Moskva, Moscow, Russian Federation
The author explores the issues of the class teacher's activity in the system of education. Creating conditions for the development of the personality of students of the pedagogical College.
The system of education, the purpose of educating students, the tasks of education, educational space, classroom management
В настоящее время происходит переориентация классного руководителя на современные концепции воспитания, продумывание воспитательной системы для создания условий для самореализации обучающихся. В государственной образовательной политике воспитание приобретает приоритетную роль. В этой связи, целью воспитательной системы ГБПОУ «Светлоградского педагогического колледжа» является направление и мобилизация деятельности классного руководителя на развитие личности обучающихся, формирование их способности к самоорганизации и самоопределению, самоадаптации в социуме.
Целью воспитания студентов колледжа является создание оптимальных условий для развития личности будущего специалиста, конкурентоспособного и востребованного рынком труда, обладающего высокой духовно-нравственной культурой, социальной и творческой активностью, качествами гражданина-патриота.
Исследователи в области педагогики утверждают, что для достижения вышеуказанных целей одних только воспитательных мероприятий недостаточно, необходима воспитательная система, способная обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности студентов.
Воспитательная система является сложным социально-педагогическим явлением, в центре которого находится студент и студенческий коллектив в целом. Уровень развития этого коллектива, уровень сформированности в нём межличностных отношений определяется уровнем педагогического мастерства классного руководителя. Нельзя также не учитывать роли родителей, семьи, учителей-предметников, психолога, социального педагога, различных студенческих объединений, участвующих в жизнедеятельности студенческого коллектива в воспитательном процессе [1, с. 32].
В ГБПОУ «Светлоградский педагогический колледж» система воспитания реализуется через следующие основные модули: «Профессия», «Мой дом - Россия», «Здоровый образ жизни», «Мир во мне и мир во вне», «Взаимодействие с семьёй».
Выпускники колледжа уже обладают некоторой степенью социальной защищенности, потому что в настоящее время педагогические специальности довольно востребованы на рынке труда, а вот обучающиеся только получают профессиональную консультацию и активизацию к будущей профессии, познают основы профессионального мастерства. В этой связи, классный руководитель, стоящий ближе всех к будущим выпускникам, способен помочь обучающимся сформировать качества, которые удовлетворили бы их потребности в профессиональной сфере. На эти цели работает модуль «Профессия».
Содержание модуля «Профессия» включает такие разделы, как: «В мире профессии (профессиональное воспитание)», «Я и моё учебное заведение (корпоративное воспитание», «студенческое самоуправление». Через модуль «Профессия» решаются следующие воспитательные задачи:
- формирование образовательного пространства, способствующего профессиональному становлению личности студента, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и способствующих успешной адаптации на рынке труда;
- сохранение и приумножение традиций колледжа, преемственность в воспитании студенческой молодежи, формирование корпоративной культуры;
- развитие системы студенческого самоуправления, повышение социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни студенческого коллектива; формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
В рамках модуля «Профессия» в колледже проходят встречи студентов с интересными людьми (к празднованию Дня программиста − для студентов, обучающихся по специальности прикладная информатика; для студентов специальностей дошкольное образование и преподавание в начальных классах − встречи с ветеранами педагогического труда). Предметные недели знаменуются внеурочными мероприятиями по психолого-педагогическим, математическим и филологическим, естественно-эстетическим и специальным дисциплинам. Студенты участвуют в различных шефских и волонтерских акциях («Забота» (оказание шефской помощи ветеранам педагогического труда, поздравление их с календарными праздниками), «Шаг навстречу», «Подари книгу или учебник колледжу»)). В ходе бесед и тематических часов студенты знакомятся с Уставом колледжа, с особенностями своих будущих профессий.
Система ученического самоуправления предполагает руководящую и направляющую роль классного руководителя, способного организовать гуманистические и демократические отношения в различных формах и видах совместной деятельности. Студенты колледжа принимают активное участие в торжественных и административных линейках, выборных групповых студенческих собраниях, участвуют в определении планов и задач на учебный год.
Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» относит патриотическое воспитание к составной части общего воспитательного процесса [2, с. 8]. В этой связи, образовательное учреждение реализует следующие задачи:
- формирование гражданской позиции, патриотического сознания, правовой и политической культуры;
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формирование национальной и религиозной терпимости, толерантности, развитие культуры межэтнических отношений;
- профилактика экстремизма и терроризма в студенческой среде;
- профилактика правонарушений и преступлений в молодежной среде, воспитание законопослушных граждан; оказание своевременной социально-психологической поддержки обучающимся, входящим в «группу риска»;
- оказание всесторонней помощи и поддержки обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- воспитание трудолюбия и бережливости, поддержание санитарного состояния учебного корпуса, дворовой территории в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Перечисленные задачи решаются в рамках модуля «Мой дом - Россия». Данный модуль включает разделы: «Патриотическое воспитание», «Я – гражданин России. Гражданско-правовое воспитание», «Профилактика терроризма и экстремизма. Антитеррористическое воспитание», «Безопасность», «Профилактика - правонарушение и преступление», «Работа с обучающимися числа детей сирот, инвалидов», «Трудовое воспитание студентов».
Важное место в воспитании занимают месячники гражданственности и патриотизма, уроки патриотизма и мужества по темам: «В жизни всегда есть место подвигу», «В жизни у каждого свой бой» (о воинах – интернационалистах), «С праздником, ветеран!», «На войне детей не бывает», «Сохраним в сердцах своих память светлую о них», «Подвиг, вошедший в историю», военно-спортивные мероприятия и праздники. Студенты и преподаватели совместно с Советом ветеранов ежегодно участвуют в митингах, посвященных Дню Победы, возлагают цветы к мемориалу воинов, павших в ВОВ и Вечному огню.
Особую роль в гражданско-правовом воспитании играет участие совершеннолетних студентов в выборах краевого и общероссийского масштаба, знакомство с Конституцией Российской Федерации и с государственными символами России.
Большой вклад в антитеррористическое воспитание вносят мониторинги студенческих коллективов, входящих в состав молодежных группировок, разъяснительные беседы по противодействию межнациональной напряженности и безопасности в глобальной сети. Важную роль в профилактике интернет-зависимости играют профилактические часы общения: «Компьютерная зависимость и способы борьбы с ней», «Виртуальная агрессия», «Страдания от кибермании», «Интернет-безопасность» и др.
Большое внимание уделяется профилактике правонарушений, индивидуальной работе со студентами, склонными к девиантному поведению, выявление студентов, оказавшихся в трудном материальном положении, сирот и инвалидов из числа студентов групп и работе с ними.
Модуль «Здоровый образ жизни» является неотъемлемой частью системы воспитания студентов колледжа. Модуль предполагает решение следующих задач:
- сохранение укрепления нравственного, физического и психического здоровья, воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни;
- профилактика употребления психоактивных веществ, наркотических средств, алкоголя, табака; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование установок на физическое совершенствование, воспитание у студентов стремления регулярно заниматься физической культурой и спортом, создание оптимальных условий для организации физкультурно-оздоровительной работы;
- воспитание экологической культуры.
Состояние здоровья студентов определяется их образом жизни. В студенческом коллективе важно создать среду психологического комфорта, трудовой работоспособности и самоотдачи, общественной и учебной активности. Здоровый образ жизни во многом зависит, какие ценности производятся студентом, как они влияют на развитие его личности, удовлетворяются ли его общественные потребности, каковы его ценностные ориентации, нравственный и социальный опыт. Так, в рамках модуля «Здоровый образ жизни» реализуются следующие компоненты системы воспитания: «План мероприятий по здоровьесбережению», «План мероприятий по суицидальному поведению», «Профилактика употребления ПАВ. Профилактика СПИДа и суицидального поведения»», «Спортивно-массовая работа», «В мире природы» (экологическое воспитание)». Систематическое проведение мероприятий по здоровьесбережению включает уроки культуры здоровья; беседы по профилактике простудных заболеваний, кишечных инфекций, пищевых отравлений, а так же, по профилактике алкоголизма и табакокурения; встречи с психологом по выявлению детей, склонных к суицидальному поведению; тематические часы общения по профилактике наркомании «Пропаганда наркотиков в социальных сетях»; индивидуальную работу со студентами, склонными к асоциальному поведению. Регулярно студенты колледжа вовлекаются в спортивные секции (волейбол, баскетбол, ОФП, ритмика), принимают участие в спартакиадах по различным видам спорта, участвуют в экологических десантах и акциях.
На сегодняшний день основным фактором успешности профессиональной деятельности выпускника педагогического колледжа является его нравственный и эстетический потенциал, духовное богатство и целостность личности. Такой подход позволяет будущему педагогу передавать следующим поколениям как интеллектуальные, так и духовно-нравственные ценности. При развитии нравственных качеств личности система воспитания колледжа реализует модуль «Мир во мне и мир вовне». В задачи данного модуля входит:
- воспитание нравственных качеств личности, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры; развитие ориентации на общечеловеческие ценности;
- создание благоприятных условий проявления и мотивации творческой активности обучающихся в различных сферах социально значимой деятельности;
- формирование благоприятного нравственно-психологического микроклимата в студенческом коллективе; формирование культуры общения и построения межличностных отношений, коллективной деятельности, нравственной позиции студента;
- воспитание ценности семьи, формирование сознательного отношения к семейной жизни.
В содержание модуля «Мир во мне и мир вовне» входят разделы: «В мире творчества и искусства» (развитие творческих способностей), «Ты среди людей. Духовно-нравственное воспитание», «Моя семья. Семейное и половое воспитание».
Студенты посещают кружки следующей направленности: «История колледжа», «Художественное слово», «Вокальный», мастерскую декоративно-прикладного творчества «Пресс-центр», «Интернет-пространство», «Ботанический», клуб «Волонтер», клуб вожатых «Лидер» и другие творческие мастерские. Важное место в духовно-нравственном воспитании студентов отводится этическим беседам и тематическим часам общения на темы: «Человек отражается в своих поступках», «Критерии воспитанности человека», «Культура личности – духовная ценность», «Культура нашей речи», «Культура общения в социальных сетях», «Правила поведения в колледже», «Культура внешнего вида», «Бывает ли любовь с первого взгляда?», «Семейные ценности и цели», «Тепло семейного очага» и др. Также в рамках данного модуля проводится индивидуальная работа с родителями студентов, имеющих проблемы в обучении и поведении и психологические проблемы.
Следующим аспектом деятельности классного руководителя является работа с родителями, основной задачей которой является привлечение их к воспитанию и образованию студентов. Многие семьи нуждаются в квалифицированной и систематической помощи со стороны учебного заведения, поэтому важно активно включать родителей как в учебно-воспитательный процесс, так и во внеурочную деятельность. Необходимо устанавливать сотруднические и партнерские отношения с членами семей каждого студента, создавать атмосферу общности и взаимоподдержки, работающую на воспитание и развитие обучаемых.
Для повышения эффективности работы с родителями служит модуль «Взаимодействие с семьёй». В задачи данного модуля входит:
- повышение педагогической культуры родителей, совершенствования семейного воспитания;
- развитие системы сотрудничества с семьей в вопросах воспитания, формирование общих подходов к воспитанию.
Для решения этих задач используются разнообразные приемы, методы и формы работы: мониторинг социального положения семей студентов; работа по обследованию и выявлению многодетных, неполных, малообеспеченных семей; индивидуальная работа с родителями студентов, имеющих проблемы в обучении и поведении; родительские собрания; разъяснительная работа с родителями студентов по профилактике терроризма и экстремизма; привлечение родителей к дежурству во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Таким образом, эффективность воспитательного процесса зависит от совокупности действий всех структур воспитательного пространства образовательного учреждения как внутри, так и за его пределами. Система воспитания ГБПОУ «Светлоградского педагогического колледжа» основывается на фундаментальных ценностях профессиональной и общей культуры развития личности, интеграции воспитательной, научной и учебной деятельности, а результатом реализации концепции воспитательной системы колледжа является конкурентоспособный и компетентный специалист, способный, в дальнейшем, к творческой и профессиональной самореализации.
1. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya / V.I. Andreev. - 3-e izd. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologiy. − 2012. − 608 s.
2. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federacii na 2016-2020 gody» http://static.government.ru/media/files/8