SITUATIONAL AND ENVIRONMENTAL APPROACH TO DESIGNING OF THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC CULTURE OF EMPLOYEES OF INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The relevance of the topic under study is due to the fact that at present, the requirements imposed by society and the state to the level of cultural development of an employee of the internal affairs bodies have indicated the need to develop his aesthetic culture. Analysis of the results of research in the field of legal education, is devoted to the study of the phenomenon of the educational environment ATS as a subsystem of vocational service environment showed that it is aesthetically developing enabling incentives and substantial procedural opportunities for the development of aesthetic culture of police officers and has not only normative, but also ethical and aesthetic properties: meaning-generating and value-oriented context of professional and service (educational) activities, empathic relationships and hermeneutic communication of employees. Based on the situational-environmental approach (N. V. Khodyakova), 4 types of aesthetic-developing situations and the corresponding levels of aesthetic culture of employees are identified: 1) the situation of aesthetic perception (adaptive level); 2) the aesthetic-praxeological situation (selective level); 3) the situation of aesthetic communication and the formation of personal aesthetic assessment (reflexive level); 4) the situation of aesthetic creativity and self-change (creative level). Situational and environmental design is defined as the selection and combination of components of the professional and service environment (incentives and opportunities for the development of aesthetic culture), corresponding to the progressive change in the types of aesthetically developing situations. A consistent change in the type of situation determines the dynamic model of the process of developing the aesthetic culture of the Department of Internal Affairs employees. In accordance with the structural model of the aesthetic culture of the officials and the dynamic model of the process of its formation is defined five groups of criteria and indicators to differentiate officers at different levels of development of aesthetic culture. The process of development of aesthetic culture of police officers during the formative experiment was designed in the form of sequential development officers of educational situations. The study was conducted using a questionnaire (the author's questionnaire), testing (the test "Value orientations" M.Rokich), the method of expert assessments. The data obtained as a result of the study confirm the model of situational and environmental development of the aesthetic culture of police officers.

Keywords:
aesthetic culture of employees of internal affairs bodies, personal development education, situational and environmental approach, situational and environmental design, aesthetically developing situation, levels of development of aesthetic culture
Text

Актуальность

За последнее десятилетие благодаря проводимой реформе возросли требования к сотрудникам органов внутренних дел (ОВД) со стороны государства, общественных организаций и граждан, возникла необходимость подготовки сотрудника ОВД как человека, обладающего высоким уровнем профессиональной и общей культуры, позитивным имиджем. Однако, по результатам проведенных исследований ВЦИОМ, около 30% граждан негативно оценивают культурный и образовательный уровень полицейских. Приведенные данные свидетельствуют о наличии ряда пока еще не решенных проблем в образовании и формировании личной культуры сотрудников органов внутренних дел, в том числе ее эстетической составляющей. Это во многом связано с тем, что традиционно организуемая воспитательная работа с сотрудниками ОВД оказывается недостаточно эффективной в части развития их эстетической культуры и требует ее модернизации с учетом современных научных достижений, что нашло отражение в ведомственных нормативных правовых актах, где эстетическое воспитание сотрудников ОВД отнесено к основным направлениям воспитательной работы с личным составом и приоритетной тематике научных исследований [6].

 

Проблема исследования заключается в необходимости научного обоснования и реализации образовательных проектов развития эстетической культуры сотрудников ОВД с использованием средовых факторов и ситуационных механизмов их личностного роста.

Обращение к понятию определения «эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел» позволило нам сделать вывод о том, что этот феномен в юридической педагогике трактуется неоднозначно, не отражается его целостность,  не полностью выделяются все компоненты, позволяющие осуществлять педагогическую деятельность по эстетическому воспитанию. Так, согласно взглядам А.М. Столяренко, эстетическая культура сотрудника – это «культура восприятия, оценки, любования человеком подлинно прекрасным, красивым»[4, c.175], позволяющая ему ориентироваться в окружающем мире, помогая ему отличать красивое от безобразного, возвышенное от низменного, оказывающая влияние на его поведение и взаимоотношения с людьми и окружающей средой. В.Н. Липский выделяет приоритетное в эстетической культуре сотрудника ОВД эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности, высокий уровень эмоциональной культуры. Исследователи А.В. Щеглов и С.М. Молоков выделяют в структуре эстетической культуры сотрудников ОВД эстетический вкус, такт, мастерство, эстетические взгляды. Е.В. Фатальникова, Н.М. Морозова и М.А. Ермошина в структуре понятия акцентируют внимание на практическом компоненте и его проявлении в профессионально-служебной деятельности, общении, поведении, эмпатии и толерантности к представителям разных культур, эстетичном имидже, эстетичной коммуникация с людьми. Разработанная Э.В. Зауторовой модель эстетической культуры сотрудника ОВД включает в себя эстетическую образованность, систему ценностных ориентаций, эмоциональную восприимчивость, художественно-творческие способности[2]. Автором выделяются интеллектуальный, аксиологический, эмоционально-перцептивный и практический компоненты личности сотрудника ОВД. Не выделяя отдельно мотивационный компонент, в структуру профессиональных способностей, связанных с эстетической культурой, Э.В. Зауторова включает высокий уровень готовности к выполнению служебных обязанностей по защите правопорядка, что является характеристикой определенного уровня мотивации.

Обобщая сказанное, опираясь на результаты анализа определений эстетической культуры личности[1] и компоненты ее структуры, под эстетической культурой сотрудника органов внутренних дел мы будем понимать интегрированное в общую и профессиональную культуру и приобретаемое сотрудником в результате эстетического образования динамически изменяющееся свойство его личности, проявляющееся в единстве его эстетических сознания, эмоционально-чувственных переживаний и профессионально-служебной деятельности. Эстетическая культура сотрудника образует целостную систему компонентов: интеллектуального (эстетико-культурные знания, эстетическая оценка явлений профессионально-служебной среды, эстетический вкус, креативное мышление); аксиологического (нравственно-эстетические ценностно-смысловые ориентации и профессионально-служебные отношения); мотивационного (эстетико-культурные потребности, стремление к эстетическому саморазвитию); эмоционально-перцептивного (способность к эстетическому восприятию явлений профессионально-служебной среды, культура эмоций и чувств); практического (эстетизация профессионально-служебной среды, воплощение эстетической позиции личности в профессионально-служебных деятельности и общении, эстетичный имидж).

Анализ трудов Л.С. Выготского, Н.Б. Крыловой, Л.И. Новиковой, Л.П. Печко, В.И. Слободчикова позволил нам определить сущность образовательной среды как целостной динамической системы, целеориентированной на развитие личности и включающей содержание, репрезентирующее социокультурные ценности. Ряд исследователей в области юридической педагогики (Л.Т. Бородавко, В.Я. Кикоть,  Н.В. Ходякова, Н.В. Сердюк, И.С. Скляренко, А.М. Столяренко ид р.) выделяют следующие специфические свойства профессионально-служебной среды – включенные в образовательный контекст профессионально-служебные ценности, образы лучших представителей правоохранительных органов, эстетичные образцы деятельности и поведения, условия герменевтического общения, регламентированность, субординация, дисциплина. Специалисты по проблемам личностно-развивающего образования (В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Н.В. Ходякова) и юридической педагогике (А.М. Столяренко, Л.Т. Бородавко) полагают, что профессионально-служебная среда органов внутренних дел является эстетически развивающей, если она включает стимулы и содержательно-процессуальные возможности для развития эстетической культуры сотрудников ОВД и обладает не только нормативными свойствами (регламентированность, дисциплина, субординация), но и этико-эстетическими свойствами: смыслопорождающим и ценностно-ориентирующим контекстом профессионально-служебной (образовательной) деятельности, эмпатийными взаимоотношениями и герменевтической коммуникацией сотрудников. Включение в профессионально-служебную образовательную среду эстетического развития культурных феноменов, эстетических идеалов и образцов личностного саморазвития, использование в проектировании среды личностно-развивающих ситуаций, ценностно-смыслового содержания разнообразных социокультурных областей позволит обеспечить в образовательном процессе большую целостность развития эстетической культуры личности. Анализ научных трудов Е.Ю Волчегорской, М.С. Кагана, А.Я. Пономарева и применение ситуационно-средового подхода (Н.В. Ходякова) позволил нам выделить типы и ведущие механизмы ситуаций развития эстетической культуры личности (эстетического восприятия, эстетико-праксеологической, эстетической коммуникации и формирования личностной эстетической оценки, эстетического творчества и самоизменения) и определить главное условие эффективности профессионально-служебной среды: если из содержательного наполнения, спроектированного педагогическим субъектом, обучающийся сможет выбирать для себя возможности, соотносящиеся с его личностными смыслами, ценностями и потребностями. В процессе теоретического изучения научных работ по юридической педагогике (Л.Т. Бородавко, И.В. Горлинский, А.Д. Лазукин и др.), по средовому и ситуационно-средовому подходу (Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин, В.В. Сериков, Н.В. Ходякова) нами был сделан вывод о том, что ситуационно-средовое проектирование развития эстетической культуры сотрудников ОВД основано на ситуационной модели их личностного взаимодействия с эстетически развивающей профессионально-служебной (образовательной) средой и компенсирует издержки традиционного проектирования обучения и воспитания сотрудников. К педагогическим задачам при проектировании среды относятся: воспитание и развитие эстетического сознания (переживаний, идеалов, потребностей); развитие эстетической деятельности и творческой активности; развитие способностей сопереживания и общения в эстетическом творчестве. Ситуационно-средовое проектирование определено как отбор и комбинирование компонентов профессионально-служебной среды (стимулов и возможностей развития эстетической культуры), соответствующих поступательной смене типов эстетически развивающих ситуаций.

На основе ситуационно-средового подхода разработана ситуационно-средовая модель развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел, учитывающая субъективные факторы (потребности и способности личности) и факторы профессионально-служебной среды (стимулы и возможности среды), схематично представленная на рисунке 1.

 

 

 

 

Потребность в определении критериев, показателей и уровней развития эстетической культуры сотрудников ОВД обусловлена необходимостью оценки эффективности проектирования и реализации соответствующего педагогического процесса. Диагностика сформированности эстетической культуры личности на различных этапах позволит судить об успешности или неуспешности соответствующей педагогической поддержки, ее эффективности, выявить взаимосвязи между отдельными характеристиками, уточнить теоретические положения, внести необходимые коррективы в опытно-экспериментальную деятельность.

Представляя собой сложное интегративное качество личности, включающее несколько взаимосвязанных динамически изменяющихся компонентов, эстетическая культура сотрудника ОВД не может быть зафиксирована в виде константы или эталона с раз и навсегда заданными универсальными признаками мышления и сознания, эмоций и чувств, межличностной коммуникации и профессиональной деятельности, так как процесс интериоризации эстетических ценностей и их воспроизводства сугубо индивидуален. Невозможно охарактеризовать уровень эстетической культуры, как и уровень общей культуры личности, исключительно количественными показателями. Поэтому психолого-педагогическая диагностика развития эстетической культуры представляется достаточно сложной научной и практической проблемой, т.к. оценка изменения ценностных, эмоционально-чувственных и потребностно-мотивационных личностных характеристик может быть произведена лишь с определенной степенью вероятности.

Вместе с тем, проектирование педагогического процесса, задействующего ситуационные механизмы внутренней активности человека, способствующей экстериоризации индивидуальных эстетических предпочтений, установок и ценностей сотрудников, их проявлению в профессионально-служебных ситуациях, предоставляет определенные возможности для диагностики личностных новообразований.

 

Методика исследования. Выбор системы критериев и показателей эффективности экспериментального образовательного процесса обусловлен тем, что критерий является признаком, на основе которого производится оценка. Избранные критерии должны отражать сущностные характеристики рассматриваемого педагогического процесса, а показатели – его более конкретизированные, уточняющие характеристики. Критерии и показатели взаимосвязаны и составляют единый оценочный блок.

При определении критериев оценки уровня развития эстетической культуры сотрудника нами были сформулированы основные экспериментально-педагогические задачи, состоящие в создании средовых условий для: приращения знаний сотрудников в области эстетики и культуры, их самостоятельного свободного выбора эстетичных вариантов деятельности и коммуникации, формирования нравственно-эстетической позиции личности (т.е. системы ее этико-эстетических отношений к себе и профессионально-служебному окружению); саморегуляции сотрудников, наращивания их творческого опыта. Кроме того, критерии были соотнесены с компонентами эстетической культуры сотрудников ОВД: интеллектуальным, эмоционально-перцептивным, мотивационным, аксиологическим и практическим.

Интеллектуальный критерий связан с овладением личностью знаниями в сфере эстетики и культуры, с когнитивной готовностью к эстетической оценке воспринимаемых явлений на основе понятий «прекрасное», «возвышенное» и «героическое», со сформированностью эстетического вкуса и эстетических представлений, с культурой речи. Аксиологический критерий определяет личностное принятие сотрудником эстетических ценностей, отражает его ценностное отношение к профессионально-служебной деятельности, окружающей действительности, культуре и искусству. Мотивационный критерий выражает уровень эстетических потребностей, стремление личности к эстетическому самообразованию и саморазвитию. Эмоционально-перцептивный критерий связан со способностью личности к целостному эстетическому восприятию объектов и явлений окружающего мира, переживанию эстетических эмоций и чувств. Практический критерий отражает личностные новообразования, связанные проявлением нравственно-эстетической позиции личности, ее самореализацией в творческой деятельности, эстетичной межличностной коммуникацией, саморегуляцией поведения.

Каждому из названных критериев может быть поставлен в соответствие ряд количественных и качественных показателей, отражающих существенные признаки развития у сотрудника того или иного компонента эстетической культуры. Так, интеллектуальный критерий конкретизируется посредством уровня эстетико-культурологических знаний, грамотности письменной и устной речи, избирательности эстетического вкуса на основе эстетических понятий и представлений. Аксиологический критерий раскрывается с помощью показателей ценностного отношения к профессиональному имиджу, профессионально-служебной деятельности, окружающей действительности, различным сферам культуры и искусства. Мотивационный критерий отражается в показателях, характеризующих познавательные интересы в области культуры и искусства, эстетические потребности, стремление к самообразованию и саморазвитию, преобразованию повседневной среды в соответствии с законами красоты и гармонии. Эмоционально-перцептивному критерию соответствуют показатели: способность личности к эстетическому восприятию объектов и явлений окружающего мира, способность к эмпатии. Практический критерий конкретизируется с помощью таких показателей, как уровень эмоционального самоконтроля, степень проявления волевых качеств; способность к творческому самовыражению, степень участия в художественно-творческой деятельности; характер межличностных отношений, сформированность навыков культурного и толерантного общения и поведения, проявление эмпатии по отношению к другим субъектам.

На основе предложенных критериев и показателей с учетом предложенных Н.В. Ходяковой ситуационных этапов развития личности в образовательной среде[5] нами условно были выделены четыре уровня развития эстетической культуры сотрудников ОВД: адаптивный уровень, соответствующий ситуационному этапу эстетического восприятия; селективный – эстетико-праксеологическому ситуационному этапу, рефлексивный – ситуационному этапу коммуникации и формирования личностной эстетической оценки, созидательный – ситуационному этапу эстетического самовыражения и самоизменения. Каждый из уровней характеризовался определенной степенью выраженности диагностируемых признаков. С учетом сказанного опишем типологические характеристики уровневых групп сотрудников.

Так, сотрудники, отнесенные к группе адаптивного уровня эстетической культуры и находящиеся в ситуации эстетического восприятия, характеризуются: наличием определенных знаний в области эстетики и культуры, позволяющих им стереотипно воспроизводить эстетические понятия, стремлением вести себя как окружающее большинство, преобладанием в структуре личности ценностей массовой культуры, поверхностным эмоционально-чувственным восприятием эстетического в профессионально-служебной среде. Они испытывают некоторые затруднения в различении смысловых аспектов происходящего, осознании целей и ценностей собственной эстетической активности, эстетическом анализе явлений и событий.

Сотрудникам группы селективного уровня эстетической культуры, находящимся в эстетико-праксеологической ситуации, соответствуют сформированность основных эстетических представлений, способность к различению эстетических свойств явлений, избирательность и самостоятельность в познавательно-интеллектуальной деятельности; мотивация к самостоятельному осуществлению эстетической деятельности, удовлетворение собственных потребностей в ее многовариантных видах; самостоятельное определение целей и средств деятельности; селективность эстетического восприятия, выбор различных эмоциогенных элементов окружающей среды, переживание разнообразной палитры эмоций и чувств; самостоятельное освоение различных информационных ресурсов эстетико-культурного содержания, свободный выбор тактик поведения и деятельности в профессионально-служебной среде. Одновременно с этим они могут испытывать затруднения в выявлении своих возможностей, самостоятельном определении целей и средств эстетической деятельности в профессионально-служебной среде.

Сотрудники группы рефлексивного уровня эстетической культуры, находящиеся в ситуации эстетической коммуникации и формирования личностной эстетической оценки обладают: способностью понимания значимости эстетических знаний, индивидуального осмысления основных категорий эстетики (Прекрасное, Возвышенное, Героическое), осознания места эстетической культуры в жизни личности, потребности в нравственно-эстетическом самосовершенствовании; готовностью к рефлексии эстетических ценностей и смыслов профессионально-служебной деятельности, осуществляемых коммуникативных взаимодействий, к проявлению гуманизма, эмпатии, оказанию помощи партнерам по коммуникации, культурой обмена эмоционально-эстетическими впечатлениями с другими; интеллектуально-психологической готовностью к эстетической оценке как результатов внешнего восприятия, так и собственных эмоционально-чувственных переживаний, сформированностью эстетического вкуса и эстетических убеждений; нравственно-гуманистической позицией личности, способностью к нравственной рефлексии отношений с окружающим миром, ответственностью за принимаемые решения.

Для сотрудников группы созидательного уровня эстетической культуры, находящихся в ситуации эстетического самовыражения и самоизменения, характерна эрудированность и компетентность в художественно-эстетической области, способность к творческому применению эстетических знаний; мотивационная готовность к достижению высших социальных целей во всех сферах жизнедеятельности; нацеленность на творческий характер жизнедеятельности, на утверждение в своем окружении этико-эстетических ценностей (гуманизм, патриотизм, честность, справедливость, верность долгу); переживание эстетических эмоций и чувств в процессе творческой деятельности, саморегуляция эмоционально-эстетических проявлений; самореализация и самоутверждение сотрудника посредством инновационных изменений профессионально-служебной среды, самоконтроль и самокоррекция в ходе средопреобразующей деятельности.

Обсуждаемые требования, предъявляемые к профессионально-служебной среде и деятельности педагогических субъектов, по сути задают концептуальную схему педагогического эксперимента со всеми уровневыми группами. Для оценки его результативности требуется соответствующий диагностический инструментарий. Среди существующих методик, использующих количественные методы диагностики уровня развития эстетической культуры личности, нами не было найдено ни одной, соответствующей разработанной в нашем исследовании структуре эстетической культуры личности, позволяющей полностью и комплексно охватить все ее компоненты. В процессе диагностики нами были выявлены трудности, связанные с измерением ряда показателей. Например, трудноизмеримым является эмоционально-перцептивный критерий, связанный с эмоционально-эстетическим переживанием и возможностью его эксплицировать. Такой феномен не может быть измерен внешним инструментом диагностики, а предполагает интроспекцию, и может быть оценен лишь самой личностью. Учитывая неразработанность теоретических вопросов развития эстетической культуры сотрудников ОВД, отсутствие достоверных валидных психолого-педагогических методик, мы столкнулись с необходимостью создания собственной методики – авторской анкеты «Эстетическая культура личности сотрудника ОВД», на основании которой мы смогли бы делать заключения о степени развития этого качества как целостного свойства личности сотрудников в эксперименте. Комплексная анкета позволила нам фиксировать субъектные позиции сотрудников: ценностное отношение к героическому поступку, эстетике повседневности, к вариантам проведения досуга; потребность в выборе круга общения, идеала-образца в творческой деятельности, волнующих тем для обсуждения в процессе коммуникативной деятельности; практическую реализацию эстетической культуры в имидже сотрудника ОВД: отношение к форменной одежде, к вредным привычкам (курению) и ненормативной лексике; осознание роли искусства в жизни индивида, его музыкальные и кинематографические предпочтения; развитость эмоционально-чувственной сферы личности в восприятии окружающей действительности. При составлении анкеты нами были адаптированы методика Н. И. Рейнвальд, или опросник «ОТКЛЭ», позволяющий диагностировать уровень эстетического развития, эстетического вкуса и эстетического отношения к окружающей действительности, а также уровень эстетических потребностей в эмоционально-чувственном восприятии и деятельности по гармонизации окружающего мира, методика «Измерение художественно-эстетической потребности» В.С. Аванесова, характеризующая эстетические предпочтения, эстетические идеалы, мотивационную готовность к эстетическому самосовершенствованию, тест на саморазвитие В.И. Андреева «Оценка способности личности к саморазвитию, самообразованию», отражающий потребность личности в самоизменении, саморазвитии, методика «Шкала совестливости», разработанная В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторного опросника Р. Кеттелла), предназначенная для установления личностной ценности социальных норм, этических требований, моральных принципов. Всего анкета содержит 22 вопроса (21 закрытый вопрос с единичным выбором и 1 полузакрытый), логически объединенные и анализируемые по критериям – интеллектуальный, мотивационный, аксиологический, эмоционально-перцептивный, практический. Каждый критерий соотносится с тремя вопросами, варианты ответов на которые позволяют отнести развитие того или иного компонента к определенному уровню развития эстетической культуры (адаптивный, селективный, рефлексивный, созидательный).

Для определения ценностных ориентаций сотрудников ОВД нами была отобрана методика М. Рокича, адаптированная на русский язык А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым, модифицированная Д.А. Леонтьевым, в табличном варианте, т.к. ее достоинством является компактность, быстрота в диагностике и дальнейшей обработке результатов.

 

Результаты эксперимента. В констатирующем эксперименте, проведенном нами с целью определения состояния актуального уровня изучаемого нами свойства – сформированности эстетической культуры личности сотрудников ОВД, в период с сентября 2019 года по октябрь 2020 года приняли участие 1396 сотрудников, проходивших службу в различных регионах Российской Федерации, в том числе 195 человек из Омской Академии МВД России (76 курсантов-очников, обучавшихся по программам специалитета, 110 слушателей-заочников, 7 адъюнктов, 2 преподавателя); 27 руководителей подразделений морально-психологического обеспечения на окружном, межрегиональном и региональном уровнях образовательных организаций МВД России; 46 слушателей-заочников Дальневосточного юридического института МВД России; 12 преподавателей Академии управления МВД России, обучавшихся в Школе педагогического мастерства; 38 адъюнктов и 305 магистрантов Академии управления МВД России; 86 сотрудников ОВД Новгородской, Тверской, Костромской, Ярославской областей, обучавшихся по программам повышения квалификации в Тверском филиале Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя; 28 сотрудников МО МВД России «Торжокский» УМВД России по Тверской области; 88 руководителей-инструкторов учебных групп по профессиональной подготовке из Управлений внутренних дел по Центральному, Северо-Восточному, Юго-Восточному и Восточному административным округам г. Москвы, обучавшихся в Центре профессиональной подготовки ГУ МВД России по г. Москве; 375 сотрудников ГУ ОБДД МВД России, 196 курсантов-очников Волгоградской Академии МВД России. В дополнительном констатирующем эксперименте принимал участие 61 воспитанник – учащийся 3-го курса Астраханского суворовского военного училища МВД России.

Анкетированием, как «методом получения информации о фактическом уровне» развития [3, c.255] эстетической культуры сотрудников, было охвачено 1396 человек. Анкетирование проводилось с использованием описанной авторской анкеты, ответы на вопросы которой позволяют отнести развитие того или иного компонента к определенному уровню развития эстетической культуры (адаптивный, селективный, рефлексивный, созидательный). При обработке анкет баллы переводились в количественные показатели. Адаптивному уровню соответствовал 1 балл, селективному – 2 балла, рефлексивному – 3 балла, созидательному – 4 балла. Полученные баллы суммировались. В дальнейшем определялось математическое ожидание значения набранных баллов, значение которого позволяло отнести нам респондента к определенному уровню развития эстетической культуры.

В процессе обработки данных было установлено, что из 1396 анкет 8,7% (122 анкеты) было испорчено. Среди статистически обработанных 1274 анкет определено, что на адаптивном уровне находилось 203 опрошенных, на втором, селективном уровне – 848 опрошенных, на третьем, рефлексивном уровне – 208 опрошенных, на четвертом, созидательном уровне – 15 опрошенных. Поуровневое распределение сотрудников представлено в таблице 1.

 

Таблица 1.

Распределение сотрудников ОВД в зависимости от уровней развития их эстетической культуры

 

 

Адаптивный

Селективный

Рефлексивный

Созидательный

Кол-во чел., %

203

15,9%

848

66,6%

208

16,3%

15

1,2%

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что выборка представлена всеми выделенными уровневыми группами (адаптивный, селективный, рефлексивный, созидательный), большинство опрошенных обладают определенными эстетическими знаниями (15,9%) и опытом эстетической деятельности (66,6%), и только около 17% респондентов обладают личностным опытом рефлексии эстетических смыслов и ценностей и креативной эстетичной деятельности (на рефлексивном уровне находится 16,3%, на созидательном 1,2% опрошенных), овладение которым является главной задачей развития эстетической культуры сотрудников ОВД.

Диагностика ценностных ориентаций по методике М.Рокича проводилась в период с ноября 2019 по октябрь 2020 года. В исследовании принимали участие 668 человек из 1396 сотрудников, принимавших участие в анкетировании. 7,9% (53) опросных бланка было испорчено. Согласно используемой методике ценности подразделяются на терминальные (ценности-цели) – убежденность человека в том, что определенная цель существования индивида стоит того, чтобы к ней стремиться и инструментальные (ценности-средства) – предпочтительный образ действий или качество личности в различных ситуациях. Нами были рассчитано математическое ожидание рангов терминальных и инструментальных ценностей участников основного констатирующего эксперимента, на основании чего определены ранговые значения, представленные в таблице 2. Как следует из результатов тестирования, опрашиваемые более всего ориентируются на семью, любовь, материальное благосостояние, уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, свободу. В то же время минимально значимыми для респондентов является ценностная ориентация на эстетическое восприятие красоты природы и искусства, творческую деятельность, счастье других. Опрошенные безразлично относятся к познанию, жизненной мудрости, активной деятельной жизни, развитию, интересной работе. Значимыми инструментальными ценностями для опрошенных являются образованность, воспитанность, честность, ответственность, воля, в то же время респонденты пренебрегают терпимостью, чуткостью, непримиримостью к недостаткам, эмпатией.

 

Таблица 2.

Ранговые значения терминальных и инструментальных ценностей участников основного констатирующего эксперимента

 

Терминальные ценности

Ранг

Инструментальные ценности

Ранг

Активная деятельная жизнь

10

Аккуратность

9

Жизненная мудрость

11

Воля

6

Здоровье

1

Воспитанность

2

Интересная работа

8

Высокие запросы

18

Красота природы и искусства

18

Жизнерадостность

11

Любовь

3

Исполнительность

8

Материально обеспеченная жизнь

4

Независимость

5

Наличие верных и хороших друзей

6

Непримиримость к недостаткам

16

Общественное признание

13

Образованность

1

Познание

12

Ответственность

4

Продуктивная жизнь

14

Рационализм

14

Развитие

9

Самоконтроль

7

Развлечение

17

Смелость в отстаивании мнения

10

Свобода

7

Терпимость

13

Счастливая семейная жизнь

2

Честность

3

Счастье других

15

Чуткость

15

Творчество

16

Эмпатия

17

Уверенность в себе

5

Эффективность в делах

12

 

К индифферентной группе ценностей-средств опрошенные отнесли такие как самоконтроль, исполнительность, аккуратность, смелость в отстаивании мнения, жизнерадостность, эффективность в делах.

Таким образом, выявленное у большинства опрошенных пренебрежение такими инструментальными ценностями, как терпимость, чуткость, эмпатия, и безразличное отношение к таким терминальным эстетическим ценностям, как восприятие красоты природы и искусства, творческая деятельность, счастье других, продуктивная жизнь свидетельствует о наличии определенных проблем в образовательном процессе развития эстетической культуры сотрудников и подтверждают актуальность нашего исследования.

После отбора диагностических методик и разработки авторского диагностического инструментария, с учетом структуры компонентов эстетической культуры личности и ситуационных этапов ее развития нами была разработана программа по эстетическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел.

Данная программа содержит двенадцать тематических разделов: Этикет и деловое общение; Культура устной и письменной речи сотрудников ОВД; Особенности виртуальной коммуникации и нетикет сотрудников ОВД; Коммуникативная толерантность сотрудника ОВД. Межкультурная коммуникация как основа межкультурного диалога; Героическое как категория эстетики. Героические поступки сотрудников органов внутренних дел; Искусство как источник и средство формирования эстетической культуры. Изобразительное искусство как средство формирования положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел; История возникновения и роль плакатной живописи в воспитательной работе с сотрудниками органов внутренних дел СССР; Исторические образы сотрудников ОВД в фотоискусстве; Положительный образ сотрудника ОВД в отечественном кинематографе; Образ сотрудника правоохранительных органов в мультипликации; Женские образы сотрудников ОВД, созданные средствами различных искусств; Имидж сотрудника правоохранительных органов: сопоставление медийного образа и реальности. Программа рассчитана на 72 часа, из них 26 часов лекционных и 28 часов семинарских и практических занятий с применением игровых технологий.

Основной формирующий эксперимент проводился в период с сентября по декабрь 2020 года на базе Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения (далее ГУ ОБДД). Экспериментальная (154 сотрудника Центра специального назначения ГУ ОБДД и контрольная (157 сотрудников ГУОБДД и научно-исследовательского Центра ГУ ОБДД) группы в начале основного формирующего эксперимента были подобраны с примерно одинаковым уровневым распределением сотрудников.

Развитие эстетической культуры сотрудников ОВД в ходе формирующего эксперимента было спроектировано в виде последовательного освоения сотрудниками ОВД образовательных ситуаций (ситуации эстетического восприятия – эстетико-праксеологической ситуации – ситуации эстетической коммуникации и формирования личностной эстетической оценки – ситуации эстетического творчества и самоизменения), специфические эстетико-развивающие средовые факторы которых подбирались педагогическим субъектом для каждой из уровневой групп. В связи с тем, что анкетирование было анонимным, не представлялось возможным разделить сотрудников по уровневым группам. В аудиториях были представлены одновременно сотрудники с разным уровнем развития эстетической культуры, и содержательно-процессуальные условия среды проектировались педагогическим субъектом для всех уровневых групп.

Для групп сотрудников адаптивного уровня образовательная среда включала систематизированную информацию о требованиях профессиональной этики и служебной дисциплины, правилах делового общения, этичного поведения в сети Интернет, ношения форменной одежды, о служебных традициях и ритуалах, об исторической эволюции образа сотрудника правоохранительных органов, об основных понятиях эстетики и Героическом как ее категории, проявлении героизма в служебной деятельности. Педагогическая поддержка проявлялась в форме позитивного подкрепления эстетико-познавательной деятельности. Положительный эмоциональный фон деятельности и коммуникации, учет благоприятного временного сочетания службы и образовательного процесса, эстетично оформленное учебное пространство создавали необходимые предметно-коммуникативные и пространственно-временные условия среды на данном этапе.

Для групп сотрудников селективного уровня спроектированная образовательная среда была обеспечена насыщенной и вариативной эстетической информацией в области различных видов культуры и искусства, предоставлением возможности самостоятельно участвовать в эстетической деятельности, в том числе с использованием современных информационно-технологических средств, добиться в ней определенных результатов. Условия соревновательности, основанные на этико-эстетических критериях оценки деятельности сотрудника, реализовывались в интеллектуальных разминках и интерактивных викторинах.

Для группы сотрудников рефлексивного уровня профессионально-служебная среда обеспечивала проблемно-ориентированную информацию и презентацию эстетичных целостных образов выдающихся личностей – сотрудников ОВД-героев России, представленных в мультимедийных проектах. Обсуждались проблемы имиджа сотрудника правоохранительных органов, культуры его устной и письменной речи, ценности русского языка, использовались самопрезентации сотрудника в сети Интернет. Герменевтическое общение и культуросообразность профессионально-служебной коммуникации на данном уровне создавали возможности для ценностно-смыслового обмена сотрудников.

Сотрудникам созидательного уровня развития предоставлялись возможности проявления творческой самореализации при подготовке и проведении занятий как совместно с педагогическим субъектом, так и самостоятельно.

Результаты основного эксперимента, проведенного в процессе обучения в рамках морально-психологической подготовки в подразделениях ГУ ОБДД отражают динамику изменения количественного состава уровневых групп до начала и после проведения эксперимента (рисунки 2 и 3).

 

 

Изменения в контрольной группе оказались незначительными, в то время как количественный состав уровневых групп в экспериментальной группе претерпел значительные изменения. Снизилось число сотрудников на адаптивном уровне (с 24 до 16), значительно сократилось число сотрудников, соответствующих селективному уровню (с 114 до 70 человек), при этом увеличилось число сотрудников, находящихся на рефлексивном уровне (с 17 до 66) за счет поступательного движения сотрудников и приобретения ими различных видов опыта (практической деятельности и рефлексии), также возросло количество сотрудников на созидательном уровне (с 2 до 5).

Уточнение полученных данных производилось в сравнении экспериментальной группы с контрольной (таблица 3 и таблица 4) по важнейшему критерию эстетической культуры – аксиологическому (методика ценностных ориентаций М. Рокича). Полученные данные свидетельствуют о произошедших в ходе эксперимента изменениях в ценностно-смысловой сфере – в экспериментальных группах произошли более выраженные изменения в ценностно-смысловых показателях, чем в контрольных. В таблицах 3 и 4 отражены наиболее значимые для развития эстетической культуры сотрудников ОВД терминальные и инструментальные ценности из названной методики. В тонированных ячейках таблицы (выделены серым цветом) отмечены ценности, ранг которых возрос. Как видно из приведенных таблиц, в контрольной группе значимых для нашего исследования изменений в сфере ценностей не зафиксировано. Статистическая проверка полученных данных при помощи критерия Манна-Уитни с использованием программы «Педагогическая статистика» до начала эксперимента показала, что эмпирическое значение критерия Манна-Уитни равно 0,005 при критическом значении 1,96. Характеристики экспериментальной и контрольной групп совпадают с уровнем значимости 0,05. По окончании эксперимента эмпирическое значение критерия Манна-Уитни составило 4,5582, при критическом 1,96. Достоверность различий характеристик сравниваемых экспериментальной и контрольной групп составляет 95%.

Таблица 3.

Ранговые значения терминальных ценностей в контрольной и экспериментальной группах по окончании основного эксперимента

Терминальные

Ценности

Ранговое значение

КГ

на начало эксперимента

КГ

по окончании эксперимента

ЭГ

на начало эксперимента

ЭГ

по окончании эксперимента

Интересная работа

7

7

7

6

Красота природы и  искусства

18

18

18

16

Материально обеспеченная жизнь

6

6

5

7

Наличие верных и хороших друзей

5

5

6

5

Познание

12

12

12

11

Развитие

9

9

9

8

Развлечение

17

17

17

18

Счастье других

15

15

15

14

Творчество

16

16

16

15

 

Инструментальные

Ценности

Ранговое значение

КГ

на начало эксперимента

КГ

по окончании эксперимента

ЭГ

на начало эксперимента

ЭГ

по окончании эксперимента

Воспитанность

4

4

4

4

Образованность

3

3

3

1

Ответственность

2

2

2

2

Терпимость

12

12

13

11

Эмпатия

16

16

16

14

 

Табл. 4 Ранговые значения инструментальных ценностей в контрольной и экспериментальной группах по окончании основного эксперимента

Применяемый метод экспертных оценок (в качестве экспертов выступали руководители подразделений, представители подразделений по работе с личным составом) на промежуточных этапах эксперимента позволил также зафиксировать личностные изменения в экспериментальной группе. Эффективность экспериментальной дифференциации условий среды была высоко оценена экспертами – руководителями ЦСН ГУ ОБДД МВД России, где проходил формирующий эксперимент.

 

Вывод: Данные проведенного формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что полученные в экспериментальной группе результаты соответствуют решению задач, поставленных в формирующем эксперименте, и могут быть оценены как положительная динамика и доказательство эффективности ситуационно-средового проектирования развития эстетической культуры сотрудников ОВД. Результаты проведенной диагностики доказывают результативность проектирования развития эстетической культуры сотрудников и эстетизации профессионально-служебной среды на основе предложенной нами модели. Поуровневая дифференциация процессуально-средовых условий эстетической среды эффективна в развитии эстетической культуры сотрудников ОВД.

References

1. Gordeeva E.N. Teoretiko-metodologicheskie podhody k poznaniyu suschnosti esteticheskoy kul'tury lichnosti [Theoretical and methodological approaches to understanding the essence of the aesthetic culture of the individual] // KANT. 2019. № 3(32). pp.19-24. (in Russion)

2. Zautorova E.V. O povyshenii nravstvenno-esteticheskoy kul'tury sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies]. 2008. №1 (32). pp.29-31. (in Russion)

3. Kraevskiy V.V., Polonskiy V.M. Metodologiya dlya pedagoga: teoriya i praktika: ucheb. posobie.[Methodology for the teacher: theory and practice]. Volgograd : Peremena Publ., 2001. 324 p. (in Russion)

4. Stolyarenko A.M. Psihologiya i pedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov. [Psychology and pedagogy]. M.: Yuniti-Dana Publ., 2010. 544 p. (in Russion)

5. Hodyakova N.V. Situacionno-sredovoy podhod k proektirovaniyu lichnostno-razvivayuschego obrazovaniya: metodologicheskie predposylki i koncepciya: monografiya. [Situational and environmental approach to the design of personal development education: methodological prerequisites and concept: monograph]. Volgograd: VGSPU «Peremena» Publ., 2012. 170 p. (in Russion)

6. Gorach N.N., Maltseva T.V., Semchenko A.S., Sumina E.A., Khmelev S.A., Trishkina E.A., Belova S.N. Recent trends and technologies in legal training // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. T. 8. № 4. pp. 12667-12668.

Reviews
1. SITUATIONAL AND ENVIRONMENTAL APPROACH TO DESIGNING OF THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC CULTURE OF EMPLOYEES OF INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA Authors: Maltseva Tatiana


Login or Create
* Forgot password?