Moskva, Russian Federation
In connection with the introduction of the Federal state educational standard of higher education (FSES 3++) in the direction of training 44.03.05 Teacher education with two training profiles, there is a need for a qualitative change in the content of bachelor's training. In this regard, special attention is paid to the implementation of block 2 "Practice". This article reveals the concept and initial experience of practical training of students of two-profile bachelor's degree in accordance with the requirements at the faculty of preschool pedagogy and psychology of the Moscow state pedagogical University (MPSU).
preschool education, practice, practical training, types of practice, FSES 3++, bachelor's degree
Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию, которое определяет положение человека в обществе и государства в современном мире. Процесс образования и становления личности рассматривается как непрерывный процесс: он начинается с рождения ребенка и продолжается всю его сознательную жизнь. От фундамента, заложенного в дошкольные годы, может зависеть успешность человека в современной жизни.
Политика государства в области образования направлена на укрепление в общественном сознании представления об образовании как определяющем факторе развития современного российского общества. Поэтому формирование профессиональной компетенции педагога дошкольного образования на этапе подготовки в высшем учебном заведении приобретает особую значимость.
На факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ) обучаются студенты по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) по следующим профилям:
- «Дошкольное образование и Иностранный язык (английский)»;
- «Дошкольное образование и Музыка»;
- «Дошкольное образование и Физическая культура»;
- «Дошкольное образование и Дополнительное образование (раннее творческое развитие)».
Подготовка бакалавра по данным профилям требует изменения не только содержательной стороны учебного процесса, но и качественно новых подходов к организации и проведению педагогической практики студентов.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3++), практика проводится непрерывно, т.е. в каждом полугодии в течение всего периода обучения. Некоторые виды практики входят в обязательную часть учебного плана, некоторые – в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Каждый вид практики связан с теоретическими дисциплинами, изучаемыми в данном полугодии и дисциплинами, которые предполагается изучить в следующем.
Последовательно обучающиеся двухпрофильного бакалавриата осваивают следующие практики (табл.1).
Таблица 1
Планирование практики в соответствии с учебным планом
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Название практики |
Семестр |
Часы /ЗЕ |
Нед |
Отчетность |
Ознакомительная практика |
1 |
108/3 |
2 нед. |
Зачет с оценкой |
Педагогическая практика (Культурно-просветительская) |
2 |
108/3 |
2 нед. |
Зачет с оценкой |
Профессиональные пробы по организации образовательной работы с детьми в режимных процессах |
3 |
108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Психодиагностика развития ребенка |
4 |
108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Педагогическая практика (в группах детей раннего возраста) |
5 |
108/3 |
2 нед. |
Зачет с оценкой |
Профессиональные пробы по организации разных видов деятельности детей |
5 |
108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Педагогическая практика (вожатская) |
6 |
216/6 |
4 нед. |
Зачет с оценкой |
Профессиональные пробы по организации физического, речевого, художественно-эстетического, познавательного развития детей |
6-7 |
108/3+ 108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Проектно-технологическая практика по второму профилю. Для каждого профиля она имеет свое наименование |
7-8 |
108/3+ 108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Практика по второму профилю. Для каждого профиля она имеет свое наименование |
9 |
216/6 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Научно-исследовательская работа |
9 |
108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях (по профилю Дошкольное образование) |
10 |
324/9 |
6 нед. |
Зачет с оценкой |
Преддипломная практика |
10 |
216/6 |
4 нед. |
Зачет с оценкой |
Всего на практику отводится 2160 часов (60 ЗЕ). Все виды практик соотносятся с содержанием дисциплин, которые студенты осваивают в процессе обучения, и направлены на последовательное формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Содержание каждого типа практики участвует в разработке содержания Государственной итоговой аттестации студентов.
В начале обучения, в первом семестре в течение двух недель проводится ознакомительная педагогическая практика, цель которой состоит в развитии у обучающихся мотивации к педагогической деятельности, понимания высокой значимости педагогической профессии, формировании первичных профессиональных умений и навыков на основе актуализации теоретических знаний.
Данный вид практики проводится на базе Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ в формате экскурсий в разнообразные дошкольные образовательные организации, а также предполагает посещение студентами Московского центра качества образования, центров дополнительного образования, а также музеев, выставок, конференций, связанных с воспитанием и образованием детей дошкольного возраста.
К концу первого года обучения студенты уже имеют представление об основах общей педагогики и психологии, основах профессионального мастерства, этике педагога. Это обуславливает возможность проведения летней (Культурно-просветительской) практики.
Цель культурно-просветительской практики состоит в формировании у обучающихся общекультурных компетенций и первичных профессиональных умений и навыков для реализации воспитательного процесса и культурно-просветительской деятельности в образовательной организации и дальнейшей мотивации к педагогической деятельности.
Данный вид практики проводится на базе факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, в образовательных организациях, детских досуговых центрах, летних оздоровительных лагерях, допускается работа в приемной комиссии университета. В ходе данного вида практики обучающиеся овладевают компетенциями по взаимодействию с участниками образовательных отношений.
Содержание практики предполагает посещение студентами музеев, выставок, парков и других учреждений, осуществляющих культурно-просветительскую функцию педагогической деятельности, и направлено на общекультурную подготовку и развитие компетенций по разработке культурно-просветительских программ для детей дошкольного возраста и их родителей.
На втором году обучения студенты выходят на учебную практику в дошкольные образовательные организации. Данный вид практики называется Профессиональные пробы по организации образовательной работы с детьми в режимных процессах. Цель ее состоит в формировании профессиональных компетенций в области дошкольного образования, необходимых для организации и проведения режимных процессов с детьми дошкольного возраста.
В ходе данного вида практики студенты знакомятся с администрацией дошкольной организации, педагогическим коллективом. На экскурсии по детскому саду внимание студентов акцентируется на оформлении помещений, выделение специфики образовательной среды в разных возрастных группах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПина). Обязательно проводится вводный инструктаж по технике безопасности; ознакомление с основными правилами внутреннего распорядка. Далее проводится распределение студентов по группам и прикрепление их к воспитателям-руководителям от базы практики.
В дни практики студенты наблюдают за работой воспитателя, реализацией его педагогических функций, отмечают формы взаимодействия и стиль общения педагога с детьми, коллегами и родителями воспитанников. Параллельно проводится наблюдение за проведением режимных процессов в группе, анализ методов и приемов, которые использует воспитатель во время приема детей, одевания их на прогулку, организации приема пищи, укладывания на сон.
В течение полугодия студенты готовят конспекты и самостоятельно проводят культурно-гигиенические мероприятия в первой и второй половине дня, прогулку, пробуют свои силы в организации и проведении разнообразных видов детской деятельности: игровой, трудовой, культурно-досуговой, проектной и др.
Следующий семестр посвящен развитию компетенций по осуществлению контроля и оценки результатов педагогической деятельности. Поэтому предполагается проведение учебной практики Психодиагностика развития ребенка. Целью ее является формирование общепрофессиональных компетенций в области дошкольного образования, необходимых для организации и проведения диагностики развития ребенка дошкольного возраста.
Практика проводится в образовательных организациях и включает ознакомление с работой педагога-психолога, организацией работы психологической службы в образовательной организации. Студенты под руководством педагога-психолога подбирают диагностические методики, проводят наблюдение за поведением детей в процессе совместной деятельности, изучают их игровые предпочтения, выявляют индивидуально-личностные особенности детей дошкольного возраста. Затем они обрабатывают и анализируют полученные данные, интерпретируют и оформляют результаты диагностики и составляют проект индивидуального образовательного маршрута одного ребенка.
Для изучения специфики каждого возрастного этапа дошкольного детства в 5 семестре (3 курс) планируется проведение Педагогической практики (в группах детей раннего возраста). Цель ее состоит в формировании профессиональных компетенций в области воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в образовательных организациях. Это производственная практика, в ходе которой студенты активно взаимодействуют с детьми раннего возраста, уточняя и конкретизируя теоретические знания.
Результатом данного вида практики является сформированная система знаний о специфике раннего возраста, содержании воспитательно-образовательной работы с детьми второго-третьего года жизни, а также первичные профессиональные умения и навыки по использованию технологий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
Дополнительно в этом же полугодии студенты проходят еще один тип учебной практики Профессиональные пробы по организации разных видов деятельности детей (6 семестр). Цель практики – формирование профессиональных компетенций в области дошкольного образования, необходимых для организации и проведения различных видов деятельности детей дошкольного возраста. При выполнении заданий практики формируются первичные представления о приемах работы с детьми дошкольного возраста, организации их игровой деятельности. Происходит отработка умений поддержания детской инициативы и самостоятельности.
В ходе данной практики обучающиеся анализируют предметно-развивающую среду дошкольной организации, оценивая ее трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Затем составляют конспекты и самостоятельно, под контролем воспитателя группы, проводят разнообразные игры с небольшой подгруппой детей: дидактические, пальчиковые, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные, игры-экспериментирования, а также элементы спортивных игр. В ходе практики проверяются, уточняются и конкретизируются знания студентов об особенностях организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. Составленная картотека игр в дальнейшем пригодится для других практик и самостоятельной работы с детьми.
Сформированные навыки необходимы для прохождения летней Педагогической практики (вожатской) (6 семестр, летний период). Цель ее состоит в формировании профессиональных компетенций в области воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря.
Данная практика существенно обогащает педагогический опыт студентов факультета дошкольной педагогики и психологии, делает их конкурентоспособными на рынке труда, формирует навыки работы с младшими школьниками и подростками. Студенты активно участвуют в проведении игр и упражнений, направленных на знакомство, сплочение детской группы, выявление лидеров в коллективе. Приобретают навыки управления временным детским коллективом, проведения коллективных творческих дел, вечерних огоньков и других отрядных мероприятий.
Согласно учебному плану, на 3 и 4 курсе изучаются методики познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического воспитания детей. В этой связи в 6-7 семестрах проводится практика Профессиональные пробы по организации физического, речевого, художественно-эстетического, познавательного развития детей. Цель этой практики – формирование профессиональных компетенций в области дошкольного образования, необходимых для организации и проведения различных видов образовательной деятельности с детьми.
При выполнении заданий практики уточняются, конкретизируются и актуализируются теоретические знания, формируются первичные представления о реализации всех образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Практическая подготовка чередуется с теоретическими занятиями, что позволяет усваивать материал последовательно, проверяя теоретические положения в практической работе с детьми.
К концу третьего курса в соответствии с учебным планом образовательной программы изучена большая часть дисциплин второго профиля двухпрофильной подготовки. Это позволяет начать проведение учебной Проектно-технологической практики по второму профилю. Для каждого профиля она имеет свое наименование:
- Проектно-технологическая практика по физкультурно-оздоровительной работе (профиль «Физическая культура»).
- Проектно-технологическая практика по разработке и апробации методических материалов для обучения детей иностранному языку (профиль «Иностранный язык»).
- Проектно-технологическая практика по разработке и апробации методических материалов по музыкальному воспитанию детей (профиль «Музыка»).
- Проектно-технологическая практика по разработке и апробации методических материалов по эстетическому воспитанию детей (профиль «Дополнительное образование»).
В ходе практики формируется система знаний о содержании дополнительного образования детей и подростков в соответствии с образовательными стандартами, использовании технологий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
Перед началом этой практики задания по второму профилю в относительно небольшом объеме включались в содержание каждой практики, пополняя портфолио или «педагогическую копилку» студента. Все это позволяет студентам комфортно перейти к работе по второму профилю. В ходе практики разрабатываются и частично апробируются проекты занятий и уроков с детьми разных возрастных групп. Студенты прикрепляются к педагогу соответствующего профиля, наблюдают его работу и анализируют документацию.
Такая подготовка позволяет в первом полугодии 5 курса (9 семестре) начать проведение Производственной практики по второму профилю. Для каждого профиля она имеет свое наименование:
- Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях по профилю «Физическая культура».
- Педагогическая практика по профилю «Иностранный язык».
- Педагогическая практика по профилю «Музыка».
- Педагогическая практика по профилю «Дополнительное образование».
Проведение этой практики предполагает активную работу студента в качестве педагога дополнительного образования, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Возраст детей, с которыми на практике взаимодействует студент, не ограничивается рамками дошкольного детства, поэтому практика проводится в школах, дошкольных организациях, детских центрах и т.д. Несколько студентов прикрепляются к педагогу-практику по соответствующему профилю, наблюдают за его работой, анализируют документацию, разрабатывают и согласовывают с ним конспекты для самостоятельного проведения образовательной деятельности и досуговых мероприятий с детьми.
В этот период начинается выполнение выпускной квалификационной работы. Поэтому навыки организации и проведения научно-исследовательской деятельности формируются в ходе практики Научно-исследовательская работа в 9 семестре. Цель данной практики состоит в подготовке студента к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и овладении методологией психолого-педагогических исследований.
Научно-исследовательская работа проводится на базе кафедр факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Каждый студент закрепляется за кафедрой, на которой работает его научный руководитель. Дополнительно студенты работают в библиотеке МПГУ, Российской государственной библиотеке, Научной педагогической библиотеке имени К.Д. Ушинского, посещают мастер-классы и семинары. В этот период формулируется тема исследования, определяется понятийный аппарат, оформляется список информационных источников.
Десятый семестр становится завершающим в обучении студентов двухпрофильного бакалавриата. Накопленные за годы обучения теоретические знания и сформированные практические умения преобразовываются в профессиональные компетенции, позволяющие приступить к самостоятельной работе. Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях (по профилю Дошкольное образование) помогает проверить уровень подготовленности студента к решению профессиональных задач и выполнению трудовых функций. В течение 6 недель обучающиеся самостоятельно проводят все мероприятия по плану работы воспитателя, выполняют экспериментальную работу по теме своего исследования.
Практика проводится в базовых дошкольных образовательных организациях МПГУ. Однако, согласно запросам работодателей, студенты могут быть распределены в другие профильные организации с целью их последующего трудоустройства.
Преддипломная практика необходима для завершения выпускной квалификационной работы и подготовки к ее защите. Она проводится на завершающем этапе обучения (10 семестр). В процессе практики обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в ходе изучения учебных дисциплин и педагогической практики за весь период обучения. Руководит преддипломной практикой научный руководитель.
Таким образом, в процессе последовательного освоения учебных дисциплин и отработки практических умений и навыков работы с детьми осуществляется практическая подготовка бакалавра по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) на Факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Опытно-экспериментальная работа еще не завершена, перспективы видятся в уточнении содержания каждого типа практики, разработке методических рекомендаций, сочетании очного и дистанционного формата обучения, мониторинга качества подготовленности студентов к самостоятельной работе.