Lipetsk, Russian Federation
UDK 15 Психология
The article considers the parental attitude as one of the main factors influencing the formation of the personality of a juvenile delinquent with delinquent behavior. The concept of "parental relationship" and its structure are studied. The author analyzes the features of destructive parental attitudes, such as shortcomings in the educational process, emotional alienation of parents, low moral level of families, deviant motherhood. The differences in the structure of the maternal and paternal relationship are determined. The features of negative relations between parents and minors are described, such as inconsistency, coldness, aloofness, inconsistency, disrespect, and misunderstanding. The authors also consider the causes of deviant motherhood, which consist in psychiatric and intellectual disorders of young women, resulting from violence, abuse in childhood, improper upbringing, as well as due to the influence of social factors, such as the low level of education of women, poverty, and unemployment. The article is written on the basis of a study conducted on the basis of the methodology for diagnosing parental attitudes developed by A. Ya. Varga and V. V. Stolin, parents of minors with law-abiding and delinquent behavior took part in the survey. As a result of the study, it was found that parents treated minors with delinquent behavior more coldly, distanced and alienated, and showed little attention to their lives than to law-abiding minors.
minors, parental attitude, family, delinquent behavior, offense, prevention of offenses
Актуальность. Проблема родительского отношения привлекает внимание как российских, так и зарубежных исследователей. Ее актуальность обусловлена числом неполных, разделенных семей, ростом девиантного материнства, демографическими проблемами и т.д. Будучи частью общества, семья не только транслирует социальные влияния, но и определяет характер воспитания. В семье закладываются моральные принципы, формируются взгляды на мир, создается модель отношения с родственниками, соседями, окружающими людьми.
В связи с этим всё чаще возникает вопрос о психологическом сопровождении детско-родительских отношений, основным звеном которых является развитие психологической культуры родителей. Недостаточный уровень развития психологической культуры у родителей может привести к возникновению трудностей в их общении с детьми, в особенности в подростковом возрасте.
Низкий уровень культуры и духовности в целом, деградация семейной системы воспитания вследствие утраты традиций, а также в результате внедрявшейся на протяжении более 70 лет системы государственного воспитания в противовес семейному. Как следствие, почти полное отсутствие института семьи, что прослеживается и через рост разводов, увеличение числа безнадзорных и трудновоспитуемых в популяции, матерей-отказниц, структурной неустойвостью семьи, ценностно-моральной девиантнояти, утратой доверительных и теплых отношений между родителями и детьми, а также рост деструктивных детско-родительских отношений, который сопровождается формированием девиаций в личностном и социальном развитии несовершеннолетнего отмечают многие ученые, такие как А.С. Спиваковская, В.В. Столин, А.И. Баркан и др. [1, c. 7]
Большое количество работ было посвящено вопросам качества семейных отношений, воспитательной функции семьи, родительскому отношению, влиянию семьи на формирование личности несовершеннолетних. Множество проблем современных несовершеннолетних связаны с недостатками семейного воспитания и родительского отношения [2, c. 131].
Большинство ученых рассматривают родительское отношение с точки зрения создания условий для благополучного развития детей. При этом подчеркивается ведущая роль родительского отношения в формировании личности несовершеннолетнего, но исследований родительского отношения явно недостаточно.
Проблема. Принимая во внимание вышесказанное, можно определить проблему, заключающуюся дополнительном исследовании родительского отношения и его влиянии на формирование правонарушающего поведения несовершеннолетних. Преодоление данной проблемы поможет в разрешении следующих противоречий:
- между потребностью в разработке методов психологического воздействия на родительское отношение к несовершеннолетним и в то же время недостаточной изученностью его структуры и условий, определяющих его содержание;
- между исследованием родительского отношения исключительно как условия надлежащего развития несовершеннолетнего, с одной стороны, и повышенным интересом к личностному развитию взрослого человека, с другой.
Обсуждение результатов. Для анализа влияния родительского отношения на формирование личности несовершеннолетнего с правонарушающим поведением нами было проведено исследование по диагностической методике изучения родительского отношения, разработанной А.Я. Варга и В.В. Столиным. на основании опроса 197 семей психологически здоровых детей и 93 – обратившихся за психологической помощью. Опросник А.Я Варга и В.В. Столина включает 61 вопрос, систематизированный в 5 шкал
1. Принятие-отвержение ребенка. Положительный полюс этой шкалы означает принятие своего ребенка таким какой он есть, одобрение его, стремление проводить с ним больше времени, уважение его интересов. Отрицательный плюс означает обратное отношение родителей.
2. Кооперация. Шкала отражает уровень участия родителей в жизни своих детей, стремление помогать им, участвовать в их жизни.
3. Симбиоз. Отражает наличие или отсутствие дистанцированности в отношениях между родителем и несовершеннолетним.
4. Авторитарная гиперсоциализация. Показатель родительской требовательности или лояльности, дисциплинированности, показывает насколько родители оказывают давление на детей и не дают выражать собственное мнение.
5. Маленький неудачник. Показывает на сколько родители стремятся инфантилизировать ребенка, оградить его от проблем или наоборот доверяют ему и относятся как к самодостаточной личности.
В данном исследовании приняли участие 40 родителей несовершеннолетних с правонарушающим поведением, а также 40 родителей правопослушных несовершеннолетних для сравнительного анализа и изучения того, влияют ли взаимоотношения с родителями на соблюдение несовершеннолетними норм права.
В ходе проведения данного исследования мы смогли проанализировать взаимоотношения в семьях несовершеннолетних с правопослушным и правонарушающим поведением, что позволило нам отметить влияние родительского отношения на правовое поведение несовершеннолетних и как результат вовлечение их в правонарушения.
Результаты данного исследования показаны в таблице 1:
Таблица 1.
Средние значения по шкалам методики родительского отношения
Шкалы |
Средние показатели родительского отношения к несовершеннолетним с правонарушающим поведением |
Средние показатели родительского отношения к несовершеннолетним с правопослушным поведением |
Принятие/отвержение ребенка |
7.3 |
22 |
Кооперация |
5.0 |
5.3 |
Симбиоз |
2.5 |
6.0 |
Авторитарная гиперсоциализация |
2.1 |
3.3 |
Маленький неудачник |
3.9 |
2.2 |
Касаемо показателей родительского отношения к несовершеннолетним с правонарушающим поведением, данная таблица показывает нам довольно низкие баллы по шкале «Принятие-отвержение», что говорит о том, что в данном случае родители относятся к своим детям с недовольством, досадой, раздражением, не верят в них и низко оценивают их таланты и способности. Также мы видим низкие показатели по шкале «Симбиоз» и «Авторитарная гиперсоциализация», что указывает на отношения между родителями и несовершеннолетними дистанцированны, родители слабо контролируют деятельность несовершеннолетнего, что может не очень хорошо отразится на его поведении.
Шкала «Маленький неудачник» показывает средние баллы, что свидетельствует о том, что родители верят в несовершеннолетнего и уважает его интересы и планы на будущее.
По шкале «Кооперация» мы видим средние баллы как родительском отношении к правопослушным несовершеннолетним, так и к несовершеннолетним с правонарушающим поведением.
Из сравнительной диаграммы (рис. 1) мы видим разницу в родительском отношении в семьях несовершеннолетних с правопослушным поведением и правонарушающим.
Рис. 1. Сравнительная диаграмма средних значений по шкалам методики родительского отношения семей правопослушных несовершеннолетних и семей несовершеннолетних с правонарушающим поведением
Очень важным является вопрос о полноценном воспитании подрастающего поколения, развития у современных детей нравственности, ответственности перед собой и окружающими людьми.
С помощью t-критерия Стьюдента была установлена статистически значимая разница по таким шкалам как «Принятие-отвержение» (tЭмп = 318; tкр 2.45 (р≤0,05), 3.71 (р≥0,05), «Симбиоз» (tЭмп = 76; tкр 2.44 (р≤0,05), 3.87 (р≥0,05), «Маленький неудачник» (tЭмп = 36; tкр 3.19 (р≤0,05), 5.72 (р≥0,05).
Родительское отношение является составляющей частью личностной сферы и представляет собой избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь родителя с ребенком, которая выражается в переживаниях, действиях, реакциях и возникающую под влиянием культурных моделей родительского поведения, собственной жизненной истории и личностных особенностей родителя. Также родительское отношение можно рассматривать как совокупность различных поступков, эмоций, переживаний. С психологической точки зрения, оно включат в себя эмоциональные отношения между родителями и детьми, восприятие родителем своего ребенка и отношения между ними.
Структура родительского отношения состоит из пяти взаимосвязанных элементов, таких как:
- потребностно-мотивационный компонент, включающий в себя потребности и мотивы (например, к рождению ребенка);
- эмоциональный компонент, содержащий в себе чувства по отношению к ребенку, чувства взрослых по отношению к себе как к родителю – осознание себя в этой роли, степень удовлетворенности ею;
- поведенческий компонент, состоящий из стиля воспитания, поведенческих реакциях по отношению к ребенку, построение общения с ним;
- оценочный компонент, подразумевающий оценку себя и своего партнера как родителя;
- ценностно-смысловой компонент, включающий такие компоненты, как ценность семьи, ребенка и состояния «быть матерью» (отцом).
Следует отметить, что в структуре материнского отношения определяющим элементом является эмоциональный компонент, в структуре отцовского отношения — поведенческий. Выявлены значимые отличия в структурных компонентах материнского и отцовского отношения. Например, для матерей наиболее важными в потребностно-мотивационном компоненте являются мотивы, связанные с развитием отношений с партнером, для отцов - мотивы самоизменения и мотивы, а также связанные с развитием отношений. Кроме того, необходимо сказать о различиях в оценки несовершеннолетнего родителями разного пола, так отцы оценивают ребенка более позитивно, чем матери, но при этом эмоционально и физически дистанцированны от него.
Деструктивные отношения между родителями и детьми, отличающиеся непоследовательностью, холодностью, отчужденностью, противоречивостью, включают устойчивые отрицательные взаимоотношения между членами семьи в системе «дети-родители-прародители», неуважение, непонимание друг друга, что может служить причиной конфликтного и противоправного поведения несовершеннолетних.
Известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях, с детства имели негативный опыт межличностных отношений. Личность многих женщин, не готовых к материнству, формировалась с своеобразной субкультуре, часть из них в детстве страдали от унижающего достоинство ребенка угнетения и холодного отношения со стороны своих родителей [3, c. 50].
Исследователи обнаружили возрастание серьезных психиатрических, интеллектуальных расстройств молодых женщин, выросших в злобной, обиженной, жестокой семье. Такие матери должны рассматриваться как жертвы недостаточной социализации в раннем возрасте, недостаточной затронутости процессом гуманизации.
Особое значение придается искаженному воспитанию со стороны матери. Насилие и издевательства над девочкой закладывают у будущей матери искаженный образ материнского поведения и тем самым нарушает готовность женщины к эффективному материнству. Доказано, что уже с детстве у таких женщин формируется своеобразная поведенческая матрица низкой толерантности к открытым формам агрессии, в силу которой они привычно разрешают собственные жизненные конфликты агрессивными поступками, в том числе и в отношении собственного ребенка [4, c. 45].
Социальная среда не только искажает формирование личностных предпосылок к эффективному материнству, но и служит главным катализатором девиантного материнского поведения. Такие негативные социальные факторы как низкий уровень образования женщин, бедность, безработица, делают их чаще чем мужчин, агрессивными по отношению к детям. Одно из объяснений – женщина принимает ребенка как угрозу своему самоотождествлению, самооценке. Экономические трудности снижают психологическое благополучие женщины, увеличивают ее предрасположение к дистрессу, и тем самым снижают ее способность к поддерживающему родительству.
Стиль жизни родителей, наличие у них пагубных привычек, таких, например, как злоупотребление алкоголем, также негативно сказывается на родительском отношении и психологическом климате в семье.
Алкоголизм родителей ведет к существенным негативным изменениям в структуре семейных взаимоотношений, которые прямо оказывают влияние на формирование неблагоприятного статуса личности, формировании противоправного поведения. Общественная деградация личности, негативное нравственно–психологическое развитие, асоциальная установка, нервно–психические отклонения, преступное поведение – симптомы алкоголизма. Алкоголизм родителей оказывает пагубное влияние на положение несовершеннолетних в семье, травмирует их нравственно–психологическое развитие, ведет к внутренней тревожности и чувство психологической угрозы, причиной которой является внутренний конфликт, порожденный неадекватным представлением о собственной личности.
Тревожность многие исследователи выделяют как одну из основных эмоциональных характеристик несовершеннолетних с правонарушающим поведением.
По мнению Т.В. Курбатовой, несовершеннолетние, несовершеннолетние, совершившие хулиганские действия, глубоко несчастны и враждебно настроены к окружающим, причем причиной враждебного отношения нередко являются родители; чувства, испытываемые к ним, подсознательно переносятся на внешний мир. Некоторые ученые отмечают связь эффективности, шумливости, импульсивности, наглости и слабого самоконтроля с агрессивным поведением, свойственным правонарушителям [5, c. 110].
Деструктивное воздействий негативного родительского отношения может вызвать реакцию отклонения (побеги из дома, бродяжничество и т.п.) или защитного поведения (в форме агрессии, аутизма, формирования отдельных личностных черт, которые переходят на уровень акцентуаций характера, психопатий, неврозов, а на внутреннем плане оформляются как мотив избегания, неадекватная самооценка и уровень притязаний и т.п.). Субъективно защитное поведение должно служить для того, чтобы помочь ребенку избежать, снизить или прекратить воздействие. Но, как правило, неадаптивные формы защитного поведения становятся сами дополнительными внутренними факторами, способствующими дессоциализации ребенка.
Эмоционально-поведенческие особенности играют существенную роль в механизме индивидуального противоправного поведения, а негативные эмоциональные рассматриваются одного из существенных условий, способствующих противоправному поведению.
Некоторые зарубежные ученые считают, что необходимо выбирать способы воспитательного воздействия на несовершеннолетнего в зависимости от характеристик делинквентного поведения [6, c. 182]. Выделяют 5 характеристик поведения:
- неадекватность-незрелость;
- невротизм-конфликтность;
- несоциализированность-конфликтность или психопатичность;
- социализированность или субкультурная делинквентность;
- принадлежность к субкультуре – незрелость;
В соответствии с данным подходом для несовершеннолетних, вошедших в группу, характеризующуюся «неадекватностью-незрелостью» предлагалось создать условия для повзросления. При конфликтном поведении необходимо усилить внимание к несовершеннолетнему, помочь ему понять, как свои слабости и ограничения, так и силу, и возможности. Воздействие на лиц с агрессивным поведением должно быть тщательно продуманным, устраняющим нежелательные влияния путем строгого контроля за окружением. Таких несовершеннолетних следует приучать нести ответственность за свои поступки, строить отношения с другими людьми на основе доверия и искренности. В работе с несовершеннолетними с «социализированным поведением» предполагается строгое соблюдение родителями кодекса чести. Только завоевав уважение своих детей, родители смогут помочь им изменить систему ценностей, научить их добиваться высокого социального статуса и материальных благ. При пятом типе поведения необходимо проявлять гибкость и силу характера. Необходимо установить доверительные отношения с детьми и помочь им в преодолении недостатков социального опыта.
Выводы. Таким образом, мы видим, что родительские отношения с правопослушными несовершеннолетними более эмоционально положительные, сплоченные, взрослые проявляют больше участия в их жизни, но при этом проявляют больше авторитарности и контроля за жизнью несовершеннолетних.
Данное исследование подтвердило наш вывод о том, что семья, родительское отношение и уровень отчужденности неразрывно связаны с поведением несовершеннолетних и вовлечение их в правонарушения.
Кроме того, для более разностороннего изучения влияние семьи на несовершеннолетних было изучено отношение родителей к несовершеннолетним, эмоции и чувства, возникающие между ними, паттерны поведения с помощью методики диагностики родительского отношения. Данная методика показывает уровень отчужденности, который оказывает влияние на возможность вовлечения несовершеннолетнего в правонарушения. Способы общения родителей с несовершеннолетними показывает характер взаимоотношений как целостную систему разнообразных чувств и поведенческих стереотипов, особенности восприятия характера несовершеннолетнего. Данная диагностическая методика, разработана А.Я. Варга и В.В. Столиным на основании опроса 197 семей психологически здоровых детей и 93 – обратившихся за психологической помощью. Опросник А.Я Варга и В.В. Столина включает 61 вопрос, систематизированный в 5 шкал :
При прохождении исследования испытуемый выражает свое согласие или несогласие с каждым утверждением опросника. Каждый положительный ответ оценивается в один балл и оценивается в соответствие с близостью к тому или иному полюсу шкалы.
Взросление в неполной семье может повлиять на качество и рост группирования со сверстниками. Также это скажется на попытках найти вне семьи идеал мужчины или женщины. Так, по мнению А.Е. Личко, асоциальное поведение подростков и юношей в большинстве случаев обусловлено социальными причинами – в основном, недостатками воспитания. От 30% до 85% таких лиц вырастают в неполной семье, чаще всего без отца, или в семье, деформированной – с отчимом или, реже, с мачехой.
Признавая за эмоциональными параметрами нравственно–семейного фактора важнейшую роль в формировании асоциального поведения, приходим к следующему выводу. Полнота семьи, традиционно рассматриваемая в психолого–криминологической литературе как непременное условие формирования социально–одобряемого поведения, в неблагополучных семьях не всегда оказывает положительное влияние, более того, может сказаться на воспитании крайне нежелательным образом. Социально–позитивное поведение формируется, в основном, в полных семьях при доброжелательных, теплых, внимательных взаимоотношениях.
1. Aksenova G.I. The problem of personality adaptation in foreign psychology / G.I. Aksenova, P.YU. Aksenova, I.I. Kupcov. // Prikladnaya yuridicheskaya pskhologiya [Applied Legal Psychology].- 2018. - № 4 (45). - pp. 6-11. (in Russian)
2. 2. Belicheva S. A. Moral consciousness of juvenile delinquents / S. A. Belicheva // Psihologicheskie problem preduprezhdeniya pedagogicheskoi zapuschennosti i pravonarushenii nesovershennolethich [Psychological problems of prevention of pedagogical neglect and juvenile delinquency]. Voronezh: VSPI Publishing House, 1982. - pp. 130-134. (in Russian)
3. 3. Grigor'eva A.A. Criminalization of minors as a problem of modern society (psychological, socio-psychological and clinical-psychopathological factors)/ A.A. Grigor'eva, YU.S. Afonina, T.N. Kabanova, // Prikladnaya yuridicheskaya pskhologiya [Applied Legal Psychology]. - 2018. - № 4 (45). - pp. 49-59. (in Russian)
4. 4. Danilova M.V., Rykman L.V. Psychoemotional well-being and peculiarities of self-development of adolescents with different family status. // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2018. T. 23. № 5 pp. 40 - 50. (in Russian)
5. 5. Suhanova M.O., Sheryagina E.V. Features of empathy at different stages of adolescence // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya [Cultural and historical psychology]. 2019. Vol. 15 # 1.pp. 102-115. (in Russian)
6. 6. Fedorov V. V. The structure of self-presentation of adolescents in real communication and social networks. // Sotsialnaya psiholigiya i obschestvo [Social psychology and society]. - 2020. - Volume 11. - No. 1. - pp. 180 -192. (in Russian)