The purpose of the work is to justify the relevance of the study of the problem of professional responsibility formation in cadets of military aviation universities. The author reveals the essence and content of the phenomenon "professional responsibility," its component composition is determined. The work formulates pedagogical conditions aimed at forming professional responsibility for future military pilots. Promising directions of solution of the investigated problem are offered.
responsibility, formation of professional responsibility, pilot, pedagogical conditions, educational process, military aviation university
Введение (постановка проблемы)
В современных условиях развития Воздушно-космических сил России (ВКС России), обусловленных социально-политическими реалиями, наблюдается усложнение и возрастание напряженности служебной деятельности военных летчиков. Это обстоятельство влечет за собой повышение требований к качеству их профессиональной подготовки, способности к активному реагированию на модернизацию их трудовой деятельности, умению сохранять самообладание, гарантирующее надежность пилота в процессе осуществления служебной деятельности. При этом необходимость исполнения профессионального долга, связанного с обеспечением национальной безопасности государства и эксплуатацией новейших образцов авиационной техники, обуславливает усложнение деятельности военных летчиков, которая, в свою очередь, детерминируется соблюдением норм права и принятием офицером личной ответственности за результаты профессионального выбора.
Следовательно, подготовка будущих военных специалистов должна способствовать формированию личности летчика, способного нести ответственность за результаты своего труда, обладающего потребностью к саморазвитию, что является признаком социально-профессиональной состоятельности офицера. Важно отметить, что ответственное поведение личности не формируется само собой при повышении уровня культурного, социального и образовательного развития. Человека нельзя обязать действовать ответственно, при этом не оказывают должного влияния ни жесткая регламентация служебной деятельности, ни карательные санкции. Поэтому проведение систематического исследования такого социально, личностно, практически и теоретически значимого качества будущих офицеров, как профессиональная ответственность будет способствовать эффективному разрешению данной проблемы [8].
При этом специфика служебной деятельности офицера ВКС России определяет возникновение ряда противоречий между:
‒ необходимостью принятия самостоятельных, ответственных решений в условиях динамично меняющейся служебно-боевой обстановки и реальным уровнем готовности летчика к ответственному осуществлению деятельности по профессиональному предназначению;
‒ действующей системой организации обучения военных летчиков в авиационных вузах и реальной потребностью авиационных подразделений в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной ответственности;
‒ изложенными в литературных источниках точками зрения относительно изучения проблемы профессиональной ответственности и недостаточностью ее внедрения в реальный образовательный процесс, направленный на подготовку специалистов авиационного профиля.
Данные противоречия указывают на то, что в образовательном пространстве авиационного вуза не уделяется должного внимания такому профессионально важному качеству будущих летчиков, как профессиональная ответственность, недостаточно представлена система знаний относительно содержания данного феномена, его компонентного состава и особенностей проявления. В то же время, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), компетентность военного специалиста предполагает наличие у него целого ряда личностных качеств, ведущим из которых является профессиональная ответственность. Все вышесказанное позволяет констатировать, что в образовательной среде военного авиационного вуза необходима организация целенаправленной работы по формированию профессиональной ответственности будущих офицеров, включающая систему образовательных и воспитательных мероприятий.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей требования к профессиональной подготовке военного летчика; системный анализ и синтез.
Результаты исследования и их обсуждение
Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов феномена ответственности получило освещение в работах авторов из различных областей знаний: философии (Аристотель, Г. Гегель, Э. Фромм, М. Вебер, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев), социологии (Л.И. Грядунова, А.Ф. Плахотный), права (А.Б. Венгеров, М.Н. Марченко), психологии (Л.И. Дементий, К. Муздыбаев, В.А. Бодров), педагогики (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.И. Железовская, В.П. Жуковский), в которых дается научное обоснование содержания данного понятия, рассматриваются особенности его формирования.
Многозначность и сложность интерпретации понятия «ответственность» только подтверждает актуальность исследования данной проблемы. Проведенный теоретический анализ научных источников позволяет определить ответственность применительно к теме исследования как волевое личностное качество, выражающееся в осуществлении контроля за деятельностью субъекта. Существует два уровня развития ответственности: первый уровень – ответственность как исполнение долга (ответственность за самого себя и свои действия), второй уровень – активность (взятие на себя решения сложных задач и ответственности за других людей). Можно выделить внешние формы ответственности, обеспечивающие ее возложение (подотчетность, наказуемость), и внутренние формы самоконтроля (надежность, обязательность, чувство долга). Таким образом, ответственность важно рассматривать как системообразующее качество личности, определяющее профессиональный уровень военного специалиста [1].
Касательно темы исследования особое внимание привлекают работы педагогов и психологов, посвященные изучению содержания феномена «профессиональная ответственность» (В.Н. Голубева, Л.И. Дементий, М.В. Мукониной, Ю.А. Евко, А.В. Немчининова, Т.Ф. Рымаревой, В.П. Швыдкова, С.В. Шевцовой). Для более глубокого понимания данного качества личности и особенностей его формирования у военных специалистов были проанализированы работы А.В. Барабанщикова, Д.В. Гандера, П.А. Корчемного, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.А. Пономаренко, С.Л. Рубинштейна и др. Опираясь на их научные изыскания, а также, учитывая собственные теоретические поиски, можно определить профессиональную ответственность будущих летчиков, как свойство личности, носящее интегративный характер, определяемое активностью и самостоятельностью в реализации служебных обязанностей по эксплуатации авиационной техники, организации управления экипажем воздушного судна в процессе решения учебно-боевых задач на основе сформированной компетентности, личностно-профессиональных качеств, способности к саморегуляции и готовности отвечать за результаты собственных действий [2, с. 95].
В аспекте проблематики проводимого исследования привлекают внимание работы таких авторов, как Г.В. Атаманчука, В.А. Бодрова, А.В. Немчининова, Т.Ф. Рымаревой, посвященные анализу компонентного состава феномена профессиональной ответственности. Обобщая изученный материал, можно заключить, что профессиональная ответственность направлена на личность военного лётчика как активного субъекта служебной деятельности и включает в себя: мотивационную направленность, компетентность, психологическую устойчивость, способность к рефлексии. Таким образом, в структуре профессиональной ответственности офицера ВКС России можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: нормативно-правовой, мотивационный, нравственный, когнитивный, эмоционально-регулятивный, комплексное развитие которых будет служить фундаментом профессионального становления личности и способствовать развитию профессиональной ответственности военного специалиста [3, с. 28-29].
Перспективу для решения данной проблемы открывает организация нравственно-ориентированного учебного процесса в авиационных вузах, способствующего развитию индивидуальности, активности, способности к рефлексии и принятию самостоятельных решений на основе общепринятых моральных принципов и социальных норм. Базис профессиональной ответственности будущих военных летчиков закладывается в период обучения на младших курсах, когда происходит самосознание личности как субъекта профессиональной деятельности, которое является мерой оценки человеком своего нравственного облика, мотивов поведения, ценностей, идеалов. Следовательно, достижению высокого уровня профессиональной ответственности личности способствует взаимосвязь и взаимодействие внутренних устремлений обучающегося, его мотивов, направленности и внешних влияний на него со стороны профессорско-преподавательского состава вуза [5].
Анализ ФГОС ВО и квалификационных требований к военному специалисту авиационного профиля позволяет констатировать, что для успешного формирования профессиональной ответственности у будущих летчиков целесообразно внедрение в образовательный процесс комплекса педагогических условий: обеспечение материально-технической базы, необходимой для подготовки будущих специалистов к реальным условиям несения службы; введение в содержание образовательных программ учебно-методического материала о сущности и структуре профессиональной ответственности; обеспечение мотивации ответственного отношения будущих офицеров к служебной деятельности; активизация эмоционально-волевой сферы у курсантов; стимулирование к повышению уровня компетентности будущих пилотов; воспитание морально-психологических качеств, профессионально важных для летчиков (долг, честь, совесть, исполнительность, дисциплинированность, ответственность); совершенствование профессиональной ответственности курсантов в процессе непосредственного выполнения задач по профессиональному предназначению на этапе обучения, предусматривающем летную практику [6].
При этом перечисленные педагогические условия, необходимые для формирования профессиональной ответственности будущих летчиков, должны содержать комплекс современных форм и методов обучения и воспитания, включенных в целостную педагогическую систему военного вуза и обеспечивающих интеграцию учебной и летной деятельности [9]. Именно взаимодействие воспитательной работы и процесса обучения являются необходимым условием для достижения высоких результатов подготовки будущих офицеров, формирования устойчивых профессиональных интересов, стремления к самосовершенствованию, к постоянной готовности нести ответственность за результат своей служебной деятельности.
Воспитательная работа по формированию профессиональной ответственности у курсантов в военных вузах осуществляется по разным направлениям: военно-профессиональному, патриотическому, нравственному, правовому, эстетическому, физическому и др. Такой комплексный подход в реализации процесса воспитания способствует формированию разносторонне развитой личности будущего летчика, которого отличают любовь к родине, готовность встать на защиту государства, верность традициям, ответственное выполнение функциональных обязанностей.
Однако психолого-педагогическое воздействие на будущего военного специалиста с целью успешного становления профессиональной ответственности эффективно только в том случае, когда оно воспринимается и реализуется самим обучающимся [5]. Содержание и форма этого воздействия активизируют у курсантов стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию, формируя вектор направленности их деятельности. Важно отметить, что профессиональная ответственность возникает в том случае, когда осознанные действия неизменно осуществляются в различных ситуациях, основываясь на осознании требований к будущей профессии; проявляются в принятии этих требований в качестве основной мотивации учебной деятельности; реализуются с помощью целенаправленных волевых усилий по выполнению служебных обязанностей; базируются на самооценке важности учебной деятельности как фундамента эффективной профессиональной деятельности [4, с. 69].
Сложность и напряженность, сопровождающие служебную деятельность военного летчика, предъявляют повышенные требования к уровню его компетентности, нацеливая на постоянное совершенствование профессиональных знаний и ответственное их использование на практике. В связи с чем, становится целесообразным применение в образовательном пространстве авиационного вуза компетентностного подхода к подготовке будущих пилотов, направленного на развитие потенциала личности офицера-профессионала, члена военного коллектива и социума в образовательной среде, готового и способного к выполнению должностных обязанностей, как в мирное время, так и в ситуациях риска [10]. Компетентностный подход определяет конечный результат качества подготовки выпускников военных авиационных вузов как комплекс профессиональных компетенций, от уровня которых напрямую зависит суверенитет и защита национальных интересов государства в различных сферах.
Выводы
Обобщая сказанное, можно заключить, что проблема профессиональной ответственности будущих летчиков имеет значительную научную ценность и, несмотря на многообразие авторских подходов к ее изучению, актуальной остается необходимость конкретизации теоретических представлений об этом феномене, а также более углубленное исследование содержательных и инструментальных механизмов его формирования.
Проведенный теоретический анализ исследуемой тематики позволяет констатировать, что для решения проблемы формирования профессиональной ответственности у курсантов авиационных вузов необходимо:
− обеспечить педагогические условия, направленные на комплексное формирование компонентов профессиональной ответственности;
− разработать образовательную программу, включающую теоретические и практические аспекты изучения сущности и структуры профессиональной ответственности военных специалистов;
− организовать в рамках аудиторной, самостоятельной и досуговой деятельности курсантов воспитательную работу в ракурсе формирования профессиональной ответственности.
Поэтому считаем целесообразным разработать и внедрить в образовательное пространство военного авиационного вуза модель, интегрирующую систему образовательных и воспитательных мероприятий, методов, форм и средств, направленных на формирование профессиональной ответственности будущих офицеров ВКС, на что и будут направлены дальнейшие научные изыскания автора.
1. Anisimov S.F. O pervocennosti morali v strukture chelovecheskoy duhovnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 7. Filosofiya. - 2001. - № 1. - S. 26-36.
2. Dmitrenko A.Yu. Vospitatel'naya rabota kuratora uchebnoy gruppy po formirovaniyu professional'noy otvetstvennosti u kursantov letnogo vuza // Gumanizaciya obrazovatel'nogo prostranstva: Sb. st. po mat. mezhdunarodnogo foruma. - Saratov: Pero, 2019. - S. 92-97.
3. Dmitrenko A.Yu. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noy otvetstvennosti u buduschih voennyh letchikov // Voprosy pedagogiki. - 2019. - № 9. -S. 27 33.
4. Korovin R.V. Formirovanie otvetstvennosti u kursantov vysshih voennyh uchebnyh zavedeniy // Nauchnyy potencial. - 2014. - № 1(14). - S. 66-69.
5. Kosheleva A.O., Shepet'ko D.V., Pekin L.V. Sovremennye nauchnye podhody k probleme stanovleniya professional'noy otvetstvennosti lichnosti v usloviyah obucheniya v vysshey shkole // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2009. - №5(71). - S. 20-27.
6. Muhametshin A.T. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noy otvetstvennosti buduschego specialista: diss. ... kand. ped. nauk. - Moskva: 2010. - 185 s.
7. Nemchininov A.V. Formirovanie otvetstvennosti kak professional'no-lichnostnogo kachestva u kursantov mladshih kursov voennogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Saratov, - 2005. 24 s.
8. Semenenko N.N. Stanovlenie professional'noy otvetstvennosti u kursantov voennyh uchilisch suhoputnyh voysk: avtoref. dis. ... kand. psih. nauk. - Moskva,1998. - 27 c.
9. Hushbahtov A.H. Terminologiya «pedagogicheskie usloviya» // Molodoy uchenyy. - 2015. - № 23. - S. 1020-1021.
10. Shevcova S.V., Zubatykin D.B. O kompetenciyah i kompetentnostnom podhode v sisteme vysshego voennogo obrazovaniya // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2018. - № 1(69). - S. 212-220.