PERSONAL FACTORS OF PROFESSIONAL SUCCESS OF SOCIAL WORK SPECIALISTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents an analysis of the personal factors of the success of the professional activities of social work specialists, in particular, specialists in working with the family. It is noted that the structure of social services requires the solution of a number of new tasks caused by social, information, economic, and globalization changes in our society. Social services for the family are understood as specific social activities aimed at expanding the family's ability to independently provide for their basic life needs, to promote the sustainable functioning of the family and the effective performance of families ' functions of raising and socializing children. The relevance of the empirical study of personal psychological resources of the success of social professionals is justified. In the framework of an empirical study, using the methods of expert evaluation, the method of" polar groups " by J. R. R. Tolkien. Flanagan, techniques 16-tifactorial the study of personality Cattell R., methods of diagnosis leading mechanisms of psychological protection "Index lifestyle" R. Plutchik ("Life style Index"), questionnaire of coping (coping R. Lazarus test) among the "unsuccessful" and "successful" professionals working with the family received the results: "failed" experts characterized by the use of A Factor, while for "successful" professionals a number of wider factors, Factor V, Factor E, F Factor, Factor I; it is revealed that among the adaptive mechanisms (mechanisms of psychological protection and strategies of coping with stress), the following predominate: in" unsuccessful "specialists – the mechanisms of psychological protection "regression"," substitution "and coping strategy" distancing"; in" successful "specialists – "confrontation". The expansion of scientific knowledge about the psychological factors of the success of professional activities of specialists working with the family will reduce the tension of subject-subject interaction, prevent the manifestations of various kinds of professional deformities, as well as ensure a certain level of professional health and improve the quality of life of specialists in general.

Keywords:
social work, social work specialist, family work specialist, professional success, personal factors, professional development of a specialist, quality of life
Text

Актуальность. Развитие системы социальных услуг для различных категорий населения в Российской Федерации реализует специальный социальный институт – структура социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан подразумевает под собой профессиональную деятельность специалистов – специалистов по социальной работе, социальных работников – по предоставлению социальных услуг населению [18].

Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [17].

Можно уверенно говорить о том, что задачи и направления социального обслуживания задаются теми изменениями и запросами, которые происходят в нашем обществе. Основная цель социальной работы – предоставить различным категориям граждан социальные услуги, адекватные, своевременные и надлежащие по качеству, что, в свою очередь, будет способствовать развитию личности, положительному изменению его социального положения и т.п.

Современные исследователи социальную работу рассматривают как отдельный вид профессиональной деятельности. Социальную работу можно определить как многогранную целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций, отдельных лиц по оказанию помощи человеку в трудной жизненной ситуации, с которой он самостоятельно справиться не может [18, 19].

Кроме того, в научной литературе существуют дискуссии по поводу соотношения понятий «социальная работа», «социальное обслуживание», «социальное обеспечение», «социальная защита». Обобщая существующие мнения исследователей, можно говорить о том, что основной системообразующей структурой является социальная защита, а социальное обслуживание, в свою очередь, является дополнительной, вспомогательной подструктурой социальной защиты населения. Профессиональная деятельность специалистов по социальной работе, в частности, специалистов по работе с семьей рассматривается как раз в структуре социального обслуживания [1].

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», семья является для любого человека первым институтом социализации, первой воспитательной инстанцией [13].

Государственная политика в области воспитания предполагает развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

Проблема. Учитывая динамический характер социально-экономических преобразований в обществе, для современной семьи характерны изменения модели семейных отношений, возрастает количество неполных семей, изменяется отношение к браку и т.п. Особые категории семей – малообеспеченные семьи, семьи с тремя и более детьми, семьи с детьми-инвалидами, семьи тех, кто вынужден работать в других регионах и странах. Так как объектом социального обслуживания специалистов по работе с семьей является семья, то, с учетом вышесказанного, важен учет таких факторов, как структура семьи, ближайшее социальное окружение, история формирования, ролевые диспозиции в семье и т.п.

Рассматривая определения социального обслуживания семьи, то можно выделить подход Ю.Ю. Ивашкиной, под которым социальное обслуживание семьи понимается как специфическая социальная деятельность, направленная на расширение возможностей семьи самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, на содействие устойчивому функционированию семьи и эффективному исполнению семей функции воспитания и социализации детей [5, 6].

В контексте исследования психологического содержания профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, определения их функциональных обязанностей и квалификационных требований уместно отметить, что именно в функционал специалиста по социальной работе заложены должностные обязанности и направления работы, связанные, в широком смысле, с психолого-педагогическим обеспечением социальной работы с семьей, с системой мер, которые позволяют реализовывать внутренние резервы семьи как социального института и восстановление ее активности [12, 16]. Актуализация и развитие таких внутренних резервов, личностно-развивающих ресурсов семьи способствует, в том числе, и положительным личностным изменениям каждого из ее членов [15, 20].

Работа специалиста по социальной работе, специалиста по работе с семьей значима еще и с тех позиций, в настоящее время в обществе происходит девальвация универсальных общечеловеческих ценностей, в том числе и института семьи. Анализ института семьи целесообразно проводить, опираясь на междисципларный подход и междисциплинарные методики. Направления работы, связанные с социальной консультацией, социальной профилактикой, социально-психологическим просвещением и др., служат опорой и механизмами не только сохранения института семьи в обществе, но его развития [4].

Работа специалистов по социальной помощи семье многосторонняя и разнонаправленная, так как они выполняют различные функции (диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая, правозащитная и др.) в зависимости от учреждения (центр социальной помощи семье и детям, комплексный центр социальной защиты населения, территориальный центр социального обслуживания населения и др.) и самой специфики их деятельности [8]. Специалисты по работе с семьей в процессе выполнения профессиональной деятельности, в результате постоянной стрессогенности своей работы, сталкиваются с многочисленными трудностями психологического характера, в результате чего среди специалистов по социальной работе широкое распространение могут получать различные профессиональные деформации личности [2].

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что научный интерес представляют исследования, связанные с изучением успешности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, которые к настоящему времени представлены пока единичными работами [3, 7, 9, 10, 14]. Представляется актуальным и необходимым, на эмпирическом уровне, более подробно рассмотреть личностные факторы успешности (психологические ресурсы) специалистов по социальной работе, в частности, специалистов по работе с семьей, обеспечивающие необходимое качество выполнения профессиональной деятельности и адекватный уровень профессиональной адаптации и профессионального здоровья [11].

Методика исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе следующих организаций: ГБУ СО «Подольский городской центр социальной помощи семье и детям» (г. Подольск), ГБУ «Тверской областной Центр социальной помощи семье и детям» (г. Тверь), ГКУ МО «Одинцовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» (г. Одинцово), ГКУ МО «Щелковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» (г. Щелково), ГКУ СО МО «Домодедовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» (г. Домодедово). Выборку исследования составили 120 человек – специалисты по работе с семьей. У всех респондентов примерно одинаковый материальный достаток и социальное положение, все женщины, возраст обследуемых от 22 до 65 лет, все с высшим образованием.

Для проведения эмпирического исследования использовались следующие психодиагностические методики: методика 16-тифакторного исследования личности Р. Кэттелла (16-PF опросник); методика диагностики ведущих механизмов психологических защит «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика («Life Stile Index»); опросник способов совладания (копинг-тест Р. Лазаруса).

Один из ключевых методов, позволивших реализовать на практике цель исследования: выявить психологические факторы успешности профессиональной деятельности специалистов – метод экспертной оценки. Процедура оценивания успешности профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей состояла в том, что эксперты (директора, заместители директора, специалисты по работе с семьей с большим стажем работы) заполняли специально разработанные оценочные листы, в которых были представлены утверждения, характеризующие личные и профессиональные качества специалистов по работе с семьей, уровень развития практических навыков профессиональной деятельности. Содержательная интерпретация экспертной оценки оценивалась экспертом по шкале от 1 до 10 («1» – «не успешный специалист», «10» – «очень успешный специалист»). Для дальнейшего анализа выставленных экспертных оценок был использован метод «полярных групп» Дж. Фланагана. Данный метод, как известно, предписывает дифференциацию выборки на подгруппы «лучших», «средних» и «худших» по тому или иному критерию. «Среднеуспешная» группа исключалась из дальнейшего исследования как малорепрезентативная, а между «успешными» и «неуспешными» специалистами по работе с семьей в дальнейшем проводился сопоставительный сравнительный анализ.

Результаты эксперимента и обсуждение результатов. В таблице 1 представлены результаты исследования индивидуально-личностных особенностей у «неуспешных» (1-группа) и «успешных» (2-я группа) специалистов по работе с семьей по методике 16-тифакторного исследования личности Р. Кэттелла. Для выявления различий между двумя группами (здесь и далее) применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

 

Таблица 1

 

Различия в уровне личностных факторов у 1-й и 2-й групп специалистов по работе с семьей

 

Личностные факторы (переменные)

Средний ранг

в 1-й группе

Средний ранг

во 2-й группе

Показатель

U-критерия

Достоверность различий (p)

Фактор А общительность

55,8

41,77

835

0,013

Фактор В интеллект

35,5

62,3

550

0,001

Фактор E – самоуверенность – уступчивость

42,95

55,44

   872,5

0,026

Фактор F сдержанность – импульсивность

42,71

55,69

860,5

0,021

Фактор I чувствительность – жестокость

36,96

61,81

573

0,001

Фактор M – практичность – мечтательность

53,47

44,24

951

0,098

Фактор N – дипломатичность – прямолинейность

53,51

44,20

949,5

0,087

Фактор O – уверенность – беспокойство

53,56

44,15

947

0,096

Фактор Q2 самодостаточность – социабельность

53,64

44,06

943

0,093

 

Как показывает анализ данных, представленный в таблице 1, «неуспешные» специалисты по работе с семьей более общительны в своей профессиональной деятельности. Как известно, в целом фактор А ориентирован на измерение общительности личности в группе и способности к установлению межличностных контактов. Общительность и открытость, в рамках социальной работы с семьей, с одной стороны, позволяют более полноценно установить социальные контакты, обеспечивает высокую степень широты кругозора и снижает риски возникновения конфликтов, с другой стороны – чрезмерная социальная активность, эмоциональность, постоянное общение в рамках субъект-субъектного взаимодействия в системе социальной службы, можно полагать, может оказывать негативное влияние на успешность труда путем более высокой степени возникновения профессиональных деформаций, профессионального выгорания и т.п.

Фактор В, фактор «интеллекта», достовернее чаще используется «успешными» специалистами по работе с семьей. Учитывая, что работа с семьей требует внимательного и осмысленного отношения, сообразительности и взвешенности при принятии решений социальной службой, то вполне логично, что данная индивидуально-личностная характеристика свойственна более успешным коллегам. Обращение к фактору интеллекта, в рамках успешной профессиональной деятельности, нередко подразумевает не только возможность и общую готовность оперировать словами как сигналами и символами, способности в области математики и пространственные способности, но и подразумевает, при субъект-субъектном взаимодействии, наличие определенной культуры, эрудиции и, в социальном плане, умение понимать эмоции других людей для выстраивания успешной профессиональной коммуникации в целом.

Для «успешных» специалистов по работе с семьей характерно, на достоверном уровне значимости, использование Фактора E. При этом подразумевается, что социальным работникам свойственны тактичность, доброжелательность при взаимодействии с клиентами, при необходимости – проявление определенной решительности в рамках выполнения профессиональных обязанностей: при выявлении семейного неблагополучия в разных типах семей, при оценивании рисков социального неблагополучия в семьях, при активизации потенциала семьи, при реализации социальных услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации и др.

Значимые показатели по Фактору F у более успешных работников социальной службы говорят об социальной активности, жизнерадостности, энергичности. Присутствующие в данном факторе эмоциональность и динамичность при субъект-субъектном взаимодействии способствуют, в целом, более эффективной коммуникации и выстраиванию оптимальных взаимоотношений в профессиональной деятельности.

Полагая, что при взаимодействии с членами семей, с детьми, со значимым для семей окружением необходимо достаточно чутко и избирательно выстраивать диалог, то вполне закономерно, что для «успешных» специалистов по работе с семьей свойственно более значимое использование Фактора I, при котором важное значение приобретает развитая способность к эмпатии, социальное понимание сложившейся семейной ситуации, сопереживание и понимание других людей.

Исследование механизмов психологической защиты было проведено с использованием психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля», которая позволяет выявить основные эго-защитные механизмы личности: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование. Результаты исследования данных механизмов психологической защит у «неуспешных» (1-группа) и «успешных» (2-я группа) специалистов по работе с семьей представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Различия в уровне механизмов психологической защиты у 1-й и 2-й групп специалистов по работе с семьей

 

Механизмы психологической защиты (переменные)

Средний ранг в 1-й группе

Средний ранг во

2-й группе

Показатель

U-критерия

Достоверность различий (p)

 

Регрессия

65,04

53,26

                1365,5

0,050

Замещение

67,02

51,38

1253

0,011

 

Механизм психологической защиты «регрессия», использующийся «неуспешными» специалистами по работе с семьей, можно охарактеризовать как достаточно простой защитный механизм, при использовании которого в процессе жизнедеятельности личности происходит возврат к более примитивным и незрелым формам поведенческой активности и мышления, которые были свойственны и реализовывались на более ранней ступени онтогенеза человека. С одной стороны, «регрессия» как механизм психологической защиты относится к малоадаптивным механизмам, низшим типам психологической защиты, с другой – в той или иной степени использования личностью данный механизм адаптации присутствует у всех людей. Как было уже отмечено ранее, развиваясь в раннем онтогенезе, в раннем детстве, регрессия обеспечивает сдерживание чувства неуверенности в себе и боязни неудачи в случае проявления какой-либо инициативы. Как показывают исследования, при использовании «регрессии» личности также свойственны определенная избыточная двигательная активность, суть которой заключается в снятии психоэмоционального напряжения при стрессовой ситуации.

Учитывая то, что профессиональная деятельность специалистов по работе с семьей связана с достаточной «плотностью» межличностного взаимодействия, а также с исполнением различного рода трудовых функций (согласно профессиональному стандарту), то можно говорить о том, что механизм психологической защиты «регрессия» потенциально обедняет возможный общий спектр возможных решений профессиональных ситуаций специалистами путем использования простых, более доступных форм паттернов поведения.

Еще один механизм психологической защиты, по которому были выявлены значимые различия – это «замещение». Уровень его использования также достоверно выше у специалистов по работе с семьей в 1-й группе. Традиционно «замещение» как психологическая защита подразумевает защиту от сложной, тревожной стрессогенной ситуации путем переноса (мысленного или поведенческого) вызванной психологической реакции (негативных эмоций и чувств, неприязни к человеку) с «недоступного» объекта не более доступный; при этом также может происходить замена социально и личностно неприемлемых действий на приемлемые и одобряемые. Таким образом, за счет переноса происходит уменьшение эмоционального напряжения и психологическая разрядка.

Вместе с тем, как «регрессия», так и «замещение» как механизмы психологической защиты, в широком плане, не оказывают полноценного адаптивного влияния на особенности профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей, позволяя лишь временно устранить источник напряжения или снизить уровень его воздействия. Постоянное использование неадаптивных механизмов защит не позволяет задействовать работу других, более адаптивных механизмов психической деятельности.

Также можно отметить, что определенные механизмы психологической защиты, в частности, «регрессия» и «замещение», могут выступать предикторами формирования эмоционального выгорания у специалистов субъект-субъектной сферы.

Результаты исследования выявленных различий по стратегиям совладания по методике «Копинг-тест» Р. Лазаруса у «неуспешных» и «успешных» специалистов по работе с семьей представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Различия в уровне стратегий совладающего поведенияу 1-й и 2-й групп специалистов по работе с семьей

 

Стратегии совладающего поведения (переменные)

Средний ранг в 1-й группе

Средний ранг во

2-й группе

Показатель

U-критерия

Достоверность различий (p)

 

Конфронтация

55,29

65,86

1369,5

0,047

Дистанциирование

65,5

53,26

1384,5

0,045

 

Для «успешных» специалистов по работе семьей значимо использование конфронтации в повседневной профессиональной деятельности. Стратегия конфронтации предполагает возможность решения возникшей проблемы за счет определенной социальной поведенческой активности (не всегда адекватной и соотнесенной со стрессовой ситуацией), осуществления действий, которые должны изменить либо саму ситуацию, либо переработать, разрядить возникшие в результате такой ситуации негативные эмоции и чувства. При выраженном и частом использовании данной стратегии совладания нередко может наблюдаться чрезмерная эмоциональность, импульсивность, конфликтность в поведении, трудности при планировании решения возникающих профессиональных задач, сложности при прогнозировании результатов. С другой стороны, полагая, что профессиональная деятельность специалиста по работе с семьей сопряжена с выполнением различных функций (диагностической, прогностической, организационной, медико-социальной, коммуникативной, консультативной, профилактической) и связана с постоянным социальным взаимодействием, то, можно полагать, стратегия использования конфронтации, в ее умеренном плане, обеспечивает специалисту способность к сопротивлению трудностям, активность и энергичность при разрешении конфликтных ситуаций с другими людьми, отстаивание необходимых социальных и личностных принципов в своей профессиональной деятельности.

В этом ракурсе стратегия совладания «конфронтация» отражает активную жизненную позицию специалиста по работе с семьей, готовность к возможному изменению сложившейся трудной ситуации, выступает, по сути, адаптивным механизмом и, в широком смысле, обеспечивает успешность выполнения работы в социальной сфере.

Для «неуспешных» специалистов по работе семьей в большей мере, по сравнению с «успешными» коллегами, свойственно использовании стратегии совладания «дистанциирование». Использование «дистанциирования» предполагает, что человек в сложной ситуации реализует определенные когнитивные усилия для того, чтобы уменьшить значимость возникших событий и, таким образом, снизить психоэмоциональную напряженность. Возникновение «дистанции» происходит не только в поведенческом плане, но и в психологическом, как уже было отмечено, в когнитивном смысле путем мысленного отчуждения о ситуации и избегания, подавления возникающих стрессовых мыслей и переживаний.

Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сформулировать следующие выводы.

  1. Проведенный анализ научных исследований в сфере психологии, педагогики, социальной работы позволяет говорить о том, что развитие системы социального обслуживания в настоящее время идет достаточно динамично. От структуры социального обслуживания требуется решение ряда новых задач, обусловленных социальными, информационными, экономическими, глобализационными изменениями в нашем обществе. С учетом таких изменений, социальное обслуживание можно рассматривать как компонент социального обеспечения общества, а, с другой – как государственный социальный сервис по предоставлению социальных услуг населению.
  2. Анализ результатов исследования индивидуально-психологических особенностей «неуспешных» и «успешных» специалистов по работе с семьей выявил, что на достоверном уровне значимости для «неуспешных» специалистов характерно использование Фактора A, в то время как для «успешных» специалистов количество факторов более широкое – Фактор В, Фактор E, Фактор F, Фактор I.
  3. Выявлено, что среди адаптационных механизмов (механизмов психологических защит и стратегий совладания со стрессом) преобладают: у «неуспешных» специалистов – механизмы психологической защиты «регрессия», «замещение» и стратегия совладания «дистанциирование»; у «успешных» специалистов – «конфронтация». Выраженность других механизмов психологических защит и копинг-стратегий, представленных в психодиагностических методиках, на достоверном уровне значимости не была выявлена, что говорит о том, что уровень их функционирования у «неуспешных» и «успешных» специалистов находится примерно на одном уровне.
  4. Полученные результаты личностных факторов профессиональной успешности могут послужить основой для психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей. Психологическое сопровождение представляет собой целостный процесс изучения специалиста, в динамике его профессиональной деятельности, процесс формирования и развития личности профессионала. И одна из ключевых задач при реализации психологического сопровождения профессиональной деятельности на всех этапах профессионализации (от адаптации до наставничества) – развитие личностных адаптационных ресурсов, конструктивных механизмов профессиональной адаптации в своей профессии. Расширение научного знания о психологических факторах успешности профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей позволит снизить напряженность субъект-субъектного взаимодействия, предотвратить проявления различного рода профессиональных деформаций, а также обеспечить определенный уровень профессионального здоровья и повысить качество жизни специалистов в целом. Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с углубленным изучением механизмов совершенствования карьерного развития, изучением динамики профессиональной успешности в процессе профессионализации специалистов по работе с семьей и др.
References

1. Arpent'eva M.R. Ponimanie v teorii social'noj raboty [Understanding in social work theory]. Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty [Domestic Journal of Social Work]. 2019, no. 1 (76), pp. 13-50. (in Russian)

2. Asmakovec E.S. Professional'nye deformacii lichnosti specialistov v oblasti social'noj raboty [Professional deformations of the personality of specialists in the field of social work]. Vestnik integrativnoj psihologii [Bulletin of Integrative Psychology], 2014, no. 12, pp. 41-43. (in Russian)

3. Golubeva N.A. Uspeshnost' professional'noj deyatel'nosti i udovletvorennost' trudom social'nogo rabotnika [Success of professional activity and satisfaction with the work of a social worker] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenile science. Sociogenetic]. 2011, Tom 11, no 4, pp. 244-248. (in Russian)

4. Gorshkova V.V., Tonkonogaya E.P., Mel'nikova A.A. Sem'ya v problemnom pole sovremennogo sociuma [Family in the problem field of modern society]: monograph. SPb.: Sankt-Peterburgskij gumanitarnyj universitet profsoyuzov Publ., 2019. 302 p. (in Russian)

5. Ivashkina YU.YU. Konceptual'nye osnovy social'nogo obsluzhivaniya semej s det'mi: regional'noe izmerenie [Conceptual foundations of social services for families with children: a regional dimension]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sociologiya i social'nye tekhnologii [Bulletin of the Volgograd State University. Series 7: Philosophy. Sociology and social technologies], 2015, no. 4 (30), pp. 63-73. (in Russian)

6. Ivashkina YU.YU. Struktura i sub"ekty sistemy social'nogo obsluzhivaniya semej s det'mi [Structure and subjects of the social service system for families with children]. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory development], 2016, no. 3 (83), pp. 100-118.

7. Karavanova L.ZH. Razvitie professionalizma social'nogo rabotnika: psihologo-pedagogicheskie osobennosti soprovozhdeniya [Professional development of a social worker: psychological and pedagogical features of support]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and psychology of work], 2017, Tom 2, no. 1, pp. 191-219. (in Russian)

8. Kachaev R.I. K voprosu ob adaptacii i uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti specialistov po rabote s sem'ej: vozmozhnosti psihologicheskogo soprovozhdeniya [On the issue of adaptation and success of professional activities of specialists working with the family: the possibilities of psychological support]. Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2020, Tom 5, no. 1, pp. 82-93. (in Russian)

9. Koteneva E.B. Psihologicheskie aspekty izucheniya uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti i ee pokazateli v deyatel'nosti social'nyh rabotnikov [Psychological aspects of studying the success of professional activity and its indicators in the activities of social workers]. Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik [North-Caucasian Psychological Bulletin], 2012, no, 10/3, pp. 12-16. (in Russian)

10. Lifanova T.E. Professiogramma specialista po social'noj rabote: sovremennyj podhod [Job analysis specialist in social work: a modern approach]. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta [Scientific Notes of the Russian State Social University], 2010, no. 6 (82), pp. 99-101. (in Russian)

11. Mal'ceva T.V. Psihologicheskoe zdorov'e i aktivizaciya psihologicheskih resursov [Psychological health and activation of psychological resources]. CHelovek v cifrovoj real'nosti: tekhnologicheskie riski. Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 75-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne, Tver', 7-8 aprelya 2020 goda [Man in digital reality: technological risks. Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference dedicated to the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, Tver, April 7-8, 2020]. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet Publ., 2020, pp. 379-382. (in Russian)

12. Pis'mo Mintruda Rossii ot 24.01.2013 № 14-3/10/1-212 «O napravlenii Rekomendacij dlya opredeleniya funkcional'nyh obyazannostej i kvalifikacionnyh trebovanij rabotnikov organizacij social'nogo obsluzhivaniya naseleniya» [Letter of the Ministry of Labor of Russia dated 24.01.2013 No. 14-3/10/1-212 "On the direction of Recommendations for determining the functional responsibilities and qualification requirements of employees of social service organizations»] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 11 January 2021). (in Russian)

13. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation of 29.05.2015 No. 996-r " On Approval of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period up to 2025»] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 11 January 2021). (in Russian)

14. Teplinskih M.V. Professional'noe samosoznanie v svyazi s uspeshnost'yu deyatel'nosti social'nyh rabotnikov [Professional self-awareness in connection with the success of social workers ' activities]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State University], 2012, no. 4-4 (52), pp. 283-288. (in Russian)

15. Tkachenko I.V., Komarova K.YU. Prakticheskie psihologi v poiskah effektivnogo razvitiya lichnosti v sem'e [Practical psychologists in search of effective personal development in the family]. Sem'ya i lichnost': problemy vzaimodejstviya [Family and personality: problems of interaction], 2018, no. 12, pp. 95-104. (in Russian)

16. Torohtij V.S. Social'naya rabota s sem'ej. Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie [Social work with the family. Psychological and pedagogical support]: academic baccalaureate study guide: M.: Izdatel'stvo Yurajt Publ., 2019, 488 p. (in Russian)

17. Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 № 442-FZ (red. ot 13.07.2020) «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii» [Federal Law No. 442-FZ of 28.12.2013 (as amended on 13.07.2020) "On the Basics of Social Services for Citizens in the Russian Federation»] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 11 January 2021). (in Russian)

18. Holostova E.I. [i dr.] Teoriya social'noj raboty [Social work Theory]: textbook for masters; pod obshch. red. E.I. Holostovoj, E.G. Studenovoj; 3-e izd [under the general editorship of E. I. Kholostova, E. G. Studenova; 3rd ed.]. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°» Publ., 2018, 474 p. (in Russian)

19. Holostova E.I. Genezis social'noj raboty v Rossii [The Genesis of Social Work in Russia]: training manual. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K» Publ., 2020, 230 p. (in Russian)

20. Shcherbakova T.N., Tamaskhanova H.H. Sem'ya kak prostranstvo formirovaniya psihologicheskih konstruktov regulyacii social'nogo povedeniya [The family as a space for the formation of psychological constructs for the regulation of social behavior]. Sem'ya i lichnost': problemy vzaimodejstviya [Family and personality: problems of interaction], 2018, no. 12, pp. 117-122. (in Russian)

Reviews
1. Personal factors of professional success of social work specialists Authors: Maltseva Tatiana


Login or Create
* Forgot password?