PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGY FOR PREVENTING DESTRUCTIVE COPING STRATEGIES AMONG THE HEADS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Psychotechnologies for preventing destructive coping strategies are important not only for employees of the moral and psychological support unit of the Ministry of Internal Affairs of Russia, but also for the leaders and employees of internal affairs bodies of the Russian Federation who are interested in their psychological health and in effectively solving the tasks facing the Ministry of Internal Affairs of Russia. Despite the fact that a significant amount of research by both foreign and domestic scientists is devoted to the study of personality coping, comprehensively preventive work to prevent and correct destructive coping strategies is not carried out. The formation of destruction in coping behavior is characteristic of the professional activities of law enforcement officers, the most prone to this psychological phenomenon, are leaders. Destructions in the coping behavior of employees of the internal affairs bodies are a consequence of the state of emotional, mental and psychophysical exhaustion, determined by the conditions of professional activity, excessive workload and emotional interpersonal communication. Coping behavior is of a destructive nature and adversely affects the professional activities of the policeman and his personality. To prevent and correct the destruction in coping behavior, the heads and employees of the internal affairs bodies offer an algorithm of psychotechnological actions in the article.

Keywords:
psychological technologies, coping strategies, coping behavior, stress tolerance, employees of internal affairs bodies, head
Text

Актуальность. Современная профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел требует от каждого из них максимальной отдачи, вне зависимости от подразделения, в котором сотрудник полиции осуществляет свою служебную деятельность.

При сложившихся в системе МВД России высоких требований к профессиональной компетентности, результативности и даже к личностным характеристикам руководителей, каждому из них все сложнее становится достигать качественного исполнения служебных обязанностей, добиваться признания как в своем служебном коллективе, так и в обществе в целом.

Полицейский, находящийся на страже закона, постоянно пребывает в атмосфере посторонних отрицательных эмоций, проявляя участие в чужих проблемах или, наоборот, оказываясь мишенью для жалоб, раздражения и агрессии. Итогом всего этого может случиться и ухудшение собственного здоровья, и стойкое снижение результативности его работы, постоянное совладание со стрессовой ситуацией. Профессиональная деятельность полицейского, базирующаяся на взаимодействии с другими людьми, в результате может привести к возникновению деструкции в копинг-поведении.

Вследствие чего возникает постепенное угасание положительного отношения к работе вплоть до полного отвращения, депрессии или иных проявлений, которые значительно снижают качество жизни и способны привести к эмоциональному выгоранию и соматическим заболеваниям.

Именно в связи свыше сказанным изучение психологической технологии предупреждения деструктивных копинг-стратегий у руководителей и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации важно не только для службы морально-психологического обеспечения МВД России, но и для самих руководителей и сотрудников, заинтересованных в своем психологическом здоровье, в эффективном решении задач, стоящих перед МВД России.

Несмотря на то, что изучению копинг-поведения личности посвящено значительное количество исследований как зарубежных, так и отечественных ученых, комплексно профилактическая работа по предупреждению и коррекции деструктивных копинг-стратегий не осуществляется [1; 2; 10 и др.].

Проблема. Формирование деструкций в копинг-поведении характерно для профессиональной деятельности сотрудников силовых структур, при этом, как показывают исследования [3; 6; 8 и др.] среди сотрудников органов внутренних дел профессиональной группой, наиболее подверженной данному психологическому феномену, являются руководители.

Психологическая технология предупреждения деструкций в копинг-поведении.

Психологическое значение копинг-поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации через совладание, ослабление или смягчение этих требований, тем самым, погасив стрессовое воздействие ситуации. Копинг-механизмы (механизмы совладания) – это характерные способы поведения человека в стрессовых ситуациях, направленные на стабилизацию данной ситуации. Копинг-механизмы помогают поддерживать психосоциальную адаптацию.

Критерием конструктивного совладания является психологическое благополучие человека, выраженное в снижении уровня тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики, депрессивных показателей, а также в изменение отношения к проблеме и ослаблении чувства уязвимости к стрессам. К деструктивных копинг-стратегиям авторы статьи относят использование таких моделей как: манипулятивные, агрессивные и асоциальные действия

Регуляция эмоционального, физического и интеллектуального состояния полицейских, является одной из важнейших проблем, требующих немедленного решения. Деструктивные копинг-стратегии, которые могут быть характерной чертой отдельного сотрудника полиции и профессионального коллектива какого-либо подразделения полиции в целом, является важным препятствием на пути совершенствования и инновационных изменений в правоохранительной системе. В целях осуществления успешной профилактики деструкций в копинг-поведении у личного состава подразделения совместно с отделом морально-психологического обеспечения деятельности необходимо проводить анализ причин возникновения данного явления у подчиненных сотрудников, осуществлять психокоррекцию, создавать чувства психического комфорта различными путями, в том числе путем повышения уровня профессионализма, уровня компетентности.

Целесообразно использовать меры организационного характера, такие как: системное отношение к повышению квалификации; начало работы исключительно после предварительного обучения; осваивание приемов избавления от эмоционального перенапряжения; создание позитивной и жизнеутверждающей атмосферы в коллективе; работа над причинами проявления деструкций в копинг-поведении [5; 9 и др.].

Требование эффективного выполнения служебных обязанностей при любых условиях деятельности обращено к таким эмоционально-волевым качествам каждого сотрудника полиции как решительность, настойчивость, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, выносливость, собранность, осмотрительность, хладнокровие, уверенность в своих силах, отзывчивость, справедливость и т.п.

Проявление и формирование этих качеств непосредственно связано с переживаемыми критическими ситуациями. Неумение сотрудника полиции применять адекватные способы разрешения критических ситуаций, снимать психическое напряжение, в том числе с использованием методов саморегуляции, бесповоротно приведет к возвышению уровня тревожности, эмоциональной нестабильности и, вполне возможно, нервным срывам, агрессивному и асоциальному поведению.

Влияние аспектов профессиональной деятельности на субъекта этой деятельности имеет важное значение для личностного развития, для психологической безопасности личности. Многими исследованиями установлено, что профессиональная деятельность оказывает на личность человека гораздо большее формирующее влияние, нежели непрофессиональные виды деятельности или аспекты личной жизни за пределами рабочего времени [4; 6; 7 и др.].

Для саморегуляции и эффективного участия в разрешении критических ситуаций сотрудники органов внутренних дел, а тем более их непосредственные руководители в целях профилактики деструкций в копинг-поведении, обязательно должны знать основные факторы профессиональной деятельности и в целом жизни, способствующие их формированию. Круг этих факторов довольно широк. Это могут быть факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы, отражающие особенности сотрудников, либо факторы социально-психологического характера.

Для предупреждения и коррекции деструкций в копинг-поведении у руководителей и сотрудников органов внутренних дел мы предлагаем следующий алгоритм действий:

  1. Осознание потребности в осуществлении деятельности по предупреждению и коррекции деструкций в копинг-поведении в отдельно взятом подразделении.
  2. Проведение диагностики стратегий копинг-поведения личного состава, анализ полученных результатов.
  3. Выявление причин, способствующих формированию деструкций в копинг-поведении у личного состава.
  4. Использование методов профилактики деструкций в копинг-поведении.
  5. Выбор формы деятельности по предотвращению и коррекции деструкций в копинг-поведении.
  6. Реализация принятого решения с учетом выбранных формы и вида деятельности по профилактике деструкций в копинг-поведении.
  7. Оценка результатов деятельности по предупреждению и коррекции деструкций в копинг-поведении, обратная связь.

Профилактика деструкций в копинг-поведении у сотрудников органов внутренних дел, в частности, у лиц, занимающих руководящие должности в территориальных органах МВД России, в обязательном порядке должна иметь комплексный характер и быть направленной на устранение нарушений психофизического и психологического состояний полицейского.

Современный руководитель должен осознавать важность осуществления деятельности по предупреждению и коррекции деструкций в копинг-поведении среди подчиненного личного состава и, в целях эффективного и качественного решения стоящих перед полицией задач, а также сохранения психофизического здоровья сотрудников полиции, осуществлять указанную деятельность лично либо с помощью сотрудников подразделений морально-психологического обеспечения [8; 9].

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем определить цели и задачи деятельности по предупреждению и коррекции деструкций в копинг-поведении у сотрудников органов внутренних дел.

Целями этой деятельности являются:

  • привлечение внимания к проблеме деструкций в копингповедении личного состава территориальных органов МВД России;
  • знакомство сотрудников органов внутренних дел с феноменом копингповедения;
  • формирование у сотрудников органов внутренних дел мотивации на сохранение психофизического и психологического здоровья;
  • диагностика сотрудников с целью выявления характерных стратегий в копингповедении;
  • сохранение и укрепление психофизического здоровья сотрудников путем обучения сотрудников органов внутренних дел приемам саморегуляции и путем проведения групповых тренингов.

Задачами деятельности по предупреждению и коррекции деструкций в копинг-поведении у сотрудников органов внутренних дел являются:

  • приобретение сотрудниками органов внутренних дел навыков и умений по использованию психологических технологий по предупреждению деструкций в копингповедении;
  • просвещение сотрудников по вопросам психологической поддержки в различных жизненных ситуациях;
  • осуществление позитивного внутри коллективного взаимодействия между сотрудниками;
  • развитие у сотрудников органов внутренних дел следующих характеристик, формирующих способности противостояния стрессорам и способствующих предотвращению деструкций в копингповедении:
  • самоэффективность, уверенность полицейского в собственном уровне профессионализма, слаженная и сформированная цель достижения успеха;
  • толерантность к трудностям, к непредсказуемым ситуациям;
  • самоуважение, адекватный уровень самооценки;
  • стойкость, умение управлять делами профессионального характера;
  • разработка конструктивных стратегий по преодолению стресса и т.д.

Формы деятельности по предотвращению и преодолению деструкций в копинг-поведении могут быть следующие: индивидуальная и групповая.

Индивидуальная форма (в том числе психологическая и реализуемая на уровне личности отдельно взятого сотрудника) содержит самоанализ, самообучение психотехнологиям.

В качестве индивидуальной формы профилактики можно использовать следующий алгоритм:

  1. Первый этап – это анализ профессиональной ситуации, ее когнитивная оценка, которая заключается в выявлении стрессоров профессионального характера, в анализе собственного уровня толерантности, стресс-реактивности и снижении влияния факторов стресса. На первом этапе применяются следующие элементы:
  1. Распознавание стресса – выявление сигналов организма, которые свидетельствуют о формировании стрессового состояния.
  2. Когнитивная оценка ситуации – выявление активных стрессовых факторов профессионального характера и их устранение.
  3. Ведение учета стрессовых событий рабочего дня.
  4. Разработка системы вознаграждения за соблюдение правил предотвращения деструкций в поведении.
  5. Создание системы мотивов, которыми руководствуется сотрудник полиции при выполнении своих профессиональных обязанностей.
  6. Изучение навыков рационального управления рабочим днем.
  7. Приобретение уверенного стиля поведения и повышение уровня самооценки сотрудника полиции.
  8. Принадлежность к группе социальной поддержки.
  1. Второй этап – это восприятие ситуации, характеризующейся стрессом. Возможно применять следующие элементы для устранения деструкций в копинг-поведении:
    1. Необязательное восприятие.
    2. Позитивное и оптимистичное отношение к профессиональной деятельности.
    3. Применение юмора как защитной реакции организма на стрессовые состояния.
    4. Анализ и контроль собственных жизненных событий.
    5. Применение физических упражнений, аутогенных тренировок и техник медитации как средства борьбы с симптомами психофизического истощения.

Групповая форма (предполагающая работу с коллективом) содержит следующие методы профилактики:

  1. Поддержка – это уникальная неформальная процедура, которая может варьироваться по своему характеру, но она имеет единственную цель – эмоциональное облегчение сотрудников в конце рабочего дня.
  2. Надзор – это способ соблюдения стандартов работы с помощью запланированных действий руководителя. Существует три формы надзора: формальный, неформальный и самоконтроль. Формальный надзор осуществляется руководящим лицом как руководителем и направлен на контроль сформированных навыков подчиненного и активацию его потенциала. Неформальный надзор осуществляется человеком, который оценивает работу коллектива. Для повышения уровня объективности оценки привлекается независимое лицо для неформального надзора. Самоконтроль – это форма самоанализа и самооценки собственной профессиональной деятельности, контроля над недостатками работы и своевременного устранения ошибок.
  3. Помощь в группе – это коллективное профессиональное общение, которое помогает профессионалам поддерживать высокий уровень квалификации на основе обсуждения опыта и полученных теоретических знаний.
  4. Релаксация – это процедура выхода из состояния напряжения, снятия эмоциональных ограничений и физического истощения. Арт-терапия, медитация, физические упражнения, массаж и другие методы относятся к релаксационным.

К направлениям деятельности по профилактике деструкций в копинг-поведении у подчиненных сотрудников полиции мы относим следующие:

  1. Правильная организация служебной деятельности (обеспечение возможностей карьерного роста, контроль за четким соблюдением и разделением обязанностей, повышение уровня мотивации, формирование благоприятного психологического климата, в т.ч. включение тренингов, направленных на формирование навыков рационального использования (разделения) рабочего времени, на повышение уровня самооценки, изучение и использование техник релаксации, рациональная организация рабочего места и распорядка дня, обеспечение техническими средствами и др.).
  2. Деятельность по улучшению социально-психологического климата в коллективе (формирование коллектива сотрудников как единой группы людей, способных поддерживать друг друга в стрессовых ситуациях, использование психологических тренингов, способствующих формированию толерантности и взаимопонимания).
  3. Работа с индивидуальными особенностями сотрудников (первое направление – снижение уровня негативных личностных и профессиональных факторов. Важно развивать навыки профессионалов, чтобы рационально решать конфликтные ситуации, достигать поставленной цели, принимать конструктивные решения и переоценивать мотивы деятельности, препятствующие личностному и профессиональному развитию. Обычно при профилактической работе применяют тренинги и практические занятия, которые помогают повысить уровень уверенности в себе, улучшить процесс личностного развития и самосовершенствования, а также работы направленной на развитие творчества. Креативность должна пониматься как лабильность, быстрота и оригинальность мышления, а также чувство юмора, богатое воображение, т.е. рассматривать творчество как фактор развития человека, способствующий избеганию стереотипов. Кроме того, работа направляется на повышение уровня стрессоустойчивости, формирование навыков саморегуляции и контроля над психофизическим состоянием).

Касаемо практических рекомендаций по предотвращению выгорания сотрудников полиции, методы, направленные на приобретение и совершенствование навыков управления стрессовыми состояниями, условно мы подразделим на шесть групп:

  1. Методы управления физическим «Я». Они нацелены на навыки самообладания и включают использование техник расслабления, дыхательных упражнений (дыхательные упражнения, задержка дыхания) и постановку четких целей физической активности.
  2. Методы осознания собственного социального «Я». Им необходимо выстраивать краткосрочные и долгосрочные профессиональные цели, которые обеспечивают долгосрочные стимулы для профессии, повышают уровень самообразования и профессионального удовлетворения от выполняемой деятельности.
  3. Методы изменения содержимого сознания. Эти методы направлены на то, чтобы развить способность отвлекаться от эмоционально значимых событий, переживаний и фокусироваться на объектах окружающей среды.
  4. Методы воспроизведения позитивных изображений. Характер воплощения методов этой группы является наиболее сложным, но наиболее эффективным. Механизм этих методов заключается в способности сотрудника полиции переключить свое внимание со стрессовой ситуации на очевидную позитивную ситуацию. Эта передача изображений осуществляется посредством вызова некоторых приятных сцен и воспроизведения физических, слуховых, визуальных, тактильных ощущений, которые были присущи этим позитивным изображениям.
  5. Методы устранения иррациональных убеждений. Деятельность этих методов направлена на то, чтобы заменить выявленные иррациональные убеждения рациональными.
  6. Методы позитивного внушения. Они используются посредством постоянно реализуемого позитивного мышления для  достижения долгосрочного конструктивного настроения и повышения удовлетворенности профессиональной деятельностью.

При осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и коррекцией деструкций в копинг-поведении, руководителю необходимо постоянно оценивать результаты этой деятельности, корректировать эту деятельность, иметь «обратную связь».

Осознание специфики копинг-поведения и способов его предотвращения может значительно смягчить влияние организационных, ролевых и личностных факторов, вызывающих деструкции.

Заключение. Суммируя все вышеперечисленное, мы можем сделать вывод, что деструкций в копинг-поведении сотрудников органов внутренних дел являются следствием состояния эмоционального, психического и психофизического истощения, определяемого условиями профессиональной деятельности, чрезмерной рабочей нагрузкой и эмоциональным межличностным общением.

Копинг-поведение имеющее деструктивный характер и отрицательно влияет на профессиональную деятельность полицейского и на его личность.

Сохранение психофизического и психологического здоровья сотрудников органов внутренних дел, как рядовых исполнителей, так и занимающих различные руководящие должности, имеет актуальность в силу значимости результатов профессиональной деятельности полицейских для отдельно взятого гражданина и общества в целом.

References

1. Grinberg Dzh. Upravlenie stressom [Stress Management]. SPb. 2002. (in Russia)

2. Kitaev-Smyk L.A. Psihologiya stressa [The psychology of stress]. M. 1983. (in Russia)

3. Kotenev I.O., Gizdatova T.Yu. Psihologicheskie problemy regulyacii sluzhebnogo povedeniya sotrudnikov organov vnutrennih del. V sbornike materialov konferencii: Professional'noe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennih del. Pedagogika i psihologiya sluzhebnoy deyatel'nosti: sostoyanie i perspektivy [Psychological problems of regulation of official behavior of employees of internal affairs bodies. In the conference proceedings: Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of performance: state and prospects]. Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya. 2017. pp. 104-105. (in Russia)

4. Mal'ceva T., Reuckaya I.E., Petrov V.E. Psihologicheskoe konsul'tirovanie lichnosti v processe professionalizacii [Psychological counseling of a person in the process of professionalization]. M. 2020. (in Russia)

5. Perednya D.G. Upravlencheskaya kul'tura v sisteme organov vnutrennih del: monografiya [Managerial culture in the system of internal affairs bodies: monograph]. M. 2017. (in Russia)

6. Pozdnyakov V.M., Reuckaya I.E. Problemy v professional'no- lichnostnom roste rukovoditeley organov vnutrennih del i psihologicheskaya pomosch' pri ih razreshenii: nauchno-prakticheskoe posobie [Problems in the professional and personal growth of the heads of internal affairs bodies and psychological assistance in resolving them: a scientific and practical manual] / Ministerstvo vnutrennih del Rossiyskoy Federacii, Gosudarstvennoe uchrezhdenie "Vserossiyskiy nauchno-issledovatel'skiy institut". M. 2005. (in Russia)

7. Somov A.V., Mal'ceva T.V. Lichnostnye kachestva i ih znachenie v upravlencheskoy deyatel'nosti rukovoditelya organov vnutrennih del [Personal qualities and their importance in managerial activities of the head of internal affairs bodie] // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. № 4. 2012. pp. 105-109. (in Russia)

8. Somov A.V., Mal'ceva T.V. Psihologo-upravlencheskoe vozdeystvie rukovoditelya na podchinennyh v pravoohranitel'nyh organah [Psychological and managerial impact of a leader on subordinates in law enforcement bodies] // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2012. № 1. pp. 125-129. (in Russia)

9. Tarasov Yu.Yu., Vahnina V.V., Mal'ceva T.V., Ul'yanina O.A. Psihologicheskaya rabota v sisteme moral'no-psihologicheskogo obespecheniya operativno-sluzhebnoy deyatel'nosti lichnogo sostava [Psychological work in the system of moral and psychological support of operational and service activities of personnel]. M. 2018. (in Russia)

10. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. N.-Y. 1966.


Login or Create
* Forgot password?