Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia (philosophy, foreign languages, humanitarian training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Professor)
Russian Federation
It is stated that in recent years, in civil society and legal science there has been growing interest regarding the problem of the police officer’s image in the social conscience. Many scientific articles devoted to this theme have been published, where such issues as forming the police officer’s image in the mass media, appreciating the police activity by civil society, searching for ways of forming the positive police officer’s image, etc. are of special interest. This scientific research was aimed at appreciating the peculiarities of perceiving the professional image of law enforcement officers. In the course of the research 92 police officers were interviewed through filling the anonymous questionnaire in google-forms. Trainees of the management faculties and postgraduates of the scientific-pedagogic personnel training faculty of the Academy of Management of the MIA of Russia were the research participants. The data collection was accomplished by means of filling the google-forms. The research was conducted in anonymous format. It was stated that the application of the psychosemantic approach allowed to obtain more reliable information from the respondents than the methods of direct questions. The data were collected over the period from April to June 2020. The semantic field containing 828 words was obtained by means of applying the method of free associations to the incentive “image of law enforcement officers”. The obtained associations were classified into some semantic groups. Such service as https://облакослов.рф was used for selecting the largest semantic units. It allowed to visualize the most frequently used associations (100 of them) in the form of “word cloud”. The research results identifted the key importance of such words as “law”, “responsible”, “honest”, “to protect”, “to help” and others when characterizing both the image and professional activities of police officers. Conclusions: 1) the application of the psychosemantic approach in the research of the professional image allowed to study the representation of law enforcement officers; 2) the activities of the law enforcement units responsible for moral and psychological training are considered as effective since the professional image of law enforcement officers is formed from the semantic markers of positive connotation, reflecting their functions related to law protecting and ensuring security and social health. The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project No. 20-013-00423.
law enforcement officers, police officer’s image, social conscience, psychosemantic approach in the research
Введение.
Введение в проблему. Подготовка к празднованию трехсотлетия российской полиции в 2018 году побудила организаторов и исследователей к осмыслению и изучению истории отечественной полиции, сопоставлению опыта прошлого и настоящего, проблем и успехов, общественных мнений и отношения к правоохранительным органам. Во все времена в гражданском обществе существовали высокие требования к деятельности сотрудника полиции как представителя власти и закона, выполняющего свои служебные обязанности на основе профессионализма, добросовестности и справедливости.
Важность проблемы.
Наше исследование образа сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации опирается на психсемантический подход и позволяет говорить об эффективной роли морально-психологической подготовки в формировании профессионального образа сотрудника, отражающего функции по защите закона, обеспечения безопасности и здоровья граждан.
Достижения последних лет. За последние годы в российском обществе и ведомственной науке резко возрос интерес к проблеме образа сотрудника полиции. Вышло в свет в большое количество научные статьи, рассматривающие эту проблему в различных аспектах. Особый интерес составила тема образа сотрудника полиции в средствах массовой информации [15], ряд статей был посвящен специфике формирования образа полицейского в медиа-пространстве, в том числе образа руководителя органа внутренних дел [18]; особенности формирования образа современного российского полицейского в массово-коммуникативной среде [10]; манипулятивное воздействие средств массовой информации на формирование образа сотрудника [3]; рассмотрены также механизмы формирования имиджа сотрудника полиции в средствах массовой информации [2, 5, 9]. Активно исследовалось современное состояние взаимодействия полиции и общества [14]; формирование имиджа органов внутренних дел Российской Федерации [1]; влияние положительного имиджа сотрудника полиции на взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества [8]; изучалось общественное мнение в оценке деятельности полицейских [4]; вопросы доверия россиян к сотрудникам полиции [11]; обсуждалась тема личности полицейского как образ профессионала [7]; детерминанты модальности социального образа сотрудника ОВД [17]; проблемы репрезентации образа полицейского в российском обществе [16]; визуальные средства формирования образа современного полицейского [13]; психология имиджа сотрудника полиции [19], а также роль кинематографа в формировании положительного образа сотрудника [12] и другое.
В рамках изучения образа полицейского, мы уже проводили исследование общественного мнения (на примере современной молодежи), результаты исследования были опубликованы в научной статье [20]. Сегодня целью нашей работы является изучение мнения сотрудников полиции о своей деятельности и своей миссии. Это необходимо для оценки деятельности служб ОВД, отвечающих за морально-психологическую подготовку и для оценки социально-психологического климата в подразделениях ОВД в целом.
Цель настоящей работы: оценка особенностей восприятия профессионального образа сотрудников ОВД.
Методы исследования.
Характеристика участников эксперимента. Опрошено 92 сотрудника, посредством заполнения анонимного опроса в google-формах. Из них 30 женщин и 62 мужчины, в возрасте от 24 до 46 лет. Стаж работы от 6 до 27 лет. У всех участников исследования высшее образование. Из них 15 человек обучаются в адъюнктуре.
Характеристика выборки по возрасту и полу
Возрастная категория |
Количество участников женского пола |
Количество участников мужского пола |
24-30 |
4 |
1 |
31-45 |
22 |
57 |
46 и старше |
4 |
4 |
Процедура формирования выборки.
В исследовании участвовали слушатели управленческих факультетов и адъюнкты факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии управления МВД России. Участие испытуемых в исследовании было добровольным, и не финансировалась. Сбор данных реализован посредством заполнения google-формы. Исследование проходило в анонимном формате. Таким образом, в реализуемой процедуре мы учитывали этические нормы и требования к проведению психологических исследований.
Схема проведения исследования.
1) Заполнение анкеты со скрининговыми данными (пол, возраст, стаж службы, уровень образования).
2) Сбор данных методом свободных ассоциаций на стимул: «образ сотрудника ОВД». На данный стимул нужно было дать девять ассоциаций в формате: три существительных, три прилагательных и три глагола в инфинитивной форме. Психосемантический подход позволяет получить от испытуемого информацию, менее контролируемую со стороны установки на социальную желательность, нежели прямой вопрос. Сбор данных проводился в период апреля – июня 2020 года.
Результаты исследования и их обсуждение.
Отбор испытуемых. Участие в исследовании было добровольным и не финансировалось.
Статистика и анализ данных. Методом свободных ассоциаций на стимул: «образ сотрудника ОВД» было получено семантическое поле из 828 слов (иногда словосочетаний). Эти ассоциации были классифицированы по семантическим группам (однокоренные, родственные слова, семантически близкие), куда вошли 508 слов, остальные 309 слов оказались вне категорий по причине единичной представленности ассоциаций, 11 слов и словосочетаний предложены с нарушением инструкции (возможно как проявление психологической защиты) и не учитывались в дальнейшем анализе.
Для выделения наиболее крупных семантических единиц использовался сервис https://облакослов.рф. Это позволило построить визуализацию наиболее используемых ассоциаций (100 наиболее используемых) в виде «облака слов» (см. рис 1). Из анализа исключались предлоги и союзы.
Рисунок 1
Облако слов наиболее часто используемых ассоциаций на стимул
«Образ сотрудника ОВД»
Также весь массив полученных данных был обработан с помощью покатегориального частотного анализа, посредством экспертной оценки при распределении слов и словосочетаний по категориям.
Частотный анализ основан на «учете частоты употребления тех или иных семантических единиц. Если некие семантические единицы (слова) выражаются чаще других, следовательно, они важнее других и извлекаются из более мощной категории сознания, и что в иерархии категорий некоторые из них являются более мощными» [6, с.171]. Выделение семантических категорий в представлениях сотрудников ОВД относительно собственного профессионального образа и образа других сотрудников, позволяет описать содержание профессионального сознания и зафиксировать представления, являющиеся маркерами профессионально-важных качеств и функций в профессиональной деятельности.
Семантическое поле представлений о профессиональном образе сотрудника органов внутренних дел связано с просоциальными функциями и профессиональными важными качествами, необходимыми для реализации этих функций. Визуализация семантического поля в виде облака слов демонстрирует просоциальную направленность ассоциаций, ориентацию на закон, функции защиты и помощи, посредством таких качеств как честность и ответственности и справедливости.
Ассоциативный ряд сконцентрирован на ключевых существительных (закон, защита, порядок, форма, ответственность), значимой оценке профессиональной деятельности (защищать, помогать, служить, охранять), на позитивной характеристике сотрудника (честный, ответственный, смелый, справедливый, сильный и другие). Из наиболее часто используемых ассоциаций условно негативной коннотации можно выделить только указания на оценку сотрудника как «властного», однако негативная окраска характеристики в данном случае не очевидна. Полагаем, что такая оценка связана с полномочиями сотрудника полиции, определяемыми как «властные» в Федеральном законе «О полиции», 2011 г. [Федеральный закон РФ от 07 февраля
Таблица 1.
Семантические категории, связанные с представлением о сотруднике ОВД
№ |
Укрупненные смысловые категории |
Единицы семантического анализа |
Количество единиц |
|
Качества познавательной деятельности |
Умный (10), ум (1), грамотный (15), образованность (1), образованный (3), квалифицированный (1), компетентный (2), профессиональный (6), внимательный (5), эрудированный (1), эксперт (1) |
46 |
|
Качества готовности преодолевать опасность |
Мужественность (1), мужественный (5), мужество (3), отвага (4), отважный (1), смелость (1), смелый (14), сила (5), сильный (12), храбрый (2) |
48 |
|
Качества готовности отвечать за свои действия |
Ответственность (10), ответственный (24), решительный (5) |
39 |
|
Качества коммуникативной деятельности |
Коммуникабельный (2), добрый (4), доброжелательный (1), отзывчивость (7) |
14 |
|
Качества эмоциональной сферы |
Выдержанный (1), выдержка (2), самоконтроль (1), сдержанный (1), дисциплинированность (11), хладнокровный (1) |
17 |
|
Качества ценностной сферы |
Честность (4), честный (25), беспристрастный (2), честь (9), закон (24), законность (4), законный (3), законопослушный (3), правопорядок (5), порядок (15), нравственность (1), порядочность (10), правдивый (1), совесть (3), справедливость (5), справедливый (17), долг (3), принципиальный (3) |
137 |
|
Качества, связанные с внешней презентацией |
Форма (17), стильно одетый (1), опрятный (2), красивый (2), подтянутый (2) |
24 |
|
Негативные качества |
Бедный (2), безалаберный (1), бесправный (1), беспринципный (1), забитый (1), зависает (1), загруженный (1), ленивый (2), не защищенный (1), недисциплинированный (1), некомплект (1), необразованный (1), несчастный (1), никто не ценит (1), уставший (3) |
16 |
|
Функция активности |
Служба (8), служить (17), работа (1), работать (10), работающий (4), работоспособный (2) |
42 |
|
Функция защиты |
Защита (13), защитник (12), защищать (39), охрана (2), охранять (18), страж (2), оберегать (4), спасать (4) |
94 |
|
Функция помощи |
Помогать (26), помощник (2), помощь (3), |
31 |
|
Все категории (828 – все полученные ассоциации, 11 – невалидных ассоциаций, 508 – категоризованных ассоциаций, 309 ассоциаций - вне категорий) |
508 |
Таблица 2.
Сводная таблица оценок по смысловым кластерам
№ |
Кластеры смысловых категорий |
Суммарное количество семантических единиц в кластере |
Ранговое место кластера в семантическом поле выборки |
|
Качества ценностной сферы |
137 |
1 |
|
Качества готовности преодолевать опасность |
48 |
3 |
|
Качества познавательной деятельности |
46 |
4 |
|
Качества готовности отвечать за свои действия |
39 |
6 |
|
Качества, связанные с внешней презентацией |
24 |
8 |
|
Качества эмоциональной сферы |
17 |
9 |
|
Негативные качества |
16 |
10 |
|
Качества коммуникативной деятельности |
14 |
11 |
|
Функция защиты |
94 |
2 |
|
Функция активности |
42 |
5 |
|
Функция помощи |
31 |
7 |
Было выделено одиннадцать укрупненных смысловых групп. Из них семь групп могут быть отнесены к описывающим профессионально-важные качества, то есть характеристикам, непосредственно оказывающим влияние на эффективность и нормативность профессиональной деятельности: ценности, преодоления опасности, готовности отвечать за свои действия, внешняя презентация, эмоциональная сфера и коммуникации.
Наиболее важными профессионально качествами сотрудники воспринимают те, которые связаны с моральной оценкой действий (1 ранговое место), далее по степени значимости оцениваются качества, связанные с готовностью преодолевать опасность (3 ранг), правильно оценивать ситуацию во всех ее аспектах (4 ранг) и быть способным отвечать за принятые решения, нести ответственность (6 ранг). Значимо менее представленными, но всё-таки рефлексируемыми как важные, являются характеристики способности себя презентовать (8 ранг), осуществлять эмоциональный самоконтроль (9 ранг) и успешную коммуникацию (11 ранг). Также выделена группа качеств, условно названная негативными, в которую были отнесены характеристики с негативной коннотацией (10 ранг). Таким образом, можно сделать вывод о преимущественно аксиологической направленности профессионального образа сотрудников органов внутренних дел.
Три укрупненных смысловых группы объединены описанием профессиональных функций: защиты, активности и помощи. Все эти функции обладают выраженной позитивной коннотацией, соответствуют требованиям к сотрудникам, сформулированным в законе «О полиции».
В структуре семантических маркеров профессионального образа описанные функции имеют разную ранговую значимость. Наиболее важной сотрудники ОВД полагают функцию защиты (2 ранг), далее функция активности (5 ранг) и функция помощи (7 ранг). Можно говорить о том, что профессиональная деятельность связана с проактивностью, а не с реактивностью, сотрудники более ориентированы на упреждающий характер действий. В сочетании с преимущественно аксиологической направленностью это формирует просоциальность профессионального образа сотрудника.
Заключение
Таким образом, в настоящей работе проведена оценка особенностей восприятия профессионального образа сотрудников ОВД.
В ходе исследования были опрошены слушатели управленческих факультетов и адъюнкты факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии управления МВД России посредством заполнения анонимного опроса; сбор данных был реализован посредством заполнения google-формы, использовался психосемантический подход, который позволил получить от испытуемых более достоверную информацию.
Сбор данных проводился методом свободных ассоциаций на стимул: «образ сотрудника ОВД», было получено семантическое поле из 828 слов.
Полученные ассоциации были классифицированы по семантическим группам. Для выделения наиболее крупных семантических единиц использовался сервис https://облакослов.рф, что позволило построить визуализацию наиболее используемых ассоциаций (100 наиболее используемых) в виде «облака слов».
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1) использование психосемантического подхода в исследовании сделало возможным изучение представлений сотрудников органов внутренних дел о «профессиональном образе»;
2) можно говорить об эффективной работе подразделений по морально-психологическому обеспечению деятельности ОВД и организации морально-психологической подготовки, поскольку профессиональный образ сотрудников сформирован из семантических маркеров позитивной коннотации, отражающих функции сотрудников по защите закона, обеспечения безопасности и здоровья граждан.
1. Alekseenok A.A., Kiryukhina Yu.V. Formirovanie imidzha organov vnutrennikh del Rossii (retrospektivnyi analiz) [Formation of the Russian law enforcement agencies’ image( retrospective analysis)] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2018, no 2, pp. 51-61. (in Russian)
2. Artonova A.I. Nekotorye aspekty vliyaniya SMI na obraz politseiskogo v g. Barnaule [Some aspects of the mass media impact on forming the police officer’s image in Barnaul] V knige: Molodezh' - Barnaulu. Materialy XXI gorodskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh. ed. by Yu.V. Anokhin, 2020, p. 531. (in Russian)
3. Boeva M.A., Kiryukhina Yu.V. Vliyanie manipulyativnogo vozdeistviya sredstv massovoi informatsii na formirovanie obraza sovremennogo sotrudnika politsii [The influence of the mass media manipulating impact on the formation of the modern police officer’s image] // Nauchnyi vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2018, no 1 (74), pp. 20-23. (in Russian)
4. Bochkarev A.N., Mamisheva Z.A. Kontseptual'nye osnovaniya analiza obraza politsii v soznanii molodezhi [Conceptual reasons of the analysis of the police image in the youth consciousness] / V sbornike: Obshchestvennye nauki v sovremennom mire: politologiya, sotsiologiya, filosofiya, istoriya // Sbornik statei po materialam XVI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 2018, pp. 74-78. (in Russian)
5. Brazhenskaya N. E., Chernobrodov E. R. Sredstva massovoi informatsii kak odin iz osnovnykh mekhanizmov formirovaniya imidzha sotrudnika politsii [The mass media as one of the main mechanism of forming the police officer’s image] // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh, 2019. V. 24, no (78), pp. 306-311. (in Russian)
6. Vakhitova Z.Z., Dotsenko E.L. Psikhosemantika [Psychosemantics]. Tyumen, Izd-vo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta (Publ.), 2014. 292 p. (in Russian)
7. Golyshkina E.R., Doroshenko O.M. Lichnost' politseiskogo kak obraz professionala [Police officer’s personality as the image of a professional] / V sbornike: Voprosy sovershenstvovaniya pravookhranitel'noi deyatel'nosti: vzaimodeistvie nauki, normotvorchestva i praktiki // Sbornik materialov II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, 2019, pp 308-310. (in Russian)
8. Golyandin N.P., Sheriev A.M. Vliyanie polozhitel'nogo imidzha sotrudnika politsii na vzaimodeistvie organov vnutrennikh del s institutami grazhdanskogo obshchestva [The influence of the positive police officer’s image on the cooperation of law enforcement agencies with the civil society institutes] // International Law Journal, 2019, V. 2, no 2, pp. 22-26. (in Russian) 7
9. Zudaeva V.V., Brueva N.V. Rol' SMI v sozdanii imidzha sotrudnika organov vnutrennikh del [The role of the mass media in forming the image of law enforcement officers] // Nauchnyi daidzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii, 2020, no 2 (5), pp. 108-114. (in Russian)
10. Karnaushenko L.V. Obraz sovremennogo rossiiskogo politseiskogo: osobennosti formirovaniya, aktual'nye riski v massovo-kommunikativnom prostranstve [The image of the modern Russian police officer: peculiarities of forming, actual risks in the mass communicative space] / V sbornike: Rossiiskaya politsiya: tri veka sluzheniya Otechestvu // Materialy yubileinoi mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 300-letiyu rossiiskoi politsii, 2018, pp. 1668-1675. (in Russian)
11. Karpova A.V. Uroven' doveriya rossiyan k sotrudnikam politsii [The Russians’ level of confidence in police officers] / V sbornike: Progressivnye tekhnologii v mirovom nauchnom prostranstve // Sbornik statei po itogam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 2020, pp. 80-83. (in Russian)
12. Kartavtsev D.A. Rol' kinematografa v formirovanii obraza politseiskogo [The role of cinematograph in forming the police officer’s image] / Obraz sovremennogo politseiskogo // Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii, 2019, pp. 70-76. (in Russian)
13. Koshkarova Yu.A. K voprosu o vizual'nykh sredstvakh formirovaniya obraza sovremennogo politseiskogo [On the issue of visual means of forming the image of a modern police officer] / V sbornike: Gosudarstvo i pravo: evolyutsiya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya (navstrechu 300-letiyu rossiiskoi politsii) // Materialy XIV mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii. Sankt-Peterburgskii universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, 2017, pp. 267-269. (in Russian)
14. Luk'yanova G.V. Politsiya i obshchestvo: sovremennoe sostoyanie vzaimodeistviya [Police and society: modern state of cooperation] / V sbornike: Pravookhranitel'naya deyatel'nost' organov vnutrennikh del v kontekste sovremennykh nauchnykh issledovanii // Materialy regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 2020, pp. 117-121. (in Russian)
15. Mitskikh D.A. Obraz rabotnika pravookhranitel'nykh organov v sovremennykh rossiiskikh SMI [The image of law enforcement officers in the modern Russian mass media] / Lomonosovskie chteniya na Altae: fundamental'nye problemy nauki i obrazovaniya // Sbornik nauchnykh statei mezhdunarodnoi konferentsii. 2017, pp. 2354-2355. (in Russian)
16. Rozhkovskii V.B., Lyubivaya G.A. Obraz politseiskogo v rossiiskom obshchestve: problema reprezentatsii [The police officer’s image in the Russian society: the problem of representation] // Nauchnyi portal MVD Rossii, 2018, no 1 (41), pp. 12-16. (in Russian)
17. Suvorova O.V., Kravchuk O.N. Determinanty modal'nosti sotsial'nogo obraza sotrudnika organov vnutrennikh del [Determinants of the modality of the law enforcement officers’ social image] // Nizhegorodskii psikhologicheskii al'manakh, 2019, V. 1, no 1, pp. 147-155. (in Russian)
18. Filimonov O. V., Perednya D. G. Spetsifika formirovaniya Mediinogo obraza rukovoditelya organov vnutrennikh del na regional'nom urovne (po materialam fokus-gruppy [The specificity of the image of the law enforcement body’s head on the regional level (based on the focus group materials)] // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017, no 4 (44), pp. 26-31. (in Russian)
19. Tsvetkov V. L., Anufrieva D. A. Psikhologiya imidzha sotrudnika politsii: sostoyanie i vozmozhnaya polozhitel'naya dinamika [Psychology of the police officer’s image: current state and prospective positive dynamics] // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh, 2018, no 3 (74), pp. 23-27. (in Russian)
20. Vasil'yeva I.V., Vozzhenikova O.S. Obraz politseyskogo v obshchestvennom soznanii [Legal Science and Law Enforcement Practice] // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. 2017. № 3 (41). pp. 183-191. (in Russian)