THE SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the system of organization of training in the internal affairs bodies of Russia, substantiates the principles of its functioning. Object of study - continuing education of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The subject of the study is the training system in the internal affairs bodies of the Russian Federation and methods for its optimization. Research hypothesis: the construction and implementation of individual educational paths will help optimize the training system in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Methodology and research methods: general scientific theory of dialectic and historical materialism, acmeological, hermeneutic and situational-environmental methodological approaches; methods of content analysis of scientific literature and regulatory legal acts in the field of education, included observation, informal interviews, conversation, pedagogical experiment. The theoretical significance lies in the analysis and assessment of the state of departmental training system for the internal affairs bodies of the Russian Federation and in determining ways to optimize it. The practical significance lies in the analysis and interpretation of statistical data in the field of departmental education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and in this connection the justification of priority tasks in the near future.

Keywords:
training system, continuity of education, educational organization
Text

    Успех динамичного развития и укрепления российской государственности во многом определяется эффективностью реформирования правоохранительной системы, важным этапом которого является, в том числе, повышение профессиональной подготовленности «кадрового ядра» органов внутренних дел Российской Федерации.

    Система подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации представлена как одна из самых крупных среди ведомств «силового» блока, устойчиво функционирует, наращивая свою эффективность. Она успешно встроена в общероссийское образовательное пространство, учитывает современные концептуальные подходы к совершенствованию образовательной системы, включая мировые достижения в сфере подготовки полицейских кадров.

    Возможности ведомственной системы подготовки кадров в полной мере позволяют удовлетворять потребность в высококвалифицированном персонале органов, организаций, подразделений МВД России, как путем формирования подготовленных сотрудников, так и наращивания новых актуальных компетенций у сотрудников (федеральных государственных гражданских служащих, работников), успешно выполняющего оперативно-служебные задачи в новых условиях.

      Все принимаемые на сегодняшний день МВД России меры направлены не только на достижение высокого уровня профессиональной подготовленности своего персонала, но и на всестороннее развитие личности каждого сотрудника, служащего и работника как гражданина и патриота. Именно они – прошедшие строгий отбор, получившие качественное образование в ведомственных образовательных организациях, движимые сильными нравственными мотивами к добросовестной службе Отечеству – будут составлять кадровое ядро российской полиции в XXI веке.

      Одним из важных направлений реформирования современного периода деятельности российского государства стала модернизация системы национального образования, что, в свою очередь, в условиях создания профессионального служебного корпуса, потребовало от МВД России кардинальной оптимизации организационных и правовых основ системы подготовки кадров органов внутренних дел Российской Федерации.

       Отправной точкой деятельности Министерства в этом направлении стало вступление в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому за прошедший период МВД России провело комплекс мероприятий по оптимизации функциональных и структурных параметров системы подготовки кадров, обеспечивающих адекватность ее организационно-правовой модели целям и задачам подготовки высокопрофессиональных кадров различной квалификации и профиля [1].

      Система подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации – это целостная многоуровневая совокупность элементов непрерывной многопрофильной подготовки как граждан, впервые поступивших на службу или планирующих поступить на службу, так и сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций, подразделений МВД России, представленных, прежде всего, ведомственными организациями различного типа и вида, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающая потребность в кадрах, соответствующих современным и прогнозируемым условиям среды функционирования органов внутренних дел Российской Федерации [2].

       

       Основными принципами ее функционирования являются:

  • интеграция образовательных организаций МВД России в единое образовательное пространство – образовательные организации, находящиеся в ведении МВД России, независимо от своей специфики, являются неотъемлемой частью российской системы образования, функционирующей на основе единого законодательства в сфере образования и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • паритетность обучения и профессионального воспитания – наряду с образовательной программой в течение всего периода обучения реализуется программа профессионального воспитания. Их единство обеспечивает достижение высокой степени теоретической, практической и морально-психологической готовности выпускников к выполнению служебных задач;
  • непрерывность образования – каждый сотрудник, федеральный государственный гражданский служащий и работник включен в процесс профессионального развития на различных этапах профессиональной служебной (трудовой) деятельности. Это позволяет обеспечивать соответствие их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности;
  • опережающий характер обучения – оперативная корректировка образовательного процесса на основе анализа и прогноза криминогенной обстановки и правоприменительной практики позволяет осуществлять подготовку сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, обладающих самыми современными профессиональными знаниями и методами работы;
  • соответствие цели и содержания образовательного процесса потребностям органов внутренних дел – подготовка кадров осуществляется по образовательным программам, включающим специальные дисциплины профильной направленности, позволяющие формировать набор компетенций, необходимых для профессиональной служебной (трудовой) деятельности в будущем;
  • практическая направленность обучения – предполагает создание максимальных возможностей формирования практических навыков у курсантов и слушателей за счет вовлечения в образовательный процесс наиболее опытных сотрудников, привлечения обучающихся к охране общественного порядка и прохождения ими практик по месту дальнейшей службы;
  • интеграция образования и науки – тесная связь учебного процесса и научно-исследовательской работы обеспечивает содержательное наполнение образовательных программ новейшими достижениями в сфере противодействия криминальным угрозам в России и зарубежных государствах.

      Целями этой специфической профессиональной системы, интегрированной в единую общероссийскую систему подготовки профессиональных кадров сегодня являются: профориентация молодежи на службу в органах внутренних дел через поступление в образовательные организации системы МВД России, последовательное формирование, поддержание и повышение профессионального мастерства личного состава органов внутренних дел Российской Федерации, которое охватывает весь период службы (работы) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального органа исполнительной власти в сфере обеспечения законности и правопорядка.

   

     Структурно ведомственная система подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации по аналогии с системой образования в Российской Федерации включает в себя:

1) образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении МВД России, педагогических работников, обучающихся (воспитанники, суворовцы, курсанты, адъюнкты, слушатели).

3) Департамент государственной службы и кадров в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее организационно-методическое руководство организациями, осуществляющими образовательную деятельность и находящимися в ведении МВД России.

4) Совет начальников образовательных организаций системы МВД России как совещательный орган в сфере образования.

5) консультативно-методические объединения представителей образовательных организаций МВД России по вопросам совершенствования учебно-методического обеспечения реализации образовательных программ (секции).

 

     Результатом проводимой работы на сегодняшний день стала развитая целостная многоуровневая подготовка кадров для органов внутренних дел Российской Федерации, центральное место в которой занимают образовательные организации МВД России, реализующие на сегодняшний день все виды образовательных программ: общее образование, профессиональное обучение, среднее профессиональное и высшее образование, включая подготовку научно-педагогических кадров и дополнительное профессиональное образование.

      Подготовка кадров осуществляется в 29 образовательных организациях и их 17 филиалах (включая Учебный центр в Республике Никарагуа). В их числе: 3 университета, 4 академии, 13 институтов (из них 2 института повышения квалификации), 2 школы подготовки специалистов-кинологов, 6 суворовских военных училищ и 1 кадетский корпус [3].

 

     В образовательных организациях сосредоточен основной кадровый потенциал ведомственной науки – около 75 % (595 докторов наук, около 3 тыс. кандидатов наук).

     Доля сотрудников и работников образовательных организаций, имеющих ученую степень, составляет в среднем 70 %, что соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

     На базе образовательных организаций МВД России функционируют 26 диссертационных советов.

     Образовательные организации вне зависимости от их типа (общеобразовательные организации, образовательные организации высшего и дополнительного профессионального образования) входят в единую централизованную систему МВД России и относятся к органам внутренних дел.

Образовательный процесс в них имеет исключительно прикладную направленность, основан на федеральных государственных образовательных стандартах и обеспечивает необходимый уровень профессиональной подготовленности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, а также правоохранительных органов иностранных государств.

     Смысловой основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов является деятельностный подход в подготовке кадров, предусматривающий наличие системы проектируемых результатов: проверка уровня актуального развития обучающихся и прогнозирование ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет создать образовательную среду, стимулирующую формирование индивидуальности, формирование персонального опыта, делает возможным выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих профессиональную деятельность сотрудника органов внутренних дел.

       В данной статье под индивидуальной образовательной траекторией будет пониматься проявление стиля образовательной деятельности обучающегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое во взаимодействии с педагогом [4, с. 9].

Исследуя теоретические и практические разработки различных авторов в этой области, нами было выделено три основных вектора формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в образовательных организациях МВД России: деятельностное, процессуальное и содержательное (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Направления реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося

 

       Деятельностное направление формирования индивидуальной образовательной траектории реализуется путем применения в образовательном процессе современных педагогических технологий и IT-технологий [5, с. 48].

       Процессуальное направление формирования индивидуальной образовательной траектории основано на организационных особенностях образовательного процесса. Приоритетным является широта охвата обучающихся при формировании индивидуальных образовательных траекторий: учебная группа, набор или вся образовательная организация.

      Содержательное направление на условиях создания индивидуальной образовательной траектории и предоставляет обучающемуся право осваивать то содержание образования и на том уровне сложности, который в максимальной степени соответствует его возможностям, потребностям и интересам.

Для выработки единых подходов к организации обучения сотрудников правоохранительных органов государств-участников СНГ ряду образовательных организаций МВД России придан статус базовых организаций по подготовке кадров для соответствующих подразделений.

       Все вузы Министерства являются крупными межрегиональными образовательными и научными организациями. На базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в рамках федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по направлению подготовки «Юриспруденция» создан научно-методический совет по специальностям, реализуемым в интересах ведомств «силового» блока: «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» и «Судебная экспертиза».

      В целях разработки учебно-программной документации, учебно-методических материалов и научного обеспечения служебной деятельности ОВД каждая образовательная организация выполняет функции учебно-научного и методического центра по закрепленному за ней приоритетному профилю подготовки.

      Приоритет профиля вуза не исключает, а предусматривает подготовку кадров по другим специальностям с учетом потребностей комплектующих территориальных органов. Доля обучающихся по приоритетным профилям, как правило, не превышает 50 % от общего количества курсантов (слушателей).

      Ежегодно в образовательных организациях по всем программам проходят обучение около 120 тыс. чел., включая сотрудников для Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации.

Образовательные организации МВД России выполняют важнейшую задачу в сфере международного сотрудничества – готовят высококвалифицированные кадры для правоохранительных органов иностранных государств. В настоящее время в них обучаются более 2 тысяч слушателей из 64 стран мира, половина из которых – по программам высшего образования.

     В настоящее время подготовка кадров осуществляется по 29 специализациям (профилям подготовки) в рамках 18 специальностей и направлений высшего образования.

      По 7 специальностям высшего образования федеральные государственные образовательные стандарты подготовлены МВД России. Сегодня они успешно применяются вузами ведомств «силового» блока.

В ближайшее время планируется внедрение нового направления подготовки «Обеспечение законности и правопорядка» (бакалавриат), по которому будут готовиться специалисты для подразделений уголовного розыска, ГИБДД, участковых уполномоченных полиции. Срок обучения сокращен с 5 до 4 лет.

     С 2017 года возобновлено обучение по программе среднего профессионального образования лиц, которым для замещения должностей высшее образование не требуется.

      Принимаемые меры позволят в ближайшее время увеличить долю сотрудников, получивших образование в ведомственных вузах, на 20-25 %.

Сегодня доля сотрудников из числа среднего и старшего начальствующего состава, являющихся выпускниками образовательных организаций МВД России, не превышает 25 %. При этом только 12,4 % получили образование по очной форме.

      Низкое количество сотрудников, окончивших ведомственные образовательные организации, объясняется тем, что в 2007-2011 гг. Министерством проводились мероприятия по сокращению образовательных организаций и их штатной численности. За этот период количество образовательных организаций и их филиалов сократилось почти вдвое (с 55 до 31), а штатная численность – на 29,5 % (17 328 ед.), в том числе переменного состава – на 31,5 % (12 004 ед.) [3] .

      В целях соблюдения прав обучающихся из ликвидированных и реорганизованных вузов и филиалов был осуществлен перевод в сохраненные вузы МВД России и вузы иных ведомств около 13 тыс. курсантов и слушателей, в том числе почти 5 тыс. обучающихся по очной форме.

      Это привело к уменьшению в 2-3 раза количества приемных мест на обучение и, соответственно, количества выпускников. Так, если в 2009 г. набор на обучение по программам высшего и среднего профессионального образования составлял 17,7 тыс. чел., то в 2010 г. – 9,6 тыс. чел., в 2011 г. – 4,2 тыс. чел., в том числе по очной форме – 1,4 тыс. чел.

     Сегодня дореформенный набор в вузы МВД России постепенно восстанавливается. В 2018 году он превысил 10,4 тыс. чел., из них по очной форме – 5,2 тыс. человек.

     Набор на обучение в образовательные организации МВД России претерпел ряд изменений в исторической динамике в связи с реформированием системы МВД России и реорганизацией образовательных организаций и составил в разные периоды: 17700 человек – 2009 г.; 9600 чел. -2010 г.; 4200 чел.  – 2011 г.; 9600 чел. – 2017 г. и 10400 чел. – 2018 г.

    Набор в образовательные организации осуществляется, как правило, по региональному принципу (по заявкам комплектующих территориальных органов соответствующего федерального округа).

      С 2014 года вузам МВД России дано право «прямого» набора обучаемых, в рамках которого все отборочные мероприятия образовательные организации проводят самостоятельно. Отсутствие обязательств направлять выпускников в конкретный комплектующий территориальный орган позволяет использовать их в интересах всего Министерства, прежде всего для укомплектования вакантных должностей в подразделениях, дислоцированных в местности с ограниченными кадровыми ресурсами.

До поступления в образовательные организации кандидаты на обучение проходят специальный отбор, в том числе обязательное профессионально-психологическое обследование, включающее диагностику и анализ уровней развития различных сфер личности, с целью определения готовности к службе в органах внутренних дел.

      Особая забота ведомственной образовательной системы – подготовка сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел.

    С 2011 года в рамках реформирования системы профессиональной (первоначальной) подготовки образовательным организациям передаются функции центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России по обучению сотрудников, впервые принятых на службу, первичным навыкам полицейского.

    С 2014 года, когда впервые за всю историю существования полиции в Перечень должностей служащих и профессий рабочих Министерством образования и науки Российской Федерации была включена должность служащего «Полицейский», первоначальная подготовка стала проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих соответствующую лицензию.

    Сегодня сотрудники 79 территориальных органов МВД России (более 60%) проходят профессиональную (первоначальную) подготовку.

     Также образовательные организации играют ключевую роль в повышении профессионализма сотрудников на протяжении всего периода службы.

   Ежегодно на их базе повышают свою квалификацию и проходят переподготовку более 40 тыс. сотрудников по более чем 500 образовательным программам.

   Сегодня активно внедряются новые формы повышения квалификации, позволяющие увеличить объемы подготовки без потери ее качества при минимальном отвлечении сотрудников от выполнения служебных обязанностей. В их числе: проведение краткосрочных учебно-методических сборов; применение дискретной формы обучения и дистанционных образовательных технологий; внедрение гибких схем подготовки кадровых резервов.

   Таким образом, как передача вузам функций профессиональной (первоначальной) подготовки сотрудников, впервые принятых на службу, так и сосредоточение повышения квалификации всех сотрудников органов внутренних дел – от рядового до генерала, стали завершающим этапом формирования в них многоуровневой, непрерывной системы подготовки кадров.

  Неотъемлемой частью системы подготовки кадров для органов внутренних дел является обучение несовершеннолетних граждан по общеобразовательным программам, ориентированным на подготовку к службе в органах внутренних дел.

     В этих целях функционируют 6 суворовских военных училищ (гг. Астрахань, Грозный, Елабуга, Новочеркасск, Санкт-Петербург, Чита) и Самарский кадетский корпус МВД России.

    Благодаря принимаемым организационно-практическим мерам количество выпускников суворовских военных училищ, поступающих в вузы МВД России, последовательно увеличивается. Так, если в 2015 г. оно составляло 1 %, в 2017 г. – 69 %, то в 2018 г. – 75,4 %.

    Помимо подготовки несовершеннолетних граждан к службе в органах внутренних дел, деятельность общеобразовательных организаций, прежде всего Самарского кадетского корпуса, имеет особую социальную направленность – предоставление дополнительных гарантий детям сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, детям из многодетных семей сотрудников, а также иным социально незащищенным категориям детей и подростков.

     Предоставление соответствующих социальных гарантий заключается в полном государственном обеспечении суворовцев и кадет, включая бесплатное круглосуточное проживание, питание, вещевое, медицинское и иное обеспечение, оплату расходов на проезд, что также осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета, выделяемых МВД России.

 

     Эффективность подготовки кадров в ведомственных образовательных организациях подтверждается следующими объективными данными:

 

1. Результатами опроса руководителей подразделений органов внутренних дел (работодателя), 86 % которых оценивают ее на «хорошо» и «отлично».

2. Ежегодным мониторингом деятельности образовательных организаций, проводимым Министерством.

3. Экспертной оценкой Рособрнадзора: все вузы МВД России успешно проходят процедуру государственной аккредитации.

 

    Принципиальным основанием для совершенствования системы подготовки кадров органов внутренних дел Российской Федерации является понимание генезиса обученности и подготовленности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работник и их личной профессиональной безопасности, на что регулярно указывается в материалах итоговых Коллегий МВД России.

     Рост качества подготовки специалистов в образовательных организациях  МВД России в современных условиях достигается путем усиления роли инновационных процессов в данной сфере, обеспечения консолидации образовательной, научной и практической деятельности. Это устранит ситуацию изолированности системы образования, позволит открыть ее внешним воздействиям, приведет к непрерывному обновлению содержания образования и образовательных технологий.

     

    Первостепенными задачами в системе подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2020 года в части, касающейся ведомственной системы подготовки высокопрофессиональных кадров, являются:

  • обеспечение качества кадрового состава за счёт комплектования компетентными специалистами, предпочтительно выпускниками образовательных организаций системы МВД России, соответствующими требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами, квалификационным требованиям и общественным ожиданиям, способными и готовыми встать на защиту прав и свобод граждан, противостоять преступности;
  • осуществление деятельности по обновлению кадрового состава, обеспечение преемственности опыта профессиональной служебной деятельности посредством качественного отбора, приема граждан на службу в ОВД, оптимальная расстановка кадров на должностях с учётом имеющейся профессиональной квалификации, личностных качеств и способностей;
  • создание эффективной системы стабилизации профессионального кадрового состава, снижению уровня текучести, закрепление на службе компетентных сотрудников, а также выпускников, окончивших ведомственные образовательные организации, стимулирование увеличение срока службы сотрудников преимущественно до достижения выслуги лет, дающей право на пенсию;
  • принятие комплекса мер, сопряжённого с проектированием организационно-штатного построения ОВД, расчётом и распределением штатной численности с использованием научно обоснованных методик и результатов мониторинга состояния дел в этой области;
  • организация работы по комплектованию, обучению и эффективному использованию всех уровней кадровых резервов МВД России, обеспечивающих максимально высокий уровень подготовки кандидатов для назначения на вышестоящие должности, повсеместное применение практики назначения на вышестоящие должности предпочтительно из кадрового резерва;
  • проведение профориентационной работы по отбору граждан на службу в ОВД, с целью обеспечения привлечения наиболее профессиональных кандидатов, отвечающих государственным требованиям;
  • совершенствование системы непрерывного профессионального образования в условиях динамично изменяющихся потребностей ОВД;
  • нацеленность на инновационный характер ведомственного образования;
  • совершенствование системы оценки качества ведомственного образования;
  • совершенствование системы профессиональной служебной и физической подготовки, направленной на решение актуальных задач оперативно-служебной деятельности ОВД, адаптированной к региональной специфике и позволяющей поддерживать на высоком уровне профессиональную квалификацию личного состава.

     Одной из важных современных тенденций развития системы ведомственного образования является активное взаимодействие образовательных организаций и заказчиков (работодателей) в лице территориальных органов МВД России.

    Таким образом, наше ведомство имеет сегодня структуры аналогичные «общегражданскому» образованию, но при этом МВД России располагает одной из самых крупных и многопрофильных среди отраслевых министерств и ведомств страны системой профессионального образования.

Обеспечение качества подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации приобретает значение приоритетного направления управленческой деятельности всего Министерства и руководителей ведомственных образовательных организаций.

     Реализация мероприятий в рамках Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года, Проекта Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года), Плана мероприятий («дорожной карты»). Изменения в системе подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации, направленные на повышение эффективности образования и науки, относится к числу стратегических задач ведомства.

     Таким образом, подготовка кадров для органов внутренних дел Российской Федерации – это не статичная, а развивающаяся система, опирающаяся на современные научные разработки, анализирующая практику деятельности территориальных органов МВД России различного уровня и обобщающая международный опыт сотрудничества в сфере полицейского образования.

References

1. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii».

2. Prikaz MVD Rossii ot 5 maya 2018 g. № 275 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii podgotovki kadrov dlya zamescheniya dolzhnostey v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii».

3. Svedeniya o sostoyanii raboty s kadrami organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii za 2014-2018 gg.

4. Nosova E.P. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya: suschnost' i mehanizmy proyavleniya [Individual educational trajectory: the nature and mechanisms of manifestation] //Pedagogika [Pedagogy]. - 2007. - № 12. - pp.138-144.

5. Mikerova G.Zh., Zhuk A.S. Algoritm postroeniya individual'noy obrazovatel'noy traektorii obucheniya [Algorithm for constructing an individual educational trajectory of learning] // Sovremennye naukoemkie tehnologii [Modern high technology]. - 2016. - № 11-1. -pp. 138-142;


Login or Create
* Forgot password?