The purpose of this review is to present and analyze the original textbook of the candidate of historical Sciences, Professor O.Z. Mushtuk "Business and politics", which has no analogues in the Russian educational literature. The author is known for many years of research on complex problems of the relationship between the political and business spheres of modern Russian realities. O.Z. Mushtuk broke his rich experience and knowledge through the creation of this manual, which also has an applied nature of a kind of practical course in political science for entrepreneurs. This is a serious attempt to answer basic questions – not only "who is to blame" for the troubles of modern Russian business, but also" what should domestic entrepreneurs do " in their relations with the state, bureaucratic structures, political parties, public organizations, and local authorities. According to the author, it is important for domestic business to solve two key tasks: on the one hand, to obtain from the state, officials the right to constructive dialogue and responsible business partnership, and on the other hand, to change the negative image formed by years of Russian market reforms, the negative image in the eyes of the population. To do this, the business community needs to become a truly creative, creative class, aware of its responsibility, aware of its social mission to serve the entire society, not just its own pocket and individual Bank accounts.
O.Z. Mushtuk, business, politics, modern Russia, market, entrepreneurship, state, officialdom, power, private property, social partnership
В современных российских политико-экономических исследованиях особый интерес представляют разработки, связанные с анализом взаимодействия и взаимопроникновения как субъектов, так и процессов бизнеса и политики. На общем фоне выделяются своей остротой и глубоким знанием предмета многолетние исследования канд. ист. наук, профессора Муштука Ореста Захаровича, отраженные в многочисленных статьях, монографиях, аналитических записках.
Однако важно подчеркнуть, что подобного рода исследования автора нашли применение и в учебном курсе, читаемом уже несколько лет в университете «Синергия» по направлению «менеджмент», профиля «предпринимательство». Данный курс не имеет аналогов в отечественном образовании, и на его основе подготовлено и издано специальное учебное пособие «Бизнес и политика» [2], пользующееся большой популярностью не только у студентов и аспирантов, но и у российских преподавателей, научных работников, многочисленных читателей. Логично, что данное учебное пособие необходимо представить в «Журнале политических исследований».
Несмотря на многочисленные ссылки на зарубежный, преимущественно западный опыт, учебное пособие О.З. Муштука представляет интерес, прежде всего, для современных российских реалий, для непростых, часто болезненных и деструктивных процессов взаимодействия сферы политики и бизнеса.
Актуальность данного учебного пособия связана с предметным анализом политико-экономических процессов последнего тридцатилетия. Автор убежден, что рыночные реформы в стране имели не естественную, эволюционную природу, а авторитарным образом внедрялись – вначале властью «перестроечной», а затем и новым постсоветским руководством. Данная авторитарность, считает О.З. Муштук, традиционна для России, она имеет многовековые корни как имперского, так и советского прошлого, когда сама бюрократия превращается в начало абсолютной власти, наделенной исключительными полномочиями в ключевых вопросах − «разрешать» или «запрещать», «казнить» или «миловать». Но парадоксальным образом, отказавшись от социалистической модели, новое российское руководство продолжало осуществлять командование экономикой, жесткое администрирование всей экономико-предпринимательской сферы уже в эпоху рыночных преобразований.
В новых условиях постсоветской России и формирование особого бизнес-класса тоже, во-многом, оказалось искусственным, не опирающимся на социокультурные и этические традиции дореволюционного предпринимательства. «Не обремененное» нравственными комплексами и социальной ответственностью, новое российское бизнес-сообщество еще и оказалось в ситуации жесткого государственного администрирования, чиновничьих «препонов», фискальной налоговой политики, правового неравенства для разно-уровневых экономических субъектов, и в целом − отсутствия полноценных правовых гарантий частной собственности и частного предпринимательства. Сами предприниматели, особенно представители малого и среднего бизнеса, часто оказываются беззащитными перед лицом тотальной бюрократии, которая своим запредельным администрированием и пристрастным «кураторством» бизнеса, в конечном итоге, обессмысливает любую предпринимательскую деятельность.
Но, как отмечал выдающийся промышленник и предприниматель дореволюционной России А. Коновалов, «для промышленности как воздух необходим плавный, покойный ход политической жизни, обеспечение имущественных и личных интересов от произвольного их нарушения, нужны твердое право, законность, широкое просвещение» [1, с. 140]. По убеждению автора учебного пособия, полноценное развитие российской экономики сегодня тормозит явный дефицит подобных гарантий – правовых и имущественных. И здесь исследователь высказывает предположение: для реализации этих базовых гарантий у бизнеса не остается иных путей, кроме как идти в политику, воздействовать на государство, на принятие политико-экономических решений, сформировать с государством прочные партнерские и конструктивные отношения. Некоторые исследования свидетельствуют [3], что появление новых видов политических коммуникаций и технологий также зависит от развития соответствующего сегмента рынка, степени активности его представителей, формирования у них специфических интересов.
Второй же важнейшей задачей современного российского предпринимательства О.З. Муштук видит в необходимости создания широкого общественного слоя поддержки. И здесь многое зависит от усилий самого российского бизнеса, совокупность всей деятельности которого за последние годы вряд ли можно назвать «социально-ориентированной». В результате в стране сформировался устойчиво-негативный имидж предпринимательства, люди в основном не верят в его «добрые намерения», относятся к нему с настороженностью. Сегодня в широком массовом сознании главные цели бизнеса воспринимаются как исключительные стремления к «наживе», к извлечению прибыли из «всего и вся». Поэтому российскому бизнесу важно и жизненно необходимо осознать свою ответственность перед обществом, сформировать свою миссию социального служения, стать творческой, созидательной силой.
В этом вопросе трудно не согласиться с автором, и именно эта ключевая проблематика составляет основное содержание учебного пособия «Бизнес и политика». Здесь содержится системный анализ совокупности внешних и внутренних факторов и обстоятельств, влияющих на отечественный бизнес, его генезис и тенденции дальнейшего развития.
Учебное пособие О.З. Муштука «Бизнес и политика» состоит из восьми тематических разделов, каждый из которых освещает круг проблем, знание которых необходимо для понимания исторических корней, эволюции и современного состояния отечественного бизнеса, его системообразующих характеристик и трендов, особенностей его взаимоотношения с государством. Наряду с теоретико-философским осмыслением этой проблематики, важное место в пособии занимает авторское изложение институциональных механизмов и технологий участия бизнеса в политике как на федеральном, так и региональном и местном уровнях. В конце каждого раздела пособие снабжено кратким резюме содержания, вопросами для повторения, творческими заданиями «форума», вопросами для эссе и контрольным тестом (по 20 тестовых заданий). В завершающей части книги также представлены итоговое контрольное мероприятие, состоящее из пятидесяти заданий, и список литературы.
Более предметно в учебном пособии О.З. Муштука речь идет:
- о содержательной стороне, основных функциях и взаимодействии бизнеса и государства в условиях рыночной экономической системы и демократической организации общества;
- об основных тенденциях стратификации отечественного бизнеса как особого социально-экономического продукта рыночных реформ, о развивающихся в его среде процессах сословной самоидентификации;
- об особенностях перехода России к рынку и роли государства как «модельера-творца» внешней среды бизнеса, своеобразии «технологий» государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также тех искусственных барьерах, которые воздвигаются на этом пути бюрократическими структурами;
- о характере и масштабах влияния на бизнес совокупности факторов, связанных со спецификой отечественного менталитета, особым отношением россиян к частной собственности и богатству, преобладанием социально-иждивенческих установок, ориентацией на жизнь «всем миром», а не индивидуально;
- о проблемах формирования органов власти и партийного строительства в современной России и роли бизнеса в этих процессах;
- о механизмах опосредованного представительства бизнеса в политике через участие в организации и финансировании избирательных кампаний, иных массово-мобилизационных мероприятий;
- о сущности и ролевых функциях «трипартизма» как формализованной системы трехстороннего диалога (социального партнерства) между бизнесом, профсоюзами и государством;
- о неформализованных технологиях и институтах функционального представительства бизнеса в политике в качестве «прямого» и «косвенного» лоббизма;
- об организации, целевых установках и стратегиях управления общественно-политическими делами бизнеса на уровне отдельных бизнес-структур (фирм), целенаправленной деятельности по формированию и поддержанию корпоративного имиджа организации и др.
В заключение необходимо отметить следующее: учебное пособие О.З. Муштука «Бизнес и политика» имеет не только высокую учебную, но и научную ценность. Особенностью его является также то, что оно написано интересным, живым, экспрессивным языком, что способно сразу привлечь внимание студентов, да и просто читателей. Но данное пособие – это и яркий пример подачи учебного материала в виде политической и экономической аналитики на основе глубокого знания автором своего предмета. Немаловажно также и то, что данное учебное пособие имеет и практико-ориентированный характер. Часто именно этого важного компонента не достает в современной российской учебной литературе.
1. Kuz'michev A.D., Shapkin I.N. Otechestvennoye predprinimatel'stvo: ocherki istorii [Domestic entrepreneurship: essays on history]. M., Progress-Academy Publ, 1995, 192 p. (In Russian).
2. Mushtuk O.Z. Biznes i politika: ucheb. posobiye [Business and politics: studies' stipend]. M., Market DS Publ., 2008, 368 p. (In Russian).
3. Fedorchenko S.N. Politicheskaya gologramma: analiz tekhnologiy i stsenarii razvitiya tsifrovogo fenomena [Political hologram: analysis of technologies and scenarios for the development of a digital phenomenon] Kontury global'nykh transformatsiy: politika, ekonomika, parvo [Politicheskaya gologramma: analiz tekhnologiy i stsenarii razvitiya tsifrovogo fenomena]. 2020. V. 13, I. 2, pp. 212-228. (In Russian).