USE OF MENTAL MAPS FOR VISUALIZATION OF EDUCATIONAL MATERIAL WHEN TEACHING CHEMISTRY AT A MILITARY UNIVERSITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the problem of increasing the cognitive activity of students of military universities in the study of chemistry through the use of mental maps as a visual learning tool based on the principle of cognitive visualization. Methodological guidelines for the use of mental maps in various forms of organization of educational activities are given.

Keywords:
chemistry training, military university, cognitive activity, learning tools, cognitive visualization, mental map
Text
Publication text (PDF): Read Download

Проблема формирования и развития познавательной активности обучающихся – одна из важнейших задач педагогической науки. Анализ педагогической литературы показал, что низкий уровень современной подготовки обучающихся, в том числе и военных вузов, по химии определен многими противоречиями современной системы образования. Проблемы восприятия учебного материала, его осмысления и использования для решения учебных задач зачастую объясняются доминированием словесных методов обучения, определяющих высокую нагрузку на умственную деятельность обучающихся, и слабой подготовленностью к выполнению учебных задач в связи с низким уровнем развития общеучебных навыков и несформированностью учебно-познавательных компетенций [1].

Образовательная среда военного вуза специфична. Процесс обучения сопряжен с несением воинской службы. Учебное время строго регламентировано. Обучающиеся сталкиваются с неуклонно возрастающими объемами учебной информации по различным дисциплинам. В этих условиях особое значение приобретает структурирование и визуализация учебного материала, подлежащего восприятию, осмыслению, запоминанию.

Визуализация информации – это изображение многообразной информации в виде различных графиков, диаграмм, схем, таблиц, карт [2].

В педагогических трудах Р.С. Андерсона, Ф. Бартлетта, М. Минского визуализация определяется не как созерцательный процесс, предполагающий низкую мыслительную и познавательную деятельность обучающихся, а как творческий процесс создания «мыслеобразов», в рамках которого графически изображаются возникающие в сознании образы ассоциативные связи между ними.

В работах Вербицкого А.А. сказано: «Процесс визуализации – это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [3].

Образовательный процесс высшей военной школы, учитывая его специфику и возрастающий объем учебной информации, требует применения когнитивной визуализации учебного материала. Когнитивная визуализация направлена на получение, переработку и генерализацию знаний, расширение презентационных функций наглядных дидактических средств, алгоритмизацию учебных действий [2]. Согласно принципу когнитивной визуализации результативность изучения увеличивается, если наглядность в обучении осуществляет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию.

Психолого-педагогическая основа использования средств визуализации учебного материала заложена еще Я.А. Коменским: «Пусть будет для учащих золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [4].

Методы визуального структурирования разнообразны: схемы, диаграммы, опорные конспекты, «стратегические» карты, схемы-пауки и др. Когнитивно-графические элементы способствуют интенсификации развития пространственного мышления, стимулируют мыслительную  активность обучающихся.

Наибольшая осознанность учебного материала «достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисунчатом, числовом, символическом и словесном» [5].

Изложение информации должно строиться в соответствии с логикой изучаемой науки с учетом специфики познавательной деятельности, с проекцией на профессиональную деятельность, к которой готовится обучающийся. Основным дидактическим принципом в конструировании средств визуализации учебного материала является системность и последовательность, необходим акцент на связи между элементами знания. Только тогда будет достигнут успех в синтезировании целостной системы знаний у обучающихся.

Одной из современных методик структурирования информации является использование ментальных карт (интеллект-карт, карт памяти), которые сегодня всё чаще рассматриваются в аспекте развития познавательной активности, креативного мышления обучающихся, их личностных и метапредметных компетенций, творческой индивидуальности [2].

Ментальная карта представляется в виде схемы, на которой в центре изображены (словесно или с помощью рисунка) основные понятия, от которых направляются лучи, демонстрирующие связи с другими объектами изучения. Чем подробнее нужно представить информацию, тем больше таких лучей и надписей к ним появится на карте. Подобная запись позволяет карте расти беспредельно и постоянно дополняться [6]. Используя ментальные карты на учебном занятии, целесообразно придерживаться некоторых методических рекомендаций [7]:

– ментальная карта должна содержать весь учебный материал темы;

– основное содержание ментальной карты должно раскрываться последовательно;

– важно выбрать оптимальное количество отражаемых в ментальной карте объектов и связей между ними для полного восприятия и понимания обучающимися;

– необходимо тщательно продумывать элементы детализации ветвей ментальной карты дополнительными изображениями;

– на этапе конструирования ментальной карты необходимо продумать, как акцентировать внимание обучающихся на основополагающих аспектах учебного материала, как формулировать выводы и обобщения.

Ментальные карты могут быть использованы  в рамках общеизвестных дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, метода проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского.

В процессе обучения химии в военном вузе, учитывая достаточно большой объем учебного материала и ограниченность временных ресурсов, ментальная карта представляется оптимальным средством визуализации и структурирования материала, позволяющим обучающимся от пассивного слушания перейти к активному участию в процессе изложения содержания занятия.

Применение ментальных карт в процессе обучения химии требует от преподавателя не только владения техникой их составления, но и умения методически правильно организовать работу с ней в ходе занятия для решения поставленных дидактических задач. Поэтому ментальная карта должна не только демонстрировать основные аспекты рассматриваемой темы, показывать логику и взаимосвязи между отдельными элементами знания, но и выступать средством активизации индивидуальной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

На лекционном занятии преподаватель может использовать подготовленную заранее небольшую карту, а в процессе изложения учебного материала дополнять ее информацией совместно с обучающимися, в данной ситуации будут уместными элементы проблемного изложения, постановка проблемных вопросов, моделирование проблемной ситуации (рис.1).

Ментальные карты могут быть и заданием на самостоятельную работу обучающимся. Такие задания нацелены на реализацию индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе, на развитие творческого и критического мышления обучающихся. Ментальная карта может быть составлена обучающимся «от руки» в тетради с использованием карандашей (фломастеров, маркеров) различных цветов. Электронные ментальные карты можно конструировать с помощью специализированных сервисов (MindMeister, Coggle, Mind42, Mindomo, MindMup, Bubbl.us и др.) или программ (XMind, FreeMind, iMindMap, MindJetMindmanager и др.).

Опыт применения ментальных карт в процессе обучения химии в военном вузе показывает, что обучающиеся положительно воспринимают этот способ визуализации и структурирования теоретического материала по химии в рамках лекционных занятий, с интересом самостоятельно составляют такие карты при подготовке к практическим и лабораторным занятиям, контрольным работам, экзамену.

Использование ментальных карт в процессе обучения химии в военном вузе позволяет формировать коммуникативную компетентность обучающихся в ходе групповой деятельности, совершенствовать умения и навыки восприятия и переработки учебной информации, развивать основные мыслительные операции (синтез, анализ, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение) и все виды памяти.

Ментальные карты хорошо интегрируются с любой системой обучения дисциплине, где требуется в короткие сроки обобщить и систематизировать большой объем информации, облачить информацию в форму, в которой упрощается ее восприятие, запоминание, воспроизведение.

Таким образом, главная функция визуального мышления сводится к обработке поступающей через зрение информации [2]. «Процессы перцептивного мышления (умозрительного, по А.Р. Лурии) не менее трудны и результативны, чем использование интеллектуальных понятий. У любого человека с нормальным умом элементы мышления в восприятии и элементы восприятия в мышлении дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения информации к самым обобщенным теоретическим идеям» [8].

 

References

1. Shlyakova E.V. Primenenie grafov logicheskoy struktury uchebnogo materiala v samostoyatel'noy rabote obuchayuschihsya pri izuchenii himii v voennom vuze //Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. − 2019. − № 2. − S. 85-88.

2. Kravchenko G.V., Petuhova E.A. Sozdanie i ispol'zovanie mental'nyh kart kak sredstva kognitivnoy vizualizacii pri obuchenii studentov vuza //Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. − 2018. − № 3 (47). − S. 130−137.

3. Verbickiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podhod. − Moskva: Vysshaya shkola, 1991. − 207 s.

4. Komenskiy Ya.A. Izbr. ped. soch.: v 2 t. / pod red. A.I. Piskunova (otv. red.) i dr. M.: Pedagogika, − 1982. − T. 2. − 576 s.

5. Erdniev P.M. Sistemnost' znaniy i ukrupnenie didakticheskih edinic // Sovetskaya pedagogika. − 1975. − № 7. − S. 72-80.

6. B'yuzen T. Karty pamyati. Ispol'zuy svoyu pamyat' na 100%. − Moskva: Rosmen-Press, 2007. 96 s.

7. Sidorov S.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya mental'nyh kart v processe povysheniya kvalifikacii uchiteley // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kadrov. − 2013. − №1(14). − S. 43-47.

8. Lavrent'ev G.V., Lavrent'eva N.B., Neudahina N.A. Innovacionnye obuchayuschie tehnologii v professional'noy podgotovke specialistov. − Barnaul: Izd-vo AltGU, 2002. 146 s.

Login or Create
* Forgot password?