employee from 01.10.2008 until now
Russian Federation
The paper shows that the descriptive geometry teaching until 1917 was held in real schools, which in soviet period could be assumed to be equivalent to secondary polytechnic school. An album of drawings on descriptive geometry for pupils of the 7th form is cited as an example. A full course of descriptive geometry, which is mandatory for first year students of all technical specialties, is presented in this album.
descriptive geometry, real school, secondary general educational school, public education.
Великий Гаспар Монж в своей книге [1] в качестве предисловия дал программу, в которой изложил вопросы реформы образования в тогдашней Франции. Его книга начинается со слов:
«Чтобы освободить французский народ от иностранной промышленной зависимости (курсив мой), в которой он до сих пор находился, надо прежде всего направить народное образование к познанию объектов, требующих точности, что было в полном пренебрежении до нашего времени».
Это обращение, очевидно, относятся и к нынешнему состоянию народов России.
Монж утверждал [1], что начертательная геометрия — «это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо предмет, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготовлять различные части».
«… Она пригодна не только для того, чтобы развивать интеллектуальные способности…, но она необходима для всех рабочих, цель которых придавать телам определенные формы…»
Монж предлагает распространять изучение начертательной геометрии в школах [1]:
«Было бы хорошо, если бы в школах, предназначенных для распространения методов начертательной геометрии, ученики начинали с изучения их практических приложений с разрезки камней и дерева. Этот род исследований требует точного выполнения эпюр и тем самым приучает ум и руку ученика к точной работе; задачи, здесь возникающие, более разнообразны и развивают сообразительность».
И далее:
«…начертательная геометрия должна стать когда-нибудь одним из главных вопросов народного образования, ибо даваемые ею методы нужны мастерам своего дела не меньше, чем чтение, письмо или арифметика…».
Таким образом, основоположник начертательной геометрии видел в преобразовании школьного обучения прежде всего введение в него курса начертательной геометрии, который будет развивать интеллектуальные способности и готовить к производственной деятельности.
Что же мы наблюдаем в народном образовании дореволюционной (до 1917 г.) России?
В 1864 г. в России возникают реальные училища. Согласно [2] реальные училища — это средне-учебные заведения (6—7 классов), программы которых отличаются от гимназических тем, что в них вовсе не проходят древних языков, но зато отводится более обширное сравнительно с гимназиями место курсам математики, естественных наук и новых языков. В России реальные училища учреждены в 1864 г., а в 1872-м преобразованы в 6-классные (7 класс дополнительный). В 1898 г. в России было 112 реальных училищ с 31 500 учащимися.
Получается, что реальные училища — это, по сути своей, школы с политехническим обучением, другими словами, российские школы до начала перестройки, до начала реформ школьного образования. А 7-й класс (читай — 11-й) готовил учеников для поступления в технический институт.
1. Monzh G. Nachertatel'naya geometriya. - L.: Izd. AN SSSR, 1947.
2. Pavlenkov F. Entsiklopedicheskiy slovar´. - S.-Peterburg, 1907.
3. Petrov I.I. Proektsionnoe cherchenie: Chertezhi / Odobreno uchenym Komitetom M.N.P. v kachestve rukovodstva v dopolnitel´nom klasse real´nykh uchilishch. - Kiev-S.-Peterburg, 1907.