PSYCHOLOGICAL TOLERANCE OF CADETS: ANALYSIS OF ASSESSMENT OF ITS CONDITION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the problem of forming a tolerant consciousness. The purpose of the study is to assess the degree of expression of students ' own tolerance during the period of training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The research methods used were theoretical and comparative analysis, generalization, interpretation and reinterpretation of scientific data, existing practice; empirical methods: conversation, survey, method of expert assessments. The study sample consisted of cadets and students of higher educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia (94 respondents aged 18 to 22 years, 63 men and 31 women). The problems of forming a tolerant consciousness, the structure of tolerance, the importance of tolerance in the professional activities of police officers, as well as in the process of their training and professional development are considered. The results of the study of the degree of self-tolerance among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. It is shown that despite a fairly high level of tolerance, the main problem point for cadets is the formation and development of their active life position. An adequate level of tolerance of cadets is an indicator not only of the social maturity of the individual, but also indicates the formation of their professional self-awareness. The obtained results and conclusions are relevant for the organization of psychological work in the internal affairs bodies.

Keywords:
tolerance, tolerant consciousness, prevention of extremism, educational organization, life position, formation of tolerance
Text

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Последнеевремявесьмапопулярнымиширокоупотребляемымсталтерминтолерантность. И это совершенно не случайно. В условиях многонационального и поликультурного общества на первый план выступает проблема достижения взаимопонимания, доверия и терпимости для решения совместных задач по способствованию позитивного развития нашего государства. В связи с этим, одним из приоритетных направлений в образовании становится формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе[3].

Перед образовательными организациями МВД России возникает задача по формированию у сотрудника полиции личностных качеств, соответствующих запросам общества и необходимых для реализации принципов деятельности полиции. Имеются в виду такие качества, как:  уважение к закону, к правам и свободам граждан; беспристрастность, толерантность, справедливость, коммуникабельность, готовность и умение сотрудничать и взаимодействовать с гражданами и структурами гражданского общества и др.[1].

Теоретические предпосылки. Вопросы формирования толерантного сознания индивида являются предметом междисциплинарных исследований ведущих школ и направлений философии, психологии, педагогики: школы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.Г. Асмолова, Г.В. Солдатовой; философской школы М.М.Бахтина, В.С.Библера, В.И.Вернадского; социологии межэтнической толерантности Л.М. Дробыжевой, М.Б. Хомякова, В.А. Лекторского, М.П. Мчедлова.

Положения педагогики ненасилия и педагогики сотрудничества представлены в работах К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина; поликультурной педагогики - в исследованиях А.Н. Джуринского, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой. Культурологический подход в рамках личностно-ориентированного образования представлен С.И. Осиповой, Е. В. Бондаревской, В. В. Давыдововой, И.А. Колесниковой, М.Н. Кузьминым, И.В. Крутовой, Н. Н. Суртаевой, Г.М. Шеламовой, Д.Б. Элькониным.

В новых социально-экономических условиях становится необходимым исследование взаимодействия всех составляющих поликультурной образовательной среды как фактора успешного формирования толерантности индивида, которая, по мнению Г.У. Солдатовой [5], может стать устойчивой чертой личности. Наличие сформированных устойчивых личностных характеристик позволяет утверждать о толерантности как интегральной характеристики психологически зрелой личности, в систему инструментальных ценностей которой и входит толерантность [3].

Невольно возникает вопрос о значении самого термина «толерантность». Известно, что психологи заимствовали этот термин у медиков. В узком смысле в медицине речь идет о неспособности организма бороться с возникшей для него проблемой (патологии иммунитета).  В широком смысле толерантность связывается с недоразвитостью всей психики, и в первую очередь сознания, которое становится неспособным адекватно воспринимать бессознательные энергии, попадая при этом в зависимость от патологических бессознательных энергий, которые и начинают управлять поведением человека [2].

Понятие толерантность происходит от слова «терпение» и означает уважительное отношение к иному мнению, чужим высказываниям и взглядам. Кроме того, толерантность предполагает способность человека  принимать различные формы самовыражения и проявления личной индивидуальности другого. Такого рода терпимость - это не только моральный долг каждого свободного человека, но и правовая потребность.

В научной психологической литературе мы можем встретить такие трактовки этого понятия, как:

  • навыки мириться с расхождением наших убеждений и поступков с другими людьми;
  • психологическая устойчивость в сложных порой экстремальных ситуациях;
  • понимание и уважение разных культур нашего многонационального общества и всего того, что происходит в нем, индивидуально-психологических особенностей других людей.

Толерантность подразумевает уважение человеческого достоинства и прав других, сострадание, прощение, сотрудничество, принятие другого таким, какой он есть, милосердие.

Необходимо понимать, что в отличие от безразличия, толерантность предполагает, с одной стороны, проявление интереса к жизни другого человека, а с другой – проявление терпимости по отношению к его взглядам, мнению, поступкам, поведению, т.е. осознания права другого на жизнь в соответствии с собственным мировоззрением.

Толерантность имеет многоуровневую структуру, включающую следующие компоненты:

  • личностный (понимание самореализации своей и каждого, широкое мировосприятие);
  • социальный (создание своего круга единомышленников, процесс интериоризации, когда внутренние убеждения находят свое отражение в поведение человека в обществе);
  • морально-нравственный (соблюдение определенных обществом социальных норм, саморегуляция, понимание других).

Толерантность может быть выражена разными уровнями: низким, когда человек испытывает раздражение от всего мира; среднего, когда проявляет терпение к достоинствам и недостаткам некоторых людей, стремится к общению с ними; высокого, когда речь идет о полном принятии тех, с кем человек общается, испытывая удовольствие от общения и наслаждение от жизни.

Важно, чтобы толерантность создавала комфортные условия жизни. Когда человек не понимает происходящее  вокруг, когда его все раздражает, вряд ли можно говорить об удовлетворении жизнью. И наоборот, когда человек слепо принимает все, то может также лишить себя комфорта, создавая опасные условия, сея страх. И только при высокой, но корректной толерантности, при избирательном отношении к своему окружению, человек живет счастливо, в ладу и комфорте с собой и социальным окружением.

Как и у любого явления, у толерантности есть свои достоинства и недостатки.

К достоинствам толерантности можно отнести следующее:

  • толерантность ведет к гуманности и пониманию других людей;
  • помогает выстроить эффективную коммуникацию;
  • способствует проявлению эмпатийного отношения к другим;
  • может приводить к личностному росту через передачу опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения.

К недостаткам толерантности следует отнести:

  • толерантность может способствовать дистанцированию от людей с непохожими взглядами;
  • ведет к разрушению традиционного религиозного уклада, когда терпение, которое является главной библейской добродетелью, подменяется терпимостью к греху;
  • может приводить к  проявлению агрессии, когда вместо решения реальных социальных проблем людей, только декларируется уважение к правам представителей других наций, культур, рас, вероисповеданий и т.д.;
  • может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;
  • очень сложно провести точную грань, когда толерантность перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека.

Развивать толерантность – значит стараться понять, разобраться, найти общие точки зрения с другим человеком, проявлять интерес к неизвестному. И только в процессе такого анализа человек решает принимать или не принимать, понимает он это или не понимает. Удачный пример толерантности – стремление понять и проявлять интерес к традициям и обычаям других культур в сравнении со своей культурой.

Надо быть толерантным, но нельзя быть терпимым. Принимая права других людей, культуру различных наций и народностей, особые потребности людей с ограниченными физическими возможностями, мы не должны проявлять малейшую терпимость к злу, любому асоциальному поведению. Необходимо занимать активную жизненную позицию. Все перечисленное играет огромную роль в деятельности сотрудников полиции и тем более в процессе их обучения и профессионального становления.

Методика исследования

Нами был подготовлен и проведен опрос, целью которого стала оценка степени выраженности у курсантов собственной толерантности. Выборка составила 94 человека, из них: 34 – 2 курса, 31- 3 курса и 29 – 4 курса. Предлагалось оценить в баллах от 1 до 10, в какой степени у них наличествуют основные признаки толерантности человека. В число признаков вошли:

1.Адекватность в знании всей совокупности своих достоинств и недостатков; признание такой совокупности и у других людей; отсутствие категоричного неприятия недостатков индивидуальности другого человека.

2. Адекватная степень критичности к себе.

3.Отсутствиезначительного разрыва между «Я-идеальным» и «Я-реальным»; отсутствие стремления использовать только себя в качестве эталона при оценке других людей.

4.Отсутствие стремления перевоспитать партнеров по общению, «подгоняя»его  под себя, делая его «удобным» для общения.

5. Способность к сочувствию и сопереживанию.

6. Наличие психологического чувства собственной защищенности.

7. Способность брать ответственность на себя и за всё происходящее с собой.

8. Принятие многообразия мира, а также позиций, мнений других людей.

9. Присутствие у себя чувства, что порядок во всём не является доминирующей ценностью и отходит на второй план.

10. Ориентация на самостоятельность и собственную позицию во всём.

11.Способность к самоиронии, к самокритике; обладание чувством юмора в целом.

12.Отсутствие категоричности и консерватизма в оценках других людей.

13.Умение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с неприемлемым поведением партнера по общению.

14.Умение прощать другому ошибки или неприятности.

15.Умение принимать физические или психические недостатки (дискомфорт) партнера по общению.

Обсуждение результатов

Результаты исследования  отражены на рис.1.Они показывают, что в целом уровень выраженности у курсантов собственной толерантности по их субъективной оценке выше среднего.

 

Рис.1. Диаграмма оценки выраженности у курсантов собственной толерантности.

 

Если рассматривать основные признаки толерантности, то картина следующая:

- адекватность критичности к себе, в знании своих достоинств и недостатков, категоричность в восприятии недостатков других людей  достаточно высокая на 2 и 4 курсах (7,7; 7,5) и некоторый спад мы видим у третьекурсников (6,1), что вполне объяснимо некоторой эйфорией: к этому времени курсанты достаточно хорошо адаптировались к условиям обучения и службы и впереди еще два года «беззаботной» жизни. На четвертом курсе, когда они больше сориентированы на будущую практическую деятельность, этот показатель несколько повышается;

- резкой переоценки ценностей не происходит,  но разрыв между их идеалами и реальной жизнью велик, с тенденцией у курсантов 4 курса его увеличения (6,2; 5,6; 7,5), также повышается у них способность к сочувствию и сопереживанию (эмпатия) (7,4; 7,5; 7,9), что  вполне объяснимо накоплением определенных знаний и социального опыта;

- средняя по полученным данным активная жизненная позиция подтверждается отсутствием стремления изменять окружение (6,4; 4,7; 5,8), принятием многообразия мира, а также позиций, мнений других (7,4; 6,9; 6,2) и отсутствием категоричности, консерватизма в оценке других (6,7; 7,0; 6,8);

- интересны результаты, показывающие стремление на самостоятельность и собственную позицию во всем (7,5; 7,7; 7,3). Но тут возникает вопрос, касающийся прежде всего направленности личности и, в частности, интересов, идеалов, ценностных ориентаций, мировоззрения, которые напрямую касаются развитию активной жизненной позиции курсантов;

- о достаточно высокой толерантности свидетельствуют и показатели по таким признакам, как: способность к самоиронии, к самокритике (7,6; 8,8; 8,5); умение скрывать или сглаживать неприятные чувства при взаимодействии с другими людьми (7,3; 7,2; 7,4) а также умение принимать физические или психические недостатки других (7,7; 7,6; 8,0).

Выводы

Таким образом, толерантность курсантов высших образовательных организаций МВД России характеризуется позитивным восприятием окружающих людей, системой конструктивных установок на межличностное и межкультурное общение и взаимодействие, наличием уверенности в себе, коммуникабельностью, уважением к интересам, обычаям, традициям и культуре других народов.

Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что, несмотря на достаточно высокий уровень толерантности курсантов, необходимо формировать и развивать их активную жизненную позицию, поскольку толерантность основана на ценностном отношении к людям как представителям другой культуры, проявляется в активной жизненной и профессиональной позиции человека. Адекватный уровень толерантности курсантов является показателем их социальной зрелости и профессионального самосознания, предполагает расширение ценностей личности за счет конструктивного самовыражения и проявления индивидуальности, взаимодействия с другими людьми.  Человек, обладающий толерантностью, выступает против социальной несправедливости, проявляет лояльность к чужим взглядам и убеждениям, избегает жестокого навязывания своего мнения окружающим. Полученные результаты могут быть использованы в системе психологической работы в органах внутренних дел, а также способствовать гармоничному самовоспитанию сотрудника полиции.

References

1. Amel'chakov I.F., Chesovskaya M.G., Dolin V.A. Tolerantnost' kak lichnostnoe kachestvo sotrudnika organov vnutrennih del (teoretiko-metodologicheskie osnovaniya) // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies]. 2016. № 1 (64). pp. 44-47. (in Russian)

2. Afrin I. Kritika psihologicheskoy tolerantnosti [Critique of psychological tolerance] - M.: Institut obschegumanitarnyh issledovaniy, 2015. - 152 p. (in Russian)

3. Bogdanova A.I. Formirovanie tolerantnosti studentov v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede vuza [Formation of students' tolerance in the multicultural educational environment of the university ] : Diss.na soiskanie …k.ped.n. - Krasnoyarsk, 2015. - 221 p. (in Russian)

4. Nurligayanova O.B., Povarenkov Yu.P. Pedagogicheskaya tolerantnost' kak professional'no vazhnoe kachestvo pedagoga [ Pedagogical tolerance as a professionally important quality of a teacher ] - Arhangel'sk: Severnyy (Arkticheskiy) federal'nyy universitet imeni M.V. Lomonosova, 2014 - 159 p . (in Russian)

5. Soldatova G. U., Shaygerova L. A., Sharova O. D. Zhit' v mire s soboy i drugimi: Trening tolerantnosti dlya podrostkov [To live in peace with yourself and others: Tolerance training for teenagers ] . M.: Genezis Publ., 2001. - 112 p. (in Russian)

Reviews
1. Psychological tolerance of cadets: analysis of the assessment of its condition Authors: Vahnina Viktoriya Vladimirovna


Login or Create
* Forgot password?