DIGITALIZATION OF THE TRADE SECTOR: NEW OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Digitalization of trade at the current stage of active implementation of information technologies is the most actively developing area of activity both on the part of trading enterprises themselves and for buyers. This article is devoted to the consideration of the main problems and prospects for the development of digital trade, both in economic and social aspects.

Keywords:
digitalization, digital transformation, digital trade
Text

Одним из наиболее перспективных направлений успешной реализации digital-технологий в современной является огромная торговая сфера, где разнообразие уже используемых цифровых сервисов с трудом поддается подсчету. Масштабы уже освоенных цифровых технологий таковы, что возможности для полного перехода на онлайн-торговлю и бесконтактную оплату и доставку товара сформированы уже сейчас.

Не реализованы они, на наш взгляд, по нескольким причинам:

- психология покупателя: привычка посещать оффлайн-магазины;

- шопоголизм как весьма распространенная в современном мире зависимость (для некоторых людей она превратилась в единственную форму проведения досуга и получения удовольствия);

- заинтересованность государства в сохранении магазинов и торговых центров с целью поддержания занятости населения и т.д.[1]

В то же время загруженность на работе, недостаток времени на посещение торговых площадок делает онлайн-торговлю весьма привлекательной формой коммерции, о чем свидетельствуют цифры постоянно роста объемов такого вида реализации продукции. [1] Торговые организации имеют возможность широчайшего выбора из существующего набора digital-технологий, подобрав тот вариант, который наилучшим образом соответствует специфике конкретной фирмы. К наиболее перспективным и имеющим большую область распространения технологиям можно отнести следующие:

а) таргетирование в режиме реального времени. Оно позволяет за очень коротки промежуток времени (занимается этим процессом искусственный интеллект) предложение персонального характера для конкретного покупателя, используя для этого:

- информацию из социальных сетей, где зарегистрирован потенциальный клиент,

- его предыдущие запросы, причем необязательной в этом магазине,

- личные биометрические данные показатели (рост, вес, возраст, пол и т.д.).

Особое значение таргетирование приобретает в том случае, если оно используется в электронном магазине с большим ассортиментом предлагаемой продукции. Кто бы не посетил сайт такой организации, специальная компьютерная программа подберет персональное предложение практически под любого посетителя, заинтересовав его знакомой или искомой информацией. При таком варианте универсальные торговые площадки выигрывают у специализированных, хотя и для вторых таргетирование может быть использовано для формирования базы клиентов. [3]

Например, анализ данных по посещению литературных сайтов позволяет магазинам настольных игр сформировать персональные предложения для любителей детективов, фанатов «Звездных войн», читателей исторических эпопей и других направлений литературы. У человека появляется возможность поиграть за полюбившегося персонажа (провести расследование в качестве Шерлока Холмса), заодно пообщавшись с такими же заинтересованными лицами, расширив тем самым круг общения и количество друзей. Таргетирование имеет достаточно широкое распространение при размещении контекстной рекламы в новостных линиях, в блогосфере, а также в социальных сетях и мессенджерах;

б) гибкое регулирование рыночных целей. Покупателей, посещающих сайт той или иной торговой организации, но еще не принявших решение о покупке, можно стимулировать сделать выбор с помощью различных инструментов. К ним относятся персональная скидка, купоны на следующие покупки в этом магазине или в компаниях-партнерах, беспилотная доставка купленных товаров, послепродажный сервис и другое. Причем анализ персональных данных покупателя из Интернета (например, со страницы в социальных сетях) позволяет предложить именно тот вариант, который наибольшим способом заинтересует покупателя. В свою очередь, расширение реализации создает условия для увеличения объемов производства, что формирует благоприятную среду для проведения реиндустриализации отечественной экономики;

в) для расширения базы клиентов по всему миру многие сайты (и не только торговые) применяют программное обеспечение, которое предоставляет клиенту возможность выбора товара и оформления покупки на родном языке. Программы-переводчики с элементами искусственного интеллекта постепенно совершенствуются, развивая лингвистические способности, а голосовые помощники (как Алиса компании Yandex) позволяют осуществить покупку, не прибегая к набору текста на клавиатуре. Вместо нескольких сайтов на разных языках компании достаточно поддерживать одну онлайн-площадку для торговли, предоставляя возможность перевода текста запроса на основные языки планеты;

г) визуальный поиск товара с 3D-эффектами позволяет сформировать возможность тщательного осмотра предмета, прежде чем принимать решение о его покупке. Например, при покупке книги имеется возможность осмотра материала корешка, четкости и цветовой гаммы изображения на форзаце, вариантов используемых шрифтов, надежность блока и другие важные характеристики. Все вышеупомянутое имеют значение, если содержание книги интересно покупателю, хотя некоторые книги приобретаются с целью коллекционирования или для подарка другим лицам, и в этих случаях качество издания выходит на первый план. Приобретая кроссовки, можно развернуть их в любых ракурсах, проверить варианты шнуровки, а также примерить их на 3D-модель, что посмотреть, как они смотрятся на ноге. Помимо прочего, имеется возможность найти товар, который привлек внимание покупателя при просмотре фильма, сериала или чтении журнала (поиск осуществляется по указанию актера и фильма, а программа самостоятельно находит аналогичный товар в имеющемся каталоге);

д) постоянное видеоотслеживание, которое изначально внедрялось для предотвращения воровства или порчи товара, теперь предоставляет возможность анализа потребительского поведения при помощи соответствующих алгоритмов. Такой механизм применяется при оценке объемов реализации товара, если располагать его на разных полках или в магазинах, территориально расположенных в разных районах города. Неудивительно, что многие торговые организации осуществляют время от времени переформатирование месторасположения своего ассортимента. [2] Отдельным направлением является осуществление анализа эффективности проводимых акций. В случае запуска рекламного ролика можно отследить, на сколько процентов увеличилось количество покупателей, а также сравнить полученную дополнительную выгоду с понесенными ранее затратами. Если, к примеру, на производство ролика было потрачено 1,5 миллиона рублей, а рост дополнительной прибыли составил миллион рублей, то такого рода рекламная акция не может быть признана успешной. Такой же анализ необходим и при проведении программ дисконтных распродаж или бесконтактной доставки: нужно принимать решение о продлении акции или же, напротив, отказа от нее вследствие ее неэффективности; [4]

е) мерчендайзинг на основе прогнозирования с использованием технологий Big Data. Это позволяет применить Форсайт-прогнозы на объемы и сроки закупки товаров, выбрать наилучший период для выкладки продукции на полки или выставления на онлайн-площадки. Фактически без технологии обработки больших данных крупным торговым фирмам невозможно выстроить эффективную логистическую систему, особенно учитывая долю расходов на эти статьи в бюджетах компаний. [5] Оптимальная загрузка складских помещений, уменьшение невостребованности товарных остатков позволяет существенно сократить логистические издержки и повысить норму прибыли по торговым операциям;

ж) дизайн, созданный сами искусственным интеллектом. Элементы искусственного интеллекта повсеместно используются и для продвижения товаров, анализа потребительского спроса, но появляются и новые области приложения способностей ИИ, который в будущем может прогрессировать в направлении разумного и даже сверхразумного интеллекта, то есть нового вида мыслящих существ на Земле. К таким областям относятся самостоятельное конструирование сайтов онлайн-площадок, активное участие в социальных сетях в качестве самостоятельной виртуальной личности, совершенствование линейки товаров с целью быстрого реагирования на постоянно меняющиеся предпочтения покупателей. В этих вопросах возможности искусственного интеллекта превосходят возможности людей-аналитиков и по объемам обрабатываемой информации, и в скорости принятия решений. [6]

В целом торговля на базе цифровых технологий успешно развивается и позволяет многократно расширить рынки сбыта за счет привлечения новых категорий потребителей или выхода на рынки новых стран и регионов. Обратим внимание, что молодое поколение активнее пользуется digital-сервисами торговых фирм: например, в области моды и путешествий доля онлайн-покупок составляет уже более половины всех заключенных сделок. Таким образом, перспективы дальнейшего прогресса в области цифровой коммуникации вырисовываются впечатляющие, а постоянно появляющиеся новые разработки сделают процесс покупки товара еще более удобным и быстрым.

References

1. Vakhitov D. R. Prospects for reindustrialization of the Russian economy in the context of globalization and instability of the world economic system// Vestnik TISBI, 2016. - no. 2. - p. 61-71; no. 3 - - P. 104-130

2. Nabieva A. R. Theoretical foundations and modern trends in the development of Russian cooperation // Regional economic issues. 2019. No. 3 (40). pp. 73-79.

3. Nabieva A. R. Strategic management of the development of the cooperative movement in the region / / Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. 2018. No. 7. pp. 220-226.

4. Semenov G. V., Matveev Yu. V., Khairullin R. K., Ignatiev V. G. changes in the material structure of the public (national) product in the process of innovative development // Bulletin of the Samara State University of Economics. 2012. No. 2 (88). pp. 103-107.

5. Shamsutdinova M. R. Analysis of the investment climate of the municipality / / Financial Analytics: problems and solutions. 2011. No. 39 (81). pp. 26-31.

6. Zhilina N. N., Shamsutdinova M. R. Management of business processes of consumer cooperatives in the conditions of "Digitalization" of the economy // Economics and Management: problems, solutions. 2020. Vol. 2. No. 5 (101). pp. 44-47.


Login or Create
* Forgot password?