PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses the problems of employment of graduates and the formation of professional and cognitive interest as a factor contributing to building a successful career. The stages of formation of graduates ' readiness for employment are considered.

Keywords:
employment of graduates, professional and educational interest, readiness of graduates for employment, quality of education
Text
Publication text (PDF): Read Download

     

Исходя из государственной программы РФ «Развитие образования на 2018-2025 годы», приоритетным направлением современного образования является повышение качества образования [1]. При этом особое внимание уделяется показателю удельного веса выпускников, которые смогли трудоустроиться в течение года после окончания образовательного учреждения. Необходимость выбора такого вектора развития образовательного процесса подтверждается статистическими данными, а также исследованиями Белокрыловой Г.М., Дахиной Е.М., Зиятдиновой Ф.Г., Полдолиной М.Л., Пряжниковой Н.С. и др. в области совершенствования процесса готовности к трудоустройству.

       Само понятие трудоустройство включает в себя все формы трудовой деятельности, такие как профессиональная деятельность, индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательская деятельность, а также временная занятость на сезонных работах. При этом «процесс трудоустройства включает в себя целый комплекс мероприятий: профессиональное обучение, содействие адаптации на рынке труда, переобучение, профориентация, трудовая социализация и др.» [2, c.22].

       В данной статье речь пойдет о трудоустройстве выпускников колледжа, как об одном из важных показателей качества образования в учреждениях среднего профессионального образования, так как в настоящий момент общество столкнулось с целым рядом вызовов, для ответов на которые готовых алгоритмов действий не существует. Однако, при этом, учреждениям необходимо быстро адаптироваться к современным условиям и принимать правильные и своевременные управленческие решения.

       Говоря об измерении такого критерия оценки качества образования, как трудоустройство выпускников необходимо отметить «влияние внешних факторов, половозрастную специфику контингента обучающихся и общий тренд на продолжение образования на процесс трудоустройства» [3, с. 109].

       Успешное трудоустройство зависит от качества профессионального образования, направленного на развитие познавательной самостоятельности выпускников, содействующего их готовности к профессиональному развитию, совершенствованию профессиональных компетенций, высокому уровню общекультурного развития, пониманию основ предпринимательской деятельности, а также умению работать в команде, быстро адаптироваться к требованиям современного рынка труда.

       Дахин Е.Р. отмечает, что существует три этапа формирования готовности выпускников к трудоустройству: диагностический этап, процессуальный этап и аналитический этап [2, c. 72].

       На первом этапе проводится диагностика потенциала каждого студента и определяется перспектива развития выпускника, при этом составляется индивидуальный план развития. Здесь используются педагогическое наблюдение; тестирование; анкетирование; тренинги; деловые игры; собеседование. На втором этапе происходит конкретная работа с выявленными в ходе первого этапа проблемами, проводится индивидуальное консультирование и групповые тренинги, используются кейс-метод, мозговая атака, дискуссии, метод проектов, решение проблемных задач и др.

       На аналитическом этапе оценивается «готовность выпускников реализовывать полученные знания в практической деятельности и прогнозировать свое трудоустройство в соответствии с получаемой специальностью» [2, c.81]. Как показывает практика, и этого недостаточно для успешного трудоустройства выпускников.

       Так, Клячко Т.Л., Семионова Е.А. в своей статье проводят анализ статистических данных и приходят к выводу, что около 50% выпускников среднего профессионального звена не могут найти работу по причине отсутствия опыта работы [4].

       Нежелание работодателей принимать на работу специалистов, не имеющих опыта работы вполне объяснимо: из полутора миллионов выпускников 29.1% проходит переобучение или дообучение на месте работы в целях соответствия требованиям, предъявляемым работодателями к специалисту, т.е. достаточно остро встаёт вопрос о качестве образования. Соответствие вектору развития качества не может сосредоточиться исключительно на разработке эффективных инструментов, которые позволят получить студентам максимально высокие результаты при освоении программ среднего профессионального образования, несмотря на то, что разработка данных инструментов является важнейшим этапом на пути к повышению качества образования. В настоящее время становится очевидно, что инструментальный критерий не может быть единственным при оценке качества образования, поскольку отсутствие других измерителей / критериев приводит к административной и педагогической близорукости: например, непонимание важности отслеживания уровня познавательного интереса обучающихся. Отсутствие инструментов, позволяющих отслеживать динамику познавательного интереса (далее ПИ) обучающихся приводит к тому, что студент зачастую имеет низкий уровень ПИ, что существенно осложняет его профессиональное будущее.

       Кроме того, в борьбе за подготовку, необходимо помнить о постоянно меняющихся требованиях рынка труда. Несмотря на то, что многие предприятия среднего профессионального образования, получившие статус ресурсных центров, расширили свою материально-техническую базу и провели переподготовку для преподавательского состава, работодатели и образовательные учреждения расходятся во мнении о качестве подготовки выпускника [5].

       Очевидно, что увязка часто противоречивых требований  ФГОС  и World skills на пути повышения качества подготовки обучающихся является необходимым мероприятием именно в связи с тем, что World skills предъявляет современные требования, требующие не только освоения профессиональных компетенций, но и расширения набора  общих компетенций.  Выпускник для построения успешной карьеры должен владеть soft skills в полной мере. Работодатели считают важными такие soft skills, как, например, коммуникабельность, умение аргументировать свое мнение, умение работать в команде и, особенно важное умение: соответствовать постоянно меняющимся требованиям рынка труда. Тут необходимо опять вернуться к вопросу познавательного интереса: в случае, если в образовательном учреждении систематически не формируется профессионально-познавательный интерес, он зачастую оказывается на низком уровне. Данный уровень познавательного интереса предполагает отсутствие желания работать с профессиональной информацией в не учебное время. А также абсолютную познавательную инертность, отсутствие интереса к процессам, протекающим в профессиональной сфере. В результате выпускник, не имеющий стойкого интереса к своей профессии, не может соответствовать постоянно меняющимся требованиям рынка труда и зачастую не в состоянии построить успешную карьеру.

       В заключении мы пришли к следующим выводам: 1. Процесс трудоустройства зачастую сопровождается переобучением выпускника. Этот факт уже является плохим показателем при оценке качества образования.  2. Отсутствие систематических измерений уровня познавательного интереса обучающихся приводит к снижению возможности адаптации выпускника к требованиям работодателей. 3. Концентрация внимания на hard-skills, малое количество действий, направленных на развитие sot-skills у студентов, порождает образовательную близорукость: формирование четких знаний и умений не дает гарантий построения успешной карьеры на перспективу. В целом, можно констатировать, что профессиональному образовательному учреждению необходимо постоянно совершенствовать методологию и практику эффективной деятельности, учитывая влияние внешних факторов.

References

1. Gosudarstvennaya programma RF «Razvitie obrazovaniya» na 2018-2025 gody. Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 №1642.

2. Dahina E.R. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti vypusknikov vuzov k trudoustroystvu: Dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08. - Astrahan'. 2017. − 194 s.

3. Seliverstvova I.V. Trudoustroystvo vypusknikov kak kriteriy ocenki effektivnosti obrazovatel'nyh organizaciy // Tendencii razvitiya obrazovaniya. Effektivnost' obrazovatel'nyh institutov. Materialy XVI ezhegodnoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. − Moskva: Izdatel'skiy dom "Delo". − 2020. − C. 108−118.

4. Klyachko Tat'yana L'vovna, Semionova Elena Aleksandrovna Trudoustroystvo vypusknikov sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya // Ekonomicheskaya politika. − 2018. − №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudoustroystvo-vypusknikov-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

5. Chirkova V.M. Vostrebovannost' specialistov so srednim professional'nym obrazovaniem na rynke truda // INNOVA. Elektronnyy nauchnyy zhurnal. − № 6 (39). − 2018. − C. 32.

Login or Create
* Forgot password?