employee
Moscow, Russian Federation
graduate student
Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
the article deals with the management activities of the head of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The main professionally important qualities of the head influencing his professional activity are highlighted. An ideal model of the pedagogically cultural personality of the head of the internal affairs body of the Russian Federation is proposed, which is a set of those properties that must be formed by the head. This model consists of a number of subsystems that are the main dialectically interconnected and interdependent structural elements; pedagogical skills, active life position, knowledge and understanding of pedagogical phenomena, pedagogical conviction. The article discusses the views of a number of scientists regarding the pedagogical culture of the leader. The pedagogical culture is considered as an integral element of the set of professionally important qualities of the head of the internal affairs body of the Russian Federation. The authors conclude that the mere presence of professionally important qualities in a person cannot ensure the high efficiency of managerial activity if, in the process of training and preparation for managerial activity, they were not developed to the highest level - professionalism.
pedagogical culture, head of internal Affairs bodies, professional qualities, managerial activity
Развитие личности - это такие ее изменения, в результате которых индивид способен ставить и решать все более сложные конкретные задачи. В процессе реализации этих задач развиваются способности человека, наращивается творческий потенциал, и появляются возможности постановки и решения новых задач. Организация трудовой деятельности на современном этапе должна базироваться на учете не отдельных изолированных свойств работника, а целостной структуры его личности [2, с. 148].
Личность руководителя органов внутренних дел - это личность, вовлеченная в трудовую деятельность, эта деятельность осложняется особенностями руководящей должности в правоохранительных органах.
Современный руководитель должен не только уметь работать с личным составом подразделения, но и сам быть образцом для подчиненных, настоящим лидером, наставником, референтной личностью с глубокими знаниями, пониманием людей, привлекательным имиджем и характерологическими особенностями [1, с. 9]. Поэтому и требования к личности руководителя значительно выше, чем до рядового сотрудника.
Современный руководитель выполняет деятельность, целью которой является определение основных целей подразделения, а также путей их достижения, стратегии развития: это и влияние на подчиненных, и выполнение определенных функций как по отношению к подчиненным и организации в целом, так и по отношению к высшим органам. Наконец, деятельность руководителя предполагает и определенный тип общения в отношениях с лицами - участниками управленческих отношений.
Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства.
Руководитель назначается субъектом управления. Он реализует свои официальные полномочия на основании приказа, устава, иного правового акта. Он назначается и освобождается в установленном порядке, всегда включен в иерархическую цепь официальных, формальных отношений, начиная с министерства и заканчивая подразделениями в органах внутренних дел, и в этой цепи он одновременно выступает как руководитель относительно подчиненных, и как подчиненный в отношении высших субъектов управления [3, с. 101].
Во время многочисленных психологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководителей разных рангов есть ряд характеристик, которые совпадают, что позволяет выделить основные профессионально важные качества руководителя. В различных авторов наиболее часто встречаются:
- интеллект. Он должен быть выше среднего уровня, важна способность к решению сложных и абстрактных проблем;
- инициатива и деловая активность. Включает наличие мотива к действию, самостоятельность и изобретательность;
- уверенность в себе, которая связана с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
- так называемый «фактор вертолета», или способность подниматься над конкретикой и воспринимать ситуацию в более широком контексте [4, с. 24].
Необходимо отметить, что в результате исследования большинство респондентов (75%) указали, что основным профессионально важным качеством руководителя является интеллект.
Идеальная модель педагогически культурной личности руководителя органа внутренних дел, то есть набор тех свойств, которые мы хотим сформировать у него, и состоит из ряда подсистем, которые представляют собой следующие основные диалектически взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные элементы (таблица № 1):
- педагогические умения руководителя органа внутренних дел;
- активная жизненная позиция руководителя органа внутренних дел;
- знания руководителем органа внутренних дел и понимание им особенностей педагогических явлений;
- педагогическая убежденность руководителя органа внутренних дел.
Каждый элемент модели, как подсистема, в свою очередь, является сложным явлением и включает в себя ряд компонентов, которые рассмотрим более подробно.
Таблица 1. Модель педагогически культурной личности руководителя органа внутренних дел.
Идеальная модель педагогически культурной личности руководителя органа внутренних дел
|
|||
Педагогические умения |
Активная жизненная позиция |
Знания и понимание педагогических явлений |
Педагогическая убежденность |
гностические; организаторские; проектировочные; конструктивные. |
-инициативные постановки; -новаторство и целеустремленность; -самоотверженность и смелость; - решительность и бескомпромиссность; -борьба за осуществление педагогических принципов; -непримиримость к нарушениям социальных норм; -способность и готовность оценивать и решать важные вопросы. |
-знание современных тенденций развития педагогики; -понимание педагогики (ее целей и задач, ее ценности и полезности, признание необходимости педагогических предписаний); -педагогические знания (о дидактике; о воспитании); -знание сущности воспитательного процесса; -знание социальных ценностей; достоинств и недостатков собственной деятельности и личности; - наличие правового кругозора. |
-личностно – ориентированная направленность руководителя ОВД; -стройная система взаимосвязанных убеждений; -отношение к конкретной педагогической задаче; -система взглядов личности на педагогические явления; -гуманистическое мировоззрение личности. |
Итак, профессия руководителя органов внутренних дел предъявляет повышенные требования к индивидуальным качествам личности.
Деятельность современного руководителя является сложной и многоплановой. И от наличия у него необходимого набора профессионально важных качеств зависит качество его работы.
В.И. Барко отмечает, что к управленческой деятельности в системе профессионально важных качеств руководителя органа внутренних дел целесообразно, прежде всего, включить уровень развития и структуру общих способностей (интеллекта, креативности и активности), особенности мотивационной направленности личности, а также некоторые характерологические особенности. Одновременно он подчеркивает, что дополнительно в структуру психодиагностической модели современного руководителя органа внутренних дел, которую он разработал, следует отнести ряд профессиональных умений (в частности решать нестандартные управленческие задачи, способность мыслить масштабно, обеспечить самоорганизации управленческой системы, осуществлять оптимальную функциональную расстановку кадров). Также управленец ОВД, по его мнению, должен соответствовать ряде дополнительных требований, среди которых наибольшее значение имеют правовая и управленческая компетентность, общая эрудиция, организационные способности, дисциплинированность, физическое состояние [6, с. 110-114].
Ю.Б. Ирхин выделяет общие и специфические профессионально важные качества руководителя органа или подразделения внутренних дел.
К общим качествам он относит:
- профессиональную наблюдательность;
- способность к коммуникативному взаимодействию с социальным окружением (установление контакта с различными категориями лиц, понимание людей, согласование состояний и взаимодействие, информационный обмен и проведение переговоров, психологического воздействия);
- наличие развитой профессиональной памяти (наглядно-образной, логической, оперативной, зрительной, слуховой, двигательной и т.п.);
- развитость навыков интеллектуальной деятельности при отборе и селекции служебной информации, обоснованность управленческих решений;
- эмоциональная и психофизическая устойчивость к действиям в экстремальных условиях;
- способность к саморегуляции и самоконтролю;
- определены волевые качества (смелость, принципиальность, оправданный риск).
К категории специфических качеств относятся:
- способность к быстродействию в условиях дефицита времени, развитые качества внимания (устойчивость в отвлекающих условиях, ускоренное переключение, распределение при выполнении нескольких действий);
- умение дифференцированно оценивать противоречивую информацию, способность находить целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника (коммуникативная диагностика);
- способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, принимать решения в условиях дефицита информации, критически анализировать ситуацию;
- уравновешенность и самообладание в экстремальных ситуациях [1, с. 13,14].
В профессиограмме руководителя, предложенной российским имиджмейкером профессором В.М. Шепелем, выделена ним среди психолого-педагогических качеств - визуальность, то есть, внешняя привлекательность личности [4, с. 25].
Кроме того, весь процесс управления органами внутренних дел должно происходить в рамках определенных требований профессиональной этики.
Руководитель должен быть образцом соблюдения этики и этикета.
Педагогическая культура - неотъемлемый элемент набора профессионально важных качеств руководителя органа внутренних дел. От культуры в работе руководителя, этичности поведения зависит его авторитет среди населения, общественности, и, наконец, успех всей деятельности [3, с. 117].
В.И. Барко отмечает, что, задавая вопросы об успешном управленце, нельзя не уделить внимание профессионально важным качествам личности. И, в первую очередь, следует говорить об уровне готовности или пригодности человека к управленческой деятельности.
Он отмечает, что готовность к труду является структурным личностным образованием, в состав которого входят морально-волевые качества личности, мотивы деятельности, знания, практические умения и навыки, индивидуально-психологические качества, которые обеспечивают эффективное включение в новую сферу деятельности и эффективность ее выполнения [5, с. 84].
На современном этапе существует большое количество научных точек зрения на структуру и иерархию профессионально важных качеств управленца [7]. В значительной степени их оптимальный набор определяется тем, в какой сфере общественной деятельности осуществляется руководство. Именно поэтому, по нашему мнению, наиболее значимой среди них является педагогическая культура, что не может быть развита до надлежащего уровня при недостаточном развитии интеллектуальной, коммуникативной, мотивационной и других составляющих профессиограммы.
Итак, профессия управленца органов внутренних дел предъявляет повышенные требования к индивидуальным качествам человека. Но сам факт наличия в личности указанных качеств не сможет обеспечить высокой эффективности управленческой деятельности, если они не были развиты в процессе обучения и подготовки к управленческой деятельности и не были доведены до высокого уровня делового потенциала с приобретением личностью профессионального опыта, в процессе становления руководителя – профессионала.
Управления в органах внутренних дел - это способность организовать и сплотить коллектив подразделения, нацелить каждого на достижение поставленных задач [5, с. 82-84]. Оно стало профессией, и не считаться с этим невозможно. Поэтому руководитель нового поколения должен быть профессионалом с высоким уровнем управленческого мастерства, с фундаментальными знаниями правоведения, экономики, психологии, со способностью своевременно реагировать на внутренние изменения среды деятельности, использует передовые приемы и методы управления и не только знает, что делает, но способен и показать, как это нужно сделать [3, с. 126].
Руководитель органов внутренних дел, как субъект управления - это, лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения. Каждый руководитель органа внутренних дел - это личность со своими особенностями, обусловленными воспитанием, объемом знаний, опытом, несмотря на это, он должен соответствовать определенному перечню требований, предъявляемых профессией. Современные условия деятельности предъявляют новые, повышенные требования к управленцам.
На современном этапе существует большое количество научных точек зрения на структуру и иерархию профессионально важных качеств управленца. Среди основных точек зрения, определяют высокий уровень интеллектуального развития, способность к коммуникативному взаимодействию, устойчивую мотивацию и высокие моральные стандарты, способность быстро принимать руководящие решения. Одной из основных, по нашему мнению, педагогическая культура, которая не может быть развита до надлежащего уровня при недостаточном развитии интеллектуальной, коммуникативной, мотивационной и других составляющих профессиограммы. Однако, одно только наличие в личности профессионально важных качеств не может обеспечить высокую эффективность управленческой деятельности, если в процессе обучения и подготовки к управленческой деятельности они не были развиты до самого высокого уровня – профессионализма.
Понимание культуры как сложного системного образования открывает возможности анализа ее строения. Исторически в целостном поле культуры дифференцируются такие подсистемы, как материальная и духовная.
Современный руководитель выполняет деятельность, целью которой является определение основных целей подразделения, а также путей их достижения, стратегии развития: это и влияние на подчиненных, и выполнение определенных функций как по отношению к подчиненным и организации в целом, так и по отношению к высшим органам. Наконец, деятельность руководителя предполагает и определенный тип общения в отношениях с лицами – участниками управленческих отношений.
Итак, профессия управленца органов внутренних дел предъявляет повышенные требования к педагогической культуре и индивидуальным качествам человека. Но сам факт наличия в личности указанных качеств не сможет обеспечить высокой эффективности управленческой деятельности, если они не были развиты в процессе обучения и подготовки к управленческой деятельности и не были доведены до высокого уровня делового потенциала с приобретением личностью профессионального опыта, в процессе становления руководителя – профессионала.
1. Adaev A. I. Ocenka i prognoz psihologicheskoy gotovnosti sotrudnikov OVD k deyatel'nosti v ekstremal'nyh situaciyah [Assessment and forecast of psychological readiness of police officers to work in extreme situations] . - SPb., 2017. - 290 p. (in Russian)
2. Altuhova G. A. Osnovy bibliotechnogo imidzha: uchebno-metodicheskoe posobie [Fundamentals of library image: educational and methodological guide]. - M.: Litera Publ, 2008. - 224 p. (in Russian)
3. Andreev B.V., Monastyreckiy V.I. Zaschischennyy programmnyy kompleks informacionnogo obespecheniya rassledovaniya prestupleniy [Protected software package for information support of crime investigation ] // Sistemy bezopasnosti: materialy pyatnadcatoy nauch.-tehn. konf. 2- izd. - M.: Russian legal encyclopedia, 2017. - 1120 p. (in Russian)
4. Belyaeva L.I. Psihologicheskie osobennosti ekstremal'nyh situaciy pravoohranitel'noy deyatel'nosti [Psychological features of extreme situations of law enforcement activity] // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology]. - M., 2018. № 3. pp.200-209.
5. Boyko M.A. Sredstva formirovaniya polozhitel'nogo imidzha strany i konstruirovanie kollektivnoy identichnosti / M.A. Boyko [Means of forming a positive image of the country and constructing a collective identity / M. A. Boyko] // Yazyk, kommunikaciya i social'naya sreda. Voronezh: VGU, 2004. - Vyp.Z. - pp. 82 - 91. (in Russian)
6. Bykov A. V., Shul'ga T.I. Stanovlenie volevoy regulyacii v ontogeneze: Uchebnoe posobie [Formation of volitional regulation in ontogenesis: Textbook]. - M.: Kniga Publ., 2017. - 411 p. (in Russian)
7. Mal'ceva T.V., Reuckaya I.E., Petrov V.E. Psihologicheskoe konsul'tirovanie lichnosti v processe professionalizacii: uchebnoe posobie [Psychological counseling of a person in the process of professionalization: a training manual]. M.: RIOR Publishing Center, 2020. 136 p. (in Russian)