PERSONAL AGGRESSIVENESS AND CONFLICT OF FOREIGN STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the forms of manifestation of aggressive and conflict behavior among foreign students of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of their socio-psychological and cross-cultural adaptation in the learning process as part of international training groups, since the interaction of representatives of different cultures, especially in the initial stage, is often in conflict. The results of a study on the forms of manifestation of aggressive behavior among foreign students of a departmental university are presented. The study involved 60 foreign students, 30 students (representatives of the Tajik Republic), 30 listeners ( representatives of the Kyrgyz Republic), as well as cadets of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic named after E.A. Aliyev in the amount of 26 persons. Students who participated in the exemination study at different courses. The respondents studied the level of aggressiveness and aggressive state using the Bas - Darki questionnaire. In order to make it possible to validly predict the tendency to “open aggressive behavior” and to conduct an in-depth study of the personality, the projective “Hand-test” methodology was used, which compares favorably with relative simplicity. The experimental data obtained during the study were subjected to mathematical analysis. Data processing was carried out using the applied computer programs Excel 2010 and SPSS 21.0. The average values of all indicators and variance were calculated. The significance of differences was determined using the parametric t-Student test. The use of Student's parametric t-criterion did not reveal significant differences between the “Bass-Darki questionnaire” and “Hand-test” methods between “Kyrgyz listeners” and “Tajik listeners”. Based on this, we decided to use frequency analysis for more detailed detailing of the research results.

Keywords:
cross-cultural adaptation, defense mechanisms, interethnic relations, aggressive and conflict manifestations, social environment, ethnic characteristics, physical aggression, auto-aggression
Text

Актуальность

Возрастающие масштабы интернационализации многих сфер общественной жизни в современном мире создают благоприятные условия для плодотворного сотрудничества, в том числе в сфере экспорта образовательных услуг Российской Федерации. Неотъемлемой частью национальной системы образования являются образовательные организации МВД России, важным показателем эффективности деятельности которых принято считать уровень развития и укрепления партнерских связей с образовательными учреждениями, ведомствами и организациями зарубежных стран. Так, во многих образовательных организациях МВД России осуществление международных контактов является чрезвычайно важным и актуальным составным элементом учебной, учебно-методической и научной деятельности образовательной организации.

Широкое представительство иностранных слушателей в образовательных организациях МВД России актуализирует проблему их социально-психологической и кросс-культурной адаптации в процессе обучения в составе интернациональных учебных групп, поскольку взаимодействие представителей различных культур, особенно на первоначальном этапе, часто носит конфликтный характер.

В межнациональных отношениях считается классической ситуация, когда при общении представителей различных культур происходит столкновение культурно-специфических взглядов на мир, в котором каждый из партнеров первоначально не осознает никакого значения различий, поскольку считает свои представления нормальными, а представления своего собеседника – нет [9]. Необходимо отметить, что при взаимодействии с представителем другой культуры человек выходит за границы привычной обстановки, из круга привычных понятий и отправляется в незнакомый, но привлекающий своей неизвестностью другой мир. «Чужая страна», с одной стороны, незнакома и кажется опасной, а с другой – все новое привлекает, обещает новые знания и ощущения, расширяет кругозор и жизненный опыт. Оказавшись в непривычных условиях новой социокультурной среде образовательной организации, многие иностранные слушатели проявляют повышенную агрессивность и конфликтность в межличностных отношениях, что самым негативным образом влияет на состояние социально-психологического климата в учебных группах.

Проблема

Сложность адаптации иностранных слушателей к обучению в вузе состоит в том, что необходимо отказаться от привычного, преодолевать разнообразные проблемы и профессиональные затруднения. Привыкать к режиму и условиям в системе органов внутренних дел, достижение определенного уровня профессиональных знаний, умений и навыков, важных качеств личности, которые влияют на успешное овладение профессией.

Адаптация будущих специалистов органов внутренних дел является достаточно актуальной темой в настоящее время. Именно от успешной адаптации человека зависит уровень качественной трудовой деятельности. Плохой уровень адаптации слушателей приводит к появлению негативных явлений, а именно развитие эмоциональной неустойчивости, повышенной агрессивности, возникновению напряженности, внутриличностной конфликтности, а также плохого уровня взаимодействии личности с окружающей средой. Успешная адаптация слушателей – это залог хорошей учебы и службы в органах внутренних дел [1, с.3-17.].

Для иностранных слушателей первый год нахождения в чужой социальной среде это всегда сложно, ведь происходит внедрение в новую социальную среду, что подразумевает другую культуру, менталитет, ценности. Формируется профессиональное отношение, появляются определенные ценности. Сформировавшиеся ценности в период адаптации слушателей, остаются постоянными на протяжении всей будущей деятельности. У некоторых слушателей происходит непринятие чужой культуры, более спокойные замыкаются в себе, у других проявляется в виде агрессии, нервной напряженности, все это можно определить как защитный механизм. А остальная часть адаптируется более успешно и менее испытывают такие психологические напряжения. Так как наша профессия относится к числу «наиболее опасных», «повышенного риска» она, конечно же, отличается высокой степенью стресса, агрессивности. Агрессия в свою очередь проявляется как защитный механизм на чужую социальную среду как способ самозащиты. Но все это требует научного, исследовательского доказательства. Конфликтность у иностранных слушателей замечается очень часто по отношению друг-другу. Ведь каждой национальности требуется свой подход, учитывая особенности культуры. Возможно высокая нормативность, строгая дисциплина и осознание того, что за проявление физической агрессии последуют меры дисциплинарного наказания (санкции) являются причиной агрессии и аутоагрессии [6].

Агрессия как объект изучения в психологической науке.

Термин «агрессия» подразумевает множество разнообразных действий и проявлений, поэтому дать однозначную характеристику этому понятию невозможно, ведь каждый учёный трактует его по-своему [8].

Одним из первых теоретические положения, имеющие отношение к проблеме агрессивности и агрессии, разрабатывал известный криминолог Ч. Ломброзо. По мнению автора, агрессивность изначально (врожденно, генетически) присуща отдельным категориям людей и проявляется в их поведении с большей степенью вероятностью. Согласно данной теории, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия [7].

З. Фрейд в своих ранних работах утверждал, что всё человеческое поведение (прямо или косвенно) проистекает из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Но, пережив опыт насилия первой мировой войны, З. Фрейд постепенно пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источнику агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса - влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни [11].

К. Лоренц придерживался эволюционного подхода к агрессии, при этом демонстрируя неожиданное сходство с позицией З. Фрейда. По мнению К. Лоренца, агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который есть у людей так же, как и у других живых существ. Автор предполагает, что этот инстинкт образовался в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции.

Авторами теории фрустрационной агрессии являются: Доллард и Миллер, они считали, что агрессия возникает в момент фрустрации, и наоборот фрустрация влечёт за собой появление агрессии. При этом авторы отмечают, что реакция на фрустрацию у каждого человека индивидуальна, а агрессия является лишь одним из типов данных реакций.

Л. Берковиц в свою очередь внес наиболее значительные изменения и уточнения в теорию фрустрации – агрессии. Он полагал, что фрустрация является одним из множества различных аверсивных стимулов, которые могут спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивным действиям [3].

А. Бандура в своей теории социального обучения рассматривал агрессию и агрессивность как некое специфическое социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения.

Некоторые исследователи представляют агрессию как проявление защитного механизма личности человека. Несмотря на большую часть отрицательных сторон агрессии, это явление имеет и положительный характер. В ряде случаев проявление агрессии выступает как защитный механизм.

Впервые о защитных механизмах личности писал З. Фрейд в своей работе «Защитные нейропсихозы» 1894 года. Позднее термины «защитные механизмы» и «психологическая защита» были развиты, преобразованы многими другими учёными, в их числе Анна Фрейд, Кэлвин Холл, Гарднер Линдсей, Нэнси Мак-Вильямс и др. [4]

Одним из современных исследователей, определивших термины «агрессия» и «психологическая защита», является С.Ю. Головин – составитель словаря практического психолога. Автор пишет, что психологическая защита – это «специальная регулятивная система стабилизации человека, система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги».

Агрессия, по мнению С.Ю. Головина «индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, форма реагирования организма на физический и психический дискомфорт, стресс, фрустрацию, а также может выступать как средство достижения значимой цели». Начиная с самого детства, в психике каждого человека формируются «механизмы психологической защиты». Они оберегают психику от ненужных эмоциональных переживаний, поддерживают стабильность, сохраняют психологический гомеостаз, а также непосредственно участвуют в разрешении внутриличностных конфликтов, действуя как на бессознательном, так и на сознательном уровне.

С.А. Будасси пишет о том, что агрессия как защитный механизм проявляется в момент фрустрации и направлена лишь на источник этой фрустрации. При этом С.А. Будасси отмечает, что не каждый человек реагирует агрессивно на свои «неудачи, разочарования», по мнению автора, человек должен быть предрасположенным, склонным к данной реакции. С.А. Будасси выделяет три разновидности агрессии: прямая агрессия, косвенная агрессия, вымещение [5].

Методика исследования.

В своем исследовании мы пытались ответить на вопросы о формах проявления агрессивного поведения в среде иностранных слушателей ведомственного вуза, сравнить показатели агрессивных тенденций у кыргызких и таджикских слушателей образовательной организации МВД России, а также попытаться выявить взаимосвязи показателей агрессивности с различными характеристиками личности.

В исследовании приняли участие 60 иностранных слушателей Сантк-Петербургского университета МВД России, 30 слушателей – представители Таджикской Республики, 30 слушателей представители Кыргызской Республики, а также курсанты Академии МВД Кыргызской Республики им. Э.А. Алиева в количестве 26 человек.

Слушатели, которые приняли участие в исследовании обучаются на разных курсах. Также мы провели анализ успеваемости и служебной дисциплины слушателей. Анализ показал, что средний балл успеваемости у кыргызов выше, чем у таджиков, а служебная дисциплина находится на одном уровне.

В целях эмпирического исследования проблемы, нами было отобрано две выборки испытуемых. Первую выборку – составили слушатели из Кыргызстана факультета подготовки иностранных специалистов. Вторую группу испытуемых составили слушатели из Таджикистана факультета подготовки иностранных специалистов.

Эмпирическая часть работы была спланирована и проведена по следующим этапам:

  1. Формирование выборки испытуемых.
  2. Определение методик для диагностики агрессивности и конфликтности слушателей
  3. Сравнительный анализ полученных результатов

Мониторинг качества уровня агрессивности и кросс-культурной адаптации иностранных слушателей образовательных организаций МВД России можно осуществлять с применением проективной методики исследования личности Hand-test в адаптации Т.Н. Курбатовой [10] и опросника уровня агрессивности Басса-Дарки [2].

Результаты эксперимента.

1. Результаты исследования по проективной методике «Hand-тест».

Первый оцениваемый показатель – это общее количество ответов. Общее количество ответов свидетельствует о существующем запасе тенденции к действию, отражает энергетический потенциал и степень психологической активности личности. Среднее количество ответов для выборки «слушатели-кыргызы» составило 20, для выборки «слушатели-таджики» 24. Эти результаты свидетельствует о средней психологической активности тестируемых иностранных слушателей. Средние значения оценочных категорий для исследуемых выборок представлены в таблице 1.

В среднем по двум исследуемым выборкам наибольшее количество ответов относится к категории «Агрессия» - 11,55 % от общего числа ответов у «слушателей–кыргызов» и 15,74 % у «слушателей-таджиков».

Таблица 1

Средние значения оценочных категории «Hand-тест»

 

Шкалы

слушатели-кыргызы

слушатели-таджики

баллы

%

баллы

%

Agg

2,88

12

3,95

16

Dir

2,12

9

2,25

9

Aff

2,14

7

1,88

8

Com

2,23

7

2,53

11

Dep

2,64

8

2,50

11

F

2,46

8

2,50

10

Ex

2,50

8

3,06

14

Crip

2,29

7

2,69

11

Des

3,15

10

3,33

14

Ten

2,67

10

3,29

14

Act

2,27

6

2,53

11

Pas

2,18

7

1,67

7

I

-1,9

 

-1,35

 

Σотв.

20

100

24

100

 

Совокупность ответов первых двух категории «Agg» и «Dir» позволяет оценить степень развития агрессивных тенденций у испытуемых. Для выборки «слушатели-кыргызы» ответы категории «Агрессия» и «Директивность» составили в среднем 20,9 % общего числа ответов, для выборки «слушатели-таджики» – 25,12%. Полученные данные свидетельствует о невысокой вероятности открытого проявления ими агрессии в поведении.

Однако главной детерминантой открытого агрессивного поведения является недоразвитие установок социального сотрудничества, а не наличие развитых агрессивных тенденций. Поэтому важно не просто оценить, сколько у человека ответов «Agg»+ «Dir», а что этому противостоит – тенденцию к социальной кооперации [10, С. 18-19.]. Выраженность установки на социальное сотрудничество оценивается по совокупности ответов категорий «Аффектация», «Коммуникация» и «Зависимость».

Ответы, относящиеся к категории «Aff», составили по выборке «слушатели-кыргызы» 7,25 %, а по выборке «слушатели-таджики» - 8,06%, что считается показателем ниже среднего. Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует о дефиците искренних эмоциональных отношений с другими и отсутствии желания поддерживать эмоциональный контакт. Полученные результаты также могут указывать на отсутствие потребности устанавливать близкие, дружеские отношений в новой социальной среде.

Ответы категории «Соm» отражают уровень коммуникативной компетентности, которая является для сотрудников полиции профессионально-важным качеством. При этом обследованные «слушатели-кыргызы» испытывают дефицит искренних эмоциональных отношений в большей степени, чем «слушатели-таджики». Отсутствие мотивации на социальную кооперацию в новой социальной среде влечет за собой изоляцию иностранных слушателей в учебных коллективах и, в конечном итоге, затрудняют их кросс-культурную адаптацию.

Ответы категории «Dep» составили 7,8 % общего числа ответов по выборке «слушатели-кыргызы», 10,64 % – у «слушателей-таджиков». Такой высокий показатель по шкале «Зависимость», являясь индикатором социально-психологической адаптации, указывает на выраженную у иностранных слушателей потребность в поддержке и помощи со стороны. Результаты испытуемых обеих выборок существенно превышают нормативные показатели по шкале «Зависимость», что ещё раз подтверждает наличие определенных трудностей в процессе адаптации к новому социальному окружению.

Ответы по двум следующим категориям «Ex» и «Crip» составили в общем 15 % у «слушателей-кыргызов» и 25 % – у «слушателей-таджиков». Относительно высокие показатели категории «Ex» отражают потребность иностранных слушателей в самовыражении. В новой социальной среде многие из иностранных слушателей, особенно «слушатели-таджики», испытывают затруднения в завоевании уважения и авторитета в кругу однокурсников.

Повышенные, относительно нормативных, показатели категории «Crip» свидетельствует о том, что значительная часть иностранных слушателей испытывает проблемы даже с удовлетворением своих витальных потребностей.

Высокий процент ответов категории «Des» (10 % у «слушателей-кыргызов» и 14 % у «слушателей-таджиков») свидетельствует о пассивности, склонности к созерцательности, о превалировании мотивации избегания неудач у данной категории испытуемых.

Ответы категории «Ten» составили для выборки «слушатели-кыргызы» 10 % общего числа ответов, и 14 % – у «слушателей-таджиков».

Содержание ответов категорий «Act» и «Pas» отражает одинаковый характер безличной окружающей среды. Среднее эмпирическое значение ответов данной категории обычно составляет 35 %. Незначительный процент (13 %) ответов безличной категории по выборке «слушатели-кыргызы» и 17 % по выборке «слушатели-таджики» свидетельствует об их повышенной социальной восприимчивости, чувствительности в межличностных отношениях.

В целом, вероятность открытого агрессивного поведения у иностранных слушателей, обучающихся в Санкт-Петербургском университете МВД России, оценивается ниже среднего (I = -1,9 балла у «слушателей-кыргызов» и -1,35 балла – у «слушателей-таджиков»).

На следующем этапе исследования мы сравнили результаты обследования иностранных слушателей по методике «Hand-тест» с результатами обследования, полученными на выборке «курсанты Академии МВД Кыргызской Республики им. Э.А. Алиева» [10, С. 50-51.] (таблица 2).

Таблица 2.

Средние значения оценочных категорий «Hand-теста»

 

 

Agg

Dir

Aff

Com

Dep

F

Ex

Crip

Des

Ten

Act

Pas

Баллы

курсанты Академии МВД КР %

9

8

5

21

3

2

4

0

2

2

17

0,3

-3,23

«слушатели-кыргызы» %

12

9

7

7

8

8

8

7

10

10

6

7

-1,9

«слушатели-таджики» %

16

9

8

11

11

10

14

11

14

14

11

7

-1,35

Применение t-критерия Стъюдента не выявило достоверных различий показателей по методике «Hand-тест» между «слушателями-кыргызами» и «слушателями-таджиками». Существенные различия показателей шкал выявлены при сравнении выборок «иностранные слушатели Санкт-Петербургского университета МВД России» и «курсанты Академии МВД Кыргызской Республики» (таблица 3).

Показатели выборки «иностранные слушатели» достоверно выше по шкалам: «Агрессия», «Демонстративность», «Калечность», «Описание», «Напряженность», «Зависимость», «Пассивные безличные ответы».

В целом, установки на социальное сотрудничество у курсантов Академии МВД КР и у иностранных слушателей СПб университета МВД России развиты в равной степени (29 и 25 соответственно). При этом показатель уровня развития агрессивных тенденций у иностранных слушателей СПб университета МВД России оказался выше, чем у курсантов Академии МВД КР. Таким образом, вероятность открытого агрессивного поведения у иностранных слушателей, испытывающих трудности кросс-культурной адаптации, оценивается выше, чем обучающихся в привычной социальной среде.

Курсанты Академии МВД КР отличаются от иностранных слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России более высоким уровнем развития коммуникативных навыков, выраженной ориентацией на социальную кооперацию.

Таблица 3

Сравнительный анализ показателей по методике «Hand-тест»

Шкалы

Иностранные слушатели СПбУ МВД РФ / курсанты Академии МВД КР

Agg

2,24*

Dir

1,74

Aff

1,25

Com

-7, 24***

Dep

2,79**

Ex

3,121**

Crip

5,96***

Des

3,00**

Ten

4,92***

Act

-3,75***

Pas

3,07**

* - уровень значимости различий 0,05 (двусторонний критерий)

** - уровень значимости различий 0.01(двусторонний критерий)

*** - уровень значимости различий 0.001 (двусторонний критерий

Обучающиеся в привычной социальной среде, не покидавшие пределов региона постоянного проживания, не проявляют склонности к ипохондрии; меньше, по сравнению с обучающимися в чужой стране, беспокоятся о состоянии своего здоровья и удовлетворении витальных потребностей; не испытывают страха и меньше тревожатся.

 

2. Результаты исследования по методике Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»

Таблица 4

Средние значения оценочных категорий «методика Басса и Дарки»

Шкалы

слушатели-кыргызы

слушатели-таджики

аллы

%

баллы

%

ВА

5,43

13,55

5,71

14,51

ФА

5,25

13,45

5,55

13,83

ПА

6,82

17,32

7,12

17,65

ЭА

6,55

16,85

6,45

18,15

АА

7,52

19,4

7,67

19,45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее частыми формами проявления агрессии в обеих выборках оказались предметная агрессия и аутоагрессия.

В выборке слушателей из Кыргызстана превалируют предметная агрессия, аутоагрессия и эмоциональная агрессия.

В выборке слушателей из Таджикистана превалируют предметная агрессия, аутоагрессия, эмоциональная агрессия и вербальная агрессия.

Высокие показатели эмоциональной агрессии означает, что у человека при общении с другим человеком возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и недоброжелательства по отношению к нему.

Показатели вербальной и физической агрессии почти одинаковы в обеих выборках и соответствуют средним значениям.

 

3. Результаты частотного анализа эмпирических данных

Статистически достоверных различий показателей по методикам «опросник Басса-Дарки» и «Hand-тест» на выборках выявлено не было. Исходя из этого, мы решили использовать частотный анализ для более подробной детализации результатов исследования. В анализе мы выделили три частоты встречаемости: высокие результаты, средние результаты, низкие результаты. Далее сравнивали две выборки «слушатели-таджики» и «слушатели-кыргызы». Данный вид анализа мы проводили по наиболее показательным шкалам двух методик. «Hand-тест»: Agg-агрессия, Com-коммуникация, Des-описание, Ex-эксгибиционизм, Ten-напряжение. Опросник «Басса-Дарки»: вербальная агрессия, физическая агрессия.

 

Рис.1. Показатели шкалы агрессии (Agg)

 

По данной шкале у «слушателей-таджиков» отмечаются более высокие показатели агрессии, чем у «слушателей-кыргызов».

 

Рис.2. Показатели шкалы коммуникации «Com»

 

В целом, показатели шкалы «Com» и выборки «слушатели-кыргызы», и выборки «слушатели-таджики» оказались ниже среднего

Рис.3. Показатели шкалы эксгибиционизма «Ex»

 

Представленные в сравнении средние показатели исследуемых выборок по шкале «демонстративность» указывают на то, что «слушатели-таджики» проявляют большую склонность к самодемонстрации и агрессивному самоутверждению в новой социокультурной среде.  

 

           

Рис.4. Показатели шкалы напряжения «Ten»

 

Представленные на рисунке 4 данные сравнения показателей по шкале «напряжение» свидетельствуют, что активно осваивающие новое социокультурное пространство «слушатели-таджики» испытывают большие трудности социально-психологической адаптации нежели «слушатели-кыргызы».

 

Рис.5. Показатели шкалы описание «Des»

 

Данные, представленные на рисунке 5, подтверждают, что «слушатели-таджики» для адаптации в новой социокультурной среде занимают болееактивную и одновременно более агрессивную позицию

 

 

Рис.6. Показатели шкалы вербальной агрессии

 

По шкале «вербальной агрессии» у «слушателей-таджиков» отмечаются более высокие показатели, чем у «слушателей-кыргызов».

 

Рис.7. Показатели шкалы физической агрессии

 

По данной шкале опросника Басса-Дарки у «слушателей-таджиков» отмечаются более высокие показатели агрессии, чем у «слушателей-кыргызов». Это свидетельствует о том, что у «слушатели-таджики» характеризуются высокой готовностью к проявлению открытой физической агрессии в процессе межличностной коммуникации.

Таким образом, частотный анализ эмпирических данных позволил выявить отдельные этнические особенности кросс-культурной адаптации иностранных слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России.

В частности, для освоения новой социокультурной среды «слушатели-таджики» выбирают агрессивную, но и более активную стратегию. Испытывая повышенную тревожность в условиях вынужденной кросс-культурной адаптации, «слушатели-таджики» в ситуации межличностного взаимодействия чаще и более открыто проявляют свою враждебность, раздражительность, охотнее демонстрируют агрессивные формы поведения.

Выводы.

В целом, вероятность открытого агрессивного поведения у иностранных слушателей, обучающихся в Санкт-Петербургском университете МВД России, оценивается ниже среднего (I = -1,9 балла у «слушателей-кыргызов» и -1,35 балла - у «слушателей-таджиков»).

Выявлены следующие трудности кросс-культурной адаптации иностранных слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России:

  • дефицит искренних эмоциональных отношений и отсутствие мотивации установления близких, дружеских отношений в новой социальной среде;
  • межличностное взаимодействие в новой социальной среде носит формальный характер;
  • отсутствие мотивации на социальную кооперацию в новой социальной среде влечет за собой изоляцию иностранных слушателей в учебных коллективах и, в конечном итоге, затрудняют их кросс-культурную адаптацию;
  • иностранные слушатели испытывают волнение, тревогу и неуверенность в себе в большинстве ситуаций повседневной жизни.

Применение параметрического t-критерия Стъюдента не выявило достоверных различий показателей по методике «Hand-тест» между «слушателями-кыргызами» и «слушателями-таджиками». Отдельные этнические особенности кросс-культурной адаптации выявлены на уровне тенденции с помощью частотного анализа. Установлено, что для освоения новой социокультурной среды «слушатели-таджики» выбирают агрессивную, но и более активную стратегию. Испытывая повышенную тревожность в условиях вынужденной кросс-культурной адаптации, «слушатели-таджики» в ситуации межличностного взаимодействия чаще и более открыто проявляют свою враждебность, раздражительность, охотнее демонстрируют агрессивные формы поведения.

Статистически достоверные различия показателей шкал обнаружены при сравнении выборок «иностранные слушатели Санкт-Петербургского университета МВД России» и «курсанты Академии МВД Кыргызской Республики». В целом, установки на социальное сотрудничество у курсантов Академии МВД КР и у иностранных слушателей СПб университета МВД России развиты в равной степени. При этом показатель уровня развития агрессивных тенденций у иностранных слушателей СПб университета МВД России оказался выше, чем у курсантов Академии МВД КР. Таким образом, вероятность открытого агрессивного поведения у иностранных слушателей, испытывающих трудности кросс-культурной адаптации, оценивается выше, чем обучающихся в привычной социальной среде.

Обучающиеся в привычной социальной среде, не покидавшие пределов региона постоянного проживания, не проявляют склонности к ипохондрии; меньше, по сравнению с обучающимися в чужой стране, беспокоятся о состоянии своего здоровья и удовлетворении витальных потребностей; не испытывают страха и меньше тревожатся.

Отдельные этнические особенности кросс-культурной адаптации выявлены на уровне тенденции: для освоения новой социокультурной среды «слушатели-таджики» по сравнению со «слушателями-кыргызами» выбирают более агрессивную, но и более активную стратегию. Испытывая повышенную тревожность в условиях вынужденной кросс-культурной адаптации, «слушатели-таджики» в ситуации межличностного взаимодействия чаще и более открыто проявляют свою враждебность, раздражительность, охотнее демонстрируют агрессивные формы поведения.

Сравнительный анализ подтверждает, что статистическая вероятность открытого агрессивного поведения у иностранных слушателей, испытывающих трудности кросс-культурной адаптации, оценивается достоверно выше, чем у обучающихся в привычной социальной среде.

References

1. Aseev V.G. Theoretical aspects of the problem of adaptation // Adaptation of students and youth to labor and educational activities. - Irkutsk, 2009. pp. 3-17. (Russia)

2. Bass A. Darki. A. The concept of aggression / hostility. Ekaterinburg 2010. - 180 p. (Russia)

3. Berkovits, L. Aggression. Causes, consequences, control. M., 2006 .-- 512 p.

4. A large psychological dictionary. / Meshcheryakov B.G., Zinchenko V.P. - Novosibirsk, 2010 - 232 p. (Russia)

5. Budassi S. A. Protective mechanisms of personality. Special course program. M., 1998 .-- 39 p. (Russia)

6. Grishina N.V. The Psychology of Conflict, St. Petersburg, 2016 .-- 128 p. (Russia)

7. Lombroso C. Genius and insanity. -SPb., 2014. - 127 p. (Russia)

8. Maltseva T.V. Psychology: textbook - M., 2020. - 275 p. (Russia)

9. Maltseva T.V., Sepiashvili E.N. Ethnicities of Russia: Anthropological, psychological and pedagogical approaches. Educational and practical manual - Ruza, 2015. (Russia)

10. Projective methodology for personality research “Hand-test”: Methodological Guide / T.N. Kurbatova, O.I. Mulyar.-SPb: Imaton Publ., 2007. (Russia)

11. Freud Z. The basic principles of psychoanalysis - M., 2015. - 480 p. (Russia)


Login or Create
* Forgot password?