employee
UDK 15 Психология
The article examines the content of professional adaptation of employees of internal affairs bodies, as well as the reasons that complicate their adaptation. Using a systematic approach to the study of professional activity, a number of features of adaptation of employees at the stage of training in the main vocational training programs are revealed. In particular, it emphasizes the importance of studying the formation of a student's own ideas in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia about the profession of an employee of internal affairs bodies at the early stages of professional development. By them, the article proposes to un-derstand: 1) the very first stage of recruitment (including during the period of the beginning of training in the system of professional training in the main vocational training programs); 2) the process of vocational training (including prior to its completion); 3) completion of vocational training and independent performance of official duties by employees of the internal affairs bodies who have undergone professional training. The article proposes specific ways of creating conditions for professional adaptation of students of vocational training. It is concluded that the study of the indicated issue will strengthen the human resources of the internal affairs bodies, form professionally significant qualities of the employees of the internal affairs bodies, and also increase the efficiency of their activities.
professional adaptation of employees of internal affairs bodies, levels of professional adaptation, formation of conditions for professional adaptation, vocational training, psychological support of students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Актуальность.
Сложная по своему содержанию деятельность сотрудников органов внутренних дел предъявляет высокие требования к личности и профессиональному поведению. Правоохранительная деятельность отличается большим физическим и умственным напряжением, требует терпения, ответственности и точного соблюдения положений закона. Успешная профессиональная адаптация сотрудников органов внутренних дел, их качественная профессиональная подготовленность, а также морально-психологическая готовность к действиям в различных ситуациях, оказывают серьезное влияние на эффективность реализации задач, возложенных на органы внутренних дел. Изучение содержания профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дели основных направлений ее развития способствует повышению эффективности трудовой деятельности, успешной реализации задач, возложенных на органы внутренних дел.
Проблема.
Неэффективная адаптация сотрудников органов внутренних дел приводит к ряду негативных явлений, в частности, возникновению у них отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива, также это может являться причиной нарушений дисциплины и законности. Состояние адаптации напрямую связано с текучестью кадров, в особенности молодых специалистов.
Ниже приведена схема, демонстрирующая негативное влияние ряда обобщенных причин, затрудняющих успешную адаптацию сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел.
Схема 1. Основные причины трудностей профессиональной
адаптации сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, и их проявления в служебной деятельности
Разработка и выдвижение новых теоретических положений на основе существующей литературы.
Описание трудностей профессиональной адаптации и понимание причин их возникновения, позволяет разрабатывать рекомендации по развитию профессионально значимых качеств личности сотрудника органов внутренних дел, текущему психологическому сопровождению сотрудников органов внутренних дел, целенаправленному формированию готовности к выполнению профессиональных задач.
Этимологически термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio», что означает «приспособляю», первоначально этот термин возник в биологии. Считается, что его впервые ввел немецкий физик Г. Ауберт в 1865 году для обозначения изменения чувствительности органов зрения или слуха к действию внешних раздражителей. Данное открытие послужило началом для всестороннего изучения полученных выводов исследования и использование данного понятия в различных областях научного знания (в психофизиологии, генетике, медицине, философии, психологии, педагогике, социологии, эргономике, технических науках и кибернетике).
В ассоциативной психологии ХIХ века Г. Спенсером развиваются положения о связи психики (организма) и внешней среды, механизм и законы приспособления. По мнению этого английского философа и социолога, окружающая среда является не только механическим толчком, запускающим внутриорганические процессы, но и силой, способной видоизменять жизнедеятельность [5]. В психологии принято считать, что понятие «адаптация» пришло из физиологии, и в самом общем смысле означает любые приспособления живого организма к разнообразным влияниям окружающей среды. Феномен адаптации достаточно широко изучен зарубежными и отечественными авторами. Анализ отечественных исследований позволяет выделить следующие родственные понятия: 1) «адаптивность» (А.В. Петровский, А.В. Сиомичев, A.A. Налчаджян, С.А. Пакулина); 2) «адаптивные способности» (В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков, С.А. Пакулина); 3) «личностный адаптационный потенциал» (А.Г Маклаков, В. Г. Витун, В. Ф. Луговая и др.); 4) «адаптированность» (И.К. Кряжева, С.Т. Посохова) [7, 8].
Указанные понятия описывают процесс адаптации, при этом акцент делается на определенных особенностях его проявления. Например, «адаптивность» в научной литературе рассматривается как способность к адаптации – к успешному функционированию личности в меняющихся условиях. Такая способность позволяет вырабатывать способы поведения и деятельности, адекватные условиям среды, на основе присущих качеств личности (адаптивных способностей или личностного адаптационного потенциала).
В свою очередь, «адаптивные способности» оказывают влияние на качество выполнения профессиональной деятельности. Составляющими адаптивных способностей являются рефлексия («Я» в ситуации, эмпатия (социальная рефлексия) и саморегуляция (рефлексия действия)[15].
Кроме того, часто «адаптивность» и «адаптивные способности» рассматриваются как синонимы. Такое понятие как «личностный адаптационный потенциал» - характеризует адаптивные способности, основу развития адаптивности, неврожденное качество, формирующееся при наличии положительной мотивации, может по-разному проявляться в поведении человека. Личностный адаптационный потенциал включает в себя степень конфликтности, стрессоустойчивости, направленность на соблюдение общепринятых правил поведений, нравственные и моральные качества [10, 2].
На наш взгляд, «адаптивность» («адаптивные способности» и «личностный адаптационный потенциал») – понятия, схожие по своему содержанию, так как они определяют способность личности к адаптации. Обобщенно, указанные понятия представляют некоторый комплекс индивидуальных особенностей, позволяющий личности успешно приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды. Способность к адаптации индивидуальна, активна, характеризуется саморазвитием с учетом требований среды, оказывает влияние на скорость и качество процесса адаптации.
Например, при смене направления профессиональной деятельности специалист может достаточно быстро адаптироваться к одним условиям и испытывать сложности в других (например, привыкнуть к режиму дня, оптимально организуя личное и рабочее время, в тоже время может испытывать трудности в установлении и поддержании межличностных контактов в коллективе). Если выполнение профессиональной деятельности требует взаимодействия с сослуживцами, то вероятнее всего, данный человек будет прилагать усилия по установлению конструктивных взаимоотношений с коллегами.
Для оценки успешности процесса адаптации принято выделять критерии уровня адаптированности и показатели степени адаптации. Их можно назвать объективными и субъективными (или внешними и внутренними) показателями. К объективным показателям можно отнести внешне наблюдаемые положительные изменения в поведении и деятельности (конструктивность межличностного взаимодействия, реальное положение в коллективе; продуктивность, скорость, качество выполнения служебных задач). В качестве субъективных критериев могут выступать мотивационная готовность к выполнению служебных задач, внутренняя самооценка, восприятие самим сотрудником значимости своей профессии или занимаемой должности.
Поэтому важно изучить сформированность собственных представлений о профессии сотрудника органов внутренних дел, обучающегося в образовательной организации МВД России и не столь давно приступившего к самостоятельному выполнению функциональных обязанностей. В деятельности как психологов, так и профессорско-преподавательского состава, непосредственных руководителей необходим анализ и целенаправленное формирование профессионально значимых качеств личности сотрудника на раннем этапе профессионального становления.
Психологическое сопровождение обучающихся, а также использование в ходе проведения учебных занятий различных форм воспитательного воздействия на обучающихся, позволяют проводить работу по изучению мотивации сотрудников органов внутренних дел к выполнению задач, характерных для будущей профессии. Безусловно, ряд критериев должны соответствовать профессиональным компетенциям, профессиографическому описанию профиля деятельности. Это касается, прежде всего, ключевых должностей в наиболее многочисленных структурных подразделениях органов внутренних дел (патрульно-постовой службе полиции, охранно-конвойных подразделениях полиции, оперативных подразделений, участковых уполномоченных полиции, подразделений следствия и дознания и др.) [12].
Изучение мотивации обучающегося возможно в ходе рассказа о себе, текущего наблюдения за ходом выполнения служебных обязанностей, отношения к учебе, анализа подготовленных ими эссе о выбранной профессии, описания личного отношения к условному событию или той практической ситуации, в которой он был участником, специфике выполнения служебных обязанностей. Набор таким приемов поможет понять степень сформированности осознания самим сотрудником особенностей выбранной профессии, морально-психологических качеств личности и отношения к службе в органах внутренних дел.
Нельзя не отметить важность для профессиональной адаптации восприятия и понимания сотрудником многогранных сложностей своей профессии. Как правило, представления, сложившиеся в начале профессиональной деятельности, уточняются, конкретизируются, в том числе в ходе обучения личного состава, выделяются особенности, присущие для службы в органах внутренних дел, и для определенного подразделения.
Для формирования психологической подготовленности к действиям в нестандартных условиях службы, в ходе работы с личным составом, целесообразно использовать примеры ситуаций, в которых подчеркивается наличие неопределенности выбора при выполнении служебных обязанностей, морально-нравственных аспектов на отдельных участках работы. Наряду с неправильными действиями сотрудников полиции, нарушениями ими служебной дисциплины и законности следует приводить примеры добросовестного отношения к службе, уместно анализировать и обращать внимание на значимость ответственного выполнения обязанностей сотрудниками полиции.
Среди многообразия видов приспособления организма к окружающей среде социально-психологическую адаптацию можно понимать как процесс активного приспособления к социальной среде посредством усвоения норм и традиций коллектива, целей и ценностей группы, вхождения в ролевую структуру коллектива. Разновидностью такой социально-психологической адаптации является процесс профессиональной адаптации.
Процесс социально-психологической адаптации к условиям службы в органах внутренних дел подразумевает: 1) приспособление психологических качеств к постоянно изменяющимся условиям и требованиям окружающей социальной и служебной деятельности сотрудника [11], и 2) приспособление к требованиям и психофизиологическим возможностям человека[4].
Это период активного и сознательного включения сотрудника в новую для него сферу деятельности и соответствующую социальную (и профессиональную) среду, условия, нормы и правила, которые ему предстоит усвоить. На этапе раннего профессионального становления следует учесть, после этапа стажировки и назначения на должности в подразделениях, происходит процесс адаптации: 1) на самом первом этапе приема на службу (в том числе в период начала обучения в системе профессиональной подготовки); 2) в процессе профессиональной подготовки (в том числе до ее завершения); 3) после завершения профессиональной подготовки и самостоятельного выполнения должностных обязанностей сотрудниками.
В психологической литературе профессиональную адаптацию описывают как интегральное понятие, включающее взаимообусловленные и взаимосвязанные составляющие, наглядно представленные на схеме № 2 [14].
При анализе приведенной ниже схемы, следует отметить, что при описании уровней адаптации сотрудников органов внутренних дел, можно выделить «отрицательную профессиональную адаптацию»[6], например, при нарушениях, в том числе неоднократных, служебной и учебной дисциплины, отсутствием положительной мотивации к службе.
На процесс профессиональной адаптации будут оказывать положительное влияние внутренние (мотивационная готовность, наличие профессионально-важных качеств личности, высокий уровень интеллектуальных способностей) и внешние факторы (проведение регулярных воспитательных мероприятий, индивидуальных бесед, благоприятный социально-психологический климат в подразделении).
Анализ содержания профессиональной деятельности и результатов эмпирических исследований позволил выделить показатели адаптированности (завершенности процесса адаптации) [1].
Под ними понимается освоение сотрудниками норм профессиональной деятельности, отсутствие признаков дезадаптации, которые могут проявляться в нежелании или неспособности в инициативности, самостоятельности, низком качестве труда, нарушениях дисциплины, законности, отклоняющихся формах поведения, а также в сниженном эмоциональном фоне настроения, низком социометрическом статусе в коллективе и др.
Считаем, что успешная адаптация к службе может характеризоваться активностью лица, инициативой, умением устанавливать и поддерживать межличностные контакты, самостоятельно преодолевать профессиональные затруднения.
Схема 2. Психологические аспекты рассмотрения содержания феномена «профессиональная адаптация»
В ходе психологического сопровождения слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России, учитывается содержание и характерные особенности процесса психологической адаптации к условиям среды (взаимоотношения с коллегами в учебной группе, профессорско-преподавательским составом, руководством курсов), следование требованиям к деятельности сотрудника (на основе данных анализа учебной успеваемости, дисциплинарной практики, отношения к своей служебной деятельности).
Отсюда вытекает и содержание основных направлений развития профессиональной адаптации слушателей. Мы считаем, что внимание кураторов учебных групп, руководства курсов и преподавателей следует обращать на «двойную адаптацию» слушателей:
- при обучении происходит усвоение, уточнение содержания и условий профессиональной деятельности, принятие профессиональной роли, развитие профессионально значимых качеств;
- в ходе социально-психологической адаптации учитываются и принимаются условия совместного обучения и проживания, решаются бытовые трудности и лично-семейные затруднения, связанные с удаленностью от места проживания, устанавливаются межличностные контакты.
Первое направление обеспечивается посредством изучения базовых вопросов, в том числе на основе изучения особенностей конкретных практических ситуаций и положительных примеров из профессиональной деятельности и др. Это позволяет слушателям не только получать необходимые знания, умения и навыки, рассматривать содержание правильных и профессиональных действий, но и обеспечить информированность слушателей о специфике профессии, формировать мотивацию к службе.
На второе направление адаптации обращено внимание ДГСК МВД России, в частности, отмечена важность наблюдения, уточнения информации о слушателях (во время обучения, службы в нарядах, а также взаимодействия в составе учебной группы, общения с постоянным составом), отмечена значимость начального периода пребывания в образовательных организациях МВД России, в ходе которого слушатели могут испытывать стресс, проявлять возможные отрицательные эмоции [13].
Выводы.
Формирование условий для профессиональной адаптации в ходе психологического сопровождения слушателей профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России должно проводиться следующим образом:
- Проведение тренинговых занятий с целью снижения психологического напряжения, знакомства слушателей друг с другом, развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), формирования сплоченности учебного коллектива, выявления лидерских качеств слушателей для определения старших учебных групп.
- Уточнение у психологов территориальных органов МВД России о принадлежности слушателей, планируемых к назначению старшими учебных групп, к категории сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, о наличии данных об их лидерских и организаторских способностях, о направленности личности, об отношении к службе в органах внутренних дел, иных сведений о сотруднике.
- Проведение психодиагностических обследований с целью изучения индивидуально-психологических особенностей личности слушателей (для оценки стрессоустойчивости и направленности личности в новых (нетипичных) для слушателей условиях).
- Проведение анализа индивидуальных особенностей личности (для принятия на этой основе решения о назначении старшими учебных групп, проведения индивидуальной воспитательной работы со слушателями).
5. Проведение индивидуальных консультаций со слушателями, имеющими сниженную способность к адаптации по причине личных и профессиональных затруднений.
6. Проведение работы по изучению и формированию уважительных и доброжелательных взаимоотношений, положительной психологической атмосферы в учебных коллективах.
7. Работа со слушателями, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании в соответствии с Положением об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660[9].
8. Уточнение причин неуспеваемости слушателей, своевременная корректировка личного отношения к учебе. Например, согласно выводам отдельного исследования, у значительного количества обучающихся, неуспевающих по дисциплине «Физическая подготовка», наблюдалась внешняя мотивация. На положительную динамику развития физических качеств оказывали влияние ситуативные факторы – такие внешние обстоятельства, как встреча с руководителями территориальных органов МВД России и руководителями подразделений, в которых проходят службу данные слушатели, и доведение до них информации об учебной успеваемости, контроль за учебной успеваемостью со стороны начальника курса, установление поддерживающих взаимоотношений в учебном коллективе и др.) [3].
Полагаем, что поиск направлений совершенствования профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дел, применение конкретных практических приемов в этой области позволит укрепить кадровый потенциал органов внутренних дел, формировать профессионально значимые качества сотрудников органов внутренних дел, а также повышать эффективность их деятельности.
1. Aleksandrov D.A. Issledovanie social'no-psihologicheskih za-konomernostey formirovaniya professional'noy adaptivnosti sotrud-nika OVD //Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. [Psychopedagogy in law enforcement], 2014. no.1 (56). pp. 20-23.(in Russian)
2. Gabdreeva G.Sh., Kislicyna A.S. Strukturnyy podhod k issle-dovaniyu adaptacionnogo potenciala lichnosti v razlichnyh usloviyah zhiznedeyatel'nosti // Uchen.zap. Kazan.un-ta. Ser. gumanit. nauki, [Scientific notes of Kazan University.Humanities Series], 2009. vol. 151, i. 5, p. 1. pp.146-152.
3. Garmanova O.V., Kostyukov A.V. Razvitie professional'no zna-chimyh kachestv sotrudnikov organov vnutrennih del pri provedenii za-nyatiy po fizicheskoy podgotovke so slushatelyami professional'nogo obucheniya //Vestnik TIPK MVD Rossii. [TIPK Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2019. no. 2 (13). pp. 60-66. (in Russian)
4. Derebizova L.A. Teoreticheskie aspekty problemy adaptacii // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. [Psychopedagogy in law enforcement], 1999. no.3-4 (11-12). pp.13-16. (in Russian)
5. Zhdan A.N. Istoriya psihologii: uchebnik. [History of psychology]. Moscow, MGUPubl, 1990. 367p.(in Russian)
6. Zozulya G.A. Issledovaniya vnutrennih i vneshnih faktorov pro-fessional'noy adaptacii i psihologicheskoy gotovnosti molodyh so-trudnikov otryada osobogo naznacheniya k deystviyam v ekstremal'nyh situ-aciyah//Nauchnyy portal MVD Rossii.[Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2011. no. 4. pp.127-134. (in Russian)
7. Kolpakova L.M. Psihologicheskaya adaptivnost' kak neobhodimoe kachestvo zhiznedeyatel'nosti // Carskosel'skie chteniya. [TsarskoyeSelo readings], 2015. no. XIX. Available at: https://cyberleninka.ru/article (accessed 26 april2020). (in Russian)
8. Minaeva N. S., Lentach Ya. V. Adaptivnost' kak svoystvo lichnosti //Psihologicheskiy vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. [Psychological Bulletin of the Ural State University], 2001. no. 2. pp. 10-16.(in Russian)
9. Ob utverzhdenii Polozheniya ob osnovah organizacii psihologi-cheskoy raboty v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii: prikaz MVD Rossii ot 2 sentyabrya 2013 g. № 660. Tekst dokumenta oficial'no opublikovan ne byl.[On the approval of the Regulations on the fundamentals of the organization of psychological work in the internal affairs bodies of the Russian Federation order of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated September 2, 2013 No.660.Unpublished Report (in Russian)
10. Pakulina S.A. Struktura adaptivnyh sposobnostey studentov pedagogicheskogo vuza //Nauchnye issledovaniya v obrazovanii.[Scientific research in education], 2008. no. 7. pp. 52-60.(in Russian)
11. Petrova A.S., Shelepova M.A. Professional'naya adaptaciya mo-lodyh specialistov v OVD: ponyatie i puti sovershenstvovaniya// Psiho-pedagogika v pravoohranitel'nyh organah. [Psychopedagogy in law enforcement], 2011. no. 3 (46). pp. 29-33. (in Russian)
12. Pryahina M.V., Dushkin A.S. Professiograficheskoe opisanie osnovnyh vidov deyatel'nosti v sisteme MVD Rossii: uch.-metod. posobie. [Professiographic description of the main activities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Moscow, 2013. 111 p. (in Russian)
13. Psihologicheskaya rabota s sotrudnikami, vpervye prinyatymi na sluzhbu v organy vnutrennih del, v period professional'nogo obucheniya: metodicheskie rekomendacii DGSK MVD Rossii ot 13 dekabrya 2018 g. № 21/8/14114. Tekst dokumenta oficial'no opublikovan ne byl. [Psychological work with employees who were first recruited into the service of the internal affairs bodies during the period of professional training]. Guidelines. No. 21/8/14114, 2018. Unpublished Report (in Russian)
14. Tutukov A.Yu., Tengizova Zh.A. Professional'naya adaptaciya so-trudnikov organov vnutrennih del v novyh usloviyah professional'noy deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Krasnodar: Krasnodarskiy universitet MVD Rossii, [Professional adaptation of employees of internal affairs bodies in the new conditions of professional activity]. Krasnodar. 2014. 84 p. (in Russian)
15. Chiharev M.V., Polikanov A.V. Adaptivnost' lichnosti kak in-tegral'naya osobennost' adaptacii kursantov k obucheniyu v voennyh in-stitutah vnutrennih voysk MVD Rossii //Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire.[Professional education in the modern world], 2016. vol. 6. no. 3. pp. 497-503.(in Russian)