THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE CONCEPT OF "YOUNG FAMILY"
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article examines the basic approaches to defining the concept of "young family." At the same time, there are certain differences in the interpretation of this concept in the scientific and legislative aspects. On the basis of the approaches analyzed, the author proposes his own version of the concept in question from different points of view. The rationale for the chosen criteria of the young family is also provided on the basis of an analysis of statistical information and trends in the values of young people on the fact of marital relations.

Keywords:
young family; age of spouses; presence/absence of children; seniority of life together; type of marriage; criteria of a young family
Text
Text (PDF): Read Download

В современных условиях молодая семья является особым типом семьи, отличающимся спецификой своего становления и функционирования. Какую семью следует отнести к категории «молодой»?

На сегодняшний день в научной литературе и нормативно-правовых актах отмечается неоднозначность трактовки понятия «молодая семья»: прослеживается наличие разносторонних мнений в отношении таких характеристик как юридический тип брака (незарегистрированный / зарегистрированный), очередность брака, продолжительность совместной жизни супругов, а также наличие / отсутствие детей.

Обратимся к анализу понятия «молодая семья», изложенного в нормативно-правовых документах. Так, первоначально мы можем проследить данное понятие, закрепленное в Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики», в соответствии с которым «молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать / отец не достигли 30-летнего возраста» [12].

Впоследствии, в принятой Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015−2020 гг. (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей») возрастной ценз молодых супругов был увеличен до 35 лет [13]. Такая необходимость возникала в связи с участием данного типа семей в ряде жилищных программ государственной поддержки.

Наряду с этим, в связи с вступлением в силу Распоряжения Правительства РФ от 29.11.2004 № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» в качестве еще одного критерия молодой семьи была определена очередность брака, но уже без соотнесения со стажем семейной жизни супругов и факта наличия детей: «молодая семья – семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет» [14].

Нужно отметить, что вышеобозначенные трактовки понятия «молодая семья» базируются, в первую очередь, на представлениях, исходящих из необходимости своевременной и эффективной реализации мер государственной поддержки, повышения общего уровня социально-демографического и социально-экономического развития страны.

 Кроме того, обозначенные в законодательстве характеристики молодой семьи не учитывают изменения в демографической и социокультурной ситуации, произошедшие в России за период с 90-х гг. по настоящее время, что может обуславливать неэффективность их использования при реализации современных социальных программ и научного исследования молодой семьи как социального института.

Одновременно с этим, в различных авторских исследованиях предлагаются также неоднозначные определения понятия «молодая семья»: от обывательских формулировок до научно-обоснованных, с указанием четких критериев отнесения семьи к категории «молодой».

Например, еще в 80-х годах Л.И. Ивановой было предложено следующее определение понятия молодой семьи: «… это двое молодых супругов в расцвете сил, имеющие одного или двоих детей. Они хорошо выглядят, интеллигентные, стремятся к пониманию друг друга и пытаются анализировать свои отношения с целью их совершенствования» [7, с. 39].

С научной точки зрения, данное определение звучит несколько обыденно и не содержательно. По мнению Л.И. Ивановой, молодые супруги, не имеющие детей, неполные семьи нельзя отнести к молодой семье. Также многозначным является критерий «расцвет сил», наличие которого не всегда связано с молодым возрастом, а, в свою очередь, отсутствие возрастного ценза молодых супругов также не позволяет отнести такую семью к типу «молодой».

Другой автор, Е.В. Антонюк, придерживается того мнения, что под молодой семьей следует понимать «семью на этапе от момента заключения брака до рождения ребенка» [1, с. 25].

Данный авторский подход к трактовке анализируемого понятия также не является обоснованным, так как, зачастую, могут откладываться сроки рождения детей к более зрелому возрасту, а изучение только обозначенного периода существования молодой семьи не дает в полной мере общей картины ее функционирования.

Более конкретное и уточненное определение молодой семьи приводит Т.А. Гурко в соавторстве с М.С. Мацковским, относя к данному типу семьи – семьи со стажем совместной жизни до 5 лет, где оба супруга состоят в первом браке и не достигли 30-летнего возраста [10, с.16].

В данном случае возрастная граница супругов устанавливается в соответствии с общепринятым в социологической науке понятием «молодежь». Очередность брака обосновывается тем, что вступление в повторный брак хотя бы одного из супругов «привносит специфический характер в семейные отношения», и такие семьи требуют отдельного изучения.

Стаж семейной жизни объясняется тем, что «обычно к этому времени супруги имеют, по крайней мере, одного ребенка, и, таким образом, заканчивается один из этапов формирования семьи как таковой» [10, с. 16].

Подход к пониманию молодой семьи, предложенный Т.А. Гурко и М.С. Мацковским, отчасти, разделяет более современный исследователь, И.Г. Ахмедова, добавляя к вышеуказанным критериям молодой семьи факт обязательности наличия детей (ребенка) и допустимость совместного проживания супругов без регистрации брака [2, с. 20].

Между тем, Д.В. Баранова, рассматривая проблемы и перспективы устойчивости молодой семьи, также в качестве одного из параметров данного типа семьи отмечает «… не акт регистрации брака, а начало совместной жизни (сожительство)» [3, с. 9].

Е.Г. Лактюхина в своем исследовании при определении молодой семьи вводит критерий «принадлежность супругов к одному поколению» и исключает критерий «наличие детей», дополняя свое определение введением такой характеристики как «индивидуальная биография семейного жизненного курса» [9, с. 10].   

Л.М. Кузьмина, уточняя понятие «молодая семья» в качестве прочих критериев (возраста супругов, первый брак, наличие детей), отмечает и такой критерий как стаж совместной жизни – 8-10 лет, исходя из положения о том, что в молодежной среде отмечается сдвиг возрастной модели рождаемости, который, в свою очередь, влечет откладывание рождений [8, с. 5].  

Между тем, Е.С. Назаров, рассматривая особенности функционирования семьи, понимает под данной категорией семьи, прежде всего, репродуктивный потенциал общества с любыми ориентациями на количество детей: «… это супруги активного репродуктивного возраста, удовлетворяющие нравственные, психолого-физиологические и репродуктивные потребности личности, с любыми ориентациями на детность» [11, с. 7].  

В противоположность предыдущему автору, Е.Г. Смирнова рассматривает молодую семью с позиции наличия у нее родительского опыта и принятия родительской роли: «молодая семья – это семья с детьми дошкольного возраста и первым опытом семейного воспитания, в которой происходит принятие родительской ответственности и реализация представлений о родительстве» [16, с. 9].  

Подобную точку зрения разделяет и О.Н. Безрукова, указывая, что «молодую семью можно определить как институционализированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за выживание и социализацию детей» [4, с. 122].  

 Фактически, и Е.Г. Смирнова и О.Н. Безрукова делают акцент на воспитательной функции молодой семьи, без четкого обозначения возрастных границ супругов и факта юридической узаконенности брака.

Таким образом, исходя из проанализированных подходов к понятию «молодая семья», мы можем говорить о том, что к таким семьям следует отнести те семьи, которые соотносятся со следующими критериями: возраст супругов до 35 лет; стаж совместной жизни – до 5 лет включительно; тип брака – зарегистрированный / незарегистрированный; наличие / отсутствие детей.

Однако, требуется несколько уточнений по поводу обозначенных критериев с учетом сегодняшних реалий существования молодой семьи и трансформационных изменений в обществе.

В частности, возраст вступления в брак – это характеристика, которая находится в определенной зависимости от многих факторов, в том числе, и от исторической динамики половозрастной структуры населения.

Начиная с 90-х годов 20 в. возникает новая долговременная тенденция «постарения» брачности, при которой увеличивается средний возраст вступления в брак. Так, если в 1990 г.  заключение брака между молодыми людьми в возрасте 25−34 г. составляло 389 739 чел. (мужчины) и 273 108 чел. (женщины), то уже в 2018 г. эти цифры в этом же возрастном диапазоне увеличились до 456 639 и 386 641 чел., соответственно [6].  

Другой критерий молодой семьи – тип брака. С начала 90-х годов в нашей стране, впрочем, как и в других странах, резко возросло количество официально незарегистрированных браков. Либерализация экономической и социальной общественной жизни, активное приобщение к европейской системе ценностей повлияло на то, что сегодня большинство молодых людей не стремятся сразу официально создавать семью.

По словам Т.А. Гурко, «тенденция более позднего вступления молодежи  в брак и распространение конкубината – одна из характеристик удлинения процесса проживания молодости» [5, с.12].  

В настоящее время брак, регистрируемый в органах ЗАГС, перестает быть доминирующей формой брака в России. Фактические браки среди молодежи становятся этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному браку.

В качестве основных причин распространения незарегистрированного типа брака можно отметить стремление к самореализации молодых людей, отсутствие необходимости в оформлении отношений, отсутствие юридических прав и обязанностей молодых людей по отношению друг к другу.

О снижении количества зарегистрированных браков свидетельствует и статистическая информация. Так, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. отмечалось снижение числа зарегистрированных браков (в 2018 г. – 893 тыс. браков; 2017 г. – 1049,7 тыс. браков), а коэффициент брачности в 2018 г. составил 6,1 на 1000 чел. населения по сравнению с 2017 г. – 7,1 на 1000 чел. населения, соответственно [6].  

И если в 2012 г. количество мужчин и женщин в возрасте 18−35 лет, состоящие в незарегистрированном браке, составляло 83% и 62% соответственно, то в 2017 г. эти цифры достигли показателей 87% и 75% [17].  

Исходя из этого, рассматривая молодую семью, нужно учитывать и незарегистрированную форму брака, как предстадию его официальной регистрации. Однако, нужно заметить, что в соответствии с Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. в качестве приоритета реализации этой политики является утверждение традиционных семейных ценностей, к которым относятся, в первую очередь, ценности брака −  «союза мужчины и женщины, основанного на государственной регистрации в органах ЗАГС» [15].  

То есть в качестве объекта государственной поддержки рассматриваются именно семьи, в частности, молодые, в которых супруги состоят в официально зарегистрированном браке.

Что касается такого критерия молодой семьи как «наличие / отсутствие детей», то здесь нужно отметить следующие особенности. В сегодняшних условиях отмечается тенденция увеличения среднего возраста матери при рождении первого ребенка. Так, по данным выборочного наблюдения репродуктивных планов населения, проведенного Росстатом в 2017 г., за период 2015−2017 гг. средний возраст матери при рождении первого ребенка составил 26,6 лет по сравнению с периодом 2010−2014 гг.  (25,7 лет) [17].  

  Помимо этого,  в 2018 г. родилось на 86 тыс. детей меньше, чем в 2017 г. (2018 г. – 1604,3 тыс. детей, 2017 г. – 1690,3 тыс. детей), при этом общий коэффициент рождаемости в 2018 г. снизился до 10,9 родившихся на 1000 чел. населения по сравнению с 2017 г. – 11,5 родившихся на 1000 чел. населения [6].  

При этом, наибольшее влияние на рождаемость оказывает снижение численности женщин в возрасте 19−29 лет, которое в 2019 г. составило 587,3 тыс. женщин (6%) по сравнению с 2017 г. – 1192,5 тыс. женщин (11,5%) [6].  

Все эти данные позволяют говорить о том, что такой критерий молодой семьи как «наличие детей» не является обязательным, однако, объектом государственной поддержки являются именно молодые семьи, имеющие в своем составе детей (ребенка).

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что в настоящее время молодая семья является особым типом семьи, существование который отличает наличие специфических критериев ее выделения в данную группу семей, а также особенностей ее становления и функционирования.

В сложившихся обстоятельствах меняется социологическое понимание молодой семьи, обусловленное влиянием различных факторов: изменением социально-демографических характеристик населения, ценностных ориентаций создания семьи как таковой; иным отношением к выполнению традиционных семейных функций, в частности, репродуктивной и воспитательной; стремлением молодых людей к саморазвитию и профессиональным достижениям.

References

1. Antonyuk E.V. Stanovlenie rolevoy struktury molodoy sem'i i ee vospriyatie suprugami / E.V. Antonyuk // Vestnik Moskovskogo un-ta. - 1993. − № 4. - S. 25-33.

2. Ahmedova I.G. Obraz zhizni molodoy sem'i s det'mi v sovremennoy Rossii [Tekst]: avtoref. dis. … kand. sociol. nauk: 22.00.04 / I.G. Ahmedova. - Rostov-na-Donu, 2013. - 38 s.

3. Baranova D.V. Ustoychivost' molodyh semey: problemy i perspektivy (sociologicheskiy analiz) [Tekst]: avtoref. dis. … kand. sociol. nauk: 22.00.06 / D.V. Baranova. - Ekaterinburg, 2002. - 30 s.

4. Bezrukova O.N. Reproduktivnye motivacii zhenschin // Sociologicheskie issledovaniya. - 2000. - № 12. - S. 122−126.

5. Gurko T.A. Transformaciya rossiyskoy sistemy ustroystva detey, lishennyh roditel'skogo popecheniya /T.A.Gurko // Aktual'nye problemy semey v Rossii / pod red. T.A.Gurko. - Moskva: Institut sociologii RAN, 2006. - S. 12-20.

6. Gosudarstvennyy doklad o polozhenii detey i semey, imeyuschih detey, v Rossiyskoy Federacii, 2018 god // [Elektronnyy resurs]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/1361 (data obrascheniya: 13.04.2020).

7. Ivanova L.M. Sud'ba molodoy sem'i. - Moskva: Znanie, 1989. - 256 s.

8. Kuz'mina L.M. Demograficheskoe povedenie molodezhi i podgotovka molodyh semey v Rossii [Tekst]: avtoref. dis. … kand. sociol. nauk: 22.00.03 / L.M. Kuz'mina. - Moskva, 2008. - 26 s.

9. Laktyuhina E.G. Razvod v molodyh sem'yah v usloviyah transformacii cennostey sovremennoy Rossii [Tekst]: avtoref. dis. … kand. sociol. nauk: 22.00.04 / E.G. Laktyuhina. - Volgograd, 2013. - 32 s.

10. Mackovskiy M.S., Gurko T.A. Molodaya sem'ya v bol'shom gorode. - Moskva: Znanie, 1986. - 207 s.

11. Nazarov E.S. Molodezhnaya politika kak faktor ukrepleniya stabil'nosti molodoy sem'i [Tekst]: avtoref. dis. … kand. sociol. nauk: 22.00.03 / E.S. Nazarov. - Sankt-Peterburg, 2015. - 32 s.

12. Ob osnovnyh napravleniyah gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federacii: [postanovlenie Verhovnogo Soveta RF ot 3 iyunya 1993g.] // Rossiyskaya gazeta. - 1993. - 3 iyulya

13. Postanovlenie Pravitel'stva RF «O Federal'noy celevoy programme «Zhilische» na 2015-2020 gody» № 1050 ot 17.12.2010 // [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164146/80ebeb0347a55aa82 06670346b265b7751ba41d8/ (data obrascheniya: 13.04.2020)

14. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy molodezhnoy politiki RF na period do 2025 goda» № 2403-r ot 29.11.2014 // [Elektronnyy resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420237592 (data obrascheniya: 14.04.2020)

15. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii Koncepcii gosudarstvennoy semeynoy politiki v RF na period do 2025 goda» № 1618-r ot 25.08.2014 // [Elektronnyy resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 420217344 (data obrascheniya: 14.04.2020)

16. Smirnova E.G. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya osoznannogo roditel'stva v molodoy sem'e [Tekst]: avtoref. dis. … kand. psihol. nauk: 19.00.07 / E.G. Smirnova. - Ekaterinburg, 2008. - 30 s.

17. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population (data obrascheniya: 13.04.2020).

Login or Create
* Forgot password?