Целью настоящей рецензии является представление и анализ оригинального учебного пособия канд. ист. наук, профессора О.З. Муштука «Бизнес и политика», не имеющего аналогов в отечественной учебной литературе. Автор известен многолетними исследованиями сложных проблем взаимоотношения политической и бизнес-сфер современных российских реалий. Свой богатейший опыт и знания О.З. Муштук преломил через создание данного пособия, имеющего и прикладной характер своеобразного практического курса политологии для предпринимателей. Здесь делается серьезная попытка ответа на базовые вопросы – не только «кто виноват» в бедах современного российского бизнеса, но и «что делать» отечественным предпринимателям в своих взаимоотношениях с государством, бюрократическими структурами, политическими партиями, общественными организациями, властями местного уровня. По убеждению автора, отечественному бизнесу важно решить две ключевые задачи: с одной стороны, добиться от государства, чиновничества права на конструктивный диалог и ответственное деловое партнерство, а с другой стороны – изменить сформировавшийся годами российских рыночных реформ свой отрицательный образ, негативный имидж в глазах населения. Для этого бизнес-сообществу необходимо стать по настоящему творческим, созидающим сословием, понимающим свою ответственность, осознающим свою социальную миссию служения всему обществу, а не только собственному карману и индивидуальным банковским счетам.
О.З. Муштук, бизнес, политика, современная Россия, рынок, предпринимательство, государство, чиновничество, власть, частная собственность, социальное партнерство
В современных российских политико-экономических исследованиях особый интерес представляют разработки, связанные с анализом взаимодействия и взаимопроникновения как субъектов, так и процессов бизнеса и политики. На общем фоне выделяются своей остротой и глубоким знанием предмета многолетние исследования канд. ист. наук, профессора Муштука Ореста Захаровича, отраженные в многочисленных статьях, монографиях, аналитических записках.
Однако важно подчеркнуть, что подобного рода исследования автора нашли применение и в учебном курсе, читаемом уже несколько лет в университете «Синергия» по направлению «менеджмент», профиля «предпринимательство». Данный курс не имеет аналогов в отечественном образовании, и на его основе подготовлено и издано специальное учебное пособие «Бизнес и политика» [2], пользующееся большой популярностью не только у студентов и аспирантов, но и у российских преподавателей, научных работников, многочисленных читателей. Логично, что данное учебное пособие необходимо представить в «Журнале политических исследований».
Несмотря на многочисленные ссылки на зарубежный, преимущественно западный опыт, учебное пособие О.З. Муштука представляет интерес, прежде всего, для современных российских реалий, для непростых, часто болезненных и деструктивных процессов взаимодействия сферы политики и бизнеса.
Актуальность данного учебного пособия связана с предметным анализом политико-экономических процессов последнего тридцатилетия. Автор убежден, что рыночные реформы в стране имели не естественную, эволюционную природу, а авторитарным образом внедрялись – вначале властью «перестроечной», а затем и новым постсоветским руководством. Данная авторитарность, считает О.З. Муштук, традиционна для России, она имеет многовековые корни как имперского, так и советского прошлого, когда сама бюрократия превращается в начало абсолютной власти, наделенной исключительными полномочиями в ключевых вопросах − «разрешать» или «запрещать», «казнить» или «миловать». Но парадоксальным образом, отказавшись от социалистической модели, новое российское руководство продолжало осуществлять командование экономикой, жесткое администрирование всей экономико-предпринимательской сферы уже в эпоху рыночных преобразований.
В новых условиях постсоветской России и формирование особого бизнес-класса тоже, во-многом, оказалось искусственным, не опирающимся на социокультурные и этические традиции дореволюционного предпринимательства. «Не обремененное» нравственными комплексами и социальной ответственностью, новое российское бизнес-сообщество еще и оказалось в ситуации жесткого государственного администрирования, чиновничьих «препонов», фискальной налоговой политики, правового неравенства для разно-уровневых экономических субъектов, и в целом − отсутствия полноценных правовых гарантий частной собственности и частного предпринимательства. Сами предприниматели, особенно представители малого и среднего бизнеса, часто оказываются беззащитными перед лицом тотальной бюрократии, которая своим запредельным администрированием и пристрастным «кураторством» бизнеса, в конечном итоге, обессмысливает любую предпринимательскую деятельность.
Но, как отмечал выдающийся промышленник и предприниматель дореволюционной России А. Коновалов, «для промышленности как воздух необходим плавный, покойный ход политической жизни, обеспечение имущественных и личных интересов от произвольного их нарушения, нужны твердое право, законность, широкое просвещение» [1, с. 140]. По убеждению автора учебного пособия, полноценное развитие российской экономики сегодня тормозит явный дефицит подобных гарантий – правовых и имущественных. И здесь исследователь высказывает предположение: для реализации этих базовых гарантий у бизнеса не остается иных путей, кроме как идти в политику, воздействовать на государство, на принятие политико-экономических решений, сформировать с государством прочные партнерские и конструктивные отношения. Некоторые исследования свидетельствуют [3], что появление новых видов политических коммуникаций и технологий также зависит от развития соответствующего сегмента рынка, степени активности его представителей, формирования у них специфических интересов.
Второй же важнейшей задачей современного российского предпринимательства О.З. Муштук видит в необходимости создания широкого общественного слоя поддержки. И здесь многое зависит от усилий самого российского бизнеса, совокупность всей деятельности которого за последние годы вряд ли можно назвать «социально-ориентированной». В результате в стране сформировался устойчиво-негативный имидж предпринимательства, люди в основном не верят в его «добрые намерения», относятся к нему с настороженностью. Сегодня в широком массовом сознании главные цели бизнеса воспринимаются как исключительные стремления к «наживе», к извлечению прибыли из «всего и вся». Поэтому российскому бизнесу важно и жизненно необходимо осознать свою ответственность перед обществом, сформировать свою миссию социального служения, стать творческой, созидательной силой.
В этом вопросе трудно не согласиться с автором, и именно эта ключевая проблематика составляет основное содержание учебного пособия «Бизнес и политика». Здесь содержится системный анализ совокупности внешних и внутренних факторов и обстоятельств, влияющих на отечественный бизнес, его генезис и тенденции дальнейшего развития.
Учебное пособие О.З. Муштука «Бизнес и политика» состоит из восьми тематических разделов, каждый из которых освещает круг проблем, знание которых необходимо для понимания исторических корней, эволюции и современного состояния отечественного бизнеса, его системообразующих характеристик и трендов, особенностей его взаимоотношения с государством. Наряду с теоретико-философским осмыслением этой проблематики, важное место в пособии занимает авторское изложение институциональных механизмов и технологий участия бизнеса в политике как на федеральном, так и региональном и местном уровнях. В конце каждого раздела пособие снабжено кратким резюме содержания, вопросами для повторения, творческими заданиями «форума», вопросами для эссе и контрольным тестом (по 20 тестовых заданий). В завершающей части книги также представлены итоговое контрольное мероприятие, состоящее из пятидесяти заданий, и список литературы.
Более предметно в учебном пособии О.З. Муштука речь идет:
- о содержательной стороне, основных функциях и взаимодействии бизнеса и государства в условиях рыночной экономической системы и демократической организации общества;
- об основных тенденциях стратификации отечественного бизнеса как особого социально-экономического продукта рыночных реформ, о развивающихся в его среде процессах сословной самоидентификации;
- об особенностях перехода России к рынку и роли государства как «модельера-творца» внешней среды бизнеса, своеобразии «технологий» государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также тех искусственных барьерах, которые воздвигаются на этом пути бюрократическими структурами;
- о характере и масштабах влияния на бизнес совокупности факторов, связанных со спецификой отечественного менталитета, особым отношением россиян к частной собственности и богатству, преобладанием социально-иждивенческих установок, ориентацией на жизнь «всем миром», а не индивидуально;
- о проблемах формирования органов власти и партийного строительства в современной России и роли бизнеса в этих процессах;
- о механизмах опосредованного представительства бизнеса в политике через участие в организации и финансировании избирательных кампаний, иных массово-мобилизационных мероприятий;
- о сущности и ролевых функциях «трипартизма» как формализованной системы трехстороннего диалога (социального партнерства) между бизнесом, профсоюзами и государством;
- о неформализованных технологиях и институтах функционального представительства бизнеса в политике в качестве «прямого» и «косвенного» лоббизма;
- об организации, целевых установках и стратегиях управления общественно-политическими делами бизнеса на уровне отдельных бизнес-структур (фирм), целенаправленной деятельности по формированию и поддержанию корпоративного имиджа организации и др.
В заключение необходимо отметить следующее: учебное пособие О.З. Муштука «Бизнес и политика» имеет не только высокую учебную, но и научную ценность. Особенностью его является также то, что оно написано интересным, живым, экспрессивным языком, что способно сразу привлечь внимание студентов, да и просто читателей. Но данное пособие – это и яркий пример подачи учебного материала в виде политической и экономической аналитики на основе глубокого знания автором своего предмета. Немаловажно также и то, что данное учебное пособие имеет и практико-ориентированный характер. Часто именно этого важного компонента не достает в современной российской учебной литературе.
1. Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: очерки истории. - Москва: Прогресс-Академия, 1995. − 192 с.
2. Муштук О.З. Бизнес и политика: учеб. пособие. − Москва: Маркет ДС, 2008. − 368 с.
3. Федорченко С.Н. Политическая голограмма: анализ технологий и сценарии развития цифрового феномена //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. − 2020. − Т. 13. − № 2. − С. 212−228.