COMPETENCE APPROACH TO DESCRIPTIVE GEOMETRY SYLLABUS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In connection with the introduction of third generation educational standards, which are designed to form the educational programs adequate to global trends and labor needs, the descriptive geometry syllabus for bachelors seen from the competence approach positions is discussed. The objectives, aimed to overcome the higher education’s inertia and weak response to the external factors are considered. The task of employers’ role enhancement in professional personnel’s competences training is putting forward. The idea of including the computer graphics questions in the descriptive geometry syllabus is considered. It is arguing that improving of descriptive geometry syllabus’ quality will contribute to achievement of a number of competencies.

Keywords:
descriptive geometry, higher education in Russia, competence approach.
Text

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006—2010 годы (постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803) и в Плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005—2010 годы поставлена задача введения ГОС ВПО третьего поколения, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям и потребностям труда. В основу этих ГОС ВПО положен компетентностный подход как средство усиления социального диалога высшей школы с работодателями. Для преодоления инерционности и слабой реакции системы высшего образования на внешние факторы выдвигается задача повышения роли работодателей в подготовке профессиональных кадров, точнее, их компетенций.

Основная задача заключается в получении обоснованной информации о всем многообразии представлений о компетенциях, с одной стороны, от выпускников вузов и работодателей, с другой стороны — от профессорско-преподавательского состава. Анализ полученной информации с позиций их общности и (или) различий должен определить с точки зрения разработчиков состав компетенций для тех или иных направлений подготовки (специальностей). В итоге «компетентностная модель должна вызвать к жизни сложнейшую социально-культурную, организационную, технологическую, квалиметрическую, кадровую трансформацию высшей школы. Компетентностный подход предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии, связи высшего образования с другими уровнями профессионального образования…» [1]. 

Так как список выявленных и заслуживающих рассмотрения компетенций велик, то его предлагается составить путем анкетирования работодателей, выпускников и профессорско-преподавательского состава. При этом выпускники и работодатели опрашиваются только по поводу универсиальных компетенций, а преподаватели — как общих, так и предметно-специализированных (профессиональных) компетенций.

Изучение рынка труда, анализ заявленных работодателями общих компетенций предлагается проводить с учетом перспективного развития производства. Так как высшее образование призвано работать на будущее, то профессиональные компетенции следует формулировать, особенно для магистров, ориентируясь на результаты научно-исследовательских работ. Следует помнить, что знаниевые компетенции спецдисциплин инженеров «стареют» наполовину через 2-3 года после окончания вуза. Поэтому, с одной стороны, является обоснованным сокращение первого уровня высшего образования (бакалавриата) до четырех лет. С другой стороны, сокращение срока обучения бакалавров несомненно приведет к сокращению часов, отводимых на изучение фундаментальных и общетехнических дисциплин. Как следствие, это приведет к потерям в усвоении студентами теоретических основ, т.е. «фундамента» спецдисциплин. Трудно рассчитывать, что эти потери будет компенсированы составителями магистерских учебных планов, то есть  представителями выпускающих кафедр.

References

1. Baydenko V.I. Vyyavlenie sostava kompetentsiy vypusknikov vuzov kak neobkhodimyy etap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya. - M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov: Metodicheskoe posobie, 2006.

2. Monzh G. Nachertatel'naya geometriya. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1947.

Login or Create
* Forgot password?