METHODOLOGICAL SUPPORT OF GEOMETRIC EDUCATION OF ARCHITECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
We consider a set of textbooks on descriptive geometry intended for the training of architects in the bachelor's and master's degree systems, starting with applicants. The article shows a significant difference between the proposed course, based on a systematic approach, and traditional training.

Keywords:
geometry, pedagogy, higher education, descriptive geometry, architecture
Text
Publication text (PDF): Read Download

Под архитектурой понимается создание искусственной среды, в которой протекает жизнь человека и общества в целом. Архитектура должна положительно влиять на человека с эстетической точки зрения, оказывать глубокое эмоциональное воздействие. Эстетика, а в данном случае – красота архитектурного замысла, обязана положительно влиять на зрительное восприятие. Красота – это в данном случае соотношение различных геометрических форм. Мы не будем вдаваться в объемно-планировочные сложности, так как это – область профессионалов архитектурного направления деятельности человека [35], остановимся на внешнем виде и на интерьере, отметив, что данная область является прерогативой геометров. Геометрия для архитекторов имеет первостепенное значение. Недаром про архитектуру один из великих сказал, что это – музыка в камне. Именно поэтому в образовании архитектора геометрия имеет не последнее значение.

Геометрическое образование архитектора начинается со вступительного экзамена, на котором абитуриенты обязаны выполнить работы по стыковке прямых линий и окружностей, а также показать знания по проекционному черчению. Для подготовки к экзамену была выпущена книга [33], в которой даются все необходимые разъяснения по указанным задачам, приводятся задания для подготовки к выполнению творческого испытания, а также даются рекомендации для будущих студентов по знаниям школьной геометрии, которые будут востребованы в стенах института.

На первом курсе студенты начинают геометрическое образование с начертательной геометрии.

Проанализируем учебники по начертательной геометрии [1−15; 34], которые были выпущены ранее. Структура их такова. Сначала идет метод, которым пользуется, в основном, начертательная геометрия – метод проекций. Затем рассматривается задание на чертеже точки, прямой и плоскости с определением расстояния между точками, между точкой и плоскостью, с проецированием прямого угла (т.е. метрические задачи), а также различные варианты пересечения прямой и плоскости (а это уже позиционные задачи). А еще, что самое интересное в данных книгах, сразу даются преобразования. Было бы нормально, если бы на этом курс начертательной геометрии заканчивался, но нет, далее идут поверхности, и все повторяется: пересечение поверхности прямой, пересечение ее плоскостью, пересечение конусов, пересечение цилиндров и т.п.

Впечатление такое, будто любая геометрическая задача решается совершенно отлично от всех других. И для каждой новой задачи на пересечение нужно разрабатывать свой, отличный от других задач, способ решения, придумывать для каждой задачи новый алгоритм.

Таким образом, в одном разделе встречаются и задания геометрических фигур на чертеже, и позиционные, и самые сложные по восприятию – метрические задачи. Тут же вкрапления преобразований. Это, когда в учебниках рассматриваются точка, прямая и плоскость. Затем все повторяется: задание поверхностей и снова – позиционные и метрические задачи.

Такая эклектика запутывает читателя, создает сумбур в головах, заставляет считать начертательную геометрию просто свалкой отдельных, друг от друга совершенно независящих геометрических задач. Недаром в среде студентов начертательная геометрия издревле считается самой сложной для студентов-первокурсников учебной дисциплиной. Тем более, что со времен первого ученого, связавшего свою судьбу с начертательной геометрией, А.Я. Севастьянова (с начала XIX в.) структура учебников по начертательной геометрии не претерпела изменений совершенно: все авторы так и продолжают повторять ее, не заботясь о студентах и их восприятии, о цельности и логической неразрывности в предлагаемых разделах курса.

Получается, что, не успев полностью осветить законы задания всех геометрических фигур на чертеже, авторы кидались на все новые возможности, открываемые начертательной геометрией, запутывая студентов окончательно, может быть, и непреднамеренно.

Предлагаемый для геометрического обучения архитекторов кластер книг лишен этих фундаментальных недостатков. Нельзя сказать, что книги вообще лишены любых недостатков: автор сам периодически отлавливает то один, то другой, но все они не являются фатальными, запутывающими логику повествования. Тем более, что ни один из действующих преподавателей начертательной геометрии так и не предъявил никаких претензий по поводу того или иного упущения, а прошло уже довольно много лет с 2013 г. первого выпуска книг.

В книгах [25; 29] структура повествования имеет системный подход, в отличие от традиционного.

Вначале речь идет об общеизвестном методе – методе проецирования, без которого начертательную геометрию невозможно изучать.

Во вторую очередь книги содержат правила изображения геометрических фигур, начиная с самых простых и кончая сложными. Понятно, что сами поверхности не могут быть изображены непосредственно на чертеже, а исключительно опосредованно: только с помощью контурных линий, в которые входят линии обреза поверхностей, линии очерка, линии пересечения, линии самопересечения.

Только после изучения изображений линий и поверхностей идут различные геометрические задачи, а именно: позиционные и метрические.

Еще в прошлом веке академик Н.Ф. Четверухин, рассматривая различные изображения, писал, что эти изображения могут быть позиционно полными и метрически определенными. Так вот, создатель начертательной геометрии Гаспар Монж [21] свою ветвь геометрии разрабатывал именно как метрически определенную. А перспективу включил как неотрывный от нее раздел.

В [25] позиционные задачи подразделяются на три вида:

1. Задачи на взаимный порядок.

2. Задачи на взаимную принадлежность.

3. Задачи на взаимное пересечение.

Задачи на взаимный порядок являются для студентов слишком сложными и их не рассматривают в учебном курсе, только дают основные понятия о том, что это такое.

Задачи на принадлежность являются основными задачами геометрии, поскольку они задействованы при формировании геометрических фигур и поэтому рассматриваются в разделе, повествующим о том, как эти фигуры изображаются. Поэтому данный блок задач рассматривается в разделе получения изображений.

Главным в процессе отображения геометрических фигур является критерий заданности геометрической фигуры на чертеже: она тогда считается заданной, когда о любой точке пространства можно сказать – принадлежит или не принадлежит точка геометрической фигуре. Это – главный закон создания изображения геометрической фигуры на двумерном носителе в позиционно полном чертеже. Метрически определенным изображение становится при внедрении в изображение метрики: декартовой системы координат.

Чтобы органично включить в базовый курс начертательной геометрии [25] различные частные случаи пересечений, все позиционные задачи подразделяются на три случая:

1. Обе геометрические фигуры проецирующие.

2. Одна геометрическая фигура проецирующая, вторая – не проецирующая.

3. Обе геометрические фигуры не проецирующие.

Для первых двух случаев даются соответствующие алгоритмы решения, третий случай, как самый сложный, рассматривается особо и имеет два алгоритма решения для двух главных позиционных задач:

1) пересечение линии с поверхностью;

2) пересечение двух поверхностей.

Задачи на пересечение составляют основную часть курса начертательной геометрии, поэтому называются главными позиционными задачами. А поскольку таких задач всего две, то для них составлены два алгоритма решения, общие для всех подобных задач, что и показано в книге [25].

Предложенная трактовка собирает все позиционные задачи в один раздел и позволяет формализовать, а, следовательно, алгоритмизировать процесс обучения, что, кстати, сокращает время на чтение лекций.

Только после изучения позиционных задач можно приступать к изучению самых сложных задач – метрических.

Все метрические задачи, в принципе, основываются всего на двух основных метрических задачах:

1. Построение прямого угла между прямой и плоскостью.

2. Определение расстояния между двумя точками.

Затем идет ряд примеров, поясняющих данное предположение.

В конце базового курса [25] идут преобразования, направленные на упрощение решения позиционных и метрических задач, а также несколько выпадающий из логики курса раздел разверток, представляющий собой частный случай кремоновых преобразований.

Основной курс для архитекторов, содержащийся в [29], имеет существенные для архитекторов разделы:

1. Аксонометрические проекции.

2. Перспективные проекции.

3. Сведения о числовых отметках.

4. Теория теней.

Первые три раздела имеют ту же структуру, что и «Базовый курс» [25]: введение в соответствующий раздел, получение изображений геометрических фигур (точки, линии, поверхностей), позиционные задачи, метрические задачи.

Отдельно от предыдущих разделов идет раздел «Теория теней» в ортогональных проекциях, в аксонометрических проекциях и в перспективе. Все построения теней являются исключительно позиционными задачами, основанными на пересечении прямой (луча света) с поверхностью. А поскольку архитектор постоянно применяет в своей практике тени, то данный раздел и предшествующие разделы, рассматривающие позиционные задачи, профессионально важны для изучения.

Раздел, рассматривающий проекции с числовыми отметками [32], имеет подраздел, касающийся формирования поверхностей откосов насыпей и выемок при помощи однопараметрического множества конусов вращения с вертикальной осью, что никогда не рассматривалось в традиционных курсах, но имеет определяющее значение при конструировании откосов земляных сооружений.

Для четвертого семестра обучения бакалавров или первого года обучения магистров предложена книга [28], в которой рассказывается о применении различных поверхностей (многогранных, линейчатых, винтовых, циклических, вращения и т.д.) в архитектуре; более глубоко представлены линии и поверхности, рассмотрена аналитическая геометрия с точки зрения начертательной, даются основы параметрической геометрии. Эти разделы вместе с начертательной геометрией служат основой для конструирования различных поверхностей, применяемых в архитектуре. Для подтверждения теоретических выкладок предлагается практическое приложение: по аксонометрическому изображению оболочки покрытия, составленной из отсеков поверхностей, требуется разработать чертежи.

Вышеприведенные книги являются теоретической базой архитектора в плане геометрического образования. Но ведь недаром классик говорил, что только практика является критерием для теории.

Поэтому для практических занятий в аудитории и для самостоятельной подготовки студентам предлагается сборник задач [31], в котором после каждой лекции нужно для подкрепления теоретического материала решить ряд практических геометрических задач. Сборник рассчитан на весь курс, включая базовую его часть и основную.

В институтах, где предусмотрены курсовые работы или проекты по начертательной геометрии, предлагается книга [27]. Здесь даются задания для курсовых работ для четырех семестров бакалавриата или для трех семестров бакалавриата и первого года обучения в магистратуре.

На английском языке начертательная геометрия выглядит так: «Descriptive geometry».

К сведению, термин «Discript» в иностранном названии начертательной геометрии означает в переводе «Описательная». То есть, мы имеем дело с описательной геометрией. Значит, к выполнению чертежей она имеет такое же отношение, как русский язык к книгам: он ведь позволяет не только писать прозу, но и стихотворения, поэмы, разговаривать, более того – язык является основой мировоззрения и выражением национального менталитета. Поэтому считать начертательную геометрию лишь как грамматику черчения, значит не видеть в ней ничего дальше курса студенческого учебника, что явно неправильно.

В заключение к сказанному следует добавить, что предложенная структура была разработана профессором Н.Н. Рыжовым в 60-е годы прошлого, XX в. и в нескольких вузах СССР прошла достойную апробацию. Мы же подхватили «знамя» более совершенного и логически оправданного с научной точки зрения структуры, определяющим фактором которой стал системный подход.

Поэтому выглядит странным нежелание увидеть в данной структуре курса более совершенный способ обучения на фоне некоторых обвинений в отсталости начертательной геометрии. Что мешает внедрить у себя более совершенный курс, а не цепляться за устаревший? Так нет же – продолжают говорить об отсталости, но о новом упоминать не желают.

Поскольку начертательная геометрия является базой для аналитической [23] и проективной [16] геометрий, основой для компьютерной графики [24] и, что особенно важно, для архитектора – теорией изображений [30; 34], ее изучение для технических [17; 19; 22] и творческих [18; 20; 26] специальностей никогда не изменит своего определяющего значения. Тем более, что великий геометр Н.А. Рынин считал, что: «Начертательная геометрия является звеном, соединяющим математические науки с техническими».

References

1. Bubennikov A.V., Gromov M.Ya. Nachertatel'naya geometriya. - Moskva: Vysshaya shkola, 1973. - 416 s.

2. Budasov B.V., Kaminskiy V.P. Stroitel'noe cherchenie. - Moskva: Stroy-izdat, 1990. - 464 s.

3. Vinnickiy I.G. Nachertatel'naya geometriya. - Moskva: Vysshaya shkola, 1975. - 280 s.

4. Voloshin-Chelpan E.K. Nachertatel'naya geometriya. Inzhenernaya grafika. - Moskva: Akademicheskiy proekt, 2009. - 183 s.

5. Glagolev N.A. Nachertatel'naya geometriya. - M.-L.: ONTI NKTP SSSR, Glavnaya redakciya obschetehnicheskoy literatury i nomografii, 1936. - 160 s.

6. Gordon V.O., Semencov-Ogievskiy M.A. Kurs nachertatel'noy geometrii. - Moskva: Nauka, 1977. - 268 s.

7. Dobryakov A.I. Kurs nachertatel'noy geometrii. - M.-L.: Gos. izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu i arhitekture, 1952. - 496 s.

8. Klimuhin A.G. Nachertatel'naya geometriya. - Moskva: Stroyizdat, 1978. - 334 s.

9. Kolotov S.M. Kurs nachertatel'noy geometrii / S.M. Kolotov, E.E. Dol'skiy, V.E. Mihaylenko i dr. - Kiev: Gos. izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu i arhitekture USSR, 1961. - 316 s.

10. Koroev Yu.I. Nachertatel'naya geometriya. - Moskva: KNORUS, 2011. - 432 s.

11. Krylov N.N. Nachertatel'naya geometriya / N.N. Krylov, P.I. Lobandievskiy, S.A. Men, V.L. Nikolaev, G.S. Ikonnikova. - Moskva: Vysshaya shkola, 1977. - 231 s.

12. Krylov N.N. Nachertatel'naya geometriya / N.N. Krylov, G.S. Ikonnikova, V.L. Nikolaev, N.M. Lavruhina. - Moskva: Vysshaya shkola, 1990. - 240 s.

13. Kuznecov N.S. Nachertatel'naya geometriya. - Moskva: Vysshaya shkola, 1981. - 262 s.

14. Loktev O.V. Kratkiy kurs nachertatel'noy geometrii. - Moskva: Vysshaya shkola, 1985. - 136 s.

15. Peklich V.A. Nachertatel'naya geometriya [Tekst] / V.A. Peklich. - Moskva: Izdatel'stvo Associacii stroitel'nyh vuzov, 2007. - 272 s.

16. Ryzhov N.N. Parametricheskaya geometriya [Tekst] / N.N. Ryzhov. - Moskva: MADI, 1988. - 56 s.

17. Sal'kov N.A. Geometricheskaya sostavlyayuschaya tehnicheskih innovaciy [Tekst] / N.A. Sal'kov // Geometriya i grafika. − 2018. − T. 6. − №. 2. − S. 85-94. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5b55a5163fa053.07622109.

18. Sal'kov N.A. Geometriya dlya hudozhnikov [Elektronnyy resurs] / N.A. Sal'kov, A.A. Golyshev, A.M. Garas'ko // Zhurnal estestvennonauchnyh issledovaniy. OOO «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M». − 2018. − T. 3. − № 4. − S. 2-9. − URL https://naukaru.ru/ru/nauka/article/24841/view

19. Sal'kov N.A. Geometricheskoe modelirovanie i nachertatel'naya geometriya [Tekst] / N.A. Sal'kov // Geometriya i grafika. − 2016. − T. 4. − № 4. − S. 31-40. - DOI:https://doi.org/10.12737/22841.

20. Sal'kov N.A. Iskusstvo i nachertatel'naya geometriya [Tekst] / N.A. Sal'kov // Geometriya i grafika. − 2013. − T. 1. − № 3-4. − S. 3-7. - DOI:https://doi.org/10.12737/2123.

21. Sal'kov N.A. Kurs nachertatel'noy geometrii Gaspara Monzha [Tekst] / N.A. Sal'kov // Geometriya i grafika. − 2013. − T. 1. − № 3-4. − S. 52-56. - DOI:https://doi.org/10.12737/2135.

22. Sal'kov N.A. Mesto nachertatel'noy geometrii v sisteme geometricheskogo obrazovaniya tehnicheskih vuzov [Tekst] / N.A. Sal'kov // Geometriya i grafika. − 2016. − T. 4. − № 3. − S. 53-61. - DOI:https://doi.org/10.12737/21534.

23. Sal'kov N.A. Nachertatel'naya geometriya - baza dlya geometrii analiticheskoy [Tekst] / N.A. Sal'kov // Geometriya i grafika. − 2016. − T. 4. − № 1. − S. 44-54. − DOI:https://doi.org/10.12737/18057.

24. Sal'kov N.A. Nachertatel'naya geometriya - baza dlya komp'yuternoy grafiki [Tekst] / N.A. Sal'kov // Geometriya i grafika. − 2016. − T. 4. − № 2. − S. 37-47. - DOI:https://doi.org/10.12737/19832.

25. Sal'kov N.A. Nachertatel'naya geometriya: bazovyy kurs [Tekst] / N.A. Sal'kov. - Moskva: INFRA-M, 2013. − 184 s.

26. Sal'kov N.A. Nachertatel'naya geometriya v tvorcheskih professiyah [Elektronnyy resurs] / N.A. Sal'kov, A.A. Golyshev, A.M. Garas'ko // Zhurnal estestvennonauchnyh issledovaniy. − 2018. − T. 3. − № 4. − S. 2-9. - URL https://naukaru.ru/ru/nauka/article/24841/view

27. Sal'kov N.A. Nachertatel'naya geometriya: zadaniya dlya kursovyh rabot [Tekst] / N.A. Sal'kov. − Moskva: INFRA-M, 2021. − 117 s.

28. Sal'kov N.A. Nachertatel'naya geometriya: Konstruirovanie poverhnostey [Tekst] / N.A. Sal'kov. − Moskva: INFRA-M, 2021. − 267 s.

29. Sal'kov N.A. Nachertatel'naya geometriya. Osnovnoy kurs [Tekst]: ucheb. posobie / N.A. Sal'kov. − −Moskva: INFRA-M, 2014. - 235 s.

30. Sal'kov N.A. Nachertatel'naya geometriya - teoriya izobrazheniy [Tekst] / N.A. Sal'kov // Geometriya i grafika. − 2016. − T. 4. − № 4. − S. 41-47. - DOI:https://doi.org/10.12737/22842.

31. Sal'kov N.A. Sbornik zadach po kursu nachertatel'noy geometrii [Tekst] / N.A. Sal'kov. - Moskva: INFRA-M, 2013. − 127 s.

32. Sal'kov N.A. Formirovanie poverhnostey otkosov nasypey i vyemok [Tekst] / N.A. Sal'kov // Geometriya i grafika. − 2016. − T. 4. − №. 1. − S. 55-63. - DOI:https://doi.org/10.12737/18058.

33. Sal'kov N.A. Cherchenie dlya slushateley podgotovitel'nyh kursov [Tekst] / N.A. Sal'kov. - Moskva: INFRA-M, 2016. − 128 s.

34. Sobolev N.A. Obschaya teoriya izobrazheniy: Ucheb. Posobie dlya vuzov [Tekst] / N.A. Sobolev. - Moskva: Arhitektura-S, 2004. - 672 s.

35. Sysoeva E.V. Arhitekturnye konstrukcii i teoriya konstruirovaniya: maloetazhnye zhilye zdaniya: ucheb. posobie [Tekst] / E.V. Sysoeva [i dr.]. - Moskva: INFRA-M, 2016. - 280 s.

36. Timrot E.S. Nachertatel'naya geometriya. - Moskva: Gos. izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu, arhitekture i stroitel'nym materialam, 1962. - 280 s.

Login or Create
* Forgot password?