TEACHING LANGUAGE THROUGH COMMUNICATION: FROM LANGUAGE ENGINEERING TO LANGUAGE COMPETENCE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The author overviews language teaching methods as practiced in Russia over the last half century. Special reference is being made to elements of suggestive didactic content as found underlaying teaching methodology in the not too recent past. Known as language engineering, the methodology in question gave rise to the modern communicative methods, which are currently accepted by teaching practices involving language materials of different discourse profiles.

Keywords:
communicative competence; communicative linguodidactics; suggestopediа; language engineering.
Text

Современная лингводидактическая традиция опирается на объемный корпус материалов коммуникативного характера, структурные особенности и содержательное наполнение которых чутко реагируют на изменения общественно-политической и экономической ситуации в целевой аудитории. С одной стороны, остаются актуальными лингводидактические произведения — вариации на межкультурно-коммуникационную тему. С другой стороны, ориентированность аудитории продвинутого уровня лингвистической компетенции на успешный результат в том или ином экзамене на международный сертификат все полнее отражает динамику профессиональной и социальной практики этой аудитории.

Сегодня, когда дискурс в широком смысле трактуется как сложное коммуникативное явление, объект коммуникативной лингвистики, функциональные особенности которого определяются выработкой стратегий овладения языком как средством коммуникации, в лингводидактическом смысле такая задача может быть решена в условиях перехода от парадигматического изучения языка, т.е. на основе усвоения широкой парадигмы лингвистических фактов, к интегральному обучению, при котором усваивается объективизированный социальной практикой метод интегрированного усвоения языковых и речевых структур.

Поскольку современная коммуникативная лингвистика преследует цель овладеть языком как средством коммуникации в условиях перехода к интегрированному, интерактивному обучению, филологическое академическое исследование периода постиндустриального общества XXI в. с необходимостью учитывает максимально широкие возможности информационно-технических, вспомогательных дисциплин, а также предполагает осознание лингводидактикой опыта не только смежных, гуманитарных областей знания, но и некоторых достижений из области естественно-научных исследований.

В рамках настоящей публикации позволим себе небольшой экскурс в отечественную историю современных коммуникативных стратегий. Вспомним, что кабинеты и лаборатории устной речи стали использоваться в практике преподавания иностранных языков с середины прошлого века. В 1960-х гг. распространение наиболее успешных образцов лингвистической инженерии в нашей стране открыло ранее неизвестные возможности лингво-аудиальных приемов обучения иностранным языкам. Использовавшееся как вспомогательное, это оборудование постепенно вошло в повседневную практику преподавания иностранных языков. Наряду с электропроигрывателями и магнитофонами, лингафонный кабинет был оборудован также проекционной аппаратурой: эпидиаскопами и диапроекторами. Многими из них учитывалась возможность показа короткометражных, учебных кинофильмов. По мере того как в процессе преподавания иностранных языков значение экранных пособий начало усиливаться, изменениям подвергался и характер оборудования, и «языковые лаборатории» стали включать все более совершенную систему проекционной аппаратуры [2, с. 89].

References

1. Bliznichenko L.A. Vvod i zakreplenie informatsii v pamyati cheloveka vo vremya estestvennogo sna. - Kiev: Naukova dumka, 1968.

2. Gluskin V.M. Lingafon na uroke angliyskogo yazyka. - M.: Progress, 2008.

3. Kitaygorodskaya G.A. Metodika intensivnogo obucheniya inostrannym yazykam. - M.: Vysshaya shkola, 2011.

4. Lozanov G.K. Sushchnost', istoriya i eksperimental'nye perspektivy suggestopedicheskoy sistemy pri obuchenii inostrannym yazykam. Metody intensivnogo obucheniya inostrannym yazykam. - Vyp. 3. - M.: Prospekt, 2011.

5. Piotrovskiy R.G. Inzhenernaya lingvistika i teoriya yazyka. - SPb.: Nauka, 2012.

6. Shekhter I.Yu. Zhivoy yazyk. - M.: Rektor, 2009.

Login or Create
* Forgot password?