MEDIA ENVIRONMENT IN SUPPLEMENTARY EDUCATION AS A LEARNERS’ SOCIALIZING TOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the link between modern education, learners’ socialization and retro-innovative upbringing methods by A.S. Makarenko. Also the authors reveal the features of technological competence in supplementary education.

Keywords:
retro-innovative method, labour education, socializing tool, media environment, technological competence
Text
Publication text (PDF): Read Download

На современном этапе развития образования важная роль в саморазвитии и социализации подрастающего поколения отведена системе дополнительного образования детей, которая сегодня решает ряд важных психолого-педагогических и социальных задач [2], в контексте достижения которых в качестве одного из ведущих выступает метод проектов [1].

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

История Школы № 656, которая с 1988 г. носит имя А.С. Макаренко, насчитывает почти 60 лет. Вся воспитательная работа школы строится на основе технологий, разработанных великим педагогом XX в. (создание единого детско-взрослого воспитательного коллектива, укрепление ученического самоуправления, развитие творческого содружества разновозрастных объединений и пр.).

Формирование патриотических чувств и убеждений у кадетов занимает все большее место в системе образовательного процесса Федерального государственного казенного образовательного учреждения «Московское президентское кадетское училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации». Оно предполагает не только получение молодым человеком качественного среднего общего образования, но и гармоничное развитие юношей: разностороннее интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное, их социализацию, создание основы для подготовки к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Педагоги и обучающиеся этих образовательных учреждений совместно разработали проект использования медийной среды как инструмента воспитания социально-активного гражданина, в котором реализуются многие задачи, обозначенные в программе патриотического воспитания.

Цель данного проекта заключается в создании компонентов медийной среды, в частности, медиапродуктов, формирующих взгляды, вкусы и нормы поведения членов образовательного социума.

Для достижения поставленной цели было необходимо выполнить ряд задач:

1. Мотивировать все субъекты образовательной деятельности более активно использовать компоненты медиасреды в патриотическом воспитании.

2. Спланировать, организовать и провести значимые мероприятия в образовательной организации, подготовить материалы для видеорепортажа.

3. Сформировать у обучающихся компетенции, позволяющие им самостоятельно или с помощью взрослых пользоваться аппаратурой, техническими устройствами, способам представления подготовленных материалов.

4. Транслировать готовые медиапродукты, передавать опыт, тем самым налаживая связи между образовательными учреждениями разного типа (общеобразовательный комплекс и профессиональное училище).

Участники проекта: учителя, педагоги, члены администрации, родители обучающихся и сами обучающиеся ГБОУ «Школа № 656 имени А.С. Макаренко» и Федерального государственного казенного образовательного учреждения «Московское президентское кадетское училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации».

Актуальность данного медиа проекта обусловлена тем, что детский коллектив c педагогами в медиацентрах образовательных организаций создаёт периодически медиапродукты (видео, публикации в социальных сетях и на сайтах образовательных организаций и т.д.), реализующие основные принципы гражданско-патриотического воспитания, а также личностно-гражданское развитие.

Настоятельная потребность создания медийной среды [3] в образовательных учреждениях заключается в информировании массовой аудитории об актуальных событиях воспитательного процесса, в актуализации социально положительных образов, а также в том, что медиапродукты, через которые реализуется функция речевого воздействия, являются инструментом формирования сознания социума образовательного пространства, формирования поведенческих навыков, этических норм у подрастающего поколения.

Актуальность выполнения данного проекта объясняется  тем, что данный проект способствует сплочению детского коллектива, самореализации обучающихся, успешному взаимодействию, проявлению лидерских качеств и организаторских способностей через освоение необходимых компетенций в непосредственной деятельности.

Новизна данного проекта заключается в том, что на материале медиапродуктов (новостные видеорепортажи, фильмы, видеоотчёты и др.) представляется возможным создать более эффективную социально безопасную медийную среду в образовательном пространстве, включающую систему защитных фильтров поступающей информации извне, формирующей прогрессивные взгляды участников образовательного социума, конструктивное, «проактивное», позитивное мышление.

Уникальность используемых социально-активных технологий воспитания обучающихся заключается в трансляции педагогического опыта А.С. Макаренко, культуры казачества, гуманистических идей М.А. Шолохова.

Практическая значимость проекта заключается в возможности трансляции опыта духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В проекте известные способы формирования самосознания учащихся находят отражение в виде оригинального видеоматериала, который может служить пропагандой здорового образа жизни и мышления, способов раскрытия талантов учащегося и реализации в жизни.

Основанием для реализации проекта является внедрение массмедийных (печатная пресса, киноклуб, театрализованные кружки, социальные сети в Интернете, школьное телевидение), межпредметных (интеграция предметов общегуманитарного цикла), лингвомедийных (написание воздействующих медиатекстов), социально активных (участие в значимых мероприятиях и др.) технологий в воспитательно-образовательный процесс образовательных учреждений (ОУ) с целью создания безопасного социально-медийного пространства, способствующего решению проблем школьного социума и формирующего продуктивное мышление у подростков.

Перед началом работы состоялся ряд координационных встреч с участием взрослых и детей. На них излагались и сравнивались мотивационные установки («Почему мы планируем участие? Что приобретает коллектив? Чего избегает?»), корректировались сроки и планы, обсуждались формы помощи и взаимодействия.

На этом этапе наиболее важным представлялось мотивировать все субъекты образовательной деятельности, более активно использовать компоненты медиасреды в патриотическом воспитании.

Развитие технологий, широкое распространение информационных и социальных сетей приводит к тому, что современный подросток практически «погружен» в цифровую среду, обменивается информацией мгновенно и ежедневно находится на «новостном пике». Задача взрослых – способствовать созданию среды, стимулирующей к осмысленной социально-положительной деятельности подростка. При этом можно использовать образовательный потенциал самих детей: их тягу к освоению нового, любознательность, стремление к экспериментированию. И, несомненно, стремление подростков к общению, к желанию заявить о своём опыте (в той или иной области).

В каждом образовательном учреждении (ОУ) есть традиции сохранения памяти о героях военного и мирного времени. Изучая жизнь таких личностей, современные дети создают для себя жизненные ориентиры. В активе школьного телецентра есть серия репортажей о выпускнике ГБОУ Герое России, Е.Н. Чернышёве.

При этом дети создают не только новостные репортажи, но и творческие варианты.

Планирование, организация и проведение значимых мероприятий в образовательной организации, подготовка материалов для видеорепортажа предполагает скоординированную работу всех участников. Практически, проект реализовывал единый детско-взрослый коллектив. И дети вносят свой вклад наравне со взрослыми.

В данном проекте задействованы методы воспитания Антона Семеновича Макаренко, широко применяющиеся в ГБОУ № 656.

Основа методики А.С. Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями. У ребёнка есть ощущение того, что он является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли, служит комфортной средой для развития личности.

В данном проекте совместная работа обучающихся построена на распределении социальных ролей через опосредованное взаимодействие участников.

В ГБОУ много лет работает туристический кружок. В преодолении трудностей формируется дружный коллектив.

Система воспитания А.С. Макаренко демократична [4]. Выдающийся педагог выступал за самоуправление и создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития. Там, где отсутствовала эта система, считал А.С. Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди. В данном проекте обучающиеся самостоятельно распределяют для себя социальные роли, организуют работу. При этом роль взрослых − кураторская или консультативная в социальных аспектах и обучающая − в формировании технологических компетенций.

Часть учебного года пришлась на меры профилактики коронавирусной инфекции. Однако, условия самоизоляции не помешали созданию и трансляции медиапродуктов, созданных обучающимися. Изменился способ координации, немного изменились приёмы (как технологические, так и средства выразительности). А возможности использования сети Интернет практически позволяли без задержек транслировать медиапродукты.

Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – это пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Также А.С. Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому что, как все мы знаем, дети тонко различают фальшь.

В данном проекте представлены фрагменты видеоматериалов, где родители обучающихся принимают участие в значимых мероприятиях, а педагоги курируют деятельность и дают наставления.

Согласно А.С. Макаренко, дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. В данном проекте отражаются трудовые будни и праздничные события в образовательных организациях, основой которых служит не только дисциплина, слаженная работа всего коллектива, но и самодисциплина каждого участника образовательного процесса, нравственные и моральные качества.

Для успешной реализации намеченных перспектив следовало сформировать у обучающихся компетенции, позволяющие самостоятельно или с помощью взрослых пользоваться аппаратурой, техническими устройствами, способами представления подготовленных материалов.

Результаты своей деятельности (видеорепортажи) опубликовывали в медиапространстве. При этом дети осваивали азы профессий журналиста, репортера, телеведущего, копирайтера, техника, менеджера-координатора и пр.

А.С. Макаренко не представлял воспитательную систему без трудового воспитания, участия в производительном труде. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. Работа в телецентре школы, в «музейном секторе», в «культмассовом секторе» отвечает и возрастным потребностям подростков, и задачам трудового воспитания.

В данном проекте обучающиеся представляют результаты своей деятельности на сайтах ОУ, в социальных сетях, с гордостью делятся опытом.

Подростки под руководством взрослых (классных руководителей, офицеров-воспитателей, руководителей кружка тележурналистики и медиацентра ОУ, директоров музеев, учителей и преподавателей) организовывали репортажи, проводили медиаосвещение событий в своих ОУ, акций, приуроченных к каким-либо датам или значимым событиям в жизни страны, города, своего образовательного учреждения.

Участники проекта не только создавали медиапродукты, но и активно транслировали их. Тем самым передавая свой опыт и налаживая связи между образовательными учреждениями разного типа (общеобразовательный комплекс и профессиональное училище). При этом в медиапродуктах, созданных подростками, отражается специфика ОУ, его основные педагогические ориентиры и традиции.

Для трансляции использовались разноуровневые «каналы»:

  •  Аудитория Трансляционный «канал».
  •  Образовательное учреждение (обучающиеся, учителя, педагоги, администрация), трансляция по внутренней сети с выходом в учебных кабинетах.
  •  Родители, обучающиеся, педагоги учебных групп, классов и объединений  группы классов, объединений в мессенджерах.
  •  Широкий социум, сайты ОУ, группы в социальных сетях.

Преимущество данного проекта заключается в том, что участники являются героями, образцами для подражания среди сверстников, демонстрирующими эталонное поведение, активом и движущей силой всего коллектива.

В ходе работы над проектом проводилась работа по мотивации всех субъектов образовательной деятельности более активно использовать компоненты медиасреды в патриотическом воспитании. Состоялся ряд встреч (разного формата), на которых осмыслялись мотивационные установки, корректировались сроки и планы, обсуждались формы помощи и взаимодействия.

Были спланированы, организованы и проведены значимые мероприятия в образовательных организациях, были подготовлены материалы для видеорепортажа.

В рамках проектной работы были созданы видеопродукты, основанные на реальных событиях в образовательных организациях. При этом создатели проекта транслировали материалы не только внутри своей образовательной организации, но и обменивались культурным опытом.

Медиапродукты были посвящены практически всем сторонам жизни ОУ. Значимыми среди них традиционно и по праву являются: патриотическое воспитание, туристическое и спортивное движение.

В процессе работы над проектом у обучающихся формировались достаточные компетенции, позволяющие им самостоятельно или с помощью взрослых пользоваться аппаратурой, техническими устройствами, способам представления подготовленных материалов.

Участники проекта транслировали готовые медиапродукты, передавали свой опыт. Тем самым налаживали связи между образовательными учреждениями разного типа (общеобразовательный комплекс и профессиональное училище).

Материалы данной работы позволяют оптимизировать процесс обучения обучающихся, работу преподавательского и административного состава, способствуют успешной социализации обучающихся и их эффективной работе, оказывают благотворное воздействие на сознание представителей социума образовательного пространства. В перспективе освоенные подростками компетенции могут послужить основой для ранней профориентации и получения начального профессионального образования (телерепортер, журналист, Digital-стратег, архитектор трансмедийных продуктов и пр.).

Одним из результатов работы с учащимися являются сплоченность детских коллективов, занятость детей и вовлеченность их в творческий процесс формирования и становления личности в социуме, пропаганда здорового образа жизни и мышления, т.е. демонстрация альтернативных способов выражения себя посредством выполнения социально-значимой и полезной работы с перспективами воплощения в будущей взрослой жизни.

В проекте реализуются на практике социально значимые понятия «я активный гражданин, талантливый человек, организатор», альтернативные способы самореализации формирующейся личности. Обучающиеся вовлечены в образовательный процесс, происходит повышение уровня их внутренней мотивации к обучению, просвещается школьная аудитория.

Реализация данного проекта еще раз подтвердила связь современного воспитания социально активного гражданина с ретроинновационными методами воспитания А.С. Макаренко, активно применяющихся в ГБОУ «Школа № 656 имени А.С. Макаренко» на протяжении почти 50 лет.

 

 

References

1. Ivanova, I.V. Sozdanie podrostkami proektov samorazvitiya v usloviyah dopolni-tel'nogo obrazovaniya aerokosmicheskogo profilya / I.V. Ivanova, V.A. Makarova // K.E. Ciolkovskiy. Problemy i buduschee rossiyskoy nauki i tehniki: Materialy 52-h Nauchnyh chteniya pamyati K.E. Ciolkovskogo. − Kaluga: Izd-vo «Politop», 2017. - 516 s. - S. 407-409.

2. Ivanova, I.V. Formirovanie gotovnosti podrostkov k samorazvitiyu kak celevaya funkciya dopolnitel'nogo obrazovaniya / I.V. Ivanova // Vospitanie shkol'nikov. - 2018. − №6. - S. 27−34.

3. Kareva A.A. Sozdanie bezopasnoy social'no mediynoy sredy v obrazovatel'nom prostranstve / Kareva A.A., A.V. Fomichev // Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet. Sbornik nauchnyh statey po materialam konferencii «Devyatye Vserossiyskie Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly upravleniya obrazovatel'nymi sistema-mi». − 2017. − S.125−130.

4. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. / Redkol. M.I. Kondakov (gl. red.); Akad. ped. nauk SSSR. − Moskva: Pedagogika, 1986. − 365 s.

Login or Create
* Forgot password?