Kaluga, Kaluga, Russian Federation
The article presents a report on the holding of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Additional Education of Children - the Space of Personal Self-Development" at Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky on November 27, 2020. The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00616.
additional education, conference, students, educational space, self-development of personality
27 ноября 2020 г. на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей – пространство саморазвития личности».
Конференция проводилась в рамках научного проекта № 20-013-00616, поддержанного РФФИ. Информационным партнером конференции стал «Журнал педагогических исследований» – электронное периодическое научное издание группы компаний ИНФРА-М.
Организаторами Конференции выступили:
- Министерство образования и науки Калужской области;
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского».
Ответственными за организацию и проведение конференции выступили члены кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского: канд. психол. наук, доцент И.В. Иванова д-р пед. наук, профессор В.А. Макарова, канд. пед. наук, доцент Е.Н. Буслаева, старший преподаватель Л.Г. Астахова.
Проблемное поле Конференции составили теоретико-методологические и практико-ориентированные подходы к педагогическому и психолого-педагогическому сопровождению саморазвития детей в дополнительном образовании.
Целью конференции явилось обобщение научного, научно-методического и педагогического опыта деятельности образовательных организаций по реализации задачи психолого-педагогического, педагогического и социально-педагогического сопровождения саморазвития детей в условиях дополнительного образования, обмен научными результатами и исследовательским опытом по актуальным проблемам воспитания обучающихся.
Работа Конференции осуществлялась в следующих основных формах:
- пленарное заседание по проблемам саморазвития детей в условиях образования, инновациям, эффективным практикам и образовательным технологиям педагогического сопровождения саморазвития и самореализации детей и молодежи;
- дискуссионные площадки, на которых были заслушаны доклады, организован обмен мнениями по актуальным проблемам воспитания детей, представленными следующей тематикой:
- дискуссионная площадка №1 «Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся как целевая функция дополнительного образования детей»;
- дискуссионная площадка №2 «Психолого-педагогические аспекты становления саморазвивающейся личности в условиях дополнительного образования»;
- дискуссионная площадка №3 «Специфика психолого-педагогического сопровождения саморазвития детей с ОВЗ в дополнительном образовании»;
- мастер-классы, на которых был представлен опыт педагогов дополнительного образования по тематике:
- мастер-класс №1 «Из опыта организации педагогического сопровождения детей в Центре развития творчества детей и юношества "Созвездие" города Калуги»;
- мастер-класс №2 «Психолого-педагогические аспекты сопровождения саморазвития детей: из опыта работы Центра развития творчества детей и юношества "Созвездие" города Калуги»;
- мастер-класс №3 «Из опыта психолого-педагогического сопровождения саморазвития детей с ОВЗ в дополнительном инклюзивном образовании».
В работе конференции приняли участие более 120 чел., представивших восемь субъектов Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, а также Московская, Ярославская, Калужская, Костромская, Курганская и Самарская области).
Участниками Конференции были руководители и профессорско-преподавательский состав образовательных организаций высшего и среднего образования, руководители и научные сотрудники научно-исследовательских институтов субъектов Российской Федерации, методисты и специалисты отделов по образованию и воспитанию организаций и учреждений системы образования, руководящий состав, методисты и педагоги системы дополнительного образования субъектов РФ, студенты.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор Института социальных отношений Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, канд. пед. наук, доцент А.В. Лыфенко. Она отметила, что научное мероприятие, проходящее в стенах Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, является важным и масштабным событием для вуза, позволяющим распространять научные и научно-методические идеи работников системы образования разных субъектов Российской Федерации в области исследования возможностей дополнительного образования в саморазвитии обучающихся.
На пленарном заседании конференции, прошедшем в зале Ученого Совета КГУ им. К.Э. Циолковского, с научными докладами выступил научный сотрудник Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий, заслуженный деятель науки РФ, д-р пед. наук, профессор М.И. Рожков, который в своем докладе рассмотрел преодоление в качестве ведущего фактора саморазвития ребенка. Учёный отметил, что экзистенциальный подход к воспитанию предполагает, что воспитанник является субъектом своего развития, а высший уровень проявления субъектности – осмысленное проектирование своего развития в сочетании с рефлексивной позицией, формирование которой происходит в условиях преодоления. В качестве идеальной цели образования М.И. Рожков определил формирование человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего её смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором.
Заведующая научно-исследовательской лабораторией «Субъектной самореализации и инновационных технологий» Самарского государственного социально-педагогического университета, профессор кафедры педагогики и психологии, д-р пед. наук, профессор Е.И. Тихомирова обратила внимание на то, что сущность процесса субъектного саморазвития личности раскрывается через актуализацию потребности человека активно проявлять своё «субъектное Я» в познании, общении, деятельности. Учёный в своем выступлении привела примеры практик и технологий организации процесса субъектного саморазвития личности в дополнительном образовании, а также отметила целесообразность разработки и реализации проектов дополнительного образования различной направленности, ориентирующих обучающихся на активное субъектное саморазвитие.
Заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, д-р пед. наук, профессор Л.В. Байбородова в своём выступлении рассмотрела факторы, влияющие на организацию дополнительного образования сельских школьников: территориальные, экономические, институциональные, социальные, психолого-педагогические, педагогические. Докладчиком было обращено внимание на необходимость научно-методического обеспечения дополнительного образования как важнейшего фактора его развития на селе. Учёным были представлены основные идеи, подходы и принципы, которыми необходимо руководствоваться организаторам и педагогам дополнительного образования на селе, а также были предложены конкретные формы, технологии дополнительного образования, которые целесообразны и специфичны для их использования в условиях сельской школы и сельского социума.
Заведующая кафедрой социальной адаптации и организации работы с молодежью Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, академик Академии социальных и педагогических наук, д-р пед. наук, профессор В.А. Макарова свое выступление посвятила рассмотрению духовно-нравственного развития личности как вектора саморазвития. Учёный обратила внимание на то, что духовно-нравственное воспитание и развитие как основа формирования саморазвивающейся личности происходят в процессе интериоризации, творческого освоения целостного духовного богатства культуры, ценностного отношения к ней. Данная проблема является традиционным предметом исследования в истории педагогики. В.А. Макарова отметила, что большой вклад в изучение рассматриваемой проблемы внесли научные труды ученых, представителей философской мысли, философов-космистов. Докладчик обратила внимание на то, что изучение научного наследия Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, К.Н. Вентцеля сегодня является особенно востребованным в контексте разработки новых теоретико-методологических подходов к педагогическому сопровождению саморазвития обучающихся, воспитанию свободной личности.
Доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, канд. психол. наук, доцент И.В. Иванова свой доклад посвятила актуальной проблеме разработки новых методологических подходов к педагогическому сопровождению саморазвития детей в условиях дополнительного образования. Основная идея доклада состояла в рассмотрении авторского методологического подхода и его теоретическом обосновании. В докладе был предложен рефлексивно-ценностный подход как новый методологический подход, развивающий идеи экзистенциальной педагогики. Данный подход раскрывает специфику взаимодействия субъекта и среды с опорой на актуализацию процессов ценностного осмысления и рефлексии в ситуации преодоления трудностей, построению воспитанниками на их основе проектов саморазвития. Докладчиком раскрыты закономерности и принципы реализации рефлексивно-ценностного подхода, показана их специфика применительно к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании.
На трех дискуссионных площадках конференции был организован обмен научными результатами исследований в области психолого-педагогического, педагогического и социально-педагогического сопровождения саморазвития детей в условиях дополнительного образования.
Мастер-классы, прошедшие в рамках конференции, включали в себя практико-ориентированные выступления педагогов дополнительного образования г. Калуги и Калужской области, обмен опытом по актуальным проблемам воспитания обучающихся.
При обсуждении вопросов конференции участники отметили наличие имеющегося положительного опыта инновационной образовательной деятельности образовательных организаций разных субъектов Российской Федерации в части реализации педагогического сопровождения саморазвития детей, а также необходимость поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, направленной на реализацию субъектной позиции детей.
Участники конференции отметили ее положительные результаты в аспекте расширения сотрудничества педагогов и исследователей в области педагогического и психолого-педагогического сопровождения саморазвития и самоорганизации детей и молодежи, а также предложили сделать конференцию регулярной.
Также участники Конференции отметили:
- Педагогическое сопровождение саморазвития и самоорганизации личности можно рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений образовательной деятельности на современном этапе развития образования в Российской Федерации.
- Имеется положительный опыт инновационной образовательной деятельности образовательных организаций разных субъектов РФ в части реализации педагогического и психолого-педагогического сопровождения саморазвития детей, организации проектной деятельности обучающихся, использования педагогических технологий саморазвития и самовоспитания личности, организации педагогического сопровождения саморазвития детей с ОВЗ в дополнительном образовании.
- Необходимость поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, направленной на реализацию субъектной позиции детей, предоставляя им возможность самореализации в различных видах деятельности, детских объединениях, образовательных организациях.
По итогам Конференции было предложено:
- Развивать инновационную деятельность образовательных организаций в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года».
- Продолжить изучение и обобщение педагогического опыта, направленного на повышение эффективности, качества организации педагогического и психолого-педагогического сопровождения саморазвития и самоорганизации детей и молодежи.
- Способствовать продвижению новых педагогических идей в дополнительном образовании, в том числе реализации инклюзивного подхода в работе с детьми.
- Опубликовать материалы участников Конференции в «Журнале педагогических исследований».
- Отметить положительный эффект совместной работы участников Конференции в определении новых подходов к саморазвитию детей в условиях дополнительного образования.
- Продолжить сотрудничество участников конференции. Рассмотреть вопрос о придании статуса конференции «регулярной» и проводить ее ежегодно на базе КГУ им. К.Э. Циолковского.
- Рассмотреть вопрос включения в программу конференции секции для обучающихся.
Участниками Конференции также было отмечено активное заинтересованное участие студентов в проведении данного научного мероприятия.
В научном периодическом издании «Журнал педагогических исследований» публикуются материалы докладов участников конференции.
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obschego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. N 1897) https://fgos.ru/ (data obrascheniya:01.11.2020).