The description of the methods and technology of work with multilevel system of tasks, which is offered in (1) and focused on training of pupils for Unified State Examination on mathematics.
system of tasks, Unified State Examination on mathematics.
В ходе эксперимента по введению итоговой государственной аттестации выпускников средней школы в форме ЕГЭ нередко приходилось наблюдать, как для администрации школ и, как следствие, для учителей математики, с которыми приходилось общаться, получение учащимися хороших отметок на экзамене становилось ведущим мотивом их деятельности. Мотив обусловливает соответствующие цели и средства их достижения:
- на уроках алгебры и начал анализа в 11-х классах одна за другой проходят самостоятельные и контрольные работы, составленные в формате экзаменационной работы ЕГЭ;
- подобные работы регулярно предлагаются ученикам для выполнения дома;
- проводятся многочисленные дополнительные занятия и консультации;
- к минимуму сводится обучение геометрии.
Масштабность этих мероприятий и самоотдача учителей приносят, конечно, свои результаты — вполне приемлемые баллы на ЕГЭ. При этом, однако, подлинные цели обучения школьников математике — их математическое образование и развитие средствами математики — отодвигаются на второй план. Доминирование в обучении установки только на получение требуемой отметки приводит к тому, что после того, как экзамен сдан, знания, умения и навыки, полученные в ходе подготовки к нему, мгновенно утрачиваются. Об этом, кстати, хорошо свидетельствуют итоги входного контроля, который обычно проводится в вузах среди первокурсников, принятых по результатам ЕГЭ.
1. Klekovkin G.A. Proektirovanie sistemy uchebnykh zadach, orientirovannoy na format EGE po matematike [System design learning tasks oriented format Unified State Examination math]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and Monitoring in Education]. 2011, I. 1.