The first experience on the new educational standards in higher education institution and the tasks to be solved with relation to quality assurance of graphics disciplines’ educational programs have been considered. The main objectives and problems related to modular design of the working programs at higher school are considered. It seems reasonable to develop a unified model of work programs’ modular structure, improve these programs’ content and orientation of this content on labor market needs.
educational program, subject training, modular structure.
Введение двухступенчатой системы подготовки в высшей школе является частью общей концепции реформирования системы высшего образования. Реорганизация структуры подготовки предполагает развитие интеграционных механизмов для эффективного взаимодействия высшей школы с работодателями и профессиональными сообществами, так чтобы обеспечить конкурентноспособность образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ. Рассмотрим первый опыт работы по новым образовательным стандартам в вузе и те задачи, которые требуется решить с точки зрения обеспечения качества образовательных программ по графическим дисциплинам.
В сфере современного инженерного образования цикл графических дисциплин является базовым при подготовке специалистов для производственно-технологической и проектно-конструкторской деятельности. В новой двухступенчатой системе подготовки «бакалавр — магистр» особую сложность представляет не столько перестройка системы образования, сколько проблема дальнейшего трудоустройства бакалавров и магистров [1, 2]. Для удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников важным сегодня является разработка прогностической модели специалиста, в виде перечня компетенций [3], который становится основой требований промышленности и работодателей к содержанию и направленности основных образовательных программ (ООП), реализующих подготовку будущего специалиста. Современный уровень требований к инженерам наряду с базовой графической подготовкой выделяет как потенциально приоритетные те компетенции, которые связаны с использованием компьютерных технологий в проектировании и конструировании, соблюдением нормативных документов и стандартов оформления графической документации.
Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты ВПО предполагает разработку не только основных требований к выпускнику в зависимости от уровня подготовки, но и конкретизацию целей, задач изучения и объема дисциплин для каждого уровня подготовки. При этом проектирование компетентностно-ориентированной основной образовательной программы должно разрешать противоречие между интегральным результатом образования и предметно-дисциплинарной формой организации образовательного процесса, при которой обучение представляет собой совокупность предметных подготовок [4].
В настоящее время наиболее актуальным является переход от общих положений нормативных документов к разработке конкретных программ специальных, в том числе графических, дисциплин. В этой связи в Пермском национальном исследовательском политехническом университете реализуется модульное структурирование рабочих программ дисциплин, которое сопровождается системой зачетных единиц согласно Европейской системе (ECTS). Все изучаемые дисциплины разбиваются на модули, состоящие из теоретических знаний, практических умений и навыков, проектных заданий [5]. В каждом модуле формируются составляющие профессиональных компетенций, соответствующие отдельным темам и разделам курса, а также последовательно осуществляется профессиональная подготовка по предмету в целом. На каждом этапе выполняется проверка качества усвоения предмета и может проводиться своевременная корректировка процесса обучения.
1. Kompetentnostnyy podkhod k organizatsii obrazovatel'nogo protsessa i nekotorye voprosy adaptivnogo upravleniya uchebnoy deyatel'nost'yu / O.Yu. Zaslavskaya, O.V. Ivanova, O.Ya. Kravets, I.D. Rudinskiy, I.D. Stolbova; nauch. red. chl.-korr. RAO, d-r tekhn. nauk, prof. S.Yu. Grigor'ev. - Voronezh: «Nauchnaya kniga», 2011.
2. Selezneva N.A. Kachestvo vysshego obrazovaniya kak ob''ekt sistemnogo issledovaniya. - M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2008.
3. Stolbova I.D., Laletin V.A., Dudar' E.S. Formirovanie professional'no-orientirovannykh kompetentsiy pri innovatsionnykh tekhnologiyakh predmetnogo obucheniya v vysshey shkole. Informatsionnye tekhnologii v nauke, sotsiologii, ekonomike i biznese: mater. XXXIV mezhdunarod. konf. i diskus. nauch. kluba: Ukraina, Yalta-Gurzuf, 20-30 maya 2007 g. / RAN i dr. - Zaporozh'e, 2007.
4. Stolbova I.D., Dudar' E.S. Kompetentnostnyy format obucheniya kak innovatsionnoe kachestvo obrazovatel'nogo protsessa. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2012. - № 1.
5. Stolbova I.D. Upravlenie kachestvom predmetnogo obucheniya na osnove kompetentnostnogo podkhoda. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2011. - № 3.