ROLE OF UNGULATES IN THE RESTORATION OF CONIFEROUS PLANTATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In recent times, forestry, again like the 70-80s of the last century, began to suffer great losses as a result of the death of forest cultures destroyed by wild ungulates in the regions of the Central forest-steppe. On the example of Gryazinsky forestry of the Lipetsk region, the article shows the extent to which wild ungulates interfere with successful reforestation and what cost is paid by forestry for this excessive number of wild ungulates in plantations. Damage to forest crops was recorded in all district forestry. It is distributed relatively evenly, in proportion to the volume of plant-ings. All discard forest crops were created between 2005 and 2010 and were not transferred to the forested area. Grya-zinsky forestry has lost 160 hectares of forest crops or a quarter (24.5%) of what was planted just in 6 years. Losses in Gryazinsky forestry, only for the laying of forest crops for 6 years, amounted to more than 2 million rubles. Roe deer, the total number of which reached 3020, is the main problem for coniferous plantations in the Lipetsk region. Comparable harm to pine forest cultures in the region is also caused by moose and deer, the total number of which, in almost equal proportions, is about 1000 animals. It is obvious that in conditions of intensive reforestation and afforestation, it is necessary either to limit the growth of the number of wild ungulates, or to effectively protect forest crops from them

Keywords:
ungulates, reforestation, forest crops, forested areas, damage to forest crops
Text
Text (PDF): Read Download

 

Введение.   В связи с тем, что 60-80-е годы ХХ столетия шло активное восстановление отечественных лесов (самое масштабное за всю историю страны) крайне обострились противоречия между лесным и охотничьим  хозяйством. С одной стороны эффективные природоохранные меры и регламентация охоты привели к увеличению численности диких животных, и в первую очередь копытных, а с другой, большие площади молодых лесных посадок стали для этих копытных, по сути, ремизными участками. В результате многие лесные культуры повреждались, их приходилось неоднократно дополнять или вообще полностью восстанавливать [2;9]. Ни какие защитные меры, используемые лесоводами для сохранения лесных культур (огораживание, репелленты, светошумовая защита и т.д.), радикально ситуацию не меняли [3].

     Острота проблемы «лес и копытные» существенно снизилась в 90-е годы, Это было связано, как с резким сокращением лесукультурных работ, так и с не менее существенным снижением поголовья диких копытных. Однако, в последние годы положение и с лесовосстановлением и с охраной диких копытных заметно улучшается. Так, к примеру, интенсивность лесокультурных работ в Липецкой области за последние десятилетие выросла в 3,5 раза (с 385. га в 2006г, до  1350 га в 2016 г.),  а численность некоторых диких копытных в  2,6 раза (косули с 1160 голов в 2005 году до 3020 голов в 2017 г.) [1;8;10]. Соответственно,  снова начинает обостряться проблема сохранения лесных культур от повреждения дикими копытными. [2;3;4;5;6;7].

     Исходя из этого, мы задались целью, на примере Грязинского лесничества Липецкой области, определить в какой степени  дикие копытные мешают успешному лесовосстановлению и, во что обходится лесному хозяйству избыточное количество диких копытных в насаждениях.

    Материалы и методики исследований. Исследования проводились как аналитическим путем, на основе анализа соответствующей отчетной документации, имеющейся в открытом доступе [1;   10], так и путем натурного обследования поврежденных участков лесных культур. . Всего было заложено 8 пробных площадей по 0,2 га каждая (40 х 50 м). Шесть пробных площадей были заложены на предмет выяснения интенсивности и характера повреждения лесных культур копытными на опушке леса, вдоль автомагистрали (пп №1 кв 78-2 5СО5Б; пп №2 кв. 72-25 6Б3ОС1КЛО; пп №3 кв. 56-8 8Б, 2 0С) и в глубине леса (, и две пробные площади были заложены в культурах текущего года для определения сезонной динамики повреждений.

   Результаты и обсуждения. В таблице 1 приведены данные за пятилетний период потерь лесных культур различных пород в результате потравы дикими копытными.

Если считать потери в денежном выражении, то  убытки по Грязинскому лесничеству только на закладку лесных культур (не считая затрат на уходы, дополнения, охрану, упущенную выгоду и т.д.) за 6 лет составили более 2 миллионов рублей.     Как видно из рисунка 1 гибель поврежденных дикими копытными лесных культур происходит в основном на 4-6 год после посадки

Таким образом, в 2010 году были списаны лесные культуры на площади 23,7 га  только в Плехановском участковом лесничестве. В следующем году, в результате повреждения дикими копытными уже списывались лесные культуры во всех четырех лесничествах на общей площади 32,2 га. В 2012 году была соответственно списано 11,9 га, в 2013 – 3,5 га и в2014 – 8, 5га. Как известно, именно в периоды наиболее активного роста, лесные культуры используются копытными, как ремизная база, и подвергаются наибольшим повреждениям [2]. Из-за этого страдает густота посадок, приживаемость и качество (рисунок 2). Повреждения встречаются как куртинные, так и сплошные на всей площади. Так же разные породы деревьев имеют своих характерные виды животных-вредителей. Для культур дуба черешчатого это, в первую очередь, кабан. Хотя в последние 5 лет  произошел  резкий спад его численности  (с 2653 особей в 2012 г до 450 в 2017г), кабан крайне экологически пластичен и, как ни какой другой вид диких копытных, способен быстро восстанавливать численность. Повреждение лесных культур зафиксированы во всех участковых лесничествах  и распределены относительно равномерно, пропорционально объему посадок (таблица2).

 

  Таблица 1

Сводная ведомость списания лесных культур в Грязинском лесничестве Липецкой области с 2010 по 2015 гг. в результате потравы дикими копытными (по отчетам Грязинского лесничества Липецкой области)

 

Рис. 2  Фатальные повреждение 5-летних культур сосны дикими копытными в Грязинском лесничестве

 

 

Таблица 2

Доля лесных культур в Грязинском лесничестве, списанных из-за повреждения копытными

 

Рис. 3. Характер и сезонная динамика повреждения лесных культур на участках расположенных вдоль автомагистрали (по результатам натурных исследований авторов)

 

 

Это свидетельствует о том, что, с одной стороны дикие копытные имеют достаточно высокую плотность во всех насаждениях лесничества, а с другой, что молодые посадки для них везде доступны.

Несколько меньший, но соизмеримый вред лесным культурам сосны в области наносят лоси и олени, общая численность которых, практически в равных долях,  составляет порядка 1000 голов.

Все списанные лесные культуры были созданы в период с 2005 по 2010 годы и не переводились в лесопокрытую площадь. В процентном отношении  доля списанных культур от посадок 2005 года составила 40,4 % (36,4 га), 2006 года – 44,7 % (40,5га), 2007 – 23,6 % (21,4 га), 2008 – 21,8 (24,0 га), 2009 – 19,8 % (16,7 га), 2010 – 12,9 % (20,2га). Всего за 6 лет Грязинское лесничество потеряло 160 га лесных культур или четверть (24,5 %) от того что было посажено.

      Это свидетельствует о том, что возрастающая численности диких копытных снова становится крайней серьезной проблемой для лесного хозяйства.

     Для культур хвойных пород основным вредителем из диких копытных в Липецкой области является  косуля. Особенно большой прирост её численности (более 200 голов) на территории липецкой области отмечен в 2017 году.

   Кроме масштабного повреждения лесных культур избыточное количество копытных в лесничестве наносит существенный вред древостоев среднего и приспевающих возрастов.

       Интересен и тот факт, что на разных участках лесных культур повреждение деревьев имеют разный характер и разную сезонную динамику. Так, вдоль опушки леса прилегающей к автотрассе (рисунок  3) отмечено наиболее интенсивное объедание копытными боковых побегов.

Закономерно, что это происходит наиболее интенсивно в зимний период. На втором месте среди повреждений копытными на этих участках являются погрызы коры. Реже встречаются такие повреждения как скус вершинного побега или облом стволика. Соотношение средних показателей по поданным повреждениям (объедание боковых веток, погрызы коры, скусы вершинного побега и облом стволика) выглядит как 63,4/25,4/7,0/4,2.

Не смотря на то, что повреждение стволика и его облом копытными происходит на порядок реже, чем повреждение боковых побегов и коры суммарное отрицательное воздействие в большинстве случаев приводит к гибели молодых деревьев.

Заметно отличается характер повреждений на участках в глубине леса (рисунок 4)

Как видно из диаграммы, отражающей виды и интенсивность повреждений лесных культур в глубине леса, здесь практически отсутствует скусывание верхушечных  побегов и обломы стволиков, но гораздо больше, чем в предыдущем варианте, повреждений коры. Объедание боковых побегов соизмеримо с величиной этого показателя на участках расположенных вдоль автотрассы.     Следует отметить, что в осенний период интенсивность повреждений на культурах, находящихся вблизи автодорог, почти не проявлялась.

Как видно из диаграммы, отражающей виды и интенсивность повреждений лесных культур в глубине леса, здесь практически отсутствует скусывание верхушечных  побегов и обломы стволиков, но гораздо больше, чем в предыдущем варианте, повреждений коры. Объедание боковых побегов соизмеримо с величиной этого показателя на участках расположенных вдоль автотрассы.     Следует отметить, что в осенний период интенсивность повреждений на культурах, находящихся вблизи автодорог, почти не проявлялась.

Вероятнее всего, это связанно с регулярным и активным посещением данных лесных массивов грибниками и туристами, которые являютсясущественным фактором беспокойства для диких животных, вследствие чего копытные локализуются в этот период в более лесистых и отдаленных от дорог общего пользования. Это, в свою очередь, подтверждается  относительной стабильностью повреждений культур в глубине леса, так здесь копытные присутствуют постоянно и используют молодые посадки как ремизную базу. Повреждаются копытными и молодые лесные культуры посаженые в текущем году (рисунок 5).

 

Рис. 4. Характер и сезонная динамика повреждения лесных культур на участках расположенных в глубине лесного массива (по результатам натурных исследований авторов)

 

Рис. 5 Характер и сезонная динамика повреждения лесных культур (%) посадки текущего года                    (по результатам натурных исследований авторов)

 

Рис. 6. На территории обширных загонов  дикие копытные наносят многочисленные повреждения деревьям путем погрызов, сдирание коры при чесании, оголение корней и корневой шейки, а также нарушения почвенного покрова (Фото Долгих К.К.)

 

В данном случае, из за размеров деревца, не приходится говорить о повреждении коры или боковых побегов, но  скусывание верхушечных побегов и облом стволиков (часто в результате затаптывания) составил 12-20%, что естественно будет препятствовать успешному лесовосстановлению на данных участках.

На территории Грязинского лесничества  в   Балашовском участковом лесничестве, которое находится в аренде у ОАО «Бригантина », в квартоле 46 выдел 19 (0,9 га), ведется  полувольерное содержание диких копытных, таких как кабан, косуля и олень. На территории  загонов, где численность  диких копытных в десятки раз превышают естественную, они наносят многочисленные повреждения деревьям путем погрызов, сдирание коры при чесании, оголение корней и корневой шейки, а также нарушения почвенного покрова (Рис.6).

Необходимо отметить, что животные, находящиеся в загонах регулярно и достаточно подкармливаются, то есть наносимые ими повреждения деревьям не связаны с кормом. Следовательно, в естественных условиях (особенно в хвойных насаждениях) деревья «вышедшие из морды зверя», то есть переставшие быть для диких копытных кормом, все равно могут подвергаться существенным повреждениям. Такие повреждения приводят, к увеличению естественного отпада, а при высокой плотности  копытных к сильному ослаблению древостоя, результатом которого часто становится его куртинное усыхание (Рис. 7).

Для получения объективных данных о проценте и степени повреждения  древостоев дикими копытными при избыточной плотности, нами в загоне была заложена пробная площадка в 0,25 га. Участок был представлен сосново-березовым древостоем (7С3Б) с полнотой 0.7 в возрасте 75 лет.  Копытных, на момент учета, было 5 особей (1 олень, 2 кабана и 2 козы). В таблице 3 приведены результаты учета повреждений на деревьях и количество сухостоя.

Как видим, больше половины деревьев на пробном участке имеют существенные повреждения, что уже привело к усыханию четверти древостоя.

Учтенные виды повреждений количественно сопоставимы.   Полностью уничтожен напочвенный покров на трети  территории. Правда некоторые лесоводы считают, что сдирание лесной подстилки дикими копытными является положительным для наглядно иллюстрирует насколько серьезно и достаточно быстро дикие копытные могут нанести вред лесному хозяйству в случае их избыточной численности.

    В связи свыше изложенными фактами и тенденциями в динамики популяций диких копытных не понятна политика органов, отвечающая за регулирование численности диких копытных, которые ограничивают нормы ежегодного отстрела косули и лося в области на уровне 1-3 % (!), а оленя не отстреливают  уже  более 20 лет.

 

Рис. 7. Повреждения, наносимые копытными деревьям и почвенному покрову (Фото Долгих К.К.)

 

Таблица 3

Повреждение древостоя в загоне, где содержатся дикие копытные

(по результатам натурных испытаний авторов)

 

 

Конечно, данная ситуация предельно утрирована, поскольку суммарная плотность популяций животных в обследуемом загоне превышала оптимальную для данного типа угодий в 200 раз (5 тыс. особей на 1000 га вместо 25).

Выводы. Из проведенного анализа динамики численности копытных и интенсивности ими повреждения лесных культур и насаждений в Грязинском лесничестве Липецкой области, очевидно, что проблема взаимоотношения лесного и охотничьего хозяйства снова явно обостряется и требует повышенного внимания.

      Соответственно, в условиях интенсивного лесовосстановления и лесоразведения необходимо либо ограничивать рост численности диких копытных, либо эффективно охранять (защищать) от них лесные культуры с параллельным увеличением биотехнических мероприятий для диких животных.


 

References

1. Otkrytye dannye Upravleniya lesnogo hozyaystva Lipeckoy oblasti http://www.leslipetsk.ru Dokumenty ( data obrascheniya 05.12.2019)

2. Rusanov Ya.S. Les i kopytnye [Tekst] / Ya.S. Rusanov, L.I. Sorokina - M.: Lesn. prom-t', 1984, -128s.

3. Rusanov Ya.S. Faktory, opredelyayuschie stepen' povrezhdeniya lesnyh kul'tur losyami // Voprosy lesnogo ohotovedeniya. - M.: VNIILM, 1979. - S. 3-21.

4. Smirnov K.A., Zhemchuzhnikov A.S., Nemchenko V.V. Zapas i po- treblenie kosuley zimnego dre- vesno-vetochnogo korma v zapovednike Be- logor'e . Smirnov K.A., Zhemchuzhnikov A.S., Nemchenko V.V. // Zool. zhurnal. - 2009, - № 5. - S. 623-628. http://naukarus.com/j/zoologicheskiy-zhurnal/47

5. Sokolov S. A. Ohotnich'i zhivotnye. Korma i pitanie promyslovyh zverey i ptic. - M., 1949. - 256 s.

6. Spurr S.G. Lesnaya ekologiya [Tekst] / S.G. Spurr, B.V. Barnes. - M.: Lesn. prom-t', 1984. -480s.

7. Timofeeva E. K. Los'. // Zveri Leningradskoy oblasti. - L., 1970. - S. 155-160

8. Shubin V.A. Lesa Rossii [Tekst] / V.A. Shubin, D.M. Giryaev. M.: Enciklopediya sel i dereven', 1998, - 208 s.

9. Boulanger V. Ungulates increase forest plant species richness to the benefit of non-forest specialists. Glob Chang Biol.2018 Feb:24(2):e485-e495.doi:10/1111/gcb.13899

10. Challenges and science-based implications for modern management and conservation of European ungulate populations // Marco Apollonio and others. Mammal Research, July 2017, Volume 62, Issue 3, pp. 209-217


Login or Create
* Forgot password?