.

20. Kacpshak Leh. Rol' social'nogo okruzheniya shkol'noy molodezhi v formirovanii ee zhiznennyh zaprosov // NAUKA.UPRAVLENIE.OBRAZOVANIE.RF. 2021 / 1. − S. 65-71.

Login or Create
* Forgot password?